Гран При Монако

← к содержанию № 48 (07.2002)

Гран При Монако

 

23-26.05.2002

Праздник каждый день

 

Если радость и скоротечна, то ей предшествует долгая надежда,

а за ней следует еще более долгая надежда...

Иоганн Рихтер

После финишного фарса команды Ferrari на Гран При Австрии, если и не убившего Формулу-1 в глазах болельщиков окончательно, но все-таки нанесшего солидный удар по престижу «королевы автоспорта», для восстановления утраченного величия и интереса к чемпионату «большому цирку» Берни Экклстоуна была просто необходима образцово-показательная гонка с напряженной борьбой за лидерство колесо в колесо. Причем желательно, чтобы машина победителя на этот раз не была слишком красной или уж, по крайней мере, не несла на своем обтекателе первый номер. Только такой расклад мог в дальнейшем свести к минимуму и без того нешуточные финансовые потери команд, FOA и организаторов Гран При, ставшие следствием командной тактики Scuderia.

От печали до радости...

Общий фон

После Гран При Австрии туроператоры по всему миру, в том числе и в Москве, схватились за голову. Взбешенные издевкой Ferrari болельщики буквально за несколько дней до старта самой престижной, дорогой и доходной гонки чемпионата мира в Монако вдруг бросились сдавать свои билеты. В итоге обычно забитые перед Гран При Монако под завязку самолеты «Аэрофлота», обслуживающие прямые рейсы Москва-Ницца, на этот раз уходили на Лазурный берег полупустыми. Да и на самой Французской Ривьере в отличие от предыдущих лет особого ажиотажа не наблюдалось. Причем многие из тех туристов, что все-таки решили отдохнуть на юге Франции, в последний момент предпочли сдать билеты на Гран При и отправились на закрытие Каннского фестиваля или просто валялись на пляже. В итоге до Монако добрались лишь самые преданные поклонники Ф-1. И хотя из-за крошечных размеров княжества болельщики все равно заполонили все его улицы, на этот раз их было заметно меньше, чем обычно. Достаточно сказать, что даже на площади д’Армез, в самом центре портового квартала Ла-Кондамин, где расположены палатки с фирменными сувенирами всех ведущих команд и где обычно не протолкнуться уже в субботу, на этот раз можно было найти свободный столик в кафе вплоть до полудня воскресенья. За несколько часов до гонки прогоревшие спекулянты на всем протяжении Лазурного берега от Ниццы до Ментона сбрасывали билеты на Гран При уже дешевле номинала, а в кассах так и остались нераспроданными несколько тысяч билетов, причем в самых разных ценовых классах: по 400, 120 и 50 евро. Под завязку оказались забиты лишь трибуны для почетных гостей, получивших бесплатные пропуска. Причем звезд первой величины, традиционно понаехавших покрасоваться в Монако с Каннского кинофестиваля, было даже больше, чем обычно. Воистину, на халяву и соль сладка!

Между тем в паддоке, где в отличие от «остального мира» царят несколько иные настроения, об австрийском фарсе предпочитали не вспоминать, словно его и не было. Лишь издавна не питающий дружеских чувств к Шумахеру Вильнев периодически нарушал «негласный обет молчания» колкостями в адрес Scuderia и Михаэля. Остальные занимались своими делами, радовались успехам и отмечали свои маленькие праздники, которыми по традиции был заполнен каждый день всеми любимого средиземноморского Гран При. В McLaren в четверг отмечали «возвращение» Мики Хаккинена, который впервые в этом году почтил своим присутствием этап чемпионата мира, но так и не смог дать внятного ответа на вопрос: вернется ли он в 2003 году за руль или нет. Scuderia Ferrari «стояла на ушах», отмечая день рождения Рубенса Баррикелло, а заодно и его отца, родившихся в один день. Toyota, которой видимо тоже хотелось праздника, решила отметить в Монако 100-й Гран При Мики Сало. Хотя, если говорить по чести, гонка в Монте-Карло никак не была юбилейной для финна, поскольку 100-м этапом чемпионата для него стал предыдущий Гран При Австрии, а свою сотую гонку из-за двух пропущенных стартов в Спа’98 и Интерлагосе’00 Мика должен был провести только в Канаде. Еще два дня рождения отметили в субботу и воскресенье. В Michelin подняли бокалы в честь 36-летия главного конструктора Жеральда Брюссо, а в Minardi отпраздновали 47-летие хозяина команды Пола Стоддарта. Но это все праздники запланированные. А гоночный уик-энд приготовил участникам Гран При немало нежданных радостей.

