Гран При Бельгии

← к содержанию № 51 (10.2002)

Гран При Бельгии

 

30.08-01.09.2002

В десятку!

 

Всякое свершение обрекает на рабство.

Оно обязывает к еще более высоким свершениям.

Альбер Камю

Среди гонщиков, пожалуй, нет ни одного, кто не называл бы бельгийскую трассу своей любимой. Наиболее удачно, даже поэтично объяснил причину этого всеобщего обожания Жак Вильнев: «Я люблю эту трассу, несмотря на случавшиеся здесь грандиозные аварии и то, что гонки на ней у меня никогда не удавались. Это одна из немногих оставшихся от былых времен высокоскоростных трасс, у нее привлекательная протяженность и хороший ритм, и в ней есть своя логика, она естественным образом следует ландшафту. Ты поворачиваешь, поскольку впереди холм, и его нужно объехать. Это вам не современные автодромы, похожие на большую парковку с расставленными на ней без всякой логики и какого-либо ритма конусами - лишь бы создать как можно больше поворотов. Здесь ты реально чувствуешь, будто куда-то едешь. Например, в свой домик в горах».

Впрочем, чтобы ощутить характер и очарование трассы «Спа-Франкоршам», вовсе не обязательно нарезать круги именно по ней самой - достаточно проехать по окрестным шоссе, которые изобилуют такими же комбинациями быстрых поворотов и спусков-подъемов. Если не обращать внимания на знаки ограничения скорости (а в том, что они установлены здесь совсем не зря, убеждают буквально испещренные характерными следами высокие отбойники), изрядная доза адреналина обеспечена. Это-то, наверное, и сыграло злую шутку со многими возвращавшимися после Гран При в «свои домики» зрителями, находящимися к тому же под впечатлением от очередной блестящей победы Михаэля Шумахера. Бельгийская полиция воскресным вечером не дремала и отнюдь не благодушествовала: 381 водитель был остановлен за превышение скорости, причем в двух случаях она превышала 200 км/час (при ограничении до 90). У 33 были изъяты права, у 93 временно задержаны машины. Водители 52 автомобилей, зарегистрированных в других странах, были вынуждены заплатить огромные штрафы немедленно. Также были изъяты несколько радар-детекторов, использование которых в Бельгии запрещено. Гонки - гонками, а закон есть закон.

Потери и приобретения

Общий фон

Между тем трасса «Спа-Франкоршам», как и многие другие, подверглась в этом году некоторым изменениям, как «косметическим» - было полностью переложено покрытие от первой «шпильки» La Source до Les Combes и от поворота Blanchimont до Bus Stop, так и конфигурационным - были видоизменены выходы из Eau Rouge и из последнего поворота в «эске» «Автобусная остановка», чтобы сделать их быстрее. В результате прошлогоднее лучшее время квалификации превысил даже Дэвидсон, а Михаэль Шумахер перекрыл этот результат аж на девять секунд!

С другой стороны, в качестве своеобразной компенсации «за причиненные удобства» был усложнен заезд на пит-лейн: если раньше гонщики попадали туда, вообще минуя «Автобусную остановку», то теперь им предстояло сначала вес же пройти первую «эску», а уж затем сворачивать к боксам, которых к тому же теперь стало на три больше, что в итоге увеличивало общее время заезда на пит-стоп и теоретически могло повлиять на тактику.

Изрядное недовольство пилотов вызвала другая новинка, впервые появившаяся двумя неделями раньше в Венгрии, - реклама, нанесенная, подобно дорожной разметке, прямо на трассу. В случае дождя, который здесь отнюдь не редкость, такие «художества» становятся очень скользкими (это известно по опыту проезда по мокрым пешеходным «зебрам» в Монако), и гонщики сообща потребовали от организаторов убрать рекламу.

Позаботились организаторы и о зрителях, а заодно и о дополнительных доходах, возведя новую трибуну на 3000 мест в Stavelot и увеличив число посадочных мест на других трибунах. (Все они, кстати, оказались в итоге забиты до отказа, благодаря, главным образом, болельщикам Михаэля Шумахера, нахлынувшим из расположенной всего в паре десятков километров от Спа Германии и жаждущим лицезреть очередной рекорд пятикратного чемпиона). Обитателям паддока тоже перепало от щедрот организаторов: зона паддока, прежде довольно узкая, была заметно расширена.

В четверг в паддоке бельгийского Гран При разорвалась «бомба». Жертвами ее пали двое: Мике Сало и Аллану Мак-Нишу указали на дверь в Toyota. Особенно зловеще в контексте происшедшего выглядело то, что на званом ужине, устроенном японской командой в тот же вечер в пафосном казино Спа в честь двухлетней годовщины объявления о приходе Toyota в Ф-1, оба гонщика отсутствовали - то ли не были приглашены, то ли сами не захотели прийти.

