Гран При Японии

к содержанию № 52 (11.2002)

Гран При Японии

 

Банзай!

 

Даже самое хорошее начало без достойного завершения ничего не значит.

Пьер Корнель

Великий классик Корнель знал толк в законах драматургии. И хотя Формулу-1 от эпохи Возрождения отделяет пропасть даже куда большая, чем та, что разверзлась в последнее время между Ferrari и остальными командами, заключительный этап чемпионата мира лишний раз подтвердил справедливость слов знаменитого драматурга. Помните первую гонку этого года? Тогда свершено неожиданное пятое место в домашнем Гран При новичка Марка Уэббера на практически безнадежной Minardi замечательнейшим образом, оттенило, если не затмило блестящую победу Михаэля Шумахера. А завершился сезон на не менее высокой ноте, чем начался, подарив еще одну «маленькую сенсацию местного значения». Подлинным героем Гран При Японии стал вовсе не Михаэль Шумахер, в паре со своим бразильским Санчо Пансой приведший неудержимые алые Ferrari к очередному, уже пятнадцатому для этой пары в целом и девятому в этом сезоне дублю. Им стал повторивший подвиг Уэббера Такума Сато, от которого после невероятного числа аварий и сходов этого, в общем-то, никто и не ждал.

У последней черты

Общий фон

Отличительной особенностью Гран При Японии 2002 года стало то, что он состоялся не только в качестве традиционного последнего этапа чемпионата мира, но, очень может быть, и последнего ГП Формулы-1 в ее сегодняшнем виде. Простите за невольную тавтологию, но после большой зимней перемены Формулу-1, судя по заявлениям боссов FIA, ждут большие перемены. Увы, но подобный по своему масштабу «Титанику» корабль под названием «Формула-1», напоровшись на не менее колоссальный айсберг в лице вот уж какой сезон непотопляемых Михаэля Шумахера и Ferrari, явно терпит бедствие, и зрители разбегаются прочь от тонущего судна. «Кто виноват?» и «Что делать?» - именно эти прекрасно знакомые нам вопросы чаще всего звучали и обсуждались по ходу японского финала. А он тем временем шел своим чередом, и по числу людей, собравшихся в Парке развлечений близ Нагои, где огромной «восьмеркой» пролегла трасса «Сузука», вряд ли можно было говорить о существенном падении интереса к Ф-1 - по крайней мере среди японцев.

Гонка на «Сузуке» считается одной из наиболее зрелищных в календаре чемпионата, несмотря на то, что обгоны здесь традиционно сложны (посему очень важна позиция на стартовой решетке). Поворот «130R» наряду с коварной «Ложкой» стал еще одной звонкой нотой последнего гоночного уик-энда сезона - довольно много гонщиков обломали в этих поворотах крылья и колеса своих машин, и, увы, не только.

Домашние стены помогают не всем

Расстановка сил

Покрытие японской трассы, хоть и абразивное, отличается весьма слабыми сцепными свойствами и посему требует достаточно высокой прижимной силы. А также предельно точного пилотажа и очень аккуратного «обращения» с бордюрами. На этом-то многие и споткнулись. Причем первым уже в самом начале пятничной утренней тренировки стал многоопытный любитель «езды на грани» Жак Вильнев. На выходе из «Ложки» он попросту потерял контроль над машиной и со всего маху въехал в ограждение. Машина превратилась в груду обломков, но сам гонщик, к счастью, остался цел и невредим. Из-за того, что на разбитой машине необходимо было заменить коробку передач, подвеску и практически всю носовую часть, Жаку пришлось отдыхать почти всю пятницу. Отдыхал и Михаэль Шумахер. Из-за проблем с гидравликой он смог проехать лишь 19 кругов, и, похоже, лишь благодаря этому «пятничный поул» ушел к McLaren.

А на последних минутах примеру Вильнева последовала еще одна «горячая голова» - Хуан-Пабло Монтоя. «Жал, как всегда на педаль, - жаловался он позже, - но наскочил на грань бордюра и потерял машину. Удар был весьма сильным и даже слегка болезненным». Отличился и будущий герой Гран При Такума Сато: он тоже вылетел в повороте, хотя и без особых последствий, да и в целом показал результат хуже, чем Физикелла. Тем не менее, запасную машину уже даже на квалификацию настроили именно под японца. Так, на всякий случай: вдруг родные стены помогут?