Все счастливы, но никто не доволен

Расстановка сил

Еще до старта гоночного уик-энда в Монако большинство специалистов отдавали пальму первенства Ferrari, однако на деле все получилось иначе. Все четыре дня Гран При «красные дьяволы» из Маранелло значились среди лидеров, но впервые в этом сезоне Шумахер-старший и Баррикелло даже общими усилиями не смогли выиграть ни одной тренировки. В четверг из-за местами чуть влажной трассы и многочисленных аварий итоговый протокол вообще выглядел, мягко говоря, несколько необычно. В шестерке оказались обе Toyota, которые в отличие от большинства других трасс тренироваться в Монако возможности не имели. Причем дебютант Мак-Ниш, вообще ни разу не стартовавший в Монте-Карло, показал второе (!) время дня. Уэббер же на Minardi с пустыми баками выдал восьмой результат, оказавшись впереди Монтои и самого четырехкратного чемпиона мира, оставшегося лишь 11-м. Что вызвало лишь горькую усмешку у Герхарда Бергера: «В Монако первая тренировка важна лишь для пилотов. Ведь послезавтра перед нами все равно будет совсем другая трасса, так что реально работать над настройками мы сможем лишь в субботу утром».

Во многом шеф BMW оказался прав: протоколы утренней субботней сессии действительно приняли более или менее привычный вид. Но впереди по-прежнему с заметным преимуществом шел легион команд, выступающих на французской резине: обе шинные компании подготовили для Монако новые, более мягкие смеси, но при этом Michelin оказались чуть мягче. В итоге ни одна из Ferrari опять не смогла подняться выше пятого места, а победителем вновь, как и в четверг, стал... Ярно Трулли на Renault. Причем утром итальянец сумел побить, пусть и всего на 0,001 с, квалификационный рекорд трассы в Монако. И это при том, что лидеры Michelin из Williams и McLaren особых проблем не испытывали, за исключением, пожалуй, лишь Райкконена, с первого дня претендовавшего на роль главного неудачника Гран При Монако.

Началось все с того, что в четверг финн в прах расколотил свой McLaren в La Rascasse. Монокок пришлось отправить в утиль, но за двое суток команда успела собрать для Кими новую машину (благо McLaren привезла в Монако целых пять монококов), которую за 10 минут до конца субботней тренировки Райкконен с финским хладнокровием раскурочил в Ste Devote. При ударе об отбойник монокок, правда, не пострадал, зато при эвакуации кран каким-то образом повредил дугу безопасности, и в квалификации Кими, проехавшему за все тренировки лишь 33 круга (для сравнения: Вильнев за это время намотал аж 108 кругов), пришлось пересесть на свою запасную машину. Но и она протянула недолго. На первом же пробном круге вышла из строя масляная система, и McLaren задымил. В итоге финну пришлось пересесть в запасной автомобиль Култхарда - уже четвертый для Кими за два дня тренировок, и лишь на нем он смог показать шестое время. С учетом всех его приключений - просто великолепный результат, тем более что ему удалось опередить недавнего лидера Ярно Трулли, не сумевшего даже повторить своего утреннего времени. А вот Монтоя, которому в итоге досталась поул-позиция, сбросил с утреннего результата почти секунду. Впрочем, даже учитывая солидный - почти 0,4 с - отрыв, победу Хуана-Пабло легкой не назовешь. Это была квалификация равных по силам гонщиков, пожалуй, самая интересная в этом сезоне. Два Williams, две Ferrari, Култхард и Трулли имели примерно одинаковые шансы на поул, и с самого начала сессии было ясно, что победа в этой лотерее достанется тому, кто чище других пройдет быстрый круг на последних минутах. Проблемы возникли у всех, но больше других не повезло, пожалуй, четырехкратному чемпиону мира: два круга Михаэля были загублены дымом из McLaren Райкконена и невнимательностью Монтои, придержавшего Красного Барона у «Гранд-отеля», а последующие - соринкой, попавшей в левый глаз немца. Монтоя же проехал под клетчатым флагом на удивление чистый, по меркам Монако, конечно, круг и выиграл столь важную на этой трассе поул-позицию.

