Гран При Венгрии

← к содержанию № 51 (10.2002)

Гран При Венгрии

 

16-18.08.2002

Полуденный сон

Снится или ничего, или что-то интересное.

Нужно учиться и бодрствовать так же: или никак, или интересно...

Фридрих Ницше

 

Увлекательность любого Гран При Формулы-1 можно определить по числу спящих в боксах механиков - эта истина давно известна всем в паддоке. Так что порой даже не глядя на трассу можно с точностью сказать, насколько интересные события разворачиваются в гонке. Причем, как правило, чем дальше вы удаляетесь от стана Ferrari и приближаетесь к боксам Minardi, тем больше механиков лежат вповалку на полу боксов. Гонка для них - отличная возможность выспаться после ранних подъемов, а иногда и бессонных ночей гоночного уик-энда, и лишь необыкновенно острая борьба на трассе может пробудить их от этого сладкого полуденного сна, пусть и прерываемого несколькими обязательными «авралами» для дозаправок. И с этой точки зрения Гран При Венгрии в последние годы по праву заслужил звание самой сонной гонки чемпионата.

Минус один

Общий фон

Новостью № 1 венгерского Гран При поначалу стало отсутствие в паддоке шатров команды Arrows. Впрочем, новостью это событие можно назвать лишь с большой натяжкой, поскольку еще во вторник, когда Том Уокиншоу развернул свои отправившиеся в Венгрию грузовики в 200 км от базы, стало понятно, что на «Хунгароринг» команда не приедет. А поскольку ни самого Тома, ни кого-либо еще из руководства команды в Венгрии не было, об Arrows скоро забыли. Более того, многие гости паддока даже порадовались отсутствию «стрел». На пандусе, где стоят грузовики команд, между моторхоумами Minardi и Jaguar теперь образовалась приличных размеров площадь, откуда открывался великолепный вид на половину трассы. В память о «стрелах» эту площадь тут же окрестили «трибуной Arrows», но это было единственное, что хоть как-то напоминало о «конюшне» горемыки Тома. Даже давно ожидаемая и в общем-то мало что изменившая в расстановке сил в «большом цирке» замена Алекса Йонга на тест-пилота ВАR Энтони Дэвидсона наделала в паддоке куда больше шуму, чем потеря, хотя бы и временная, одной из команд. Третье событие, которое также несколько всколыхнуло паддок, хотя и не вызвало ожидаемого резонанса, также было связано с Minardi. В четверг на обтекателях прибывших на «Хунгароринг» машин из Фаэнцы обнаружились рекламные наклейки российской компании «Газпром», а в пятницу вечером было официально объявлено о подписании трехлетнего спонсорского контракта (сумма, естественно, держится в тайне). Самое же главное, что в обмен на деньги «Газпрома» Россия наконец получила своего первого гонщика в Формуле-1: начиная с Гран При Венгрии Сергей Злобин приобрел официальный статус третьего пилота итальянской команды. Обидно лишь, что столь значительное событие в истории отечественного автоспорта прошло почти незамеченным и вызвало интерес лишь нескольких российских и итальянских репортеров. Причем последних было значительно больше, поскольку из-за ужесточения правил аккредитации FIA и по некоторым другим причинам на этот раз, впервые с 1991 года, на Гран При Венгрии работало всего два официально аккредитованных российских журналиста, оба - обозреватели «Формулы».

Впрочем, возможно, дело здесь не только в строгости Федерации, а в некотором, вполне прогнозируемом снижении интереса к Формуле-1 после досрочной коронации чемпиона. Тем более что в Венгрии, на трассе, которая как нельзя лучше подходит под гоночные характеристики Ferrari F2002, специалисты заранее отдавали пальму первенства Scuderia. Более того, уже в пятницу весь паддок, включая наиболее откровенных представителей Williams и McLaren, был убежден, что в воскресенье «жеребцы из Маранелло» уедут из Будапешта со своим четвертым подряд и 12-м в истории Кубком конструкторов. Тем более что для победы в командном зачете пилотам Ferrari даже не нужно было выигрывать у Williams, достаточно было просто не проиграть сине-белым больше одного очка. Но победа малой кровью никогда не была догмой Scuderia. «Красивая победа - это уверенная победа», - считает Росс Браун. И с этой точки зрения на Гран При Венгрии Ferrari подарила своим болельщикам одну из самых красивых гонок чемпионата.

