Гран При Франции

к содержанию № 50 (09.2002)

Гран При Франции

 

19-21.07.2002

Нечаянный триумф

 

Сознание своих сил увеличивает их.

Люк Вовенарг

Когда подъезжаешь на машине к служебным воротам автодрома «Невер–Маньи-Кур», то попадаешь на своего рода «аллею славы»: по обеим сторонам дороги расположены большие портреты побеждавших здесь пилотов Ф-1. 1991, 1992 годы - Найджел Мэнселл, 1993-й - Ален Прост, 1994-й - Михаэль Шумахер, 1995-й - он же, 1996-й - Дэмон Хилл, 1997-й, 1998-й - вновь Шумахер, 1999-й - Хайнц-Харальд Френтцен, 2000-й - Дэвид Култхард, 2001-й - опять Михаэль Шумахер. Из восьми гонок с его участием Михаэль выиграл здесь пять. В текущем сезоне на момент проведения ГП Франции - уже семь из девяти. Так что было бы в высшей степени странно, если бы в Маньи-Куре вновь не победил он же. Так оно и вышло. Хотя без странностей не обошлось.

Низы не могут, верхи не хотят

Общий фон

Очередной победы Михаэля Шумахера в Маньи-Куре как раз не очень и ждали. До пятого чемпионскою титула ему все равно уже было рукой подать, и завоевать его в Германии можно было бы с куда большей помпой. Паддок был наполнен «достоверной информацией» о том, что в Ferrari на сей счет уже составлен план: победить во Франции предстоит Рубенсу Баррикелло (которого уже пора «подтягивать» к вице-чемпионскому званию), а Шумахер должен будет подстраховать его победу и свое положение в турнирной таблице вторым местом. В существование такого плана верилось вполне.

Но куда больше внимания привлекала к себе ситуация с продолжающей агонизировать командой Arrows. Лишь перед самым гоночным уик-эндом FIA дала «добро» на участие в ГП Франции машины Энрике Бернольди, поскольку за ним до сих пор висел штраф, назначенный еще в Канаде за превышение скорости на пит-лейн. Но в пятницу весь день кряду Том Уокиншоу и все его подопечные (персонал прибыл на ГП Франции лишь в ополовиненном числе) с довольно мрачными лицами «били баклуши». Френтцен раздавал блиц-интервью, отделываясь дежурными ответами, а Бернольди с кем-то подолгу говорил по мобильному телефону, но на трассе ни тот, ни другой так и не появились. «В субботу машины выедут», - пообещал Уокиншоу.

На следующее утро оранжевые машины и впрямь выехали из боксов в самом конце тренировки - для того, чтобы «в целях экономии средств» проехать всего по одному кругу.

Скользкие обстоятельства

Расстановка сил

Главным ответом на традиционный вопрос «кто кого?» в Маньи-Куре должны были стать традиционно же шины. Французская трасса в этом смысле - твердый орешек, ставящий команды перед трудным выбором: с одной стороны - очень медленная «шпилька» Adelaide, с другой - сверхбыстрый поворот Estoril (существенным образом повлиявшие на ход и результаты Гран При). К тому же вся трасса в целом очень скользкая, особенно в июльскую жару. Михаэль Шумахер даже заметил по этому поводу, что она больше подходит для раллийных автомобилей, а не машин Ф-1 - мол, больше скользишь, а не едешь.

Во многом благодаря «лояльной» к родной резине жаркой французской погоде McLaren уверенным «дублем» по итогам пятничной тренировки показал подкачанные за последнее время мышцы. Однако лишь итоги субботней тренировки в точности предвосхитили результат гонки в части призовых мест и весьма близко - последующих.

В субботу утром вдребезги разбил свой Jordan Джанкарло Физикелла. На скорости более 200 км/час от его машины после наезда на бордюр на входе в Estoril оторвалось переднее крыло, и передняя часть машины не только мгновенно утратила прижимную силу, но и вообще контакт с трассой, поскольку колеса оказались на зажатом под ними крыле. Поэтому дальше Физико летел уже словно на салазках по снегу, со всего маху въехав в барьер из покрышек, и ударился головой так сильно, что повредил шлем, но тот, в свою очередь, надежно защитил от травм голову. Джанкарло помогли выбраться, он сам, зажав правую руку, сел в медицинскую машину, после чего на вертолете его отправили в больницу в Невер. Обследование не выявило никаких серьезных повреждений, но профессор Уоткинс посоветовал итальянскому гонщику воздержаться от участия в квалификации и гонке, поскольку он испытал слишком большую перегрузку.

