Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №48 (07.2002)

Пол Стоддарт

Пол Стоддарт

 

«Это была адская битва...»

Владельцу самой маленькой команды Формулы-1, хронически пребывающей в положении аутсайдера чемпионата, впору ходить угрюмым и мрачным или в отчаянии биться головой о стену моторхоума и рвать на себе поседевшие от волнений волосы. Но уж чего-чего, а угрюмости на лице Пола Стоддарта не увидишь. Усталость - да. Но и ее тень прогоняет улыбка при воспоминании о столь долгожданном, сколь и неожиданном успехе Марка Уэббера в ГП Австралии.

Пол, что вы чувствовали в тот момент, когда гонщик Minardi, да к тому же еще и ваш земляк пересекал финишную черту пятым в домашнем для вас и него Гран При?

Боюсь, я даже не смогу подобрать слов, чтобы описать свои чувства в тот момент! Даже если бы мы задумали написать для себя блестящий сценарий, не получилось бы, наверное, так здорово, как вышло на самом деле. Но результат гонки стал лишь прекрасным завершением тех фантастически приятных и удачных десяти дней, которые прошли с момента нашего прибытия в Мельбурн, то есть с воскресенья, предшествующего Гран При, и до вторника после него. Пресса за эти дни говорила и писала о нас больше, чем за все время прежде.

Но такое внимание оказывала не только пресса, это касалось вообще всего. Мельбурн - мой родной город, где я когда-то начинал с самого малого, и прилететь туда на собственном Boeing 747, олицетворяющем успех моего авиационного бизнеса - это уже, знаете ли, поднимает настроение. Затем был государственный прием, устроенный в нашу честь. Мы, в свою очередь, в течение трех дней устраивали показательные заезды на двухместных Minardi, что делали прежде в других странах, но впервые в Австралии, и восторгу людей не было предела. Потом пятничная и субботняя тренировки прошли без каких-либо особых проблем, а субботний дождь помог нам опередить в квалификации более сильных соперников. С этим дождем вообще были какие-то чудеса! Комментатор местного радиовещания спросил у меня по ходу квалификации, что бы мне хотелось сказать в прямом эфире зрителям на трибунах, и я сказал: «Хочу, чтобы прямо сейчас пошел дождь», - и призвал зрителей встать и попросить у неба дождя, который бы помог моим парням сохранить имеющееся на тот момент преимущество во времени прохождения круга. Это, конечно же, была просто шутка, но все встали и... тут же пошел дождь! В воскресной разминке Марк и Алекс подтвердили свою скорость, затем была гонка, а все остальное, как говорится, - уже история. Фантастический финиш, самый эмоциональный момент в моей жизни. Даже Михаэль Шумахер остановился на пит-лейн поздравить меня. И потом вечером была потрясающая вечеринка на 600 персон. Это было здорово!

Что для вас этот успех: повод смотреть с большим оптимизмом в будущее или же просто «мимолетное счастье»?

Конечно, определенные надежды это внушает, ведь, с одной стороны, здесь есть, безусловно, заслуга Марка, который сумел финишировать в очках на далеко не самой быстрой машине. С другой стороны, понятно, что нам к тому же дико повезло, так что особо мы не обольщаемся, ведь впереди еще весь сезон. Все-таки лучше уже иметь пару очков, чем не иметь и находиться под постоянным давлением, стараясь эту пару очков заработать. Кроме того, надеюсь, что в ходе европейских этапов чемпионата мы сможем еще пару раз финишировать на пятом или шестом месте. Возможно, такой прогноз звучит не слишком оптимистично, но мы должны реально смотреть на вещи. Не следует забывать, что наш бюджет составляет лишь 20% от бюджета соперников, и сейчас, чтобы достичь желаемых целей, нам необходимо, например, даже сокращать расходы на нашу команду Ф-3000, на программу демонстрационных заездов на двухместных Minardi, а также предпринимать ряд других подобных шагов.

Удовлетворены ли вы новым мотором? Он производит впечатление не намного лучшее, чем прошлогодний?