Жаркая пятница

Расстановка сил

Гран При Венгрии оставался в центре внимания любителей Ф-1, однако выпуски новостей всех без исключения европейских телеканалов рассказывали только об одном - о наводнении, обрушившемся на Старый Свет и затопившем чуть ли не полконтинента. Следующей жертвой потопа вслед за Германией, Чехией и Австрией, по идее, должна была стать именно Венгрия. Возможно, поэтому большая часть болельщиков все-таки предпочла наблюдать за венгерской гонкой по телевизору, так что добрая половина трибун «Хунгароринга» осталась полупустой. Однако слухи о природных катаклизмах в окрестностях Будапешта оказались сильно преувеличены. Правда, дожди, лившие где-то на северо-западе в Чехии и Германии, все-таки вспучили воды Дуная. Из-за чего «королевская река» подтопила прибрежные деревни к югу и северу от Будапешта, залила нижнюю набережную венгерской столицы да заперла между мостами в центре города несколько десятков прогулочных теплоходов. Любители Ф-1 остались даже несколько разочарованы. Надежды на первый в историй Ф-1 дождевой Гран При Венгрии не оправдались. За три дня с небес на трассу упали лишь несколько скупых капель дождя. А все остальное время над «Хунгарорингом» сияло чистое небо. Впрочем, абсолютно безоблачным оно было лишь над одной командой - Ferrari. Преимущество пилотов Scuderia на этот раз оказалось столь подавляющим, что за три дня ни в одном из заездов никто так и не смог потеснить красные автомобили с двух первых строчек итоговых протоколов.

На этом фоне самым, пожалуй, интересным днем Гран При стала пятница, когда гонщики изрядно потешили публику многочисленными вылетами и разворотами на еще грязном асфальте «Хунгароринга». Особо эффектные выступления удались пилотам Sauber и Култхарду. Шотландца в очередной раз подвел бордюр в его «любимом» 12-м повороте, где год назад Дэвид разбил на тренировке монокок своего McLaren. На этот раз шасси не пострадало, зато при вылете от бокового удара о бордюрный камень у Култхарда сорвало с обода заднюю левую покрышку и до боксов шотландец добирался уже на трех колесах. Самый же зрелищный «трюк», наверное, всего уик-энда сотворили под занавес второй тренировки два гонщика Sauber, с разницей в 19 минут совершенно одинаково вылетевшие в четвертом повороте. Сначала автомобиль Хайдфельда слишком далеко заехал правым задним колесом на поребрик на выходе из скоростного левого виража, после чего Sauber бросило поперек трассы и ударило о стальной рельс отбойника. А на последней минуте тренировки Масса столь точно скопировал «подвиг» партнера по команде, что в пресс-центре многим поначалу показалось, что режиссер трансляции просто включил повтор аварии Хайдфельда. И если бы в Формуле-1 существовал приз за одинаковые вылеты с трассы, то зауберовская молодежь, бесспорно, получила бы от судей оценки 10,0. Единственным, кто мог бы хоть как-то составить им конкуренцию в этой номинации, был Ральф Шумахер, с маниакальным упорством трижды опаздывавший с торможением во втором повороте и исколесивший половину травяной зоны безопасности. Впрочем, вылетов и разворотов в этот день не избежал ни один пилот, включая гонщиков Ferrari. Слишком уж грязной была в пятницу венгерская трасса.

В субботу же, когда гоночные машины очистили своими колесами пыльный асфальт, заезды резко потеряли в зрелищности. Ferrari вновь легко разделались с конкурентами. И общую монотонность тренировок разбавили лишь два сюрприза. Из-за ошибки старшего Шумахера в 12-м повороте последнего квалификационного круга Баррикелло сумел в четвертый раз в сезоне опередить на старте своего титулованного партнера и выиграл свой шестой поул в карьере. Другой неожиданностью стал полный провал McLaren. «Мы выбрали мягкий тип резины, но так и не смогли найти подходящий под него баланс шасси», - убивался Рон Деннис. Култхард и Райкконен выжали из своих машин все, что могли, о чем свидетельствует потрясающая плотность их результатов (пару McLaren разделили всего 0,02 с), но это не помогло им подняться выше 10-го и 11-го мест на стартовом поле.

16.08.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. Дэвидсон на 12-й секунде превышает скорость на пит-лейн - британцу придется расстаться с 1000 долларов. Тренировку начинает Сато и почти сразу блокирует колеса. Компанию японцу на трассе составляет Дэвидсон, но пока он гораздо медленнее (1’24.815 против 1’21.019).

15-30 мин. Панис покидает боксы, но тут же возвращается - утечка масла в КП. Сато по-прежнему на трассе - 1’20.688. Едва выехав, Ральф ошибается на торможении во 2-м повороте и выскакивает на гравий, а затем показывает 1’19.321. Обе Ferrari впервые с начала тренировки покидают боксы. М. Шумахер - 118.838, а затем и 1’17.554! Jordan Физикеллы соскальзывает с асфальта.