В пятницу дополнительных тайн в хитросплетение формульных интриг добавил Йос Ферстаппен, заехавший «на огонек» из близлежащей Голландии и в сопровождении своего менеджера Хууба Ротенгаттера метеором пронесшийся из одного конца паддока в другой, успев при этом пообщаться чуть ли не со всеми гонщиками и руководством команд. И даже задержавшись на пару минут у единственного моторхоума Arrows, чтобы поболтать с пресс-секретарем недавно еще «своей» команды. Но вопрос о том, уж не собирается ли он вновь облачиться в оранжевый комбинезон, чтобы составить пару Бернольди в ГП Бельгии, «летучий голландец» назвал «злобной шуткой». (Стоит отметить, что наряду с Бернольди на участие в ГП Бельгии был заявлен, как ни странно, по-прежнему Френтцен, к тому времени уже пару недель как уволившийся из Arrows). Что же касается перспектив на следующий сезон, то и Йос, и его менеджер, на основании состоявшегося общения с представителями ряда команд, оценили их весьма позитивно.

Ликвидация белых пятен

Расстановка сил

Белые пятна имеют обыкновение раздражать, где бы они ни были - в истории ли, в законах или правилах, в достижениях ли и рекордах. Гоночный уик-энд в Спа можно назвать «днями ликвидации белых пятен» не только потому, что трассу пришлось очищать от рекламных «грэффити».

Пятничным утром, как это часто бывает в Спа, бал правил туман, из-за которого первую тренировку отложили на час и сократили вдвое - эти «белые пятна» на местности, не позволяющие в случае необходимости приземлиться в заданной точке медицинскому вертолету, неподвластны даже всемогущей FIA.

Но туман рассеялся, а в ночь с пятницы на субботу из паддока также тихо исчез единственный моторхоум оранжевого цвета, и утром FIA распространила сообщение, что команда Arrows, согласно поступившему от нее уведомлению, участия в ГП Бельгии принимать не будет. Пресс-релиз команды гласил, что сделка по продаже команды новому владельцу вот-вот должна была завершиться, но пакет документов оказался столь велик, что подписать соглашение не успели, и юристы посоветовали команде во избежание срыва переговоров не участвовать в очередном этапе чемпионата. Впрочем, по паддоку имела хождение куда более прозаичная и правдоподобная версия: Ники Лауда попросту «отключил» Тому Уокиншоу «движки» Cosworth по причине неуплаты за них.

Впрочем, эпопея с Arrows уже настолько потеряла свежесть и остроту, что на отсутствие оранжевых машин на трассе особо никто внимания не обращал, и все шло свои чередом. Уже в первой пятничной тренировке пилоты Ferrari во главе с Рубенсом Баррикелло быстро разделали соперников под орех, но затем особо напрягаться не стали и по итогам дня, как это уже не раз бывало, уступили Кими Райкконену и Дэвиду Култхарду. Сам Култхард по этому поводу излишним оптимизмом не страдал: «В этом сезоне по пятницам мы уже бывали быстрейшими, так что давайте подождем и посмотрим, что будет завтра», И как в воду глядел - уже в субботу все встало на свои места.

Сначала у пятикратного чемпиона что-то не ладилось: то в середине последней тренировки механики меняли на его машине заднее антикрыло, то затем, показав лучший первый сектор, Михаэль наскочил на бордюр и вылетел, в результате чего первое место осталось за Кими. Тот же старался изо всех сил, пытаясь повторить свой успех и в квалификации, но там уж многоопытный немец уверенно опередил его почти на полсекунды, наконец-то завоевав поул-позицию в Спа и таким образом ликвидировав еще одно из немногих еще оставшихся в его триумфальной карьере «белых пятен».

Райкконен же не только не сумел ответить лидеру чемпионата (хоть и тоже впервые в своей карьере занял место в первом ряду стартовой решетки), но и, возвращаясь в боксы, помешал сделать это Хуану-Пабло Монтое на его быстром круге, на что колумбиец, обращаясь по командному радио к Патрику Хеду назвал уже порядком насолившего ему молодого финна «долбаным идиотом». Кими, впрочем, невозмутимо утверждал затем, что не видел Монтою, а когда увидел, сразу же посторонился.

Еще в пятницу взрыв мотора на Jordan Такумы Сато стал первым тревожным симптомом разразившейся затем по ходу гонки эпидемии отказов двигателей. Подвел мотор Honda и Оливье Паниса, агрегат пришлось целиком менять (на что механики BAR потратили всего 42 мин.), но на следующий день во время квалификационных заездов «сдох» и этот мотор, и двигатель на запасной машине. Не очень-то обнадеживающий результат для единственного клиента японских моторостроителей на следующий сезон. А отличный клиентский мотор на машинах Sauber не спас команду от полного фиаско без особых видимых причин: оба гонщика жаловались на «нервозность» своих машин и огромную недостаточную поворачиваемость, из-за которой они протирали шины буквально до дыр. Зато явно прогрессировали Jaguar, оснащенные новой, только что испытанной в Сильверстоуне передней подвеской.

