Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №4 (11.1998)

Мера творчества

Мера творчества

Почему современные болиды выглядят столь удручающе однообразно с точки зрения их конструктивных схем. Быть может, нынешним конструкторам не хватает фантазии, чтобы придумать что-нибудь новое? Или они слишком доверяют вычислительным машинам, убивая тем самым творческое начало в процессе создания новой техники? Подобные вопросы могут придти в голову только при самом поверхностном взгляде на автомобиль Формулы-1. Современные болиды отличаются друг от друга не меньше, чем их предшественники 60-х или 70-х годов, но эти различия часто скрыты от посторонних глаз. Внешний же облик машин, обгоняющих ветер на трассах современных Гран При, определяет аэродинамика, законы которой одинаковы для всех.

Но, увы, это не вся правда. Поверьте, нынешним конструкторам вполне хватило бы смелости создать что-либо невиданное. Но их тяга к новаторству постоянно сталкивается со стремлением FIA к унификации гоночных автомобилей. Делается это как в целях безопасности, так и в целях выравнивания сил и обострения спортивной борьбы. И прежде, чем обвинять творцов новой техники в узости мышления, подумайте о том, как мало пространства оставляют им для творчества спортивные чиновники. Прочитав раздел правил, касающийся размеров автомобиля Ф-1, вы поймете, что внешний облик современных болидов определяется не столько прихотью создателей или законами природы, сколько жесткими рамками Технического регламента.

Технический регламент
чемпионата мира
Формулы-1

Статья 3. Размеры корпуса и габариты автомобиля

3.3. Общая ширина
Общая ширина автомобиля, включая полностью снаряженные колеса, не должна превышать 1800 мм при положении управляемых колес "прямо вперед" (рис. 1).

3.4. Ширина корпуса перед центральной линией задних колес
Корпус впереди центральной линии задних колес ограничен максимальной шириной в 1400 мм (рис. 1).

При этом, во избежание повреждения шин других автомобилей, верхние и передние края боковых поверхностей корпуса впереди передних колес должны иметь толщину не менее 10 мм и радиус закругления не менее 5 мм.

3.5. Ширина позади центральной линии задних колес
Ширина корпуса позади центральной линии задних колес не должна превышать 1000 мм (рис. 1).

3.6. Общая высота
За исключением элементов конструкций, предназначенных для защиты гонщика при переворачивании, ни одна часть автомобиля не должна быть выше 950 мм от базовой плоскости (рис. 1).

При этом элементы защитных конструкций выше 950 мм от базовой плоскости не должны иметь форму, оказывающую значительное аэродинамическое влияние на характеристики автомобиля.

3.7. Высота передней части корпуса
Все части корпуса впереди заднего края полностью снаряженных передних колес и на расстоянии более 250 мм от осевой линии автомобиля должны иметь высоту между 50 мм и 250 мм над базовой плоскостью (рис. 2).

3.8. Высота корпуса перед задними колесами
3.8.1. Ни одна часть корпуса, находящаяся на высоте более 600 мм от базовой плоскости между наиболее выдвинутой вперед точкой задней конструкции, предназначенной для защиты гонщика при переворачивании, и передним краем полностью снаряженных задних колес, не должна быть более, чем в 300 мм от осевой линии автомобиля (рис. 3).

3.8.2. Ни одна часть корпуса, которая расположена более, чем в 500 мм от осевой линии автомобиля между центральной линией заднего колеса и линией, проведенной в 800 мм впереди центральной линии заднего колеса, не должна быть выше 500 мм от базовой плоскости (рис. 4).

3.8.3. Ни одна часть корпуса, расположенная более, чем в 500 мм от осевой линии автомобиля между центральной линией заднего колеса и линией, проведенной в 400 мм впереди центральной линии заднего колеса, не должна быть выше 300 мм от базовой поверхности (рис. 5).

3.9. Высота корпуса между задними колесами
Ни одна часть корпуса между передним краем полностью снаряженных задних колес и линией, проведенной в 150 мм позади центральной линии заднего колеса, не должна быть выше 600 мм от базовой плоскости (рис. 6).

3.10. Высота корпуса позади центральной линии заднего колеса
Любая часть автомобиля, расположенная более, чем в 150 мм позади центральной линии задних колес, не должна быть выше 800 мм от базовой плоскости (рис. 6).

Ни одна из частей корпуса позади центральной линии задних колес и более, чем в 150 мм от осевой линии автомобиля, не должна быть ниже 300 мм от базовой плоскости (рис. 7).

Кроме того, любая часть корпуса позади центральной линии задних колес, расположенная выше 500 мм от базовой плоскости, при проекции на плоскость, перпендикулярную поверхности земли и осевой линии автомобиля, не должна занимать более 70% площади прямоугольника, образуемого линиями, расположенными в 500 мм по обе стороны осевой линии автомобиля, и линиями на высоте 500 мм и 800 мм от базовой плоскости (рис. 8).