30-45 мин. Баррикелло 2-й - 1’17.618, оба пилота Ferrari на секунду быстрее соперников. Механики McLaren устраняют неполадку на машине Райкконена - только Кими и Мак-Ниш пока в боксах. Трулли, тренируя пит-стоп, едва не зацепил механика. Сато срезает поворот, Мак-Ниш показывает 17-е, а Райкконен - 18-е время. Затем Кими несколько раз улучшает результат и попадает в десятку.

45-60 мин. Монтоя покидает боксы после задержки - возникли проблемы с переключением КП «вниз». М. Шумахер - 1’17.201, но вскоре вперед выходит Баррикелло (1’17.122). Де ла Роса выскакивает на гравий. Поединок за лидерство продолжается - у Михаэля 1’16.923. Масса ошибается в 6-м повороте, у Дэвидсона там же отказывает КП. Уже после клетчатого флага «выстреливает» М. Шумахер - 1’16.755. Райкконен (7-й) - лучший представитель Michelin (1’19.041).

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. Ральф выскакивает на траву. Райкконен 3-й - 1’17.901. Сало разворачивает в первой «эске». Вильнев вылетает в 4-м повороте и засыпает трассу камешками. Из-за этого в 6-м повороте Баррикелло блокирует тормоза, но все равно не удерживается на асфальте, a McLaren Култхарда разворачивает в 12-м, пробита задняя левая покрышка. Дэвид медленно возвращается в боксы и перегревает мотор. Заезжая на пит-лейн, шотландец мешает де ла Росе, который повреждает носовой обтекатель. Вильнев также в боксах - днище BAR повреждено. Один за другим между 11-м и 12-м поворотами ошибаются Р. Шумахер и Ирвайн, а Михаэля разворачивает в 13-м повороте.

15-30 мин. Трулли соскальзывает с трассы в 3-м повороте. Райкконен быстрее всех проходит второй сектор, но теряет на третьем - 1’17.298. Хайдфельд и Мак-Ниш тренируют старт на выезде с пит-лейн. М. Шумахер быстрейший на первом и третьем секторе - 1’16.346 по итогам круга.

30-45 мин. Начал было накрапывать дождь, но тут же стих. М. Шумахер скользит во 2-м повороте и, хотя ставит новый рекорд третьего сектора, не улучшает свое время. Култхард поднимается с 14-го на 4-е место, но его тут же обгоняет Физикелла. Баррикелло выскакивает на гравий. Хайдфельд разбивает Sauber на выходе из 4-го поворота. Там же ошибается де ла Роса, но продолжает тренировку.

45-60 мин. Панис выскакивает на траву во 2-м повороте. Сато 4-й (1’17.598). Дэвидсон опережает Уэббера (1’19.490). Култхард и Вильнев едва не сталкиваются перед первым поворотом. Дэвидсон срезает первую «эску». Монтоя атакует и вылетает на выходе из 8-го поворота, машина увязает в гравии. Там же, где и Хайдфельд, разбивает машину Масса. Желтые флаги сменяются клетчатым.

17.08.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-15 мин. После пробного круга (на этот раз в боксах остался лишь Ирвайн) трасса пустеет. Дэвидсон начинает тренировку - 1’19.815.

15-30 мин. Вперед поочередно выходят Ральф, Ирвайн, Панис, Мак-Ниш и Култхард (1’17.533). Панис пытается поспорить с шотландцем, ставит рекорд первого сектора, но в 13-м повороте упирается в Трулли и не улучшает время. Райкконен - 1’16.503, и почти тут же М. Шумахер - 1’15.123! Баррикелло 2-й (1’15.557), а Масса на подготовленной за ночь новой машине выскакивает с трассы между 11-м и 12-м поворотами. Михаэль еще быстрее - 1’14.780.

30-45 мин. Баррикелло пока не может догнать товарища по команде - 1’15.196. Ральф срезает первую «эску». Масса поднимается с 18-го на 4-е место (1’16.304), а М. Шумахер продолжает прибавлять - 1’14.324. Дэвидсон блокирует колеса на торможении перед 5-м поворотом и не удерживается на трассе. Вильнев глубоко заезжает на бордюр и повреждает днище. Култхард срезает вторую «эску». Баттона разворачивает в 11-м повороте, машина ударяется в барьер из шин.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Райкконен выскакивает на траву в 3-м повороте, а Сато опаздывает с торможением в 1-м. М. Шумахер не удерживается на асфальте в 8-м повороте и засыпает трассу гравием. Баррикелло ставит рекорд первого сектора, но остается вторым - 114.701. Баттон покидает боксы на отремонтированной машине.