В ходе квалификации «разобрал машину на части» Аллан Мак-Ниш - ему родные для Toyota стены не то что не помогли, а даже чуть не убили. Едва успев в повороте «130R» сбросить скорость с 310 до 280 км/час, он врезался в металлическое ограждение с такой силой, что пробил его насквозь! Из машины он выбрался самостоятельно, но был в явном шоке и хромал на одну ногу. Квалификационные заезды были прерваны на 74 мин - восстанавливали ограждение. Несмотря на сильный ушиб с гематомой, на следующее утро Аллан все же принял участие в разминке, но от участия в самой гонке Сид Уоткинс решил его все же отстранить.

В то время как пилоты Ferrari достаточно легко обеспечили себе первые два места на стартовой решетке, за остальные развернулась острейшая борьба - как между McLaren и Williams, так и между командами, борющимися за 4-7 места в Кубке конструкторов.

В результате «серебристо-черные» опередили «бело-голубых», а «зеленые» оказались позади «желтых» и одного из «белых». В частности, Эдди Ирвайну, которому очень нужно было место на стартовой решетке поближе к лидерам, помешали редкие для Jaguar неполадки с мотором - как раз тогда, когда все соперники в конце прибавили в скорости. Приятно удивил Алекс Йонг самым маленьким за весь сезон отставанием от Марка Уэббера - всего чуть больше 0,3 с.

Таким образом, на воскресной стартовой решетке командам предстояло занять места в соответствии с прошлогодней «табелью о рангах»: первый ряд - Ferrari, второй -McLaren, третий - Williams. Причем седьмое место на окрашенном в желтый цвет четвертом ряду буквально вырвал себе под конец квалификации к огромному восторгу трибун не кто иной, как Такума Сато! Видать, все же и родные стены помогли, и улучшенная квалификационная версия мотора Honda. Да и сам он, надо полагать, выложился на все сто.

11.10.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.02

00-15 мин. После пробного круга трасса пустеет, а тренировку на 14-й минуте начинает Сато. Первое время Такумы на домашней трассе - 1’43.389.

15-30 мин. Потихоньку покидают боксы и остальные. На первой строчке сменяют друг друга гонщики сначала Sauber, затем Williams (у Монтои 1’37.316). М. Шумахер сначала чуть медленнее Хуана-Пабло, а затем проходит круг за 1’36.109. Вильнев разбивает машину на выходе из Spoon - BAR подскочил на бордюре и врезался в барьер. Красные флаги. Панис, проезжая мимо, слишком снижает скорость и глушит мотор.

30-45 мин. Баррикелло выскакивает с трассы в Degner, но возвращается на асфальт. Култхард выходит было на 2-е место, но Рубенс опережает его (1’36.620). В шестерке - только пилоты «большой тройки», 7-е место у де ла Росы (второй Jaguar медленнее - барахлят тормоза).

45-60 мин. Трулли становится «лучшим среди остальных» - 1’38.426. Баррикелло ставит рекорд 3-го сектора, но не может опередить Михаэля (1’36.348; 2-й).

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. В «эске» Райкконен на быстром круге блокирует колеса и не улучшает время, а Масса и вовсе срезает поворот. 7-е время у Паниса (1’38.269). На выходе из 2-го Degner разворачивает Williams Ральфа, но немец продолжает тренировку. Уэббер выскакивает на гравий в Spoon.

15-30 мин. Масса разбивает «большую тройку» - 1’37.492 (6-й; механики устранили неполадки в системе зажигания). Ральф быстрее всех проходит последний сектор и выходит на 3-е место: 1’36.353. «Выстреливают» McLaren - 1’34.232 у Райкконена, 1’34.730 у Култхарда (на машине Дэвида новый мотор - в конце первой части возникли неполадки в гидросистеме). Jordan Сато подскакивает на бордюре в Degner и, вращаясь, вылетает в гравий. Японцу удается удержать машину под контролем и вернуться на асфальт, но свежий комплект шин испорчен. Монтоя - 135.742 (3-й). На машине Йонга неполадки с КП - Алекс срезает «эску» и сворачивает на пит-лейн. В задней части машины видны языки пламени. Механики склоняются над ней, и одному из них в лицо срабатывает огнетушитель.