30.08.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 12.00-12.30

00-10 мин. Из-за тумана первая часть тренировки сокращена вдвое и передвинута на час. Едва завершив пробный круг, Панис возвращается на трассу - 1’54.508, затем 1’53.839. Заметно улучшив время француза, вперед выходит Баттон - 1’51.691.

10-20 мин. Култхард мешает М. Шумахеру на быстром круге, у немца также 1’51.691, а вот Райкконен быстрее 1’50.876. Улучшения продолжаются - Баррикелло (1’50.487) и Михаэль (1’49.034) поочередно выходят вперед. Култхард второй - 150.104. У Монтои из КП «выпала» седьмая передача - механики Williams устраняют поломку. Сато (обладатель рекорда круга в Спа для машин Ф-3) ошибается в Eau Rouge, но удерживает машину под контролем.

20-30 мин. Де ла Роса в боксах - к барахлящей педали дросселя добавился отказ рулевого усилителя. Дэвидсон с трудом «ловит» машину в La Source. Трулли 4-й (1’50.861), а Баррикелло с рекордом первого и третьего секторов выходит вперед - 1’49.009. Райкконен начинает быстрый круг, но сворачивает в боксы - проблемы с гидравликой. Уже после клетчатого флага на подъеме к Les Combes на BAR Паниса взрывается мотор.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. Дэвидсон едва не вылетает в Radillion. Сало показывает 4-й результат (1’50.639). Михаэль выходит из 1’49 - 1’48.985. Покидают боксы Монтоя и Панис - Williams с новой КП, BAR - после замены мотора. Разворачивает Хайдфельда, но Ник «ловит» машину и продолжает тренировку. Монтоя на одном круге сначала ошибается на торможении в Stavelot, затем срезает Bus Stop. Для Вильнева тренировка закончена - утечка масла. Баррикелло - 1’48.527.

15-30 мин. Райкконен 2-й - 1’48.962. Култхард на новом комплекте покрышек проходит три лучших сектора - 1’47.717. Сато показывает 5-е, а Ральф - 3-е время. Монтоя вылетает в Fagnes, едва не врезается в барьер и засыпает трассу гравием. Баррикелло - 1’48.321, Рубенс по-прежнему 2-й.

30-45 мин. Райкконен также быстрейший на всех секторах - 1’47.404, McLaren пока явно быстрее соперников. В La Source отказывает электроника КП на Minardi Уэббера. М. Шумахер и Култхард заканчивают быстрый круг: у Михаэля 1’47.771 (3-й), у Дэвида 1’47.356 (1-й). Дэвидсон 12-й - 1’51.270. М. Шумахер срезает Bus Stop и сворачивает в боксы. В Rivage отказывает двигатель машины Сато. Райкконен лучший - 1’47.196.

45-60 мин. Из-за сбоя электроники в двигателе Jaguar де ла Росы гонщику приходится самому толкать машину по пит-лейн. Ральф быстрее всех на первом секторе, но лишь 5-й по итогам круга - 1’48.435. У Уэббера отказывает КП. М. Шумахер отбирает у брата рекорд первого сектора, но не догоняет McLaren (1’47.403; 3-й). Баррикелло вылетает на выходе из Malmedi, машина увязает в гравии. Мак-Ниш превышает скорость на пит-лейн (64.8 км/ч) и попадает на $2500 (на машине шотландца новая версия двигателя). Култхард выскакивает на траву в Les Combes. Уже после клетчатого флага де ла Роса показывает 7-й результат. Оба Arrows так и не покинули боксов, а пилоты Sauber лишь 17-й и 19-й - не удалось найти баланс, все время досаждала недостаточная поворачиваемость.

31.08.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. После пробного круга трасса пустеет. Тренировку начинают гонщики Toyota и Minardi, быстрее всех Мак-Ниш - 1’47.670. Р. Шумахер мешает Ирвайну на быстром круге, машины едва не сталкиваются. Очередная поломка у Уэббера - отказала гидравлика КП. Ральф - 147.326.

20-35 мин. Баррикелло с лучшим вторым сектором выходит в лидеры (1’47.129), но тут же отвечает Култхард - 1’46.593. Но и это достижение держится лишь пару минут: Райкконен - 1’46.353. Вильнев глубоко наезжает на поребрик - машина подскакивает и теряет аэродинамические элементы. Наконец, боксы покидает М. Шумахер и на первом же быстром круге показывает 1’45.005!

