Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №48 (07.2002)

Бертран Гашо: преступление и наказание

Бертран Гашо: преступление и наказание

 

«Встать, суд идет!» Почти все присутствующие в зале лондонского суда при этих словах невольно взглянули на Бертрана. Но бельгиец стоял с каменным лицом, на котором только опытный физиономист мог уловить признаки сильнейшего волнения. Даже когда судья начал читать приговор, он, казалось, сохранял спокойствие. И лишь после того, как за фразой «...подсудимый приговаривается к 18 месяцам тюрьмы...» повисла пауза, и стало понятно, что спасительное слово «условно» уже не прозвучит, лицо Гашо вытянулось от удивления, а в глазах появилось отчаяние. Казалось, это конец...

До этого нелепого инцидента на одном из лондонских перекрестков зимой 1990 года все в жизни Гашо шло просто великолепно: после двух блестящих побед в чемпионатах британской Формулы-Ford он на одном дыхании проскочил через Ф-3 и Ф-3000 и, хотя чемпионом не стал, уже через три года оказался в Ф-1. Правда, машины у него были скверные, и два первых сезона в Onyx и Coloni Бертран провел в мучительных и по большей части тщетных попытках пройти квалификацию. И лишь пять раз в тридцати гонках он сумел пробиться на старт. Однако контракт с Эдди Джорданом, команда которого готовилась к дебюту в Ф-1 в 1991 году, должен был многое изменить.

Автомобили Jordan оказались куда конкурентоспособней тех машин, на которых ему приходилось гоняться прежде. Как новичкам им приходилось участвовать в предквалификациях. Но эти несколько лишних часов на трассе лишь помогали настраивать машину к гонке. Гашо вышел на старт всех десяти первых Гран При сезона-91. Более того, ближе к середине чемпионата он стал бороться за очки: в Канаде Бертран занял пятое место, затем дважды подряд в Сильверстоуне и Хоккенхайме финишировал шестым. В июне Гашо записал на свой счет победу в «24 часах Ле-Мана», а на Гран При Венгрии отличился, показав за рулем скромного Jordan быстрейший круг в гонке. «Многие потом говорили, что я, дескать, проехал лучший круг только потому, что в конце гонки мне поставили новые шины, но ведь и на утренней разминке я был вторым, уступив лишь времени Проста», - возмущался Гашо. После успеха в Будапеште Бертран мог уже вполне рассчитывать на место в одной из топ-команд, но вместо этого через несколько дней оказался за решеткой…

Это случилось в декабре 1990 года на углу Гайд-парка, когда Бертран ехал на встречу со спонсорами из Fuji. «Я как раз говорил по телефону из машины с Эдди Джорданом, когда меня подрезал какой-то таксист. Он начал буквально издеваться надо мной: еле полз по пустой дороге и периодически резко тормозил прямо перед моим носом. В конце концов мне это надоело, и я сказал себе: если этот идиот еще раз остановится, я не буду тормозить. Так оно и произошло. Я слегка ударил в зад его машину, обошлось без повреждений, но он как ужаленный выскочил из своего «кэба», рванул мою дверь и схватил меня за галстук. Еще секунда, и он ударил бы меня. Но я не собирался с ним драться. Я ехал на Alfa Romeo моей подружки, а у нее в машине для самообороны всегда был газовый баллончик, так что мне осталось лишь достать его и нажать на кнопку. Это не такое уж страшное оружие: полчаса пощиплет, но потом все проходит, нужно только умыться... Пока мы ждали полицию, туда слетелось сотни четыре лондонских таксистов, которые едва не убили меня. И после всего этого меня еще обвиняют в нападении. Ужас! Во Франции такого никогда бы не произошло. Там, например, газовый баллончик даже рекомендован как средство самообороны». Бертрана забрали в участок, затем выпустили под залог, но в конце августа 1991 года вновь аресто вали и приговорили… к полутора годам тюрьмы. «Когда объявляли приговор и судья произнес: «18 месяцев», я был уверен, что следующим его словом будет: «условно». Но он так и не произнес этого слова... Я был в шоке», - вспоминает Гашо...