Впрочем, пострадали не только лидеры. Все, включая пилотов Minardi (а после восьмого места Уэббера в четверг Пол Стоддарт рассчитывал побороться за 14-15-е место на старте), выглядели расстроенными и сетовали на потерю времени за более медленными машинами. Sauber остались в итоге на 13-м и 17-м местах, что в Монако равносильно катастрофе. Словом, после квалификации все были счастливы, что эта лотерея наконец закончилась, но практически никто не был доволен ее результатами. Лишь в Williams отмечали поул Монтои, в Toyota праздновали первое попадание обеих машин в стартовую десятку, да в Michelin радовались очередной безоговорочной победе над японцами. Ведь все клиенты «синих», за исключением откровенных аутсайдеров, Minardi и Jaguar, оказались в десятке, пропустив туда лишь две машины Bridgestone.

23.05.2002. Четверг. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. Пасмурно, над Монако периодически капает слабый дождь. Первым из боксов выезжает Уэббер. Практически все пилоты (причем все на разных типах резины: от слика до дождевой) совершают по одному пробному кругу и возвращаются в боксы. Уэббер оштрафован на $500 за превышение в 11:02 скорости на пит-лейн (+1,5 км/ч). Лишь на 10-й минуте Вильнев проходит первый «быстрый» круг: 2’02.114, затем обменивается быстрыми кругами с Мак-Нишем, в итоге время шотландца остается лучшим: 1’32.110.

15-30 мин. Ирвайн, затем Ральф и тут же Баттон (1’24.083) сменяют друг друга во главе протокола. Первая авария Гран При: де ла Роса разбивает свой Jaguar об отбойник у бассейна. Во главу протокола выбираются пилоты McLaren: время Култхарда - 1’22.512. Тут же Райкконен сильно разбивает машину на входе в Rascasse. Монтоя ошибается на торможении, вылетает в «карман» в Mirabeau, но успевает затормозить и избегает столкновения с отбойником.

30-45 мин. Обе Ferrari проходят первые быстрые круги, но их результаты пока далеки от лучших. Култхард еще улучшает свой же результат: 1’21.388 и теперь уже более чем на секунду опережает идущих следом Трулли и Баррикелло. Из-за проблем со сцеплением у Физикеллы глохнет двигатель, и маршалы толкают его Jordan в боксы.

45-60 мин. Машину Райкконена доставили в боксы, но монокок разбит и для Кими тренировка уже закончена: он прошел лишь 6 кругов. М. Шумахер наконец перекрывает время Култхарда: 1’21.094.

Вторая часть. 13.00-14.05

00-15 мин. Сессию вновь открывает Уэббер. У Бернольди отказывает мотор: на подъеме Beau Rivage из него выливается масло. Массу разворачивает в Chicane. Йонг разбивает машину в Rascasse, тренировка останавливается на пять минут красными флагами. Монтоя улучшает время Михаэля Шумахера - 1’20.638, но Баттон (1’20.610) и Баррикелло (1’19.945) почти сразу отодвигают его на третье место.