30-45 мин. Уэббер и Физикелла срезают «эску». Обгоняя Уэббера в «S» Curves, Култхард едва не «теряет» машину. М. Шумахер, пройдя лишь 4 быстрых круга, прекращает тренировку - не в порядке гидросистема. Баррикелло лишь 3-й (1’35.402). 7-й результат у Ирвайна - 1’36.190.

45-60 мин. Покидает боксы Вильнев - механики заменили КП и детали подвески. Монтоя на быстром круге ошибается в Degner, и машина ударяется в барьер из шин. Уже после клетчатого флага Райкконен выскакивает с трассы во втором Degner.

12.10.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-15 мин. Оба гонщика BAR ненадолго задерживаются на трассе после пробного круга - вчера Вильнев и Панис пропустили почти половину тренировки. После этого трасса пустеет.

15-30 мин. Первое время дня у Йонга (1’39.773), но очень скоро Алекса оставляют не у дел пилоты BAR и Ирвайн (1’35.533). Райкконен подтверждает вчерашнюю скорость - 1’34.552. Монтоя ставит рекорд первого сектора, но упирается в М. Шумахера перед Degner. Немец поднимает руку в знак извинения. Баррикелло - 134.261, Ральф - 134.142, Михаэль - 133.088!

30-45 мин. Мак-Ниш сворачивает в боксы - проблемы с двигателем. Там же Ирвайн - не в порядке датчик дифференциала. Баррикелло 2-й (1’33.688), а М. Шумахер, быстрее всех пройдя самый длинный 2-й сектор, еще быстрее - 1’32.978. Перед «эской» едва не сталкиваются де ла Роса и Уэббер. Марку приходится срезать поворот. Уже после клетчатого флага взрывается мотор на Jordan Сато.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Мак-Ниш выезжает на трассу, а Jaguar Ирвайна по-прежнему в боксах. Култхард ставит рекорд скорости перед «эской» - 292 км/ч.

15-30 мин. Ирвайн, наконец, покидает боксы, так же, как и Сато. Монтоя вылетает в Degner, но возвращается. На выходе из-под моста останавливается BAR Паниса - отказ КП. Не все в порядке и у Вильнева - барахлит дроссель.

30-45 мин. Монтоя (1’33.525), Ральф (1’33.233) и Райкконен (1’33.290) пока не могут догнать лидера, а в борьбе за 7-е место впереди Ирвайн (1’34.544). На прямой после «шпильки» замирает Minardi Уэббера - поломка КП. Также съезжает с трассы Ирвайн - не выдержал мотор.

12.10.2002. Суббота. Квалификация

13.00-15.14

00-25 мин. После десятиминутной паузы первым боксы покидает Йонг. Алекса быстро отодвигают назад де ла Роса, Мак-Ниш и Вильнев (1’34.863). Начинают первую попытку лидеры: Райкконен (1’32.699 - лучшее время уик-энда), Р. Шумахер (1’33.065), Култхард (1’32.836). Пилоты Ferrari пока в боксах, а Монтоя ошибся на быстром круге.

25-35 мин. Баррикелло - 1’32.697. Михаэль - 1’31.825! На McLaren Райкконена небольшие неполадки в пневмосистеме, механики начали готовить запасную машину, но финн решает остаться за рулем основной. Монтоя - 1’32.574 (2-й). А вот Ральфу и обоим гонщикам McLaren не удается закончить быстрый круг (Райкконен, правда, ошибся на первом секторе и уже сбросил скорость) - Мак-Ниш теряет контроль над машиной на выходе из 130R, Toyota срывается с трассы, врезается в барьер и перелетает его. Гонщик в шоковом состоянии. Квалификация остановлена на 1:14.

35-50 мин. Гонщики один за другим покидают боксы. У Паниса на выезде с пит-лейн отказывает КП - Оливье бежит за запасной машиной. Баррикелло ошибается на последнем секторе и остается 3-м. Монтоя также не улучшает позицию. Михаэль - 1’31.510, а Ральф перемещается на 2-ю строчку - 1’32.444. Впрочем, ненадолго: Баррикелло - 1’32.244, Култхард - 1’32.088. Ирвайна вновь подводит двигатель.

50-60 мин. Физикелла показывает 7-е время (1’33.276), а лидеры начинают последнюю попытку. Почти все ошибаются по ходу круга, и лишь Баррикелло отыгрывает позицию (1’31.749; 2-й). Эффектную точку ставят М. Шумахер в «абсолюте» - 1’31.317, и Сато в категории «все остальные» - 1’33.090, 7-е место. Физикелла не смог обогнать напарника - забарахлила электроника КП.

