Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №46 (05.2002)

Электроника на службе человеку

Электроника на службе человеку

 

Приверженцам борьбы пилотов «по гамбургскому счету» приходится вновь сдавать позиции - с 2002 года правила FIA разрешают использование телеметрии (передачи данных) от боксов к машине. Другими словами, электронными системами автомобиля на трассе теперь можно управлять прямо из боксов.

Как и всегда, в этом случае есть немало аргументов «за» и «против» принятия такого решения. Но нравится это кому-то или нет, теперь инженерам команд Ф-1 доступно еще одно средство технологической борьбы. Главный инженер Renault Пэт Симондс согласился пролить свет на некоторые тонкости, связанные с телеметрией, а также развеять пару популярных мифов.

Суть в том, что внести необходимые, по мнению инженеров команды, изменения в работу такого сложного механизма, как автомобиль Формулы-1, теперь можно вовсе без участия пилота. Есть, правда, одно существенное исключение - процедура старта. Любая система, которая может распознать момент, когда погасли светофоры, или же автоматически запустить специальную программу электронного старта машины, решительно запрещена правилами. Реагировать на стартовый сигнал гонщики должны самостоятельно.

Ну а после этого за дело берется электроника. Надо сказать, что такое развитие событий позитивно сказывается на безопасности соревнований, поскольку гонщику теперь не надо отвлекаться на переключение множества рычажков, тумблеров, кнопок и прочих устройств, и он может полностью сконцентрироваться на вождении.

Также следует непременно отметить, что, несмотря на многочисленные слухи, автомобиль совершенно определенно не управляется из боксов. Инженеры команды могут влиять лишь на работу отдельных узлов - двигателя, коробки передач, дифференциала - да и то в весьма ограниченном диапазоне.

Окончательное решение, что и когда именно следует предпринять, лежит на плечах инженеров, отвечающих за работу того или иного узла. И хотя выводы, сделанные этими людьми, будут моментально исполнены электронными системами, сам процесс принятия решения по-прежнему остается привилегией человека. Никакая техника, пусть даже самая современная, здесь не поможет - приходится полагаться на знания и интуицию.

Как мы все знаем из собственного (как правило, горького) опыта, любая компьютерная система рано или поздно дает сбой. Если такое случится во время гонки, пилоту придется самостоятельно контролировать работу агрегатов. В теории все выглядит просто: из боксов следует команда, относящаяся, например, к работе коробки передач. Если компьютер получает в ответ сигнал об ошибке, означающий, что КП работает в прежнем режиме, с командного мостика по радио связываются с пилотом, который вручную переводит необходимый тумблер в нужное положение.

Передаваемые автомобилю радиокоманды, конечно же, закодированы настолько, насколько это вообще возможно. Можно только представить, какое преимущество могла бы получить команда, сумевшая перехватить, а главное - «взломать» телеметрию соперника. Впрочем, затраченные усилия в данном направлении, скорее всего, пропадут впустую - в Ф-1, мягко говоря, готовы к подобным «электронным войнам». И FIA в том числе.

Конечно же, электроника не всесильна. К примеру, никакая передача информации не в силах повлиять на гоночную тактику - ведь топливо-то через компьютер из боксов в бак не пошлешь. Ну и, конечно же, телеметрия не в силах устранить механические отказы.

Надо сказать, что системы передачи данных не потребуют от команд больших затрат: единожды создав миниатюрные бортовые приемники сигналов и надежное программное обеспечение, можно в дальнейшем без серьезных вложений эксплуатировать их, внося лишь небольшие необходимые изменения.

Итак, понятно, что новая система, безусловно, облегчит жизнь инженерам. Но как к ней относиться гонщикам, чья власть над автомобилем нынче еще более ограничивается? Уже появились недовольные голоса - не каждому пилоту будет приятно, если машина вдруг станет работать иначе, а тебе об этом скажут через полкруга по радио. С другой стороны, у гонщика далеко не всегда есть возможность внимательно следить за работой всех систем и анализировать, что именно нужно изменить. В принципе, он всегда может взять управление системами на себя. Вот только окажутся ли его решения лучшими и более своевременными, чем те, что «нашептывают» автомобилю из боксов.

Расселл Льюис

Категория: №46 (05.2002) | Добавил: LiRiK3t (16.01.2014)
Просмотров: 685 | Теги: №46(05.2002), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t