15-30 мин. Трулли и Р. Шумахер сменяют друг друга на 2-й позиции, Де ла Роса наконец возвращается на трассу. У машины Баттона взрывается левая задняя шина. Jaguar Ирвайна поскальзывается на масле, вытекшем из машины Бернольди в Massenet, и Эдди разбивает машину.

30-45 мин. Обе Toyota, слив топливо, показывают 4-е и 5-е время, но Сало недоволен поведением машины и жалуется на сильную недостаточную поворачиваемость. Масса разбивает Sauber в Tabac. Култхард становится лидером (1’19.597), но ненадолго. Toyota с пустыми баками продолжают наращивать темп. Мак-Ниш показывает лучшее время: 1’19.361. Сало - 3-й.

45-60 мин. Уэббер, слив топливо, показывает 6-е (!) время. Баттон страдает от сильной недостаточной поворачиваемости и ударяется об отбойник в Mirabeau. Трулли устанавливает окончательно лучшее время дня: 1’18.915. Тренировка заканчивается. М. Шумахер недоволен машиной, он лишь 11-й. Пилоты BAR умудрились проехать за два часа 120 (!) кругов на двоих.

25.05.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. В Монако солнечно и тепло. Почти все пилоты постепенно выезжают на пробные круги. В 9:08 М. Шумахер показывает первое время дня: 1’37.936. Сато, М. Шумахер, Сало, Мак-Ниш, Култхард, Монтоя и Р. Шумахер (1’20.974) попеременно возглавляют протокол.

20-35 мин. Райкконен и Баттон в борьбе за лидерство дважды улучшают время друг друга, в итоге во главе протокола закрепляется Дженсон: 1’19.640. Уэббер вылетает в «карман» Ste Devote, но возвращается на трассу. На второе место выходит Трулли: +0,024. Пара Renault лидирует!

35-45 мин. М. Шумахер на новых шинах на секунду с лишним перекрывает время Баттона: 1’18.471. Мак-Ниш вылетает в «карман» Ste Devote, но продолжает тренировку. Баррикелло лучший: 1’18.385.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Трасса немного прогрелась. Сато не попадает в Ste Devote, вылетает в «карман», но возвращается на трассу. На следующем круге в том же повороте Такума цепляет внутренний рельс, Jordan подпрыгивает и вылетает во внешний отбойник. Машина разбита.

15-30 мин. На Ferrari Шумахера отказала электрика, и он медленно возвращается в боксы. Райкконен уходит на быстрый круг, но в Ste Devote разбивает машину об отбойник. Ирвайн подпрыгивает на поребрике, его разворачивает у бассейна и швыряет в отбойник: задняя подвеска и антикрыло сломаны. Пока Jaguar убирают, в том же месте утыкается в отбойник Уэббер.

30-45 мин. Р. Шумахер не успевает затормозить в Mirabeau, влетает в «карман», но возвращается на трассу. Монтоя наконец улучшает время Баррикелло: 1’17.665. Култхард еще быстрее: 1’17.506. М. Шумахер из-за проблем с машиной на трассе так больше и не появился. Трулли ставит последнюю точку в тренировке, а заодно и новый рекорд трассы: 1’17.429 - на 0,001 с быстрее прошлогоднего поула Култхарда.

25.05.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.10

00-15 мин. Райкконен и Ирвайн участвуют в квалификации на запасных машинах. Через пять минут после начала заездов Йонг выезжает на трассу, показывает на пробном круге первый результат сессии: 1’41.439 и разбивает машину об отбойник в первом же повороте быстрого круга. В Minardi срочно перенастраивают под него запасной автомобиль Уэббера.

15-25 мин. В 14:17 Ирвайн, Бернольди, а за ними и остальные начинают выезжать на трассу, при этом у обоих Sauber, особенно у Массы, при выезде с пит-лейн из-под капота валит дым, но они все же уходят на быстрый круг. Ирвайн, Бернольди, Масса и Мак-Ниш сменяют друг друга на промежуточном поуле.