13.10.2002. Воскресенье. Разминка

10.00-10.30

00-15 мин. В разминке принимает участие среди прочих и Мак-Ниш, несмотря на некоторые проблемы с коленом. После проверки машин разминку начинает М. Шумахер (!) - 136.716. Перебить это время никому не удается, а вторую строчку занимает Райкконен (1’37.278), затем Ральф (1’32.167). Михаэль сбрасывает еще немного, а второе время теперь у Култхарда - 1’37.014. Сато подтверждает свою скорость - 137.909, 6-й.

15-25 мин. Панис выскакивает с трассы на 1-м секторе. Физикелла вылетает в послестартовой связке поворотов, машина зарывается в гравий. Монтоя мешает М. Шумахеру в «S» Curves, но на следующем круге немец показывает 1’36.454. Баррикелло - 1’36.676, 2-й. Масса догоняет только покинувшего боксы Вильнева и вынужден резко тормозить, чтобы не врезаться в BAR Жака. Йонг срезает «эску». Трулли 6-й (1’37.281). С рекордом 1-го сектора Михаэль все быстрее - 1’36.249. Ральф вылетает в Degner, едва не врезается в барьер, но возвращается на асфальт.

25-30 мин. Райкконен 2-й (1’36.652), но тут же Баррикелло проезжает круг за 1’36.650. Едва не сталкиваются Култхард и Ирвайн. Уже после клетчатого флага Сато не удерживается на асфальте в Spoon, а Ральф срезает «эску».

От печали до радости

Красная линия гонки

Хоть день гонки выдался солнечным и обещал собравшимся в Парке развлечений сплошной праздник, начало его оказалось омрачено весьма безрадостным событием. В ходе предваряющей Гран При Японии гонки поддержки Формулы-Dream 22-летний Хироказу Нагая (гонявшийся в этом сезоне в японской Ф-3, а в прошлом - в вышеупомянутой младшей серии и выступавший в ней на сей раз к качестве гостя) в повороте «Ложка» наехал передними колесами своей машины на задние колеса впередиидущей, и, как обычно в таких случаях бывает, его машина взмыла в воздух и на большой скорости врезалась в ограждение. Но ему, в отличие от Жака Вильнева, не повезло. Белые экраны, которыми прибывшая команда спасателей оградила гонщика, заставили охнувшие трибуны погрузиться в напряженное молчание. В бессознательном состоянии молодой японец на вертолете был доставлен в госпиталь и лишь там позже пришел в сознание. Обследовавшие его медики вынесли весьма неутешительный вердикт: перелом позвоночника в районе шестого позвонка, чреватый параличом. Прерванную гонку отменили совсем, дабы не задерживать старт Гран При: аварии, в том числе и со столь тяжелыми последствиями - увы, составная часть автоспорта, а шоу, как говорится, должно продолжаться.

Гвоздем «программы», в соответствии с ожиданиями местной публики, должен был стать, конечно же, вовсе не Михаэль Шумахер и иже с ним, а Такума Сато. Особенно его успеха ждали, понятно, представители Honda. Но, несмотря на отменную, «лучшую из прочих» стартовую позицию Сато (и на три попадания в десятку в целом), начало гонки и ее дальнейший ход не предвещали ничего хорошего для японских моторостроителей. Уже на установочном круге сгорает (уже который по счету за уик-энд) мотор Honda на машине Физикеллы. Джанкарло пересаживается в запасную, настроенную под Сато и с другой версией мотора, которой итальянец изначально недоволен. Уже на шестом круге вынужден был выбыть из борьбы и подъехать к боксам Оливье Панис - к этому его вынудили механические проблемы, а кругом спустя, после неудачной попытки вернуться в гонку, он заезжает уже прямиком в свой бокс.

После первого пит-стопа между двумя «хондовцами» завязывается было нешуточная борьба: «прозевавший» старт Жак Вильнев принялся затем активно наверстывать упущенное и капитально насел на Физикеллу. Тот, с трудом обороняясь от настырного канадца, вынужден даже срезать «эску», и спасает его лишь мотор Honda, но установленный не на его Jordan, а на BAR Вильнева.