15-30 мин. Мак-Ниш выскакивает на гравий во второй «эске». Баррикелло сбрасывает еще, но по-прежнему позади товарища по команде (1’14.469). Монтоя ошибается в 12-м повороте.

30-45 мин. Во 2-м повороте Физикелла выскакивает на гравий и с трудом избегает контакта с барьером. Панис (5-й), пытаясь пройти круг еще быстрее, срезает вторую «эску», а у Вильнева механические проблемы. М. Шумахер - 1’14.308. На последних минутах Уэббер обгоняет Дэвидсона (1’18.320).

17.08.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-30 мин. Асфальт уже нагрелся до 30 °С. Дэвидсон через 15 минут после начала квалификации показывает 1’19.206. Вторым боксы покидает Монтоя, но по ходу подготовительного круга его обгоняет Вильнев, который и выходит вперед - 1’16.351, но Хуан-Пабло намного быстрее - 1’15.228. Также завершают первую попытку гонщики McLaren (Райкконен - 1’15.435; Култхард - 1’16.070, медленнее обоих Sauber), а быстрее всех пока Р. Шумахер - 1’14.571. Баттона разворачивает между 11-м и 12-м поворотами, и он мешает нескольким пилотам, в том числе Баррикелло, установившему рекорд первого сектора. М. Шумахер - 1’14.006. Физикелла ошибается в предпоследнем повороте и сворачивает в боксы.

30-40 мин. Трасса временно пустеет, вторую попытку вновь начинает Дэвидсон (1’17.959). Баррикелло с лучшим временем на всех секторах быстрейший - 1’13.346! Баттон (1’15.214 - Renault использует новую квалификационную версию мотора) и Култхард (1’15.223) в пятерке, а Ральф обгоняет брата - 1’13.746. Последним квалифицируется Сато (11-й), а Монтоя показывает 4-е время - 1’14.706. У Паниса проблемы с электроникой КП.

40-50 мин. Даже установив рекорд на третьем секторе, Михаэль не может обогнать Баррикелло - 1’13.417. Ральф выскакивает с трассы на быстром круге и прерывает попытку. У Сато утечка масла в КП - японец смог пройти быстрый круг лишь в одной из трех попыток, а Вильнева крутит в 5-м повороте на масле из Jordan Такумы. Физикелла 5-й (1’14.880) - впереди лишь Ferrari и Williams. Оба McLaren лишь в конце десятки.

50-60 мин. Начинается последняя попытка. У Сато на запасной машине барахлят КП и тормоза - японец не улучшает время. Пилоты Sauber поднимаются на 7-е (Масса) и 8-е (Хайдфельд) места. Разворачивает Ирвайна. Гонщики Williams не улучшают свои результаты. М. Шумахер совсем близко к Баррикелло, но все же позади - 1’13.392 (немец чуть ошибся в 12-м повороте), а Рубенс сбрасывает еще - 1’13.333. Уже после клетчатого флага Райкконен улучшает, но остается 11-м. V макс. (302.7 км/ч) и лучший 2-й сектор (28.897) у Рубенса. На 1-м и 3-м быстрейший Михаэль (23.846; 20.313).

18.08.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. Заметно потеплело (уже +25 °С), и на небе ни облачка. Гонщики проверяют основные, а затем и запасные машины. На разминку раньше других выезжают пилоты, которым предстоит стартовать с четных позиций на решетке - «расчищать» стартовое поле. Монтоя тренирует старт на выезде с пит-лейн. На трассе быстрейший Култхард - 1’18.965.

10-20 мин. Вперед выходят Панис и Райкконен (1’17.990). М. Шумахер покидает боксы - инженеры перенастраивали электронику двигателя - и показывает 1’17.501. Ральф бережет двигатель, не показываясь на трассе. Сато выскакивает с трассы, едва не врезается в отбойник, но возвращается на асфальт. У Сало утечка масла.

20-30 мин. Р. Шумахер на первом же быстром круге блокирует колеса и не удерживается на асфальте в первом повороте, но продолжает разминку. Баррикелло - 1’17.000!! Несколькими минутами позже Рубенс вылетает и увязает в гравии в 13-м повороте и мешает Михаэлю, который быстрее всех прошел два первых сектора венгерской трассы. Но на самом последнем круге немец все же выходит вперед - 1’16.864.

