Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №47 (06.2002)

Летопись десятилетий. 10 мгновений 90-x годов

10 мгновений 90-х годов

 

Десять лет - это целая эпоха в истории Формулы-1! Век почти всех великих чемпионов «большого цирка» равен десятилетию. За десять лет успевает смениться поколение гонщиков, неузнаваемо преобразиться облик автомобилей. Размеренные 50-е, романтические 60-е, сумасшедшие 70-е... 80-е - «золотой век» Формулы-1! Чем запомнятся нам 90-е?

Гонщик десятилетия Михаэль Шумахер

«Он слишком талантлив, ему даже не нужно было трудиться...»

ЙохенМасс

Михаэль Шумахер пришел в Формулу-1 в конце лета 1991 года и почти сразу стал звездой первой величины. В 1992-1993 годах молодой немец оказался единственным, кто наравне с Айртоном Сенной мог противостоять непобедимым Williams. Но это была лишь проба сил. «Выиграть у Проста и Сенны для меня не самоцель. Я молод и могу подождать своего часа», - говорил Михаэль в 93-м. Хотя тогда немец едва ли предполагал, что его час наступит столь скоро и через год, когда ни Сенны, ни Проста уже не будет в Формуле-1, он впервые станет чемпионом. Через год немец снова на вершине. Но в 1996-м, переходя в Ferrari, Михаэль вряд ли догадывался, каким долгим будет путь к третьему титулу. «Шумахер сочетает в себе идеальную комбинацию качеств, необходимых чемпиону», - считает Ники Лауда.

Выиграв чемпионаты 1994, 1995 и 2000 годов, Михаэль заслужил право называться лучшим гонщиком своего десятилетия, а, может быть, и XX века. Но и целый век оказался для немца слишком коротким. Став чемпионом 2001 года, Михаэль Шумахер продолжает увеличивать счет своих побед.

Дуэль десятилетия Сенна-Мэнселл, Монако ’92

«Айртон изучил эту трассу как свои пять пальцев и знает, как сделать машину чуть шире, чтобы защитить свою позицию...»

Найджел Мэнселл

Из-за безоговорочного преимущества Williams сезон 1992 года получился одним из самых скучных. Но три последних круга Гран При Монако будут вспоминать еще не одно десятилетие.

За семь кругов до финиша Найджел Мэнселл лидировал в гонке с огромным преимуществом, и, казалось, победа была уже у него в кармане, но... «Когда я в очередной раз выехал из туннеля, зад машины неожиданно осел», - вспоминает Мэнселл. От вибрации ослабла гайка крепления заднего колеса, но тогда этого еще никто не знал, и, потеряв кучу времени на смену резины, Найдж вернулся на трассу позади Сенны. «Я понимал, что на последних трех кругах он пойдет ва-банк, но моя резина уже износилась, сцепление с трассой было отвратительное. Я ехал как по льду», - признавался Айртон. Мэнселл мог проходить круги за 1.21, в то время как Сенна ехал на четыре (!) секунды медленней. Тем не менее бразилец так и не дал Найджелу пространства для обгона на двух последних кругах. Взбешенный Мэнселл кидал машину из стороны в сторону, в отчаянии стремясь перекрестить траектории, даже пытался атаковать по внешнему радиусу в «шпильке» Rascasse. Но все тщетно! Сенна удержал лидерство и выиграл гонку в Монако. В пятый раз! «Я не в претензии, Айртон имел право делать то, что он делал. Защищался он блестяще!» - признался после финиша обессиленный Мэнселл.

Курьез десятилетия Быстрейший круг Сенны, Донингтон ’93

«Заехав на пит-лейн, я увидел, что механики только выкатывают резину из боксов, и вернулся на трассу...»

Айртон Сенна

Сегодня, когда скорость на пит-лейн ограничена, этот «трюк» повторить уже невозможно. Да и тогда, девять лет назад, это казалось чем-то совершенно невероятным. Во время Гран При Европы в Донингтон-парке Айртон Сенна показал быстрейший круг в гонке, проехав по пит-лейн! То была одна из лучших гонок Волшебника. А быстрейший круг - последний в жизни Сенны - оказался самым курьезным. К середине гонки над автодромом в очередной раз заморосил дождь, и в конце 41-го круга Сенна завернул в боксы за дождевой резиной. Однако механики не успели приготовить колеса, и Айртон, не снижая скорости, вернулся на трассу. Но поскольку в Донингтоне въезд на пит-лейн находится метров за сто пятьдесят до последнего очень медленного поворота «Годдард», а сам гаражный переулок гораздо короче стартовой прямой, проехав по пит-лейн, сам того не подозревая, Сенна показал быстрейший круг в гонке: 1'18.029 - на семь с лишним секунд быстрее, чем он мог идти по трассе при тех же погодных условиях. И даже когда асфальт вновь высох, никто так и не смог подобраться ко времени Айртона ближе чем на 1,35 секунды.