Ему дали шесть месяцев за ношение запрещенного в Великобритании баллончика с CS- газом и 18 месяцев за «нападение». Большее наказание «съело» меньшее, и Бертрана посадили «всего» на полтора года. Так в конце августа 1991 года он оказался в камере Брикстонской тюрьмы в Лондоне - одного из самых худших учреждений этого рода во всей Англии.

«До этого я видел тюрьмы только в кино, - вспоминает Бертран. - Но действительность оказалась куда страшнее. Сидеть по 23 часа в сутки взаперти, без нормальной еды, в камере, где нет даже туалета... Поначалу это было ужасно, но оказалось, человек может приспособиться к чему угодно. Вот уж никогда бы не подумал, что смогу там жить. Но когда через несколько недель меня перевели в другую тюрьму с лучшими условиями содержания, я даже поймал себя на мысли, что нахожу ее комфортной. Там, по крайней мере, я уже не чувствовал себя запертым в клетку животным: мы работали в саду, дышали свежим воздухом и могли иногда видеть, что происходит на воле. Я читал книги, научился играть в шахматы, немного пришел в себя и начал тренироваться, готовя себя к тому моменту, когда я выйду на волю и снова сяду за руль.

Поначалу я пребывал в такой апатии, что абсолютно перестал интересоваться гонками, не хотел даже смотреть Ф-1 по телевизору, да в Брикстоне это было и невозможно. Но потом я начал постепенно оживать, у меня снова появился интерес к гонкам и, помню, когда показывали Гран При Испании, я буквально прилип к телевизору. Во многом перебороть собственную апатию и вернуться к нормальной жизни мне помогла поддержка болельщиков. Каждый день я получал множество писем из Европы, Австралии, Америки, Японии… Я читал их, по возможности отвечал. Я даже и не представлял, что за меня переживает такое число людей по всему миру, и эта поддержка действительно оказалась очень важна для меня, она помогла мне вернуть веру в себя».

Гашо - гражданин Франции, родившийся в Люксембурге. Его отец - француз, мать - немка. В гонках Бертран выступал по бельгийской лицензии, а свой шлем украсил флагом Европейского сообщества, за что получил от журналистов прозвище «мистер Европа». Случившееся с ним несчастье повергло интернациональный мир Формулы-1 в настоящий шок. На Гран При Бельгии в Спа гонщики, фотографы и журналисты даже устроили небольшую демонстрацию в защиту Гашо. Весь уик-энд они разгуливали по паддоку в белых футболках с надписями: GACHOT why? («За что ГАШО?») И, наверное, единственным человеком в падцоке Спа, который в глубине души радовался злоключениям Бертрана, был молодой Михаэль Шумахер, которому арест француза открыл дорогу в Формулу-1.

Через несколько дней после Гран При приятели Гашо, бельгийские гонщики Тьерри Бутсен и Эрик ван де Пуле, устроили пикет в защиту Бертрана у британского посольства в Брюсселе. И хотя бельгийские «демонстрации», конечно, облегчения Бертрану не принесли, шумиха, поднятая европейской прессой в его защиту, все-таки заставила английское правосудие пересмотреть свой приговор. Два месяца спустя апелляционный суд во главе с лордом Лейном, рассмотрев апелляцию адвокатов Бертрана, хоть и не оправдал бельгийца, но, по крайней мере, признал приговор слишком суровым для подобного проступка и вынес постановление о его освобождении. И во вторник 15 октября, за пять дней до предпоследней гонки сезона в Японии, «мистер Европа» вышел на свободу.