Итальянский юмор и «красота»

Красная линия гонки

Едва пестрый гоночный караван, насчитывавший на этот раз всего два десятка машин, умчался со стартовой прямой, как механики всех команд по старой венгерской традиции стали клевать носом. К третьему кругу почти весь младший состав в боксах Minardi, где сон по традиции самый крепкий, мирно дремал перед телемонитором, привалившись к стенам или просто сидя на полу и свесив голову на грудь. Лишь один неугомонный весельчак Стефано Пьерантони, во время пит-стопов орудующий передним домкратом, пребывал в добром расположении духа и развлекался, подшучивая над спящими товарищами. Заметив, что прямо перед ним уснул, уронив голову на грудь, богатырь-заправщик, Стефано быстро сбегал за бутылкой с водой и плеснул в открытое забрало шлема немного ледяной влаги. Могучий рев заправщика заглушил даже грохот машин, проносившихся вдоль стартовой прямой. От неминуемой расправы весельчака Пьерантони спасли лишь приближавшиеся пит-стопы Дэвидсона и Уэббера, после которых личные обиды ушли на второй план, а вся команда, включая заправщика, жалела уже самого Стефано, пострадавшего из-за горячности Марка.

Во Франции Minardi за счет более быстрого пит-стопа смогла опередить один из автомобилей Toyota, и итальянцы решили повторить этот подвиг в Венгрии, благо Уэббер шел по трассе вплотную за Мак-Нишем. Но австралиец переусердствовал, слишком поздно затормозил и достаточно сильно въехал носом PS02 прямо в домкрат, который и держал Пьерантони. В итоге пит-стоп затянулся, опередить Мак-Ниша Уэббер так и не смог, а Стефано побрел в боксы, держась за руку. Домкрат вывихнул ему большой палец правой руки, и его товарищи вновь спокойно завалились спать: Пьерантони было уже не до шуток.

Происшествие в боксах Minardi стало едва ли не самым заметным событием этого Гран При, где борьба шла фактически лишь за четвертое место. Две Ferrari, сохранив статус-кво, легко умчались вперед со старта. Ральф, в очередной раз не сумевший пройти брата в первом повороте, хоть и не мог поддерживать темп красных «жеребцов», но тоже достаточно легко стал уходить от преследователей и благополучно добрался до финиша третьим. А вот за оставшиеся три места в зачетной шестерке действительно шла нешуточная борьба. Стоявшие на грязной стороне трассы Монтоя и Трулли старт провалили. Итальянец, попавший в первом повороте в «коробочку» между Баттоном и Монтоей, после жесткой борьбы с Райкконеном во втором повороте откатился на девятое место. Колумбиец же, слегка потолкавшись в том же месте колесами с великолепно стартовавшим Баттоном, оказался седьмым. На пятое же, позади Физикеллы, выскочил «стрельнувший» под светофор Масса. Эта шестерка, да примкнувший к ней Култхард, сумевший уже на втором круге разобраться с Хайдфельдом, и разыграла оставшиеся места в очковой зоне.

Первым из борьбы выбыл Монтоя, для которого гонка, можно сказать, закончилась уже на 21-м круге. Из-за ошибки на торможении в пресловутом 12-м повороте он снес о бордюр часть днища своего Williams, что тут же вызвало сильную недостаточную поворачиваемость. Плюс ко всему колумбиец больно ударился локтем о стенку кокпита, что также не добавило ему настроения. В итоге уже на следующем круге, после напряженной борьбы во втором-третьем поворотах с Райкконеном Монтоя вновь вылетел на траву (Кими все-таки отомстил Хуану за поражение в похожей схватке в Германии) и покатил к боксам, откуда вернулся, проигрывая двум Ferrari без малого круг. Девятью кругами позже группа «лидеров» понесла еще одну потерю: Баттон начал тормозить, наехав задним колесом на внешний бордюр перед 13-м поворотом и Renault как из катапульты выбросило через трассу на гравий. «Это была только моя ошибка», - убивался Дженсон. В итоге безоговорочная победа в этой гонке за первое место вне пьедестала почета досталась пилотам McLaren, сумевшим пересидеть соперников на трассе перед дозаправками. Сначала на первом пит-стопе Култхард прошел таким образом Трулли. А затем, на втором, даже несмотря на очередную экскурсию Дэвида на траву в 12-м повороте, уже оба подопечных Денниса опередили разом и Физикеллу, и Массу и выбрались на четвертое и пятое места. Совсем неплохой результат, учитывая стартовые позиции McLaren. Но что значит эта безделица по сравнению с красивой (по итальянским меркам, конечно) победой Ferrari, принесшей команде из Маранелло четвертый подряд Кубок конструкторов!