Разочарование десятилетия Майкл Андретти, 1993 год

«Уверен, уже в следующем году Майкл способен выиграть первый Гран При, а потом и стать чемпионом мира…»

Рон Деннис, октябрь 1992 года

Когда-то американские гонщики задавали тон в Формуле-1. Достаточно вспомнить Фила Хилла, Марио Андретти, Дэна Герни... Но в 90-е годы лишь один гонщик из США, сын последнего американского чемпиона мира, чемпион серии CART Майкл Андретти попробовал свои силы в «королевских гонках» и... бесславно провалился. Это был крах, по сравнению с которым меркнет даже неудача Занарди в 99-м.

Когда в конце 1992 года Майкл подписал контракт с McLaren, он не скрывал своих радужных надежд и не переставал восхищаться «королевой автоспорта»: «Эти гонки всегда были моей мечтой. Что бы ни говорили мои соотечественники, Формула-1 - это вершина для любого гонщика, и я надеюсь покорить ее!» Увы, вскоре из мечты Формула-1 превратилась для Майкла в кошмар. Из 13 гонок в шести он вылетел с трассы, причем в трех - на первом же круге. Едва не сломал себе шею в Бразилии и, набрав всего семь очков, еще до окончания сезона бесславно вернулся на родину.

Трагедия десятилетия Гибель Сенны и Ратценбергера, Имола ’94

«Я был ошеломлен гибелью Ратценбергера, а смерть Айртона сделала этот уик-энд самым черным в истории автогонок…»

Найджел Мэнселл

Конечно, история автоспорта знала и более страшные трагедии. Достаточно вспомнить хотя бы унесшую 80 жизней катастрофу в Ле-Мане летом 1955 года или аварию фон Трипса в Монце-61. Но еще никогда до черного уик-энда в Имоле в Формуле-1 не случалось за два дня сразу три аварии со смертельным исходом.

В субботу во время квалификации в самом быстром месте трассы перед поворотом «Вильнев» на скорости 314 км/ч оторвалось антикрыло на Simtek Роланда Ратценбергера, и автомобиль австрийца ударился об отбойник почти в лоб. Роланда отправили на вертолете в госпиталь «Маджиоре», и через 58 минут врачи констатировали его смерть. На следующий день на старте гонки столкнулись Benetton Юрки Ярвилехто и Lotus Педро Лами. Отлетевшие в толпу зрителей обломки смертельно ранили итальянского полицейского.

А еще через пятнадцать минут в скоростном повороте «Тамбурелло» оборвалась жизнь трехкратного чемпиона мира, бразильца Айртона Сенны.

Столкновение десятилетия Шумахер-Хилл, Аделаида ’94

«Будь я на месте Хилла, никогда не попал бы в такую глупую ситуацию...»

Михаэль Шумахер

Перед последней гонкой сезона-94 в австралийской Аделаиде двух претендентов на титул Михаэля Шумахера и Дэмона Хилла разделяло всего лишь одно очко. Со старта вперед вырвался Шумахер. Но Хилл не отставал и держался в нескольких секундах позади. На 36-м круге при выезде на «Флиндез-стрэйт» Михаэль ошибся и зацепил отбойник. На трассу он вернулся со сломанной подвеской, и ослепленный близостью заветного титула Хилл уже в следующем повороте бросился атаковать. Но Шумахер не ушел с траектории и подставил бок «раненого» Benetton под левое колесо Williams. «Дэмон неправильно выбрал место для атаки, с какой стати я обязан был уступать? Разве не должен пилот в каждом повороте защищать свою позицию?» - оправдывался Шумахер. В результате столкновения из гонки выбыли оба, с той только разницей, что Михаэль стал при этом чемпионом мира.

Скандал десятилетия Херес, 1997 год

«Херес навсегда останется черным пятном на моей репутации...»