А на 38-м круге сгорает мотор и на машине Физикеллы, и на трассе остается лишь один представитель Honda - объективно наименее перспективный из всех, но только не в глазах собравшихся на «Сузуке» земляков - Такума Сато. Один на один с куда более сильными соперниками и машинами. Один на один с новым мотором, который может взорваться в любой момент. И один на один с многотысячной толпой соотечественников, ждущих от него чуда. Но оставим же, однако, временно Сато наедине со всеми этими ужасами и вернемся на старт гонки.

Михаэль Шумахер, конечно же, сразу ушел в отрыв, в том числе и от Рубенса Баррикелло, который, впрочем, тоже надежно закрепился на своей второй позиции. В этой связи один мой коллега резонно заметил: «Я знаю, как оживить интерес к Формуле-1 хотя бы среди телезрителей. Просто надо показывать гонщиков Ferrari только на старте, чтобы можно было убедиться, что они благополучно ушли в отрыв, и затем уже в самом конце гонки, чтобы опять же убедиться, что они благополучно финишировали. Все равно ведь можно не сомневаться, что победят именно они. А в остальное время надо показывать гонщиков всех прочих команд, между которыми и идет настоящая борьба».

Кажется, кстати, что режиссеры телетрансляций давно уже примерно так и поступают, да и при написании журнального отчета тоже, собственно, ничего другого не остается...

Уже на старте основные события развернулись именно за спинами фаворитов из Ferrari. Ральф Шумахер проявил не меньшее рвение, чем его старший брат, еще до первого поворота обогнав чуть зазевавшегося Кими Райкконена. Еще лучше, в своем «фирменном» стиле, стартовали оба гонщика Renault, обойдя разом Вильнева и Физикеллу. Следом за Трулли в ту же «дыру» между двумя «хондовцами» протискивается и Хайдфельд, оттесняя таким образом Физикеллу на 11-е место. Масса, который тоже обогнал было провалившего старт Вильнева, но затем вновь пропустивший его, стремится все же выступить не хуже своего партнера в последней гонке за Sauber, жмет на «газ», разгоняется до 290 км/ч перед связкой Degner, слишком поздно тормозит и на скорости около 180 км/ч... становится первым выбывшим из гонки, разбивая машину о шинное ограждение.

На седьмом круге еще одна потеря, куда более важная с точки зрения итогов чемпионата: Дэвид Култхард, уверенно шедший на третьем месте, резко теряет скорость, сворачивает на пит-лейн и заезжает прямиком в боксы. Сато попадает в очковую зону.

На 13-м круге вдруг, откуда ни возьмись, вновь на трассе появляется Панис. Но кругом спустя опять возвращается в боксы, на сей раз уже окончательно. Надежды Honda тают.

Чуть недотянув до первой волны пит-стопов, вылетает Алекс Йонг, который под конец сезона серьезно прибавил в скорости и в начале гонки, поймав кураж, умудрился даже обогнать Марка Уэббера.

Теперь самое время вернуться к Такуме Сато. Ярно Трулли и Дженсон Баттон, застряв за японцем, у которого появились проблемы с недостаточной поворачиваемостью, успешно прибегают к тактике более раннего пит-стопа: пятью кругами позже, в свою очередь заехав на дозаправку, Сато возвращается в гонку уже после них, выпадая из очковой зоны аж на девятую позицию. Но инженер Сато Джеймс Ки и главный инженер команды Гэри Андерсон во время пит-стопа изменяют настройки переднего антикрыла в сторону увеличения прижимной силы. Благодаря этому Такума начинает ехать заметно быстрее и, после второго пит-стопа Баттона и остановки Трулли (возникло подозрение, что у Ярно попросту кончился бензин из-за оттянутого второго пит-стопа, но команда впоследствии это категорически опровергла, сославшись на некие загадочные «механические проблемы»), возвращает себе шестую позицию и сохраняет ее и после своей второй дозаправки.

Как раз кругом спустя и лишается своей «движущей силы» третья из четырех машин с моторами Honda - Jordan Физикеллы. Четвертая, пока еще с исправно работающим двигателем - машина Такумы Сато. С таким же самым двигателем, который в Индианаполисе использовался лишь в квалификации, а теперь специально для гонки был доработан в плане долговечности и надежности.