35-45 мин. Хайдфельд опережает Дэвидсона в борьбе за 17-е (!) место. Баррикелло 2-й: 1’45.839. Мотор на Minardi Дэвидсона глохнет на пит-лейн - судьи толкают машину к боксам. Ирвайн выскакивает на гравий в Pouhon. Михаэль сбрасывает еще - 144.951. В первой шестерке - только пилоты «большой тройки».

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Ирвайн упирается в Монтою перед Bus Stop. Панис «лучший из остальных» (7-й) - 1’47. 367. Уэббер вновь на трассе после замены КП.

15-30 мин. Дэвидсон ошибается в Eau Rouge, но продолжает тренировку. Монтоя ставит рекорд на первом секторе и выходит на 2-е место: 1’45.689. Сало 4-й - 1’46.324. Дэвидсон вновь на гравии, а Райкконен собирает три рекордных сектора - 1’44.870 (1-й). В Les Combes М. Шумахер подскакивает на бордюре, и машину разворачивает на 360°.

30-45 мин. Култхард ошибся на втором секторе быстрого круга и показал лишь 1’45.407 (3-й). Ральф вылетает на траву в Les Combes, но возвращается на асфальт. На последних секундах четвертую строчку занимает сначала Монтоя (1’45.620), а затем, уже окончательно, Баррикелло (1’45.451).

31.08.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-20 мин. Лишь на 15-й минуте боксы покидает первая машина - Minardi Уэббера. Марк проходит быстрый круг за 1’48.528, а на трассе уже 17 машин - в боксах лишь М. Шумахер и оба гонщика Jordan.

20-30 мин. Лучший результат уик-энда показывает Райкконен - 1’44.741 (Кими единственный, кто выбрал «мягкий» Michelin). За ним Баррикелло (1’45.496) и Р. Шумахер (1’45.507). Его брат последним совершает первую попытку - 1’43 994 (Михаэль, в свою очередь, единственный, кто использует «мягкий» Bridgestone)! Трасса вновь пустеет.

30-40 мин. Баттон перемещается на 6-е место (1’46.049), а у Паниса горит уже второй за два дня мотор. Вылившееся масло и желтые флаги мешают целому ряду пилотов, в том числе М. Шумахеру. Райкконен даже с рекордом второго сектора не может опередить Михаэля (1’44.293; 2-й). Ральф 3-й - 1’44.895, но его опережает Баррикелло (1’44.489). Шестерку замыкают Монтоя и Култхард, Трулли 7-й. Физикелла подскакивает на бордюре, блокирует тормоза, и его Jordan увязает в гравии. Трасса вновь пуста.

40-50 мин. Начинается третья попытка. Вильнев на быстром круге упирается в Хайдфельда (у Sauber немца барахлит мотор), пытается опередить Ника по грязной части трассы и вылетает с асфальта, в свою очередь мешая Баттону. Гонщики улучшают результаты (у Михаэля 1’43.726), но позиции в шестерке неизменны. Райкконен, возвращаясь в боксы, ушел в сторону и даже срезал Bus Stop, но все равно помешал Монтое. Невероятно, но на трассе вновь нет машин.

50-60 мин. 20 автомобилей на трассе! Панис выезжает на запасной машине, но она изначально была настроена под Вильнева, к тому же двигатель работает с перебоями. Также на запасных автомобилях Физикелла и Хайдфельд. Почти все пилоты из первой шестерки сбрасывают еще несколько десятых, но никому не удается выиграть позицию (Баррикелло помешала медленная Minardi, Райкконен чуть ошибся в Stavelot). М. Шумахер и Трулли из-за просчета вовсе не успевают пойти на быстрый круг.

01.09.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. Пилоты совершают пробный круг, причем Ferrari Шумахера обута в промежуточные покрышки, чтобы поберечь слики. Разминку начинает Дэвидсон - 1’54.311.

10-20 мин. Вперед выходят Монтоя, Хайдфельд и Райкконен (1’50.192). Сато слишком широко заходит в Stavelot, машина вылетает на гравий и врезается в барьер. Левая сторона Jordan разрушена, но пилот не пострадал. Желтые флаги помешали М. Шумахеру на быстром круге, но парой минут позже немец показывает 1’48.418. У Паниса вновь проблемы с двигателем - барахлит система зажигания.

20-30 мин. Масса цепляет гибкий ограничитель в Bus Stop и повреждает носовой обтекатель. Догнать Михаэля не под силу никому. Второй Трулли (1’49.802), затем Баррикелло (1’49.403). Райкконен показывает 1’49.033, но тут же М. Шумахер отвечает - 1’48.044. Де ла Роса 3-й - 1’49.107.

Заурядность незаурядного

Красная линия гонки

Традиционный воскресный парад гонщиков был единственной возможностью для всех пилотов оказаться рядом с Михаэлем Шумахером. В Гран При он такого шанса не дал уже никому.