Лишь раз в истории Формулы-1 одна команда столь долго находилась на вершине: в 1988-1991 годах четыре Кубка подряд выиграл McLaren. После чего, как известно, в Ф-1 последовал головокружительный взлет команды Williams. Сможет ли в 2003 году «конюшня» Железного Фрэнка достать Scuderia и лишить убаюканных преимуществом Ferrari механиков и болельщиков полуденного сна? Сегодня этим вопросом задается весь мир Формулы-1. Другой интриги в вотчине «королевы автоспорта» в настоящий момент, похоже, уже не осталось.

Владимир Маккавеев

Вадим Устинов

Круг за кругом

1    Баррикелло уверенно начал гонку, а вот Ральф едва не вышел на второе место, но Михаэль жестко пресек атаку брата. Гонщики, стартующие с нечетных мест, пробились в первую шестерку, причем Баттон, так же как и Райкконен и Ирвайн позади, выиграл три позиции. Хуже всех гонку начал Панис - в борьбе с Сато на стартовой прямой французу пришлось выехать на грязную часть трассы, и он откатился на 19-е место.

2    Пара Ferrari начинает отрываться от преследователей, только у Р. Шумахера выигрывая примерно по секунде на каждом круге. Култхард (10-й) обгоняет Хайдфельда в 1-м повороте.

4    Замыкающий гонку Дэвидсон выскакивает с трассы, но продолжает гонку.

10  Положение на трассе неизменно. Отрыв двух лидеров постепенно стабилизируется в районе 10 с.

21  Вильнев (12-й) выбывает из гонки перед первым поворотом - отказ трансмиссии. Монтоя (7-й) ошибается в 12-м повороте и загрязняет покрышки. К колумбийцу тут же подтягивается Райкконен.

22  Кими атакует Хуана-Пабло в послестартовой связке поворотов и вынуждает его еще раз покинуть пределы трассы - на этот раз на выходе из 3-го поворота. Монтоя откатывается на 10-е место, а в конце круга заезжает в боксы. Гонку колумбиец продолжает 19-м, но еще до конца круга обгоняет Дэвидсона.

24  Ирвайн (11-й) выбывает из борьбы - отказ двигателя. Дэвидсон (19-й) открывает волну пит-стопов.

25  Монтоя (18-й) выскакивает на гравий в 4-м повороте, но продолжает гонку на той же позиции.

26  Мак-Ниш (14-й) во время синхронного пит-стопа сохраняет преимущество над Уэббером (15-й), хотя оба теряют по два места.

27  Де ла Роса (13-й) также останавливается в боксах и продолжает гонку 15-м.

28  Сало (12-й) меняет шины и дозаправляется, в свою очередь пропуская двоих соперников.

29  Физикелла (4-й) первым из лидеров совершает пит-стоп (8.3), временно опускаясь на 10-е место.

30  Сато сохраняет 11-ю позицию после остановки в боксах.

31  Баттон (6-й), стартовавший на использованных шинах, под давлением Райкконена ошибается в 13-м повороте и увязает в гравии. На пит-лейн М. Шумахер (2-й; 8.4), Масса (4-й) и Трулли (7-й), теряющие соответственно 1, 3 и 2 позиции.

32  Останавливается в боксах Баррикелло (9.0), на единственный круг отдавая лидерство Ральфу. Хайдфельд (7-й) после пит-стопа продолжает гонку 9-м.

33  Р. Шумахер после пит-стопа (7.6) вновь 3-й, а пробившийся было на 10-е место Панис - 12-й.

34  Волну пит-стопов завершают гонщики McLaren. Култхард (5-й) теряет на этом (8.0) два места.

35  Райкконен (4-й) последним посещает боксы (9.1). После первого пит-стопа лидирующая пятерка неизменна (Баррикелло - М. Шумахер - Р. Шумахер - Физикелла - Масса), Кими поднялся на 6-е место, его товарищ по команде - на 7-е.

45  Култхард (7-й) в погоне за Райкконеном опаздывает с торможением и вылетает в 12-м повороте, но сохраняет позицию. Пара Ferrari уверенно лидирует, опережая Ральфа на 20 с.

49  Вторую волну пит-стопов открывают замыкающий десятку Сато, пропуская двоих соперников, и Уэббер, который сохраняет 16-е место.

50  Мак-Ниш (15-й) также не теряет позиций после пит-стопа.

51  Физикелла (4-й) вновь первым из лидирующей группы сворачивает на пит-лейн (8.5) и откатывается на 9-е место. Сражающиеся за 13-ю позицию Сало и де ла Роса одновременно заезжают в боксы, механики Jaguar чуть быстрее (8.6 против 9.4), но Мика, тем не менее, выезжает в «гаражный переулок», и Педро приходится резко тормозить, чтобы избежать столкновения или контакта со стеной.