На сторонний взгляд, возможно, и так, но на самом деле этот мотор - большой шаг вперед по сравнению с прошлогодним. И я очень доволен тем, как удачно он интегрировался в машину. Но главное - этот мотор для нас бесплатный, что позволяет направить деньги на другие компоненты программы. Конечно, Asiatech вряд ли может победить в чемпионате в данный момент, но, во-первых, на счету у этого мотора уже в прошлом сезоне были очки, а, во-вторых, у него определенно есть потенциал для дальнейшего развития, для получения большей мощности, над чем инженеры уже работают. Уже готовится под следующий сезон новый мотор с лучшими характеристиками.

А если не говорить о моторе, то что, на ваш взгляд, лучшее и что худшее в Minardi этого года?

Лучшее - это, несомненно, шасси, оно очень хорошо сконструировано. Худшее же заключается в том, что мы слишком поздно завершили подготовку новой машины, и теперь недостаток тестов сказывается на ее аэродинамике - она отнюдь не так совершенна, как новое шасси.

Похоже, что вы - весьма удачливый человек. Не думали сменить название команды на, например, Stoddart Racing? Может, тогда ее дела сразу пойдут в гору?

Нет. Я не настолько тщеславный и суеверный человек, чтобы делать это. Напротив, в этом году, изменив официальное название команды на более выгодное с финансовой точки зрения KL Minardi Asiatech, я даже принес в «жертву» название собственной компании - European Aviation, оставив логотип European лишь на машинах, да и то, скорее, как символ того, что наша команда в основе своей - европейская.

Ваши комментарии относительно решения FIA не допускать так называемую команду Phoenix к участию в чемпионате мира Ф-1 вместо выбывшей Prost? Ведь именно вы были самым, пожалуй, большим противником этого проекта.

Да, поскольку этот проект был, с моей точки зрения, более чем сомнительным. И не только с моей, как можно судить как раз по упомянутому решению FIA. Конечно, я это решение полностью поддерживаю и, конечно, я очень доволен, что эта затея Тома Уокиншоу и его друга Чарльза Никерсона потерпела фиаско. Ведь я, помимо всего прочего, потратил более 350 тыс. долларов на получение официальных заключений, позволяющих защитить права Minardi, которые были бы незаконно ущемлены в случае участия Phoenix в чемпионате вместо Prost. Решение окончательное, обжалованию, как говорится, не подлежит, и я не вижу какой-либо возможности для Phoenix вновь «возродиться из пепла». Ничто не может воскресить мертвого. Так что, справедливость в конце концов восторжествовала. Но это была адская битва...

Как в этой связи ваши добрые отношения с Томом Уокиншоу? Что, дружбе конец? Общаетесь ли вы как прежде или же не подаете друг другу руки?

Конечно, общаемся, поскольку нам просто приходится общаться на профессиональном уровне, что мы и продолжаем делать. Тем более что наши моторхоумы и боксы располагаются на автодромах в непосредственном соседстве. Просто у меня одно представление о том, как следует вести дела, а у Тома другое, и я сделал определенные выводы.

Доводилось ли вам обсуждать с Томом Уокиншоу проект строительства автодрома для проведения ГП России в Москве, в который он непосредственно вовлечен? Ваше мнение по этому поводу?

Не знаю, как в таких случаях отвечают в России, но на английском языке это звучит так: «Если не можешь сказать ничего хорошего, не говори ничего». Что же касается вообще идеи Берни проводить один из этапов чемпионата мира в Москве, то, безусловно, это хорошая идея. Но надо, чтобы она была хорошей и для самой Москвы. Думаю, русским понравится Формула-1, но для того, чтобы проект оправдал себя, чтобы люди смотрели Гран При не только по телевизору, но и заполняли трибуны автодрома, требуется, как показывает практика стран-«новичков» (той же Малайзии, например), пара лет. Причем пара лет очень специфической и серьезной работы, связанной, опять же, с затратами.

Алекс Йонг - отличный парень, как я смог убедиться из личного с ним общения, но на трассе, кажется, недостаточно быстр. Надеетесь ли вы на его прогресс как гонщика?