25-35 мин. На трассе Райкконен и М. Шумахер. У Кими уже на пробном круге забарахлила масляная система и задымил двигатель. В туннеле в это облако дыма попадает находящийся на быстром круге М. Шумахер, немец сбрасывает скорость и возвращается в боксы. Лучший результат у Монтои: 1’18.698, ехавший следом Ральф потерял 2 с, упершись в Rascasse во Френтцена. Минутой позже Култхард, Баррикелло и Трулли перекрывают время Монтои.

35-45 мин. Райкконен пересаживается в запасную машину Култхарда. М. Шумахер во второй попытке показывает лучшее время: 1’17.712, но ему что-то попало в левый глаз, и, вернувшись в боксы, Михаэль начинает капать глазные капли. У Баррикелло возникают проблемы с обгоном McLaren, и он с быстрого круга возвращается в боксы. Култхард (1’17.696) и Монтоя (1’17.275) улучшают время Михаэля, сменяя друг друга на поуле. Баррикелло выезжает на 3-ю попытку, идет с опережением, но теряет 0,4 с на последнем секторе и остается 2-м.

45-55 мин. Братья Шумахеры на 3-м быстром круге. Михаэль у «Гранд-отеля» упирается в Монтою, сбрасывает скорость и возвращается в боксы. Ральф «мстит» колумбийцу за брата и опережает его на 0,001 с. Монтоя на 3-м быстром круге уперся у бассейна в Сато и не смог ответить Ральфу. Култхарду везет больше: Хайдфельд уходит на внешнюю сторону в Rascasse, и Дэвид вновь на поуле: 1’17.068. Герою первых тренировок Трулли не везет: он все время упирается в автомобили соперников.

55-60 мин. Йонг вернулся на трассу, попал в 107% и снова вылетел в Ste Devote. Все лидеры на трассе. Култхард и Р. Шумахер попадают в пробку и не улучшают результаты. Баррикелло и Трулли, несмотря на обилие машин, улучшают, но незначительно. М. Шумахер сбрасывает со своего времени лишь 0,1 с. Монтоя же - почти 0,6 с и завоевывает 5-й поул в карьере. V макс. на прямой у Монтои: 295,4 км/ч; лучшие результаты на секторах у Баррикелло (1-й: 19.728) и Монтои (2-й: 37.053; 3-й: 19.765).

26.05.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. На пит-лейн затор, но, проехав пробный круг, все возвращаются в боксы. Многие экономят резину: Физикелла выезжает на миксте. Пилоты попеременно пробуют основную и запасную машины. Сразу у шести команд: Ferrari, McLaren, Williams, BAR, Toyota и Sauber сегодня по два запасных автомобиля. Монтоя устанавливает первое время дня: 1’28.068, затем на первой строчке его сменяет Ральф: 1’24.843.

10-20 мин. Култхард и Райкконен попеременно сменяют друг друга на первой позиции, пока не выстреливает Френтцен, на Arrows которого механики продолжают настраивать новую подвеску: 1’22.191, а затем еще быстрее: 1’21.830. Сало борется с избыточной поворачиваемостью.

20-30 мин. Р. Шумахер ошибается на торможении в Mirabeau, вылетает в «карман», но разворачивается и возвращается на трассу. М. Шумахер и Култхард отодвигают было Френтцена с первой строчки, но уже под финишным флагом Хайнц вновь выдает лучшее время: 1’20.875. Монтоя и Ирвайн до последних секунд продолжают экспериментировать с настройками, но у Jaguar дела совершенно не клеятся: на R3 Эдди едет в Монако на полторы секунды медленнее, чем на R2 год назад.