В субботу свой 26-й день рождения отметил Алекс Йонг. И попадание в заветные 107% после провала (уже второго за сезон) в Сильверстоуне стало ему хорошим подарком. Но каким бы «славным малым» ни был Алекс, увы, все же надо признать, что с Формулой-1 у него явно проблемы. И дело не только в слабой машине. Марк Уэббер точно на такой же все дни показывал время - на 2-2,5 с быстрее Йонга. Столько же отделяло австралийца от лучшего времени лидеров. Другими словами, между Йонгом и Уэббером такая же пропасть, как между Уэббером и Шумахером.

В квалификации, кстати, машины Arrows выехали первыми, но проехали лишь по три круга из 12 возможных и намеренно медленно, чтобы не попасть в 107%. После чего гонщики покинули машины и боксы.

И еще прежде чем квалификация закончилась, Френтцен уже в «гражданской» одежде отправился домой, а персонал команды стал активно складывать оборудование и пожитки и вываливать в мусорные баки килограммы недоеденных фруктов, сыров, пирогов и прочей снеди. Ничего себе, экономия!

Официальное заявление «оранжевых» гласило: «Команда Orange Arrows не прошла квалификацию перед Гран При Франции, поэтому собирается и отправляется обратно в Англию. Переговоры, касающиеся будущего команды, будут продолжены на следующей неделе одновременно с подготовкой к Гран При Германии».

Тем временем Хуан-Пабло Монтоя ковал себе успешное настоящее. Пропустивший из-за сильного повреждения машины при вылете почти половину второго часа пятничной тренировки и в результате показавший лишь десятое время колумбиец в субботу вернулся в колею, да так, что завоевал шестую в этом сезоне и уже пятую подряд поул-позицию - не иначе как в ознаменование отмечавшегося в ту субботу Дня независимости Колумбии.

В квалификации тон задавали клиенты Michelin: первые три ряда привычно оккупировала «большая тройка», четвертый - «примкнувшие к ним» Renault, а за ними пристроился Jaguar Ирвайна - все, кроме Ferrari, на французской резине. И еще результаты квалификации удивили своей плотностью. Так, четвертую позицию Кими Райкконена отделяли от времени поул-позиции всего 0,25 с, а вся первая шестерка уместилась в 0,513 с - давно такой тесноты на старте не было.

Как обычно в последнее время, большой оптимизм выражали «хондовцы» из BAR и Jordan, получившие новые, более мощные модификации мотора. А вот Ники Лауда в частном разговоре на мой вопрос, доволен ли он новым двигателем CR4 для Jaguar, поморщился, покачал головой и ответил со свойственной ему прямотой: «Машина как была г.., так г.. и осталась».

Спустя пять часов после окончания квалификации разорвалась информационная бомба. От имени самого Джордана позвонили Френтцену и предложили место в завтрашней гонке в машине Физикеллы - спустя почти ровно год, как его из этой машины выставили пинком. Френтцен вернулся на автодром - будучи истинным гонщиком, он просто не смог отказаться даже от такой сомнительной возможности принять участие в Гран При.

В соответствии со ст. 60 Спортивного регламента судьи разрешили такую замену и старт с последнего ряда, «признав обстоятельства форс-мажорными и будучи удовлетворены правомочиями Хайнца-Харальда Френтцена», но лишь при условии, что «не возникнут сложности контрактного характера и все команды-участницы Гран При Франции дадут на то свое письменное согласие до 9 часов 15 минут воскресенья 21 июля 2002 года».

Но вслед за тем появилось заявление Jordan, гласящее: «Судейское собрание дало разрешение на выступление Хайнца-Харальда Френтцена в качестве пилота машины под номером 9, однако, несмотря на все усилия сторон, в силу юридических формальностей, не имеющих отношения к Jordan Grand Prix, Хайнц-Харальд Френтцен не смог воспользоваться данным предложением».

В переводе с протокольного на обычный язык, который в частном разговоре дал сам Эдди Джордан, Френтцену не позволил выйти на старт в машине и комбинезоне желтого цвета Том Уокиншоу - ведь в случае результативного финиша очки в личном зачете достались бы Хайнцу-Харальду, но в командном - Jordan, еще более упрочив положение «конюшни»-конкурента.

19.07.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. На пробный круг выехали 18 машин - обе Ferrari традиционно не спешат покидать боксы, a Arrows, как и на ГП Великобритании, пропускают пятничную тренировку. Гонщики Minardi и Toyota начинают тренировку, лучшее время у Сало (1’17.205). В Imola Мика задевает машину только что покинувшего боксы Сато и повреждает рулевое управление.

15-30 мин. Вперед было выходят пилоты Jaguar, но Монтоя намного быстрее - 1’15.271. Йонга крутит в Lycee, но Алекс продолжает тренировку. Култхард (1’15.099) и М. Шумахер (1’15.174) опережают Монтою. Сало покидает боксы на отремонтированной машине.