Михаэль Шумахер

Столкновение Шумахера и Вильнева, спровоцированное Михаэлем на 48-м круге последнего этапа мирового первенства 1997 года в Хересе, решило судьбу 48-го чемпионата мира. Но в историю Формулы-1 эта авария навсегда вошла как первый гоночный инцидент, повлекший за собой дисквалификацию одного из претендентов на титул. До этого, несмотря на сомнительные, а порой и откровенно грязные столкновения (между Простом и Сенной в 1989, 1990 годах на Сузуке и Хиллом и тем же Шумахером в Аделаиде ’94) FIA безмолвствовала, не решаясь наказывать новоиспеченных чемпионов. Но в 1997 году «подозреваемый» впервые проиграл чемпионат, и федерация обрушилась на него всей силой своего административного гнева, лишив Шумахера второго места в чемпионате мира. Открытым остался лишь вопрос: пошла бы FIA на такие крайние меры, стань Шумахер чемпионом мира? Многие сомневаются в этом до сих пор.

Обгон десятилетия Вильнев-Шумахер, Эшторил ’96

«Обгон по внешней стороне виража вполне возможен в Формуле-1, хотя преобладает мнение, что это не так. Опровергнуть его - тоже достижение...»

Жак Вильнев

На овальных треках серии CART обгонами по внешнему радиусу никого не удивишь. Но в Формуле-1 из-за особенностей трасс и автомобилей такое случается всего несколько раз за десятилетие и под силу лишь самым смелым пилотам. В июне 1990 года, например, Найджел Мэнселл на Ferrari в последнем повороте последнего круга Гран При Мексики по внешней стороне виража знаменитой мексиканской «Параболики» опередил в борьбе за второе место McLaren Герхарда Бергера. Это был один из самых зрелищных обгонов за всю историю Формулы-1. Но вскоре гонка на автодроме имени братьев Родригес исчезла из календаря чемпионата мира, а на других трассах после трагедии в Имоле-94 практически не осталось скоростных поворотов. И все же во время Гран При Португалии 1996 года Жаку Вильневу, привыкшему к огромным скоростям американских «овалов», удалось доказать, что в Формуле-1 рано похоронили обгоны по внешнему радиусу. «Мне удалось обогнать Михаэля Шумахера в последнем повороте, применив маневр, который многие считали невозможным», - спокойно констатировал канадец.

Потеря десятилетия Lotus, 1995 год

«Я ни за что не купил бы эту команду, если бы не верил в ее потенциал...»

Дэвид Хант, 1994 год

В 90-е годы Формула-1 окончательно и, похоже, уже бесповоротно превратилась из романтического приключения в спортивный бизнес. А законы последнего оказались слишком жесткими для многих некогда великих команд. Одна за другой со сцены Гран При ушли March и Brabham, но самым тяжелым для поклонников Формулы-1 стало прощание с великой Lotus. Прекрасный цветок, взращенный когда-то Колином Чэпменом, начал увядать сразу после смерти своего хозяина в конце 1982 года. До середины 90-х лучшая команда 60-70-х годов, выигравшая за два десятилетия шесть чемпионатов мира и семь Кубков конструкторов, еще держалась на плаву и кое-как завоевывала редкие очки. Но в конце 1994 года ресурсы Lotus окончательно иссякли. Команду, долги которой достигли астрономической суммы в $16 млн, выкупил было брат чемпиона мира 1976 года Дэвид Хант. Но это не спасло Lotus. Зимой 1995 года команда осталась без поставщика двигателей, без спонсоров и без денег... В январе Хант вынужден был уволить 60 человек персонала и отказаться от участия в чемпионате мира. Lotus покинула Формулу-1. И, похоже, навсегда!

Победа десятилетия Ferrari, 2000 год

«Поистине, в этом году выиграл лучший гонщик, на лучшей машине и лучшая команда...»

Ральф Шумахер

21 год самая знаменитая гоночная команда планеты не знала побед в чемпионатах мира. За это время сменилось три поколения гонщиков. Не стало великого Коммендаторе. За Ferrari выступали четыре чемпиона мира, но словно злой рок довлел над «конюшней» из Маранелло - на протяжении двух десятилетий никому из них так и не удалось вытащить Ferrari из кризиса. И лишь в последний год тысячелетия удача пришла к Михаэлю Шумахеру. А второй подряд триумф Ferrari в Кубке конструкторов позволил итальянской команде опередить по общему числу завоеванных титулов McLaren (20 против 19) и по праву стать лучшей командой XX века.

Категория: №47 (06.2002) | Добавил: LiRiK3t (16.01.2014)
Просмотров: 1002
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t