«Думаю, тюрьма сделала меня намного сильнее и научила по-философски относиться к неудачам», - признался Бертран на вечеринке, устроенной по случаю его освобождения во французском посольстве в Лондоне. И тем же вечером новоиспеченный философ отправился в аэропорт «Хитроу», чтобы сесть в самолет до Токио: «Все, что происходило со мной в последние месяцы, было словно страшным сном. И только когда самолет поднялся в воздух и Англия осталась далеко внизу, я наконец проснулся». Гашо не терпелось поскорее вернуться за руль «формулы-1», и он был уверен, что Эдди Джордан, команда которого за два месяца после ареста Бертрана не смогла заработать больше ни одного очка, встретит его с распростертыми объятиями. Но вышло по-иному.

Джордан встретил своего бывшего гонщика очень холодно, заявив, что он разрывает контракт с ним и что Бертран может катиться на все четыре стороны. «Эдди - один из самых низких и жадных людей, которых я встречал в своей жизни, - негодовал Гашо. - Стремясь выжать из моих спонсоров как можно больше денег, он все время требовал увеличения финансирования, мотивируя это тем, что команда прогрессирует. А после инцидента с лондонским таксистом он совсем озверел и стал играть на этом, чуть ли не шантажируя меня...»

Получив от ворот поворот в Jordan, Бертран не сдавался: «Я был слишком влюблен в Формулу-1, чтобы так легко отступиться после всего, через что мне пришлось пройти». Уже через две недели в Австралии, договорившись с Жераром Лярруссом, он сел за руль его Lola, а затем остался в его команде еще на год. Конечно, по сравнению с Jordan это был шаг назад: в 16 гонках 1992 года Бертран только трижды добирался до финиша и, лишь совершив маленький подвиг в Монако, смог заработать одно-единственное очко. Но приходилось радоваться и этому. «Я ошибся, решив, что моя «тюремная эпопея» закончилась, - досадует Бертран. - На самом деле она вовсе не завершилась в октябре 1991 года, а испортила мне всю дальнейшую карьеру в Формуле-1. Ф-1 - спорт больших денег, где ни один пилот не может обойтись без поддержки крупных компаний. При этом гонщик является лицом компании. И естественно, когда ее руководство выбирает между двумя пилотами, большой босс всегда скажет: «мы берем того, который не сидел в тюрьме». После освобождения Бертрана многие спонсоры отвернулись от него, и еще хорошо, что он вообще смог найти себе место в команде Ф-1. «При всех проблемах Larrousse, работать там было даже легче, чем в Jordan, - признается Гашо. - Жерар, в отличие от Эдди, не стоял у меня над душой и не тряс каждый день за плечо, вопрошая, сколько еще денег я смогу принести в команду. В Larrousse я мог полностью сконцентрироваться на пилотировании и ездил гораздо лучше, чем в Jordan. Жаль только, что машина не позволяла мне ехать быстро».

Отчаявшись пробиться в хорошую команду, весной 1993 года Бертран покинул Ф-1 и сел за руль кузовных автомобилей Honda в GT. Затем был многообещающий дебют в серии CART в Торонто. Но старая любовь, как известно, не ржавеет, и не прошло и года, как Бертран вернулся за руль «формулы-1». Зимой 94-го, увлекшись идеей своего приятеля Кита Уиггинза, решившего дебютировать в Ф-1 со своей командой Pacific (одним из лидеров международного чемпионата Ф-3000 тех лет), Гашо на два следующих года превратился, по сути, в «играющего» менеджера команды из Тетфорда. В выходные он стартовал в Гран При, а в перерывах между гонками мотался по свету в поисках спонсоров для команды. Увы, машина была слишком слаба, и ни на одном из этих поприщ Бертран так и не преуспел. За два года Гашо лишь два раза сумел добраться до финиша гонки, спонсоры же все менее охотно давали деньги - не помогло даже слияние с некогда легендарной командой Lotus - и в начале 1996 года Pacific Ф-1 прекратил свое существование, а Бертран навсегда покинул мир Больших Призов.