Еще десять кругов, и тут, всего за пять кругов до финиша, вновь взрывается мотор. Но на сей раз не Honda, а BMW на машине Шумахера-младшего! Ральф так и не доезжает до заветной третьей ступени пьедестала, «передав» ее Кими Райкконену, зато Сато перемещается на пятое место, причем по-прежнему оставаясь в одном круге с лидером, в то время как ставший шестым Баттон уже отстает на круг. Трибуны, пестрящие флажками с символикой Honda, неистовствуют, напряжение нарастает, как в самой захватывающей драме. Соперников по командной турнирной таблице, кажется, уже можно не опасаться: почти все они выбыли из гонки (в том числе и Педро де ла Роса из-за поломки трансмиссии), а Эдди Ирвайн, у которого, несмотря на порожденные последними успехами радужные ожидания, гонка явно не заладилась, далеко позади. Такуме надо лишь дотянуть до финиша.

И он дотянул! Или, справедливее будет сказать, что дотянул мотор на его Jordan, а сам Сато, хоть ему, как и Уэбберу в Австралии, помогли сходы в лидирующей группе, провел гонку на самом высоком уровне, чего ему страстно желали болельщики, но чего, положа руку на сердце, мало кто ожидал. Японец на японской трассе в машине с японским мотором и на японских шинах - надо ли говорить, что в своей последней гонке сезона после многочисленных неудач он в один миг стал национальным героем и подтвердил право называться лучшим японским гонщиком в современной истории Ф-1? Случайность? Как заметил когда-то японский классик, Рюноскэ Акутагава: «Судьба неизбежнее, чем случайность. Судьба заключается в характере - эти слова родились не зря».

И в заключение - немного любопытной статистики. Ральф Шумахер провел на «Сузуке» свою 100-ю гонку в Ф-1, которая, как и до этого в случае с другими «юбилярами», закончилась фиаско. Число 50 - именно столько гонок теперь на счету Ника Хайдфельда - видимо, удачнее, если досадное седьмое место можно назвать удачей. 100-й эта гонка стала и для West в содружестве с McLaren, потому-то, наверное, и постигла Култхарда неудача. Честь марки отчасти спас Райкконен, закончив сезон на той же ступени пьедестала почета, на которой и начал, получил некоторое утешение после фатальных десяти (!) сходов из-за поломок в сезоне (своеобразное «наследство», доставшееся от Мики Хаккинена образца 2001 года).

И, наконец, Михаэль Шумахер в последней гонке сезона одержал свою 64-ю за карьеру и 45-ю в Ferrari победу, завершив таким образом все 17 гонок на пьедестале почета, и заработал рекордные 144 очка для себя и 221 очко для команды совместно с Рубенсом Баррикелло, составив самый успешный дуэт в истории Ф-1.

Ну а Японию теперь вполне можно называть Страной восходящего... Сато.

Банзай!

Борис Мурадов

Круг за кругом

Врачи не допустили Мак-Ниша на старт, опасаясь за его колено. На Jordan Физикеллы на установочном круге отказал мотор - итальянцу придется стартовать на запасной машине с менее мощным двигателем, к тому же перенастроенной «из-под Сато».

1    В первой шестерке - лишь одно изменение: Р. Шумахер опередил Райкконена. Лучше других начал гонку Трулли, поднявшийся с 11-й на 8-ю позицию. Провалил старт Вильнев - канадец проиграл 7 мест, откатившись в середину второй десятки. Порядок в конце круга: М. Шумахер, Баррикелло, Култхард, Р. Шумахер, Райкконен, Монтоя.

2    Пелотон на глазах растягивается. Вильневу (14-й) удается отыграть одно место, опередив Массу в первом повороте.

4    Фелипе пытается контратаковать, но слишком быстро входит в Degner и вылетает с трассы.

5    У Паниса (16-й) возникли проблемы с электроникой двигателя. Оливье пропускает Йонга и Уэббера, дважды посещает боксы, где проводит в общей сложности более 7 минут, но в итоге выбывает из борьбы.

7    Култхард (3-й) сбрасывает скорость и возвращается на пит-лейн: проблемы с дросселем. Сато попадает в шестерку.

9    Йонга (15-й) разворачивает в «шпильке», и его обгоняет Уэббер.