3.11. Размеры корпуса в районе передних колес
За исключением аэродинамических элементов системы охлаждения тормозов, не должно находиться каких-либо частей корпуса в зоне, образованной двумя продольными параллельными линиями на расстоянии 400 мм и 1000 мм от осевой линии автомобиля и двумя перпендикулярными линиями на расстоянии 350 мм впереди и 800 мм позади центральной линии передних колес (рис. 9).

3.12. Размеры частей корпуса, расположенных лицевой стороной к поверхности земли
Между задним краем полностью снаряженных передних колес и передним краем полностью снаряженных задних колес все подрессоренные части автомобиля, видимые снизу, должны образовывать поверхности, лежащие на одной из двух параллельных плоскостей: базовой плоскости или ступенчатой плоскости. Сказанное не относится к деталям зеркал заднего вида, видимых снизу, при условии, если площадь каждой из таких деталей не превышает 90 кв. см при проекции на горизонтальную плоскость.

Ступенчатая плоскость должна быть на 50 мм выше базовой плоскости.

Поверхность, образуемая частями корпуса, лежащими на базовой плоскости, должна тянуться от заднего края полностью снаряженных передних колес до центральной линии задних колес, должна иметь минимальную и максимальную ширину 300 мм и 500 мм соответственно и должна быть симметричной относительно осевой линии автомобиля.

Все части корпуса, лежащие на базовой и ступенчатой плоскостях, должны образовывать однородную, твердую, непрерывную, жесткую (не имеющую степеней свободы по отношению к корпусу/шасси), непроницаемую поверхность при любых условиях.

Края поверхностей, образуемых частями корпуса, лежащими на базовой и ступенчатой плоскостях, могут иметь закругления (загнутые вверх) с максимальным радиусом 25 мм и 50 мм соответственно. Края поверхности, образованной частями корпуса, лежащими на базовой плоскости, должны соединяться с частями, лежащими на ступенчатой плоскости, вертикально. При этом любой радиус в переходной зоне между двумя плоскостями не должен быть больше 25 мм.

Принимая во внимание производственные проблемы, допуск при изготовлении этих поверхностей может составлять ±5 мм.

Все подрессоренные части автомобиля позади переднего края полностью снаряженных задних колес, видимые снизу и находящиеся более, чем в 250 мм от осевой линии автомобиля, должны быть на 50 мм выше базовой плоскости (рис. 10).

3.13. Размеры выступающих частей
Ни одна часть автомобиля не должна выступать более, чем на 500 мм позади центральной линии задних колес, и более, чем на 1200 мм впереди центральной линии передних колес (рис. 11).

Ни одна часть корпуса, расположенная более, чем в 200 мм от осевой линии автомобиля, не может выступать более, чем на 900 мм впереди центральной линии передних колес (рис. 12).

Все измерения, касающиеся выступающих частей, должны проводиться параллельно базовой плоскости.

3.14. Аэродинамическое влияние
Все специфические части автомобиля, оказывающие влияние на его аэродинамические характеристики (за исключением крышки бензобака на пит-лейн):
- должны соответствовать правилам, регламентирующим размеры корпуса;
- должны быть жестко прикреплены к подрессоренным частям автомобиля (не иметь степеней свободы);
- должны оставаться неподвижными по отношению к подрессоренным частям автомобиля.

Любые устройства и конструкции, предназначенные для того, чтобы закрыть зазор между подрессоренными частями автомобиля и поверхностью земли, запрещены.

Ни одна из частей, оказывающих аэродинамическое влияние на автомобиль, и ни одна из частей корпуса, за исключением доски скольжения, ни при каких условиях не могут быть расположены ниже базовой плоскости.

3.15. Размеры верхней части корпуса
3.15.1. При виде сбоку корпус автомобиля должен вписываться в треугольник, который образуют три линии: одна вертикальная, проходящая в 1000 мм впереди переднего края полностью снаряженных задних колес, одна горизонтальная на высоте 550 мм над базовой плоскостью и одна диагональная, которая пересекает вертикальную в точке на высоте 940 мм над базовой плоскостью и горизонтальную по переднему краю полностью снаряженных задних колес.

Корпус в этой зоне должен быть симметричен относительно осевой линии автомобиля и должен иметь толщину не меньше 200 мм в любой точке вдоль второй диагональной линии, расположенной по вертикали на 200 мм ниже первой диагонали (рис. 13).

3.15.2. При виде сбоку ни одна из частей корпуса автомобиля не должна находиться в пределах треугольника, образованного тремя линиями: одной вертикальной, проведенной по переднему краю полностью снаряженных задних колес, одной горизонтальной на высоте 950 мм от базовой плоскости и одной диагональной, которая пересекает вертикальную линию в точке, расположенной на 600 мм выше базовой плоскости, и горизонтальную в точке, расположенной в 700 мм впереди переднего края полностью снаряженных задних колес (рис. 14).

3.15.3. Задняя конструкция, предназначенная для защиты гонщика при переворачивании, должна иметь ясно видимое отверстие, в которое может пройти ремень поперечного сечения 6x30 мм, с помощью которого можно поднять автомобиль.


Категория: №4 (11.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1489 | Теги: От А до Я, №4(11.1998)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t