30-45 мин. Результаты не улучшаются - пилоты не спешат использовать новый комплект шин. Лишь Баррикелло удается показать результат 115.056. В первой шестерке также Култхард, М. Шумахер, Монтоя, Ральф и Райкконен - только пилоты «большой тройки» команд. Оба гонщика Jaguar в первой десятке.

45-60 мин. М. Шумахер перетормаживает перед Adelaide. Уэббер ошибается в первом повороте - Minardi выскакивает на гравий, пересекает трассу, засыпав ее камешками, и лишь затем Марку удается взять машину под контроль. Баррикелло крутит в Nurburgring, а Монтоя скользит в связке Chicane-Lycee. Там же ошибаются Физикелла и Вильнев.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. Мак-Ниш первый у выезда с пит-лейн, но когда зажигается зеленый свет, Toyota глохнет. Трулли вылетает в «180°» и задевает барьер - тренировка для итальянца завершена. Сато не удерживается на трассе в Estoril, и его Jordan выскакивает на гравий. Японцу удается вернуться на асфальт, но машина здорово повреждена. Также вылетают, но продолжают тренировку Панис, Р. Шумахер (оба - в Chateaux d'Eau) и Масса. М, Шумахер - 1’14.439!

15-30 мин. Баррикелло быстрейший перед Adelaide - 281 км/ч. Култхард с рекордом второго сектора выходит вперед - 1’14.259. Монтоя теряет управление в Estoril - Williams совершает несколько оборотов, но колумбиец продолжает тренировку. Райкконен опережает товарища по команде - 1’14.097. Физикелла выскакивает на гравий в Imola.

30-45 мин. Вновь быстрее всех пройдя второй сектор, Култхард выходит вперед (1’14,025). Сало на свежих шинах 5-й - 1’15.161, а Мак-Ниш показывает 6-е время! Монтоя возвращается на трассу и мешает Уэбберу, который находился на быстром круге.

45-60 мин. Механики устраняют проблемы с КП на машине Йонга. У Сало отказывает двигатель. Ирвайна разворачивает на 180° в повороте «180°». Гонщики не стремятся улучшать время, предпочитая работать над настройками. М. Шумахера разворачивает на высокой скорости, но немец «поймал» машину в пределах асфальта.

20.07.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. В боксах Arrows по-прежнему не видно активности, а остальные пилоты на пробном круге. Тренировку начинают Сато и Йонг, которому исполняется 26 лет. Японец быстрее - 1’16.159. Затем на первой строчке оказываются Ирвайн, Р. Шумахер и Монтоя (1’14.321).

20-35 мин. Баттон блокирует тормоза перед «180°». М. Шумахер ставит рекорд на первом секторе и завершает круг за 1’13.201. На счету Уэббера ни одного быстрого круга - проблемы с гидравликой.

35-45 мин. Уэббер беседует с Полом Стоддартом на командном мостике Minardi. М. Шумахер - 112.974! Это быстрее рекорда французской трассы. У Вильнева вновь проблемы на последних минутах - канадец едва не вылетает в последнем повороте, но дело ограничивается прыжками по бордюрным камням.

Вторая часть. 10.15-11.29

00-15 мин. Р. Шумахер на первом круге «утыкается» в Мак-Ниша и выскакивает на траву. Уэббер, наконец, выезжает на трассу. Все, кроме М. Шумахера, медленнее 113.

15-25 мин. Асфальт скользкий - то один, то другой гонщик вынужден «ловить» машину. Баррикелло и Култхард один за другим ставят рекордное время на первом секторе, но не улучшают по итогам круга. На выходе из Estoril Физикелла не удерживается на асфальте - Jordan выскакивает на гравий и ударяется в барьер из шин. Красные флаги. Заезды остановлены на 29 мин.

25-45 мин. Ирвайн срезает Chicane. М. Шумахера дважды разворачивает на одном круге. Оба Arrows выезжают из боксов, совершают один круг и вновь покидают трассу. Райкконен ставит рекорд третьего сектора и выходит из 1’13 - 1’12.995 (2-й). Монтоя с трудом удерживается на трассе на торможении перед Adelaide.

20.07.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-20 мин. Джанкарло Физикелла по требованию врачей пропускает квалификацию и гонку. Едва зажигается зеленый свет на выезде с пит-лейн, оба Arrows покидают боксы. Но и Френтцен, и Бернольди сбрасывают скорость на третьем секторе и показывают заведомо слабый результат. Бразилец, возвращаясь в боксы, сбрасывает со своего времени 2 с! Первый ориентир - у Сато (1’14.185). Уэббер показывает 1’14.800, но почти тут же останавливается - упало давление топлива. У Баррикелло 1’13.058 - оба Arrows вне 107%. Панис выскакивает на гравий. У Jaguar де ла Росы на выезде с пит-лейн возникают неполадки в гидросистеме - механики откатывают машину к боксам. Вперед выходят гонщики Williams - у Монтои 1’12.714, у Ральфа - 1’12.888. М. Шумахер опережал график колумбийца после двух секторов, но ошибся в последней связке поворотов, срезал Lycee, и его время аннулировано.

