Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №4 (11.1998)

Чезаре Фьорио

Чезаре Фьорио

 

В многолюдных, на первый взгляд, паддоках Формулы-1 на самом деле не так уж много людей, которые привлекали бы к себе повышенное внимание представителей прессы. Разумеется, пилоты вне конкуренции в этом отношении. Круг же прочих лиц, один вид которых заставляет встрепенуться каждого репортера, довольно узок. 59-летний спортивный директор команды Prost-Peugeot Чезаре Фьорио - один из них.

Что знают российские любители Формулы-1 об этом улыбчивом синьоре, во время гонок всегда стоящем у мониторов по левую руку от четырехкратного чемпиона мира? Очень мало - за это я готова поручиться. А именно - знаменитую историю о том, как его уволили из Ferrari с легкой (или тяжелой) руки того же Алена Проста. Этот факт в биографии Чезаре Фьорио, безусловно, присутствует. Но так ли все было, как это утвердилось в сознании наших фанов?

Вершиной карьеры синьора Фьорио в Формуле-1 на сегодняшний день считаются три сезона (вернее, два с половиной), проведенные им в ранге спортивного директора Scuderia Ferrari. Однако вряд ли эти годы можно назвать вершиной всей жизни Фьорио. Ведь в мире автоспорта он вращается уже более 30 лет и до прихода в Формулу-1 многие годы успешно возглавлял команды итальянского гиганта FIAT в ралли и чемпионатах мира среди спортивных автомобилей (спортпрототипов). И за это время его команда Lancia выиграла титул чемпиона мира 18 раз! Есть в его биографии страничка, которой не сможет похвастаться ни один другой спортивный директор команд «Больших призов»: 15 лет Чезаре Фьорио выступал в чемпионатах мира сверхмощных океанских катамаранов off shore и трижды становился чемпионом мира. По сей день Фьорио владеет знаменитым Blue Ribbon - катером, которому принадлежит мировой рекорд трансатлантического перехода (58 ч 34 мин и 50 с). Можно припомнить и еще один, скажем так, не самый обычный для босса Формулы-1 аспект деятельности. Фьорио отнюдь не всегда только командовал. Было время, когда он сам проектировал и строил гоночные автомобили. К примеру, в конце 60-х - начале 70-х на трассах блистала Lancia Fulvia Coupe, быстрая, но весьма хрупкая машина. Фьорио в соавторстве с довольно известным в те годы конструктором Клаудио Мальоли внес изменения в конструкцию - новая Lancia с индексом F&M special выиграла немало гонок среди спортивных автомобилей и в так называемых UpHill - чрезвычайно популярных лет 25-30 назад горных гонках. «Перу» Фьорио принадлежит и экзотическая Lancia Stratos, блиставшая на автосалонах начала 70-х.

Каким же образом этот человек оказался в роли администратора, да еще в такой команде, как Ferrari? Очень просто. Вернее, совершенно случайно. Добиваясь для FIAT раллийных успехов, Фьорио весьма сблизился с хозяином концерна Джанни Аньелли и стал одним из его ближайших и доверенных друзей. Когда в августе 1988 г. в Модене скончался великий Коммендаторе Энцо Феррари, окружение Avvocato (прозвище Аньелли), уже владевшего 90% акций Ferrari, настояло на том, чтобы назначить на ключевые посты в Scuderia своих людей. Владелец оставшихся 10% и внебрачный сын Энцо - Пьеро Ларди-Феррари, которого старик признал лишь после смерти своей жены противиться воле всемогущего Аньелли не стал, и накануне Гран При Италии в Монце в руководящем звене Ferrari была проведена кардинальная перестройка. Марко Пиччинини, исполнявший обязанности спортивного директора команды с 1978 г., плавно отошел от дел, и с сезона 1989 г. этот пост занял Фьорио. Под его руководством за два года команда одержала девять побед в Гран При и едва не выиграла чемпионскую корону. За семь предыдущих лет было одержано всего 13 побед на этапах, из которых семь пришлись на 1982 и 1983 гг.