15  М. Шумахер проезжает быстрейший круг в гонке (1’36.125). Отрыв немца от Баррикелло составляет около 5 с, брата Михаэль опережает на 20 с лишним секунд. В Renault решают попробовать опередить Сато (6-й) за счет более раннего пит-стопа: Трулли (7-й) теряет на этом 7 позиций. В послестартовой связке вылетает и выбывает из гонки Йонг (16-й).

16  Баттон (7-й) также на пит-лейн, в гонку Дженсон возвращается позади товарища по команде.

18  Сало (9-й) после визита в боксы пропускает пятерых соперников.

19  Останавливаются Хайдфельд (7-й) и Вильнев (9-й). Ник откатывается на 12-е, а Жак - на 14-е место.

20  М. Шумахер (1-й) первым из лидеров посещает боксы (9.4) и возвращается на трассу 2-м, прямо перед Williams Ральфа. Физикелла (7-й) теряет на пит-лейн 6 позиций.

21  Баррикелло, пролидировав круг, также останавливается для замены шин и дозаправки (9.8). Гонку Рубенс продолжает 4-м. Сато (6-й; 7.6) и де ла Роса (9-й) пропускают троих и пятерых соперников соответственно.

22  Волну пит-стопов продолжают Райкконен (4-й; 9.9), Ирвайн (7-й) и Уэббер (17-й). Финн пропускает Баррикелло и Монтою, ирландец теряет 6 мест, австралиец по-прежнему замыкает гонку.

24  Последними посещают пит-лейн гонщики Williams. Р. Шумахер (2-й; 8.6) вновь оказывается позади Баррикелло.

25  После остановки Монтои (3-й; 7.8) выясняется, что после первого пит-стопа всех пилотов произошло лишь два изменения - Сато (8-й) пропустил-таки оба Renault, а Сало сумел опередить Физикеллу в борьбе за 10-ю позицию.

27  Обороняясь от непрерывных атак Вильнева, Физикелла (11-й) срезает «эску» Casino. Позиции не меняются.

28  Вильнев (12-й) взрывает мотор своего BAR на выходе на стартовую прямую.

32  Баттон (7-й) и во второй раз останавливается раньше большинства соперников. Гонку Дженсон после заминки (британец тронулся раньше, чем заправщик вынул шланг) продолжает 10-м.

33  Замыкающий шестерку Трулли сходит из-за неисправности топливной системы. Райкконен (4-й) выскакивает на гравий в Degner, но продолжает гонку.

34  Сало (8-й) посещает пит-лейн и теряет 4 места.

35  Также в боксах Хайдфельд (7-й) и Физикелла (8-й). Ник продолжает гонку 9-м, Джанкарло - 11-м, вновь впереди Сало.

36  Сато (6-й) возвращается на трассу после пит-стопа (8.6) впереди Баттона и сохраняет место в очковой зоне.

37  Баррикелло (2-й) на этот раз останавливается (8.1) раньше Михаэля, на короткое время пропуская вперед Ральфа. Де ла Роса (10-й) также в боксах, теряя 1 позицию.

38  На пит-лейн вновь Ferrari и Jaguar. М. Шумахер (8.0) сохраняет лидерство, Ирвайн (8-й) откатывается на 10-е место. Физикелла (10-й) сходит из-за отказа мотора на выходе из Spoon.

39  Визит в боксы стоит Р. Шумахеру (2-й; 6.9) 3-х позиций. Также останавливается замыкающий гонку Уэббер (12-й).

40  Де ла Роса (11-й) выбывает из гонки - в «шпильке» отказала трансмиссия. Монтоя (4-й) после пит-стопа (7.4) продолжает гонку 5-м.

41  Последним за 12 кругов до финиша меняет шины и дозаправляется Райкконен (3-й; 7.3). Кими продолжает гонку 4-м. Вообще же, не считая сходов, лишь Сато удалось вернуться на 6-ю позицию, опередив Баттона.

49  Положение на трассе неизменно, все отрывы превышают 5 с. Взрыв мотора перед Degner лишает Р. Шумахера возможности попробовать призового шампанского.

53  Девятый дубль Ferrari в сезоне. Команда единственная привела на «Сузуке» обе машины к финишу и набрала за сезон столько же очков, сколько все остальные, вместе взятые. Райкконен в 4-й раз в сезоне поднимается на пьедестал. Монтоя почти догнал молодого финна, но лишь 4-й. 5-е место Сато болельщики приветствуют ничуть не менее восторженно, чем победу М. Шумахера. Последнее очко записал в свой актив Баттон. Рекордные сектора у Михаэля (1-й: 32.383), Баррикелло (2-й: 42.538) и Монтои (3-й: 20.575), V макс. (294.1 км/ч) также у Шумахера старшего. Сезон окончен.