Перед самым стартом к пятикратному чемпиону подошел Найджел Мэнселл и пожелал удачи в побитии их «общего» рекорда - девять побед за один сезон. Пятикратный поблагодарил и пообещал «оправдать доверие». Сказано - сделано. Гонка Михаэлем Шумахером была выиграна, юбилей удался.

В более детальном рассказе о выступлении Михаэля на ГП Бельгии-2002, пожалуй, смысла не больше, нежели в описании движения кометы по ее орбите. Ну, летит она себе и летит, и ничто, кроме разве что какого-нибудь глобального катаклизма, не в силах остановить ее стремительным полет. Так же и Михаэль Шумахер. У него была своя игра, своя гонка, у всех остальных - своя. С первых же секунд начав отрываться от преследователей, Михаэль очень скоро стал недосягаем для всех, включая Рубенса Баррикелло, и оставался недосягаем до самого финиша.

Судьба второго места тоже не вызывала вопросов: его, захватив уже на старте, уверенно удерживал Баррикелло. Кими Райкконен, начавший гонку на уже изрядно потертых шинах, старт безнадежно проиграл. Пытаясь защитить свою позицию и перекрыть дорогу бразильцу, финн сразу же ушел резко вправо, но попросту опоздал: Ferrari стартовавшего со второго ряда, но гораздо более расторопного Рубенса в этот момент уже поравнялась с McLaren Кими и продолжала вырываться вперед. И в то время как Монтое удалось продвинуться вперед, обойдя Ральфа Шумахера, Райкконену ничего не оставалось, как вернуться «восвояси» и в первый поворот войти уже не вторым, а третьим. А затем колоссальная разница в скоростях между алыми и серебристыми машинами со всей очевидностью показала, что на повторение «французского» подвига у Кими никаких шансов просто нет.

Не удался «ход конем» и Ярно Трулли: вырвавшись на старте вперед, он вошел в «шпильку» La Source уже практически четвертым, но вошел слишком широко и в итоге вернулся на свое седьмое место. Между тем его партнеру по команде Дженсону Баттону удалось переместиться на одну позицию вверх, потеснив с нее Мику Сало, в то время как и Аллан Мак-Ниш, и Джанкарло Физикелла так же расправились с Жаком Вильневом, а Фелипе Масса поменялся местами с Ником Хайдфельдом.

Уже на втором круге, воспользовавшись ошибкой Райкконена в повороте Pouhon, его обошел и Хуан-Пабло Монтоя, тем самым «зарезервировав» себе последнее призовое место, а затем Кими в ходе первой волны пит-стопов пропустил вперед и своего партнера по команде. Окончательно же свел на нет его многообещающий успех в квалификации масляный «гейзер», забивший из хвостовой части его McLaren за девять кругов до финиша и возвестивший о безвременной «кончине» мотора. Следом не выдержал и двигатель Renault Ярно Трулли (отработавший все же четыре пятых дистанций в отличие от мотора машины Дженсона Баттона, «умершего» еще в первой четверти гонки), а двумя кругами позже задымил «несгораемый» двигатель экс-Ferrari на Sauber Массы. Спустя еще пару кругов та же самая участь, причем с куда более эффектным «фейерверком», постигла и мотор Jordan Физикеллы. Дольше других протянул двигатель у Паниса, но и он в итоге не выдержал.

Еще ранее различные неисправности или ошибки выбили из гонки обоих пилотов Minardi, а Педро де ла Росу подвела подвеска, и сокращение числа участников гонки к финишу менее чем до дюжины существенно повлияло на ее результаты в «заподиумном» пространстве. Стартовавший восьмым и сумевший хоть и не улучшить, но все же удержать свою позицию Эдди Ирвайн получил шанс продвинуться вперед, к обещанному им накануне команде очку, «естественным» путем, и уж этот шанс ирландец не упустил. Очком больше в результате той же подвижки обогатился и Ральф Шумахер, а стартовавший с безнадежного, казалось бы, 18-го места Ник Хайдфельд добрался до «утешительного» десятого.

А вот обычный для Спа дождь на сей раз так и не пошел. Так что напрасно с утра и накануне гонщики пробовали дождевые шины, а механики устанавливали в моторы специальные воздушные фильтры, которые способны не разрушиться под воздействием воды на протяжении всех 300 км гонки.