Однако главным достижением Фьорио на посту спортивного директора Scuderia оказалось заключение контракта с Аленом Простом. Великий француз в середине сезона 1989 г., после того, как его взаимоотношения с McLaren и Сенной окончательно испортились, принял решение завершить карьеру. Пошли разговоры о том, что вместе с Джоном Барнардом он намерен создать новую команду. Однако Фьорио, как оказалось, имел свое мнение о будущем великого гонщика, с которым в конце концов согласился и сам Прост. При этом последний, поддавшись на уговоры Фьорио, не испытывал никакого пиетета по отношению к легенде Формулы-1 по имени Ferrari. Для него это был лишь шанс расквитаться со своей бывшей командой и своим бывшим партнером за «предательство». Найджел Мэнселл, оказавшийся напарником Проста в Scuderia, так оценил его состояние: «Ален мотивирован так, словно у него нет завтра».

Так что Фьорио является вторым после патрона McLaren Рона Денниса человеком, имевшим непосредственное отношение к фантастической саге Формулы-1 - противостоянию Алена Проста и Айртона Сенны.

Сенна и McLaren были для Фьорио и его команды привычным внешним раздражителем. Но был и внутренний «мотор» - взаимоотношения Проста и Мэнселла. Француз, пришедший в команду с единственной целью - доказать, что он сильнее Сенны и McLaren, работал как вол. Англичанин, никогда не испытывавший страсти к черновой тестовой работе, предпочитал между гонками проводить время за игрой в гольф. То, что в квалификациях и гонках партнер временами оказывался быстрее, Проста не слишком волновало. Он давно знал себе цену. Однако к концу года, когда выяснилось, что неконтролируемый азарт Мэнселла мешает Алену в достижении главной цели, взаимоотношения партнеров заметно осложнились. «Правда в том, что Мэнселл не прилагает никаких усилий к тому, чтобы совершенствоваться как гонщик, - говорил в октябре 1990 г. Прост. - Я вкалываю на тестах, совершенствую машину и мотор, а он, всласть наигравшись в гольф, приезжает на гонку свеженький и говорит: а ну-ка, старик, рассказывай, что ты тут наработал! И при этом у него хватает наглости требовать, чтобы ему предоставляли технику, не уступающую моей!» Добавлю также, что летом 1989 г., когда Фьорио вел переговоры с Простом, Мэнселл, стуча кулаком по столу, требовал для себя статуса первого пилота и соответствующих привилегий... Справляться с амбициями грозного англичанина мягкому Фьорио удавалось с трудом.

Собственно говоря, в том, что 21 октября 1990 г. на Сузуке состоялось знаменитое столкновение Проста и Сенны, в результате которого француз потерял шансы на четвертый в своей карьере титул, есть немалая «заслуга» «Большого Найджа». Сумей Фьорио укротить Мэнселла, и не соверши последний своего знаменитого маневра в Эшториле, атакой на Проста сыграв на стороне Сенны, японского столкновения могло бы и не быть. Как могло бы и не быть последовавшего через восемь месяцев увольнения Фьорио из Ferrari.

Этот факт в биографии Чезаре принято интерпретировать так: Фьорио убрали из Scuderia по требованию Проста. На самом деле никакого требования не было. Француз вообще никогда ни от кого ничего не требовал (возможно, как раз в этом и была его главная ошибка). Нет. Просто Ален, уставший от бесполезного сражения с собственным автомобилем, публично высказал несколько абсолютно справедливых замечаний в адрес спортивного директора, вменив Фьорио в вину, например, тот факт, что к сезону-91 Ferrari не построила нового автомобиля (по этой причине команду покинул и не умеющий топтаться на месте Барнард), а лишь чуть-чуть модернизировала прошлогоднее шасси. Тем самым заранее поставив себя в положение аутсайдера. Не могла понравиться Просту, привыкшему к железной дисциплине в McLaren, и вольница, царившая среди механиков и инженеров Scuderia: Фьорио был слишком мягок, чтобы справиться с латинским темпераментом своих подчиненных. Для этого понадобился Жан Тодт.

Провальные неудачи, преследовавшие в сезоне-91 Проста и его нового напарника Жана Алези, несдержанность Алена в разговорах с прессой и стали причиной того, что на Гран При Франции руководство Ferrari разродилось официальным коммюнике, в котором было названо имя «козла отпущения» - Чезаре Фьорио. С этого дня вместо одного человека к руководству командой приступили трое, в том числе лично президент Scuderia Пьеро Ларди-Феррари. В результате о своей несдержанности, стоившей места Фьорио, пришлось пожалеть самому Просту. В конце года Клаудио Ломбарди без всякого предупреждения не дрогнувшей рукой указал на дверь великому гонщику. Амбициозному синьору Ломбарди не понравилось, что Ален, описывая свои ощущения от пилотирования Ferrari, сравнил ее с грузовиком...