20-35 мин. Баррикелло с новым рекордом первого сектора выходит вперед - 1’12.552, но Монтоя отвечает - 1’12.346. М. Шумахер заканчивает круг еще быстрее (1’12.287), очень близко и Райкконен (1’12.499, 3-й). Сато мастерски «ловит» машину в Chicane и показывает 10-е время - 1’13.542.

35-50 мин. Уэббер покидает боксы на запасной машине. Монтоя вновь впереди - 112.117. Для де ла Росы квалификация закончена - у запасной машины из-за проблем с электроникой упала мощность двигателя (Jaguar использует новую квалификационную версию CR4). Трулли, а затем Райкконен ошибаются в последней связке и не улучшают результат. М. Шумахер завершает быстрый круг, но его время опять не засчитывают - немец срезал «эску» Imola.

50-60 мин. Баррикелло 2-й - 1’12.197, а Райкконен, благодаря рекордному третьему сектору 3-й (1’12.244). Р. Шумахер, Монтоя, М. Шумахер и Култхард один за другим уходят на решающую попытку. Ральф ошибается в Lycee и не улучшает результат. Хуан-Пабло - 1’11.985 - на секунду быстрее прошлогоднего поула! Михаэль шел еще быстрее, но вновь растерял преимущество на последнем секторе - 1’12.008. Култхард также ошибся - еще на первом секторе. Лучшие результаты на секторах у Монтои (1-й: 24.596), М. Шумахера (2-й: 26.290) и Райкконена (3-й: 20.756).

21.07.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. В разминке участвуют лишь 19 машин - Френтцен так и не смог урегулировать проблемы с контрактом и сесть за руль Jordan. Гонщики проверяют основные и запасные машины. Сато глохнет на выезде с пит-лейн, ошибочно нажав кнопку на руле. Ральфа крутит в Chateau d'Eau. Лучшее время у Райкконена - 1’16.475.

10-20 мин. Вперед поочередно выходят Култхард, М. Шумахер и Баррикелло (1’15.255). Ральфа еще раз разворачивает - на этот раз в Adelaide. Ирвайн и Монтоя пока не покидали боксов. Баррикелло выскакивает с трассы.

20-30 мин. М. Шумахер - 1’15.093. Сато и оба Sauber в шестерке. Трулли с лучшим временем на третьем секторе перемещается с 14-го на 3-е место (1’15.445). Михаэль еще быстрее (1’14.940), но тут же вперед выходит Баррикелло - 1’14.888. Уже под клетчатым флагом Михаэль разом сбрасывает без малого секунду - 1’14.174!

Зигзаг удачи

Красная линия гонки

Применительно к Гран При Франции, впрочем, стоило бы говорить не столько о красной, сколько о белой линии, которую то и дело пересекал то один, то другой гонщик, что во многом и предопределило развитие и исход самой гонки.

Первым «нарушителем границы» стал Фелипе Масса, возвращавшийся на трассу после штрафного проезда по пит-лейн. Штраф же он заработал за самый, пожалуй, «лихой» в этом сезоне (да и не только в этом) фальстарт - он преждевременно задействовал стартовую систему, и чтобы не ударить стоящего впереди Ника Хайдфельда, вынужден был резко вывернуть влево и таким образом не только опередил своего партнера по команде, но и почти поравнялся со стартующим с восьмого места Ярно Трулли, а чуть позже и опередил!

Тем временем еще один не в меру горячий новичок Такума Сато, перед которым неожиданно открылось свободное пространство, тоже переусердствовал и в первом же повороте выбил с трассы Паниса и вылетел в гравий сам.

Но самые жаркие события разворачивались в лидирующей группе. Сумевший защитить свою стартовую позицию Монтоя поначалу был достаточно быстр, чтобы не давать преследующему его Михаэлю Шумахеру шанса на обгон. И все же вскоре немец предпринял такую попытку в «шпильке» Adelaide - и едва не преуспел! Но в то время как Шумахер пытался обойти Монтою снаружи, изнутри то же самое попытался сделать и вовремя подсуетившийся Райкконен, не иначе как желая повторить прошлогодний подвиг своего земляка и предшественника в команде McLaren Хаккинена, совершенный тем в Спа ’00. Попытка была столь же красивой, сколь и рискованной, но, увы, неудачной: Кими не смог обойти даже Шумахера, который сразу же сориентировался в обстановке и аккуратным, но жестким маневром на подходе к «эске» Nurburgring быстро поставил «выскочку» на его третье место.