Впрочем, сдается, ни от перемены погоды, ни от перемены мест «слагаемых», то есть всех остальных гонщиков, главный результат все равно бы не изменился. Достаточно было посмотреть, насколько более уверенно шел по бельгийской трассе ее безусловный фаворит в последние 10 лет и лидер нынешнего чемпионата. Благо, что для представителей прессы в Спа имеется для этого уникальная возможность: стоя у барьера с внутренней стороны «шпильки» La Source можно с расстояния буквально в каких-то полметра в мельчайших подробностях наблюдать за тем, как гонщики проходят этот медленный поворот, за их действиями, за поведением машины. И тут остается лишь поражаться, насколько мастерски, филигранно, насколько увереннее и быстрее всех проходит эту «шпильку» Михаэль Шумахер, выигрывая всякий раз драгоценные доли секунды. Конечно, в огромной степени это возможно благодаря уникальной интеллектуальной электронной системе управления противобуксовочной системой Ferrari, обеспечивающей ровно такое ее участие в управлении автомобилем, какое требуется в данном месте и в данных условиях. Однако эта же система установлена и на машине Баррикелло. Разница - в той самой «малости», которая и сделала Шумахера пятикратным чемпионом. С каким бы скепсисом ни относиться к роли гонщика в современной Ф-1.

Итак, рекордная десятая победа в сезоне на 12-м году в Ф-1 - что еще нужно, чтобы спокойно встретить... следующую победу? Пока Михаэль остается в Ф-1, он просто не может позволить себе ничего другого, и, каких бы высот ни достиг, должен взбираться еще выше.

Борис Мурадов

Круг за кругом

1    М. Шумахер уверенно начинает гонку и первым входит в La Source. Райкконен пытается перекрыть траекторию Баррикелло, но не преуспевает. Монтоя обгоняет Ральфа по внутреннему радиусу, а на торможении перед Les Combes немца опережает еще и Култхард Лучше всех гонку начал Хайдфельд, отыгравший 3 позиции. Порядок в конце круга: М. Шумахер, Баррикелло, Райкконен, Монтоя, Култхард, Р. Шумахер

2    Райкконен (3-й) едва не вылетает в Pouhon, но «ловит» машину. Этим пользуется Монтоя и обгоняет финна.

5    М. Шумахер отрывается от преследователей, устанавливая один за другим рекорды круга в гонке. В борьбе за 15-е место Масса на легкой машине опережает Хайдфельда в Les Combes. Уэббер (19-й) выбывает из борьбы - отказ КП.

8    После нескольких неударных атак Вильнев (14-й) вынуждает Физикеллу ошибиться в La Source и выходит вперед. Заминкой итальянца пользуется и Масса, на прямой после Radillion отодвигая того уже на 15-е место.

11  М. Шумахер опережает Баррикелло почти на 9, а Монтою – более, чем на 20 с. Занимающий 9-е место Баттон перед Pouhon становится жертвой отказа мотора.

14  Вильнев (12-й) выигрывает еще одну позицию, обогнав Мак-Ниша, у которого барахлит трэкшн-контроль, перед Les Combes. Масса (13-й) и Сато (16-й) открывают волну пит-стопов. Бразилец продолжает гонку 17-м, а японец - 18-м и последним (механики Jordan завозились со сменой колес).

15  М. Шумахер, который лишь трижды с начала гонки не улучшал время прохождения круга, останавливает стрелку секундомера на отметке 1’47.176 - это на 2,5 с быстрее рекорда «Спа-Франкоршам» в гонке. На пит-лейн Ирвайн (8-й), Вильнев (11-й), Мак-Ниш (12-й) и Дэвидсон (16-й). Гонку они продолжают на 13-й, 14-й, 15-й и 18-й позициях соответственно.

16  Лидер в боксах (8.6) и возвращается на трассу 2-м. Также меняют шины и дозаправляются Сало (8-й) и де ла Роса (9-й) - оба теряют по четыре места.

17  Баррикелло также на пит-лейн (10.2), пропуская четверых соперников. Р. Шумахера (6-й) разворачивает в Les Combes, и немца опережает Трулли, после чего оба заезжают на пит-лейн и теряют по одной позиции. Хайдфельд (10-й) после пит-стопа продолжает гонку 16-м.

18  Монтоя (2-й; 7.8) и Райкконен (3-й; 9.6) одновременно дозаправляются и меняют шины, пропуская Култхарда и Баррикелло. Панис (9-й) теряет в боксах 7 мест. Дэвидсон ошибается в Pouhon, машина разворачивается, вылетает с трассы и увязает в гравии.

19  Последним среди пилотов, выбравших тактику двух пит-стопов, останавливается Култхард (2-й; 8.7). Дэвиду удается за счет этого опередить Райкконена. Других изменений в первой десятке нет, не считая допустившего ошибку и потерявшего одну позицию Ральфа и поднявшегося до 6-го места Физикеллы, которому еще предстоит единственная остановка.

21  Физикелла останавливается (12.2) и откатывается на 15-е место.

27  Занимающий 17-е и последнее место Сато во второй раз в боксах. Михаэль опережает Рубенса на 23 секунды, все остальные еще дальше.