Кольцо замкнулось. Снова Фьорио и Прост (ирония судьбы?) встретились в 1997 г. Последний стал хозяином тихонько шедшей ко дну Ligier, где Фьорио выполнял привычные обязанности спортивного директора. После окончания своей карьеры в Ferrari Чезаре успел поработать советником скромной Forti. Собственно, контракт на восемь гонок 1996 г., который заключил Фьорио с Гвидо Форти, стал следствием временной безработицы, ибо из Ligier (где итальянец оказался с легкой руки Флавио Бриаторе, весной 1994 г. выкупившего Ligier у Сирила де Рувра, который, в свою очередь, купил ее у самого старика Лижье) Фьорио уволил Том Уокиншоу, начавший по приказу своего босса коренную перестройку «синих» по образу и подобию Benetton. Однако в 1996 г. Фьорио снова вернулся во французскую команду - после того, как между Бриаторе и Уокиншоу пробежала черная кошка...

Два минувших сезона синьор Фьорио был чревычайно популярной персоной в паддоках Формулы-1. Несмотря на неудачи команда Алена Проста по-прежнему интересовала очень многих, но сам Ален по вполне понятным причинам старался лишний раз не показываться на глаза прессе (он не умеет рассказывать о причинах поражений - жизнь, слава Богу, так и не приучила его к этому), поэтому отдуваться за босса приходилось вежливому и улыбчивому спортивному директору.

«Синьор Фьорио, у вас не возникает никаких проблем с месье Простом? Ведь в прошлом между вами были проблемы?» На этот, мягко скажем, популярный одно время вопрос Фьорио всегда отвечал смехом, давая понять, что лично между ним и Простом никогда никаких неразрешимых проблем не существовало: «Все мои проблемы имеют одно имя - Ferrari!».

О Просте в роли хозяина команды Фьорио совершенно искренне говорит: «Это счастье, что Ligier досталась именно ему. Ни минуты не сомневаюсь, что Ален добьется цели, которую сам перед собой поставил, - его команда будет побеждать!» Прост, несмотря на то, что в сезоне-99 Фьорио уже не будет работать в его команде (он перейдет в Minardi), тоже отзывается о своем втором сотрудничестве с итальянцем в высшей степени позитивно: «Чезаре чрезвычайно опытен в управлении командой. Он снял с моих плеч массу проблем. На определенном этапе этот фактор был решающим. Я ведь по-прежнему учусь, и два сезона, проведенных рядом с Чезаре, оказались для меня бесценной школой».

Что ж, Фьорио ожидает новый виток в карьере. В будущее обаятельный синьор смотрит с оптимизмом: «Наконец-то я снова буду работать в итальянской команде!» Тем интереснее напоследок узнать мнение этого человека о гонщиках, с которыми Просту предстоит работать и после его ухода из команды.

«Оливье? Прекрасный, добрый и милый парень. Он так давно с этой командой! Что он представляет собой как гонщик? Как вам сказать... Если дать ему быструю и надежную машину, он способен творить чудеса. Если же с машиной что-то не в порядке, мгновенно опускает руки и теряет всякий запал. К тому же квалификацию никак не назовешь его сильной стороной. В гонке, где не так важна чистая скорость и результат чаще достигается стабильностью, он гораздо сильнее. Но для Алена на данном этапе становления команды как раз такой парень и нужен. Ярно? Думаю, это будущее команды. Быстр. Азартен. Не раскисает, когда что-то не ладится с машиной. Как говорит Ален, он пока не научился пользоваться своим талантом в полную силу. У него, бесспорно, есть техническая жилка, хорош в повседневной тестовой работе. Именно поэтому Ален так за него и держится...»

На всякий случай, дабы проиллюстрировать комментарий Фьорио, напомню: новый контракт Паниса действителен ровно год, Трулли продлил свои отношения с командой до 2000 г. включительно - при этом Прост оставил за собой так называемое право option и на 2001 г. Впрочем, к Фьорио все это отношения уже не имеет.

Лина Холина

← к содержанию № 4 (11.1998)

Категория: №4 (11.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1601 | Теги: один на один, №4(11.1998)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t