А что же Рубенс Баррикелло, на чьем месте и оказался на старте гонки Райкконен? Увы, но с Ferrari бразильца случилась очередная мистическая неприятность - она попросту не завелась, и, когда все машины уехали на прогревочный круг, осталась стоять на переднем домкрате. Напрасно Рубиньо отчаянно вздымал руки к небу и взывал ко всем известным ему святым - не помогла и смена рулевого колеса. Остальные гонщики уже проходили второй круг, а Баррикелло, проклиная всех и вся, бегом помчался к моторхоуму. «Барселонская» драма повторилась почти с абсолютной точностью...

Между тем Шумахер (которому, к слову сказать, тоже чем-то не понравилась основная машина и он вышел на старт на запасной) вплотную приблизился к лидеру. Причем Монтоя ехал все медленнее, однако французская трасса предоставляет довольно мало возможностей для обгона. Опередить колумбийца Михаэлю удалось лишь в ходе первой волны пит-стопов. Но тут боксы Williams и McLaren огласились шумным ликованием - пилот Ferrari пересек белую полосу на выезде с пит-лейн, точно так же, как и до него Масса!

Бразильского пилота Sauber тут же наказали новым проездом по пит-лейн. После этого не наказать так же Шумахера судьи уже просто не могли - потому-то так и радовались соперники. И наказание не замедлило себя ждать.

До применения штрафа отрыв Михаэля от Монтои составлял более восьми секунд. После он оказался уже третьим - не только за Хуаном-Пабло, но и за Райкконеном. Шумахер попытался обогнать финна, когда тот на круг опережал Мак-Ниша, и чуть было не обогнал. Но «чуть», как известно, не считается.

Между тем за волной пит-стопов последовала волна сходов. Потерявший круг на замене переднего антикрыла Оливье Панис, не проехав и половины дистанции, вынужден был и вовсе сойти из-за сильной вибрации. В какой-то степени утешением ему должно было послужить то, что его обидчик Сато сошел еще раньше. Днище Jordan японца оказалось серьезно деформировано, из-за чего автомобиль приобрел большую недостаточную поворачиваемость, в силу которой и вылетел в конце концов в одном из поворотов.

Жака Вильнева подвел в середине дистанции двигатель. Таким образом, скоро в гонке помимо оранжевых не осталось также желтых и белых автомобилей, а затем не стало и одного из зеленых.

В отношении обновленных Jaguar Ники Лауда знал, что говорил: в гонке они вновь не блеснули. Де ла Роса финишировал девятым, но всего из одиннадцати классифицированных гонщиков, в двух кругах от лидера и позади даже одной из Minardi. Эдди Ирвайн же имел все шансы заработать совсем не лишнее для себя и для команды очко. Но оторвавшееся заднее антикрыло эти шансы перечеркнуло.

Затем постепенно было покончено и с бело-красными. Сначала взорвался двигатель Toyota Мики Сало, а за пять кругов до финиша - Аллана Мак-Ниша, выбросив на трассу то самое злополучное масляное пятно, которое и решило судьбу ГП Франции.

Райкконен выходит в лидеры после второго пит-стопа Монтои, который, вернувшись на трассу и отчаянно борясь со своей машиной, все больше проигрывает в скорости и финну, и сидящему у того на хвосте Михаэлю Шумахеру. Очередной штраф за наезд на белую полосу получает на сей раз Шумахер-младший и, хоть и не теряет своей позиции, из активной борьбы хотя бы за третье место на пьедестале почета окончательно выбывает. Тем временем перед Монтоей возвращается на трассу после второго пит-стопа Култхард, но тоже наступает на те же «грабли» - пересекает злополучную белую полосу и получает все тот же штраф. Но и он затем сохраняет свою позицию и остается по-прежнему впереди Монтои, отстающего по секунде на круге на почти полностью стертых задних шинах. Дэвид штампует один лучший круг за другим, но уже лишается реального шанса побороться за победу или хотя бы второе место. И когда за пять кругов до финиша в моторхоуме McLaren уже наполняли бокалы в честь первой победы молодого финского пилота, Райкконен перед «шпилькой» Adelaide наезжает правым передним колесом на злополучное масляное пятно, и машину выносит в гравий. Кими мгновенно выравнивает автомобиль и возвращается на траекторию, но поздно - Михаэль Шумахер не повторил его ошибки, четко прошел поворот и оказался впереди.

Между тем все это произошло под желтыми флагами, вызванными вылетом Мак-Ниша, и без пяти минут пятикратный чемпион тут же запросил по радио Росса Брауна, не нарушил ли он правила и не следует ли ему вновь пропустить Райкконена, но услышал в ответ, что это неудачная идея. Михаэлю оставалось лишь финишировать и пожинать сладкие лавры триумфальной победы.