Наконец все довольны

Красная линия гонки

По сравнению с квалификацией воскресная гонка получилась довольно пресной, хоть и была достаточно насыщена событиями, авариями и плотной борьбой, носившей, правда, больше психологический характер. На утренней разминке с полными баками преимущество команд Michelin уже не выглядело столь подавляющим, и весь «первый ряд» остался за представителями Bridgestone: Френтценом и Шумахером. Многие, правда, тут же поспешили списать скорость Хайнца на пустые баки его Arrows, но, как выяснилось позже, дело было скорее в новой геометрии подвески, модифицированной накануне гонки. Быстрые же секунды старшего Шумахера продемонстрировали, что в гоночных настройках японская резина уже не столь безнадежно проигрывает французской. Однако проваленная квалификация в итоге дорого обошлась Михаэлю.

В первом повороте Култхард сумел протиснуться вперед Монтои. Шумахеру, который в гоночных настройках был гораздо быстрее обоих, от этого, вроде, было ни холодно ни жарко. Но в итоге именно этот маневр предопределил победителя гонки. Помня о своих «теплых встречах» с колумбийцем, чемпион мира не питал никаких иллюзий по поводу его уступчивости, и после нескольких неудачных попыток выскочить из-за Williams перед Chicane предпочел подождать пит-стопов. В итоге полгонки квартет лидеров так и прошел стройным и весьма плотным караваном, после чего у Монтои стала падать мощность, и он чуть сбавил темп, что позволило Култхарду оторваться на восемь секунд. Поняв, что Дэвид уходит вперед, Михаэль рванул на пит-стоп и, выехав из боксов, стал штамповать лучшие круги. Но своей активностью Шуми не на шутку встревожил Денниса, который тут же, не дожидаясь, пока Култхард израсходует весь запас топлива, зазвал шотландца в боксы: лишь бы остаться впереди Михаэля. Расчет McLaren оказался точен. И хотя Ferrari Шумахера всю оставшуюся гонку провисела буквально на заднем крыле McLaren, обогнать Дэвида на узких улочках Монако чемпион мира так и не смог. Что и не удивительно, ведь даже Баррикелло, после столкновения с Райкконеном откатившийся за пределы первой десятки, на последних кругах не сумел одолеть в борьбе за шестое место Френтцена, хотя круг проходил почти на две секунды быстрее. Благодаря многочисленным авариям соперников Хайнц-Харальд вообще сотворил маленькое чудо, с 12-го места на старте пробившись в зачетную шестерку, несмотря на второй вынужденный пит-стоп после отказа заправочной машины. Оставшиеся же места в очковой зоне после схода Монтои достались соответственно Ральфу, Трулли и Физикелле. Причем Ярно вполне мог опередить Ральфа, из-за проблем с резиной также заехавшего на второй пит-стоп, если бы после дозаправки не потерял уйму времени за спиной неуступчивого Хайдфельда.

Но самое удивительное, что почти все остались довольны гонкой. Победе McLaren, прервавшей затянувшуюся триумфальную серию Ferrari, радовались почти все, включая Берни Экклстоуна. В Scuderia были довольны тем, что победа McLaren... увеличила отрыв Ferrari в обоих чемпионатах. В Renault радовались первым очкам Трулли, в Jordan - второму подряд результативному финишу Физикеллы. В Arrows отмечали очередную очковую гонку Френтцена, а в Jaguar как большую удачу праздновали финиш в десятке обоих пилотов. Уэббер так и не смог подарить зачетные очки на день рождения Стоддарта, зато его лучший круг оказался восьмым в абсолюте, что для Minardi - достижение. И даже в Toyota, обе машины которой после многообещающей квалификации так и не добрались до финиша, нашли повод для радости. «Мы сильно провели этот уик-энд, и нам было очень приятно видеть, как Мика боролся за позицию с Ferrari!» - заключил Уве Андерссон. Похоже, в этом году для любой команды просто на равных побороться с Ferrari - уже праздник. Отрадно, что в Монако пилоты едва ли не всех «конюшен» каждый день дарили этот праздник нам и себе. Остается ждать его повторения!

Владимир Маккавеев

Продолжение здесь...

← к содержанию № 48 (07.2002)

Просмотров: 11