53  Масса (4-й) после пит-стопа (8.4) не успевает выехать на трассу впереди Физикеллы. Также меняет резину и дозаправляется замыкающий гонку Дэвидсон (17-й).

54  Останавливаются Р. Шумахер (3-й; 8.2), Трулли (6-й) и Хайдфельд (7-й). Ральф сохраняет позицию, Ярно пропускает двоих соперников, Ник - троих.

55  М. Шумахер (2-й) также посещает боксы (7.6), оставаясь впереди брата. Монтоя (9-й) после пит-стопа лишь 11-й, причем на пит-лейн колумбиец едва не сталкивается с Панисом (11-й), который теряет 1 позицию.

56  Баррикелло сохраняет лидерство после визита в боксы (7.6).

58  До предела затянутый пит-стоп (8.2) позволяет Култхарду сохранить 5-е место. Замыкающий гонку Дэвидсон (17-й) вылетает в 9-м повороте и выбывает из борьбы.

61  Райкконен (4-й) также успевает вернуться на трассу после дозаправки и смены шин (7.8), не потеряв места. Пилоты McLaren выиграли за счет правильной тактики 5 и 4 позиции соответственно. Физикелла лишь 6-й, Масса - вне очковой зоны.

72  М. Шумахер, подотстав было от Баррикелло на 5 с, проходит круг за 1’16.207, на полсекунды перекрыв старый рекорд трассы в гонке и моментально догнав бразильца.

77  Баррикелло выигрывает уже второй ГП в сезоне, принося Ferrari 11-ю победу в 13 гонках и, вместе с М. Шумахером, Кубок конструкторов. Ральф третий, пилоты McLaren в первой пятерке, Физикелла получает 1 очко 6-го места. V макс. (303.2 км/ч) у Монтои, быстрейшие сектора (24.554; 30.534; 21.119) показал М. Шумахер.

После гонки: Рассмотрев инцидент между Сало и де ла Росой, произошедший на пит-лейн на 51-м круге, судьи решили, что «выпускающий» Toyota нарушил правила, за что Сало был наказан добавлением к финишному результату 25 с. Это переместило финна с 13-го на 15-е место в итоговом протоколе.

 

Пресс-конференция после гонки

Рубенс Баррикелло

Я мечтал о старте с первой позиции. Год назад я начинал гонку третьим, и легко обогнал Дэвида, который тогда стартовал со второго места. Чистая сторона дает преимущество, так получилось и на этот раз. Когда я взглянул в зеркала в конце стартовой прямой, то просто не поверил своим глазам - преследователи отставали минимум на два корпуса автомобиля. Я сказал сам себе: «О Боже, надо сохранить спокойствие и ни в коем случае не опоздать с торможением». Еще до гонки мы решили, что стоит поберечь задние шины, но никаких проблем не возникло - совсем никаких, абсолютно все работало, как надо. Я сам, двигатель, шины - ни малейших сбоев. Я не обращал большого внимания на зеркала заднего вида, поскольку знал, что Михаэль недалеко позади - всякий раз, проезжая по стартовой прямой, я видел его информационную доску рядом со своей. Но потом там осталась лишь одна доска. Я спросил Росса, все ли в порядке, и он ответил, что у Михаэля никаких проблем. Я успокоился и сконцентрировался на пилотаже, а чуть позже бросил взгляд в зеркала и - бум! - он был совсем близко. «Бог мой, это должен быть какой-то невероятный круг, - подумал я, но Росс сказал, что Михаэль всего лишь развлекается и мне не о чем беспокоиться.

Михаэль Шумахер

В старте с грязной стороны мало удовольствия - начинаешь гонку, словно по льду. Ситуация в первом повороте сложилась напряженная, Ральф попытался обогнать меня по внешнему радиусу, но мне удалось затормозить поздно и удержать позицию. Борьба была честной и чистой - мы давно знаем друг друга и уверены, что никто не допустит ошибку. В результате мне удалось оказаться впереди брата и позади Рубенса и удержать эту позицию до финиша. В самом конце гонки я решил немножко повеселиться, отстал от Рубенса и прошел один действительно быстрый круг, после чего вновь сбросил скорость, чтобы спокойно добраться до финиша. Это не дало мне окончательно заснуть. Надо сказать, что в Сильверстоуне, когда гонка также подходила к концу и мы сбросили темп, Рубенс так же «выстрелил» и показал лучший круг. Я поинтересовался у Росса, какое лучшее время круга у Рубенса в этой гонке, и просто вернул ему должок. Правда, для этого пришлось сначала немножко отстать - в противном случае моя затея просто могла оказаться небезопасной. Ни о какой борьбе речь, конечно же, не шла - Рубенсу нужны очки для борьбы за вице-чемпионское звание.