Естественно, очередные «скользкие обстоятельства» тут же стали предметом обсуждений в паддоке. Многие полагали, что Шумахер исполнил очередной свой «грязный трюк» - хоть и видел желтые флаги, но умышленно перетормозил Райкконена и затем попросту выдавил того на обочину. Это вынудило новоиспеченного чемпиона уже на послегоночной пресс-конференции защищаться.

Кими Райкконен с доводами Шумахера согласился и свою ошибку признал, хотя хваленая северная выдержка ему все же изменила - на нем просто лица не было как во время награждения, так и позже.

Сразу по окончании гонки Рон Деннис сообщил, что McLaren подает протест. Так что, вопреки обыкновению, пресс-релизы Ferrari и McLaren, информирующие о результатах гонки, поступили в пресс-центр позже всех прочих - лишь когда протест был рассмотрен. Судьи, отсмотрев видеозапись, заслушав стороны и разобрав инцидент, факт обгона под желтыми флагами признали, но не сочли необходимым предпринимать какие-либо санкции по этому поводу. После чего пресс-служба McLaren распространила довольно неясное по смыслу заявление: «Исходя из предпринятого официального расследования, команда McLaren Mercedes принимает решение судей относительно инцидента, в результате которого Кими Райкконен утратил лидерство в сегодняшнем ГП Франции. Однако мы считаем, что правила касательно обгонных маневров под желтым флагом нуждаются в дальнейшем уточнении. При этом команда считает совершенно неприемлемым предпринимать какие-либо дальнейшие шаги, что могло бы умалить исход чемпионата мира Ф-1 2002 года».

А в Ferrari тем временем шло спонтанное торжество. Михаэль Шумахер, Жан Тодт и Росс Браун не уставали обниматься друг с другом и со всеми членами команды, а те буквально носили счастливую троицу на руках. В ликовании участвовал и Лука ди Монтеземоло. Даже присутствие на автодроме президента, прежде, якобы, приносившее команде несчастье, на этот раз ничего не смогло поделать с превосходством Ferrari. Праздник удался, а чемпионат на этом фактически завершился.

Но зато почитатели Ф-1 могут теперь наконец-то вздохнуть спокойно и насладиться подлинно острой борьбой за вице-чемпионское звание. В этом смысле можно сказать, что чемпионат только-только начинается.

Борис Мурадов

Круг за кругом

Механики Ferrari не смогли завести двигатель машины Баррикелло. Автомобиль откатили на пит-лейн, но и там не удалось ничего сделать. Число участников гонки сократилось до 18 пилотов.

1    Масса совершает фальстарт и отыгрывает 5 мест. Первая шестерка сохраняет позиции, а позади сталкиваются Сато и Панис. Оба, а также не сумевший увернуться де ла Роса, выскакивают на гравий. В конце круга Панис заезжает в боксы для смены носового обтекателя. Лучше всех начали гонку пилоты Toyota, поднявшиеся на 5 строчек вверх. Порядок в конце круга: Монтоя, М. Шумахер, Райкконен, Р. Шумахер, Култхард, Баттон.

3    М. Шумахер (2-й) атакует Монтою в Adelaide, но колумбиец жестко обороняется, и уже самого немца едва не опережает Райкконен. Йонг (15-й) пропускает де ла Росу и Сато.

7    Масса (7-й) отбывает штраф, проезжая по пит-лейн, а возвращаясь на трассу 15-м, пересекает белую линию на выезде из боксов. Йонга (17-й) разворачивает в Adelaide.

10  Масса (15-й) вновь проезжает по пит-лейн и пропускает вперед Сато.

20  Первую волну пит-стопов открывают Баттон (6-й; 9.6), Вильнев (11-й), Йонг (16-й) и замыкающий гонку Панис (17-й). Британец пропускает троих, а канадец - четверых соперников.

21  Трулли (6-й) и Ирвайн (7-й) также в боксах, теряя 2 и 4 позиции соответственно. Хайдфельд попадает в очковую зону.

22  Р. Шумахер (4-й) первым из лидеров сворачивает на пит-лейн и пропускает Култхарда. Вильнев (12-й) безуспешно атакует Мак-Ниша в Adelaide.

24  Монтоя (1-й; 8.4) теряет в боксах 3 места. Также дозаправляются и меняют шины Мак-Ниш (10-й), Уэббер (12-й) и де ла Роса (13-й). Сато (14-й) едва избегает столкновения с Jaguar испанца в Lycee, не справляется с разбалансированной после стартового столкновения машиной и застревает в гравийной полосе безопасности.

25  М. Шумахер взвинчивает темп, установив рекорд круга в гонке (1’15.311). Сало (9-й) после пит-стопа продолжает гонку 12-м.

26  М. Шумахер (1-й; 8.4) также в боксах. Пара McLaren возглавляет гонку, а вот Монтою немцу удается опередить. Однако выезжая из боксов, Михаэль также наезжает на ограничительную белую линию.