28  На пит-лейн Масса (13-й) теряет 3 места.

29  Останавливаются Трулли (6-й; 9.0), Мак-Ниш (12-й) и Хайдфельд (13-й) - каждый пропускает троих соперников. Шотландец попытался было опередить Массу в борьбе за 14-е место на спуске к Eau Rouge, но остался позади.

30  М. Шумахер (1-й; 8.8) также на пит-лейн, вновь пропуская Баррикелло. Ирвайн (7-й) и Сало (8-й) после визита в боксы продолжают гонку 10-м и 11-м.

31  После второго пит-стопа Баррикелло (1-й; 9.1) благодаря большому отрыву от преследователей пропускает лишь партнера по Ferrari, а Ральф (6-й; 10.0 - гонщику с трудом удалось тронуться с пит-лейн) - де ла Росу, Трулли и Вильнева.

32  Де ла Роса (6-й; 9.0) теряет на пит-лейн 5 мест, Панис (13-й) - 3.

33  Серию пит-стопов продолжают Монтоя (3-й; 7.4) и Вильнев (7-й). На трассу они возвращаются 5-м и 12-м соответственно.

34  Временно вышедший на 4-ю позицию Райкконен после остановки в боксах (8.2) пропускает Монтою.

35  Также на пит-лейн Култхард (3-й; 6.2). Дэвид едва не оказывается впереди Монтои, но все же пропускает колумбийца, откатываясь на 4-е место.

36  Замыкающие шестерку Райкконен и Трулли почти одновременно сходят из-за отказа мотора (Кими перед Les Combes, Ярно - перед Pouhon). Теперь в очковую зону попадают Р. Шумахер и Ирвайн.

38  У де ла Росы, который вовсю атакует Сало в борьбе за 7-е место, перед Les Combes не выдерживает задняя подвеска. Также сходит Масса (11-й) - на стартовой прямой бразильца подвел двигатель.

39  Физикелла, поднявшийся было уже до 8-го места, становится еще одной жертвой взрыва мотора на прямой между Radillion и Les Combes. Следующий вплотную за итальянцем Вильнев едва не «поскальзывается» на вылившемся масле.

40  Пятый отказ двигателя за пять кругов - на этот раз не повезло Панису (11-й). Все там же, в конце длинной прямой перед поворотом Les Combes, не выдерживает Honda на машине француза. В гонке осталось лишь 11 автомобилей.

44  М. Шумахер и Баррикелло приносят Ferrari шестой дубль в сезоне - у итальянской команды 173 очка, тогда как у всех остальных, вместе взятых, - 191. Оба Williams в шестерке, что фактически лишает McLaren шансов на второе место в Кубке конструкторов, даже несмотря на 3 очка Култхарда. Эдди Ирвайн впервые с ГП Австралии попал в зачетную шестерку. Максимальная скорость в конце прямой перед Les Combes у М Шумахера (319,4 км/ч), лучшие сектора также у немца (1-й: 29.690; 2-й: 48.728; 3-й: 28.515). Лишь единственный круг лидерства Баррикелло лишил Михаэля Большого шлема.

Пресс-конференция после гонки

Михаэль Шумахер

Гонка прошла отлично, и результат даже превзошел наши ожидания, поскольку мы не были уверены, как будет меняться температура и как поведут себя шины. Но когда мы с Рубенсом удачно стартовали и сразу же стали быстро отрываться от остальных, исход гонки стал ясен - нам оставалось просто доехать до финиша. Машина была великолепна, и я мог позволить себе расслабиться и получать удовольствие. Это не значит, что я предпочитаю легкий успех жесткому соперничеству, но чтобы получать удовольствие от гонки, вовсе не обязательно с кем-то бороться. В конце дистанции я немного сбросил темп, но не из-за каких-либо проблем, а просто для пущей предосторожности - уж слишком много моторов в этой гонке взорвалось, и мне незачем было выжимать из него максимум: отрыв от Рубенса в результате сократился до двух секунд, но Хуан-Пабло отставал еще на десять секунд, так что на сей счет можно было не волноваться.

Рубенс Баррикелло

С учетом тех проблем, которые возникли еще в пятницу, и сложностей с настройками сегодняшним утром я очень доволен результатом. И памятуя о том, как быстро может ехать Кими, я был очень доволен тем, что мне удалось обойти его уже на старте, и это весьма облегчило для меня дальнейший ход гонки. Он попытался было перекрыть мне траекторию, но к первому повороту я подъехал уже бок о бок с ним, и он был достаточно благоразумен уступить, чтобы избежать столкновения. Затем была пара острых моментов, когда взорвались моторы на машинах Массы и Паниса - всякий раз это происходило прямо передо мной. И проблема была даже не в том, чтобы найти дорогу в клубах дыма, а чтобы не наехать на масло и не стать в результате всего лишь пассажиром в своей машине. Что же касается того, чтобы через команду попросить Михаэля пропустить меня для упрочения моего второго места в чемпионате, то мне такое и в голову не приходило. Михаэль доминировал весь уик-энд, уже после первых кругов гонки стало ясно, что он недосягаем, и он абсолютно заслужил эту победу, а я так или иначе увеличил свой отрыв от соперников еще на два очка.