Ральф Шумахер

Гонка для меня получилась откровенно скучной. Хотя, по правде сказать, поначалу я не рассчитывал финишировать третьим. В пятницу все просто шло наперекосяк, правда, в субботу положение несколько выправилось, а гонка и вовсе получилась беспроблемной. Во всяком случае, я доволен тем, что удалось хотя бы не проиграть слишком много, а также блестящей работой команды на пит-стопах. Должен признать, что у меня не было ни единого шанса обогнать Михаэля на старте. Он был внутри и затормозил позднее. Проблема «Хунгароринга» в том, что стоит лишь чуть-чуть отклониться от траектории, и ты попадаешь на пыльную часть трассы. Можно потерять контроль над машиной или несколько позиций. Я решил не рисковать и гарантированно остаться третьим. После этого большую часть гонки я оставался наедине с собой, а это достаточно непросто.

Гонка глазами пилотов

Кими Райкконен: Учитывая нашу стартовую позицию и невозможность обгонять на этой трассе, я доволен тем, что удалось набрать несколько очков. Хорошо стартовав, я отыграл пару мест на первом круге. Поединок с Монтоей за седьмое место получился чистым - на 22-м круге мы бок о бок подошли ко второму повороту, в третьем повороте я оказался на внутреннем радиусе, а он взял слишком широко. Я оказался позади Баттона, который вскоре вылетел, а Трулли и Массу мне удалось опередить за счет пит-стопов. Наша стратегия оказалась правильной, и если бы мы получше выступили в квалификации, то могли бы подняться и на пьедестал.

Дэвид Култхард: Я хорошо стартовал, но уже в первом повороте меня вытеснили наружу, и я потерял уже было отыгранные места. В начале второго круга я обогнал Хайдфельда и вышел на десятую позицию, а подняться еще на пять строк вверх мне позволила правильная стратегия. Баланс автомобиля не оставался постоянным - задняя часть вела себя довольно нервно, поэтому на 45-м круге мне пришлось совершить экскурсию по гравию. В гонке машина выглядела гораздо лучше, чем в квалификации - жаль, что не удалось стартовать с более высокой позиции.

Джанкарло Физикелла: Я доволен. Я был практически уверен, что сегодня нам удастся завоевать очки, но, к сожалению, McLaren были очень быстры, я потерял пару позиций, и дело ограничилось лишь одним очком. Жаркие условия не очень подходили нам, а во время обгонов на круг меня сдерживала Toyota - это стоило потерянных секунд. Тем не менее, и шестое место - отличный результат.

Фелипе Масса: Отлично стартовав и долгое время занимая пятое место, я чувствовал себя отлично. На первом комплекте шин машина вела себя нервно, второй был определенно лучше, но третий вновь не слишком хорош. Только покинув боксы после второго пит-стопа, я не смог сдержать Физикеллу позади и решил, что лучше довести гонку до финиша, чем рисковать, пытаясь обогнать его - это могло закончиться столкновением. Я расстроен тем, что такая фантастическая гонка закончилась для меня без очков.

Ярно Трулли: Я начинал гонку с грязной части трассы, и получилось это не слишком удачно - несколько тычков в первом повороте стоили мне двух мест. Это продолжилось и во втором повороте, где я пропустил вперед еще одну машину. Этим дело, к счастью, и ограничилось, но обогнать кого-нибудь было решительно невозможно. На первых двух комплектах шин все складывалось неплохо, а третий подкачал - переднему левому колесу не хватало сцепления с трассой. И хотя ближе к финишу положение выправилось, наверстать упущенное я не успел.

Ник Хайдфельд: Начиналось все очень хорошо, но во втором повороте возникла толчея - кажется, Трулли и Райкконен пытались избежать столкновения - и мне пришлось уходить наружу и терять скорость. Затем Култхард перетормозил меня в первом повороте второго круга. После этого ситуация стабилизировалась. В финальной части гонки у Трулли возникли проблемы, мне удалось подтянуться к нему, и хотя несколько кругов спустя он вновь прибавил, мне удалось удержаться за ним до финиша.

Такума Сато: Хотя мне и не удалось набрать очков, я получил удовольствие от гонки. Я стартовал лишь с 14-й позиции, а сходов впереди было совсем немного, так что попадание в десятку - хороший результат. Начало гонки получилось захватывающим - в первый поворот бок о бок входили три машины! Если в дальнейшем мы будем чуть удачнее выступать в квалификации, результаты не заставят себя ждать.

← к содержанию № 51 (10.2002)

Просмотров: 8