27  Райкконен (1-й; 8.5) в свою очередь на пит-лейн - финну не удается опередить Монтою, он 4-й. Масса (10-й) теряет в боксах 4 места.

28  Култхард (1-й; 11.2) и Хайдфельд (6-й; 8.2) завершают первую волну пит-стопов. В первой шестерке - лишь одно изменение: М. Шумахер смог опередить Монтою и вышел в лидеры.

30  Монтоя (2-й) не может поддерживать темп М. Шумахера и отстает все дальше. Замыкающий гонку на 17-м месте Панис прекращает борьбу.

35  М. Шумахер (1-й), оторвавшийся от Монтои уже на 8 с, проезжает по пит-лейн, отбывая штраф, и продолжает гонку 3-м.

36  У Вильнева (10-й) отказывает двигатель.

39  Де ла Роса (14-й) во второй раз в боксах, не теряя при этом позиций.

42  Во время обгона на круг Мак-Ниша Райкконен с трудом отбивает атаку М. Шумахера в Adelaide.

43  На пит-лейн Монтоя (1-й; 11.6) и Ирвайн (8-й). Колумбиец теряет 5 мест, ирландец сохраняет позицию. Райкконен становится лидером.

44  Пит-стопы Р. Шумахера (4-й; 9.6) и Баттона (6-й) отодвигают обоих гонщиков на одну строчку вниз, а немец, как и его старший брат раньше, задевает белую линию на выезде из боксов. Сало (10-й) теряет в боксах 3 места, Йонг (15-й) остается последним.

46  Трулли (6-й; 9.1) сворачивает на пит-лейн и пропускает товарища по команде. Мак-Ниш (12-й) после остановки в боксах продолжает гонку 14-м.

47  После второго пит-стопа Уэббер (10-й) теряет 1 место.

48  М. Шумахер (2-й; 8.8) вновь опережает Монтою за счет пит-стопа. Р. Шумахер проезжает по пит-лейн, отбывая наказание, но сохраняет 5-ю позицию. Масса заезжает в боксы для второй дозаправки и смены шин, но автомобиль отказывает - гонка для бразильца закончена.

49  Райкконен (1-й; 8.7) возвращается на трассу прямо перед М. Шумахером. Култхард выходит в лидеры, а шестерку замыкают Монтоя, Ральф и Баттон. Хайдфельд сохраняет 9-ю позицию после пит-стопа.

50  Трулли (7-й) и Сало (12-й) выбывают из гонки из-за отказа мотора.

53  Jaguar Ирвайна (7-й) теряет заднее антикрыло и вылетает в Adelaide.

54  Култхард (1-й; 7.7) последним из лидеров совершает второй пит-стоп. На трассу шотландец возвращается непосредственно позади М. Шумахера, но также задевает колесом пресловутую белую линию.

56  Де ла Роса (9-й) заезжает в боксы для проверки антикрыла и продолжает гонку, пропустив Мак-Ниша.

59  Култхард (3-й) проезжает по пит-лейн и возвращается на трассу впереди обоих Williams. Баттон совершает незапланированный пит-стоп (4.8, только смена шин), поскольку его 6-му месту ничего не грозит.

68  Перед Adelaide взрывается мотор на Toyota Мак-Ниша. Райкконен поскальзывается на масле и пропускает М. Шумахера.

72  М. Шумахер в 6-й раз выигрывает ГП Франции и в 5-й - чемпионат мира. Оба гонщика McLaren поднимаются на пьедестал, две Minardi в десятке. Максимальная скорость (312.5 км/ч) и все три рекордных сектора у М. Шумахера (1-й: 25.603; 2-й: 27,265; 3-й: 21,664).

Пресс-конференция после гонки

Михаэль Шумахер

Спасибо - это самое малое, что я могу сказать команде за то, что она для меня сделала. Я не думал о победе в чемпионате в этой гонке, но когда увидел, что Рубенс не стартовал, а Монтоя отстал, начал об этом думать. Старт был замечательным. Мы все были быстрее Монтои, я пробовал обойти его снаружи, а Кими - изнутри, так что все трое въехали в «эску» одновременно, и это было очень здорово. Затем я допустил ошибку, заехав за белую линию, и подумал, что все кончено. После второго пит-стопа я не слишком торопился, но за десять кругов до финиша поднажал. Но не думаю, что смог бы обогнать Кими, который провел фантастическую гонку, если бы не масло на трассе. Увидев, что с ним случилось, я смог избежать того же. После того как я вновь захватил лидерство и понял, что очередной титул уже у меня в кармане, оставшиеся пять кругов стали самыми ужасными в моей жизни. Я чувствовал неимоверное давление, буквально ощущая его на своих плечах - только бы не ошибиться! Эти круги длились вечно. И лишь когда я проехал под клетчатый флаг, меня захлестнула буря эмоций, я осознал, как много это значит, и как я люблю этот спорт!