Хуан-Пабло Монтоя

На старте Райкконен, полагаю, хотел удержать за собой Рубенса, но ошибся, замешкался и в результате пропустил и меня. Но гонка была для меня довольно тяжелой, особенно поначалу. После той скорости, которую Кими Райкконен продемонстрировал утром и в первой части гонки, я был немного удивлен тем, что мог удерживать его позади. Думаю, что помогли те изменения в настройках, которые мы сделали уже на стартовой решетке прямо перед стартом. На пит-стоп мы заехали одновременно, но Кими, вероятно, залили больше бензина, потому что после этого я его больше уже не видел, и лишь в конце пришлось побороться с Дэвидом. Наши скорости были очень близки, но у него было небольшое преимущество в конце прямых за счет «воздушного мешка». В самом конце, полагаю, он был даже чуть быстрее меня, но все же не настолько, насколько был на протяжении всего уик-энда.

Гонка глазами пилотов

Дэвид Култхард: Жаль, что нам не удалось достичь лучшего сегодня. Уже на первом круге я смог обойти Ральфа Шумахера на длинной прямой перед Les Combes и выйти на пятую позицию. Но машина была не слишком хороша в среднем секторе, и именно это помешало мне подобраться вплотную к Монтое, чтобы обойти и его. После второго пит-стопа, когда на асфальте стало больше резины, сцепление колес с трассой улучшилось, и топлива на борту было меньше, что и позволило мне улучшить время прохождения круга ближе к концу гонки. Причем второй пит-стоп команда провела очень быстро, но, к сожалению, и этого оказалось недостаточно, чтобы догнать Монтою.

Ральф Шумахер: Учитывая допущенные мной ошибки, я вполне могу быть доволен своим результатом. На старте я был заблокирован задержавшимся Райкконеном, затем вылетел в гравий и, наконец, трогаясь после второго пит-стопа, нажал не на ту кнопку на руле. Но в итоге мне удалось заработать два очка, весьма ценных для команды в борьбе за второе место в Кубке конструкторов.

Эдди Ирвайн: Я достаточно удачно стартовал, смог на выходе из первого поворота сохранить свою позицию и затем делал все, что было в моих силах, чтобы опередить Трулли, но он отрывался все дальше и дальше. Однако затем уже Сало в свою очередь стал наседать на меня, так что мне все равно пришлось постоянно жать на «газ». С машиной никаких проблем не было, и по скорости в этой гонке она оказалась вполне сопоставима с McLaren и Williams. Это была отнюдь не лучшая из моих гонок, но из нее видно, как важен хороший результат в квалификации.

Мика Сало: Пит-стопы прошли хорошо, и особых проблем не возникало. Думаю, что и я также пилотировал хорошо и без ошибок. Я гнал на самом пределе от старта до финишам и был очень близок к тому, чтобы заработать очко. Конечно, очень обидно финишировать всего в 4 с от шестого места.

Жак Вильнев: Машина в целом вела себя отлично, я мог жать на все сто и в этой гонке вполне мог финишировать шестым, но отвратительно стартовал и потом потерял время за Мак-Нишем. Это, впрочем, был нормальный поединок, чего не скажешь о борьбе с Физикеллой, из-за стратегии которого я надолго за ним застрял. И если бы не поломка мотора его машины, это могло бы продолжаться до самого конца гонки.

Аллан Мак-Ниш: Гонка сложилась для меня насыщенной острыми эпизодами и борьбой с другими гонщиками. Кнопочное управление на руле немного барахлило, из-за него имели место проблемы с противобуксовочной системой и, соответственно, управляемостью машиной. Но в остальном все было нормально, и я рад финишировать в первой десятке.

Ник Хайдфельд: В гонке машина оказалась лучше, чем в квалификации, но движение было все время настолько плотным, что у меня просто не было шанса ехать быстрее. Фелипе поначалу обогнал меня, поскольку мы использовали разные стратегии дозаправки, но после второго пит-стопа мы вновь сблизились. К сожалению, как раз на том круге перед пит-стопом, когда мне надо было ехать как можно быстрее, мне пришлось пропускать на круг Михаэля, на чем я потерял уйму времени и из-за чего оказался позади Мак-Ниша. Но ведь не мог же я игнорировать синие флаги.

← к содержанию № 51 (10.2002)

Просмотров: 9