Полагаю, что для этого у него есть все возможности - достаточно вспомнить его седьмое место в Мельбурне. Но буду откровенен: Алекс приносит в бюджет команды около 15 млн долларов - это пятая часть нашего бюджета - и за такие деньги можно и не требовать с него попадания на подиум. Но, опять же, с другой стороны, вспомните прошлогоднюю Монцу, самый первый его Гран При, первую квалификацию. Уже в пятницу у его машины были серьезные проблемы с электрикой, а в субботу в сотне ярдов от выезда с пит-лейн - хлоп! - отказывает коробка передач, и машина встает! После чего то же самое происходит и с машиной Алонсо. И все же Алекс смог тогда квалифицироваться - на не самой быстрой машине, да еще запасной, настроенной под Алонсо! Это о чем-то говорит! Парень, надо отдать ему должное, все же хорошо работает. Единственная проблема - он кажется не очень быстрым в квалификациях, но зато в гонках выступает достаточно хорошо. Не думаю, что он хуже тех, кто, наоборот, блистает в квалификациях, но затем в гонке оказывается несостоятелен. Может, Алекс и не станет чемпионом, но по моему глубокому убеждению, любой, кто сегодня выступает в Формуле-1 - уже может считаться чемпионом. Я ведь и сам пробовал пилотировать машину Ф-1, я испытал это на собственной шкуре, и это нелегко, поверьте.

Были ли у вас идеи пригласить в Minardi русского гонщика? Поступали предложения такого рода из России?

Пару лет назад мы обсуждали возможность предоставления места тест-пилота Виктору Маслову. Но сначала ему стоило бы поездить в нашей команде в Ф-3000, как он ездил там же за Arden Team Russia. Возможно, у него тогда было бы больше шансов, поскольку у нас есть еще и команда в Ф-1, а у Arden - нет. Так или иначе, но все уперлось в ту же проблему - деньги. Сейчас есть только два пути в Формулу-1: или ты обладаешь невероятным талантом (хотя таких удается найти единицы среди огромной массы претендентов), либо у тебя есть «мешок с деньгами». Не всем гонщикам удается блеснуть в Ф-3000 и других «младших» формулах, а в Ф-1 они неожиданно раскрываются и оказываются достаточно быстрыми, но при этом у них просто нет иных шансов сюда попасть, кроме как заплатив за свое место деньги. Мы, со своей стороны, традиционно предоставляем таким гонщикам шанс, однако мы просто не в состоянии заниматься чистой благотворительностью. Поэтому, если у гонщика есть соответствующая спонсорская поддержка, то почему бы и нет? И как раз сейчас мы рассматриваем предложение по другому русскому гонщику - не помню его имя (Сергей Злобин - прим. ред.), поскольку этой программой занимается Джанкарло Минарди.

Судя по тому, как вы работаете, времени на личную жизнь у вас практически не остается?

Основная проблема для меня - это то, что мой единственный сын растет сейчас фактически без меня. У меня действительно катастрофически не хватает времени на общение с ним, и меня это очень удручает. Увы, но командой Ф-1 нельзя заниматься «левой ногой», она требует полной самоотдачи. И к тому же мне в довершение к семнадцати Гран При, проходящих на пяти континентах, приходится мотаться еще и по другим делам, в том числе и связанным с моим авиабизнесом. Поэтому я уже просто видеть не могу чемодан. Когда за пару дней до очередного отъезда смотрю на чемодан, то чувствую, что отчаянно не хочу вновь его собирать! Да что я вам рассказываю - вы, как постоянно аккредитованный на чемпионате мира журналист, сами в той же шкуре, так что наверняка испытываете те же чувства...

Как вы любите проводить свое свободное время? У вас есть какое-то хобби, помимо «коллекционирования» пассажирских авиалайнеров?

Да - я люблю пилотировать двухместные Minardi и покататься на картах. Вообще люблю ездить на машине, но непременно на хорошей машине. Хотя самое большое удовольствие, несмотря на всю усталость и прочие проблемы, я получаю все же непосредственно от своей работы. От всего, что я делаю. Поэтому никогда специально не планирую себе какие-то развлечения, и какой-то особенной страсти у меня все же нет. Разве что иногда, но, пожалуй, не чаще раза в год, люблю снять с гвоздя ружье и поохотиться.

Вы сказали, что любите ездить на хорошей машине. Какой дорожный автомобиль вы предпочитаете?

Я езжу на Mercedes-Benz 600 CL и, где бы ни находился, всегда пользуюсь именно этим автомобилем, поскольку считаю его лучшим из всех.

Борис Мурадов

Категория: №48 (07.2002) | Добавил: LiRiK3t (20.01.2014)
Просмотров: 590 | Теги: №48(07.2002), интервью
вход выход Created by SeldonSF