Казалось, так недавно это было: всего пять лет назад он, имея в кармане контракт с Jordan и полный надежд стать через несколько лет чемпионом мира, ехал вдоль Гайд-парка на встречу со спонсорами из Fuji... Но следующие несколько минут перечеркнули все будущее Бертрана. «Я не держу зла на англичан в целом, - грустно улыбается он сегодня. - У меня в Англии много друзей, все они замечательные люди. И то, что случилось со мной в Лондоне, наверное, могло произойти и в другой стране. Но чертовски обидно сознавать, что этот глупый инцидент, возможно, стоил мне куда дороже нескольких месяцев, проведенных в английской тюрьме...»

Владимир Маккавеев

Бертран Гашо

(Франция/Бельгия)

Дата рождения                 23 декабря 1962 г.

Место рождения              Люксембург

Место жительства            Брюссель, Бельгия

Рост                                  185 см

Вес                                    79 кг

Любимый напиток           минеральная вода

Хобби                               авиамоделизм

Любимые виды спорта

помимо автогонок           сквош, серфинг

Карьера:

1979-82 гг.    картинг

1982 г.  победитель приза Volant Elf в Ле-Кастеле

1983 г.  прошел курс обучения в гоночной школе Winfield во Франции

1984 г.  чемпион Бенилюкса в Формуле-Ford 1600, 3-е место на фестивале Ф-Ford в Брэндс-Хэтче

1985 г.  чемпион британской Ф-Ford 1600, вице-чемпион британского первенства Esso Ф-Ford 1600

1986 г.  чемпион британской Ф-Ford 2000, вице-чемпион Европы в Ф-Ford 2000

1987 г.  вице-чемпион британской Формулы-3: 3 победы (Брэндс-Хэтч, Сильверстоун, Тракстон), третий призер Кубка Европы Ф-3 в Сильверстоуне, 6-е место в чемпионате Европы Ф-3

1988 г.  5-е место в международном чемпионате Формулы-3000. Выступал за команду Spirit: два вторых места (Валлелунга, Сильверстоун), 1 ПП, 21 очко

1989 г.  чемпионат мира Формулы-1, 14 ГП, 5 гонок в составе команды Onyx-Cosworth, 0 очков

1990 г.  чемпионат мира Формулы-1, 16 ГП, 0 гонок в составе команды Coloni- Subaru/Cosworth, 0 очков

1991 г.  чемпионат мира Формулы-1, 11 ГП, 10 гонок в составе команд: Jordan- Cosworth (10 гонок) и Larrousse-Cosworth (1 ГП, 0 гонок), 1 БК, 4 очка, 12-е место в ЧМ; победитель «24 часов Ле-Мана» в составе команды Mazda

1992 г.  чемпионат мира Формулы-1, 16 ГП, 16 гонок в составе команды Venturi Larrousse-Lamborghini, 1 очко, 17-е место в ЧМ; 4-е место «24 часах Ле-Мана» в составе команды Mazda

1993 г.  выступал в мировой серии CART, гонках легковых автомобилей и GT

1994 .г  чемпионат мира Формулы-1, 16 ГП, 5 гонок в составе команды Pacific-Ilmor, 0 очков; 14-е место в «24 часах Ле-Мана» в составе команды Honda

1995 г.  чемпионат мира Формулы-1, 11 ГП, 11 гонок в составе команды Pacific- Cosworth, 0 очков; выступал за команду Honda в «24 часах Ле-Мана» и серии Belgian Procar (Honda Accord) - 5e место на гонке в Зольдере; 4-е место на этапе Суперкубка Porsche в Спа

1997 г.  выступал на Porsche 911 GT1 (Kremer Racing) в «24 часах Ле-Мана» и на Toyota Supra в японском чемпионате GT (лучший результат - 5-е место в Фудзи)

Всего за карьеру:

Гран При в Ф-1          84

Гонок в Ф-1                47

Очков                          5

Побед                          - (л. р. - 5-е место)

Поул-позиций            - (л. р. - 10-е место)

Быстрейших кругов   1

Категория: №48 (07.2002) | Добавил: LiRiK3t (20.01.2014)
Просмотров: 813 | Теги: один на один, №48(07.2002)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t