Кими Райкконен

Немного странно, наверное, назвать мой лучший результат в Формуле-1 худшей гонкой в моей жизни, но именно это я и чувствую. Лидировать в гонке всего за несколько кругов до ее завершения, а затем вылететь с трассы и утратить лидерство - это ужасно. Я хорошо стартовал, вырвавшись на третью позицию, был способен ехать вровень с лидерами и получал от происходящего большое удовольствие. Машина сегодня была великолепна, оба пит-стопа прошли блестяще, и мы были очень конкурентоспособны. Было здорово бороться за лидерство и захватить его. Но на трассе оказалось масло, предупреждающего об этом флага я не видел, и в результате я заблокировал передние колеса. Однако теперь я знаю, каково это - быть лидером гонки, и жду не дождусь следующего раза.

Дэвид Култхард

Эта гонка доставила мне такое удовольствие, что я даже не хотел останавливаться. Оборачиваясь назад, могу сказать, что у меня был шанс победить, но назначенный мне штраф этот шанс перечеркнул. Я допустил ошибку и расплатился за нее. А на последних кругах мне передали из боксов, чтобы я экономил топливо, поскольку с этим могли возникнуть проблемы, и все же замечательно видеть, что мы могли поддерживать хороший темп и бороться за победу. Я ожидал, что буду иметь дело с избыточной поворачиваемостью, а вместо этого пришлось бороться с недостаточной - это показывает, что на каждой из трасс мы узнаем о наших шинах что-то новое. Мои поздравления Михаэлю, выигравшему чемпионат мира!

Гонка глазами пилотов

Хуан-Пабло Монтоя: Вновь я не смог извлечь преимущества из своей поул-позиции. В ходе гонки мне пришлось изрядно побороться с балансом машины, которой было очень трудно управлять. Выбранный нами тип резины был хорош накануне, в более жарких условиях, но сегодня, когда похолодало, себя не оправдал, и по ходу гонки мы отставали все больше и больше. Мои поздравления Михаэлю, выигравшему чемпионат - он молодец. Он лучше всех работает, имеет лучшую машину и знает, как ей управлять.

Ральф Шумахер: Мы знали, что в силу характеристик наших машин на этой трассе нас ждет сильный износ шин, поэтому согласились с предложением Michelin выбрать жесткий тип резины. В результате мы просчитались и проиграли. Было не так жарко, как мы надеялись. На последнем круге команда сообщила мне, что Михаэль вновь стал чемпионом мира. Поздравляю его, он действительно заслуживает этот титул.

Дженсон Баттон: Благодаря тому, что у меня в машине было немного меньше топлива, поначалу мне удавалось держаться в одной группе с лидерами. После пит-стопа меня сдерживал Хайдфельд, который был значительно медленнее меня. На третьем комплекте шин машина приобрела сильную избыточную поворачиваемость, особенно в третьем повороте. А поскольку ближайший преследователь был довольно далеко, мы решились на дополнительный пит-стоп, чтобы сменить изношенную резину и благополучно финишировать.

Ник Хайдфельд: Перед моим первым пит-стопом у меня были проблемы с включением низших передач и несрабатыванием противобуксовочной системы. Из боксов мне посоветовали отключить ее. Попытка оживить систему, запустив заново, закончилась неудачей, поэтому колеса моей машины время от времени пробуксовывали, и по мере прохождения дистанции с этим становилось все хуже. В конце гонки я вновь включил противобуксовочную систему, но проблема с включением низших передач осталась, и все это обернулось для меня огромными потерями времени.

Марк Уэббер: После утренней разминки мы немного изменили настройки, и они - спасибо нашим инженерам - вполне себя оправдали. Ребята также отлично провели пит-стопы, с наименьшей потерей времени на этих кругах, и это позволило нам улучшить наши позиции по отношению к соперникам. И все вместе взятое сложилось в очень удовлетворительную для нас гонку.

Педро де ла Роса: В этой гонке случилось все самое худшее. В первом повороте прямо передо мной вынесло Оливье Паниса, и мне пришлось свернуть в гравий. Вернувшись в гонку на 16-й позиции, я обнаружил, что обогнать кого-либо очень трудно, даже если стараться изо всех сил и использовать ошибки соперников. В то же время Jaguar последней модификации был хорошо сбалансирован и не так страдал недостаточной поворачиваемостью, как прежняя машина.

Алекс Йонг: Я счастлив, что финишировал. Гонка была довольно горячей, много машин сломалось или вылетело, что помогло нам удачно финишировать. Я боролся с избыточной поворачиваемостью и перебоями в зажигании, и это весьма сказалось на моем темпе, но все же мне удалось завершить гонку в первой десятке, и это здорово.

к содержанию № 50 (09.2002)

Просмотров: 16