Пресс-конференция после гонки

Михаэль Шумахер

Я невероятно доволен этим сезоном, итоги которого говорят сами за себя. Все гонки в нем завершались для нас на пьедестале, и это отражает качество работы всей команды. Достигнутое ею невероятно. Сегодняшняя же гонка, думаю, особенно порадовала японских болельщиков, потому что в ней оказалось двое победителей: я и Сато, который завоевал свой первые очки в Ф-1 на домашней трассе. Что касается меня, то я хорошо стартовал, ушел в отрыв, и это позволило нам своевременно провести пит-стопы. Хочу поблагодарить Bridgestone за новые шины, которые превосходно показали себя в условиях этой трассы. Я очень рад, что на них в домашнем для Bridgestone ГП завоевана 70-я победа в юбилейной 100-й гонке. Хочу также пожелать Россу Брауну, который впервые пропустил гонку, чтобы он скорее поправлялся. Ну а мне самому теперь остается лишь славно провести зимнее межсезонье и к следующему сезону быть еще сильнее. Думаю, что мы вновь поборемся за титул, хотя, наверное, это будет сложнее, нежели в этом году, поскольку другие команды подтянутся.

Рубенс Баррикелло

На старте я немного подотстал от Михаэля, и затем первые несколько кругов у машины наблюдалась изрядная склонность к заносу, так что мне пришлось быть осторожным, чтобы не вылететь и не повредить шины. Возможно, мы выбрали немного неверные настройки для гонки. После первого пит-стопа я также был не вполне доволен балансом машины, но это было единственной проблемой сегодня, и в итоге мне удалось с этим справиться. В любом случае с таким отрывом от преследователей, какой был у меня, мне оставалось заботиться лишь о поддержании темпа. Я очень рад за себя и за Ferrari. Быть частью этой семьи и ездить на такой великолепной машине - это просто невероятно. Спасибо специалистам Bridgestone, с которыми в этот уик-энд мы работали даже теснее, чем обычно. Мы отъездили на их шинах прекрасный сезон, так что труды были не напрасны, и в следующем году мы будем даже еще сильнее.

Кими Райкконен

Я стартовал не лучшим образом, и Ральф смог обойти меня. Я пытался не допустить этого, но на пути у меня оказался Дэвид, и мне пришлось откатиться назад, а Ральф тем временем прошел меня по внешней стороне. Я был немного быстрее его, но застрял за ним вплоть до первого пит-стопа, а затем он «пересидел» меня на трассе и смог оторваться. Затем я немного ошибся на выходе из поворота и проехался по обочине, а уже ближе к концу гонки машина почему-то вдруг стала терять скорость на прямой, но когда я прошел «шпильку», мощность сама собой вернулась, и я опять смог ехать быстро. Я не знал, в чем проблема, так что хорошо, что она сама разрешилась, и не повторилось то же, что уже случалось в этом году. Ну а потом какие-то проблемы с мотором постигли уже Ральфа, и мне таким образом немного повезло. Может же мне хоть раз в году повезти!

Гонка глазами пилотов

Хуан-Пабло Монтоя: Моя стратегия на сегодня заключалась в том, чтобы благополучно финишировать, что я и сделал. В первой части гонки машина проявляла небольшую избыточную поворачиваемость, но затем, после некоторых изменений в регулировках во время пит-стопа, с этим стало лучше. Я даже начал сокращать отрыв от впереди идущих машин, но потом подумал, что в этом, в общем-то, нет никакой необходимости. Тем более что после схода Ральфа мне из боксов посоветовали сбавить темп. Так я и поступил.

Такума Сато: Это было невероятно! Максимум, на что я мог рассчитывать, это одно очко, но мне удалось заработать целых два. Спасибо команде и в особенности механикам за их работу. Машина вела себя отлично, шины, мотор, стратегия - все сработало наилучшим образом. Отдельная благодарность болельщикам, которые, как я видел, горячо приветствовали меня на каждом круге! Это было прекрасно. Я пережил одно из лучших мгновений в моей жизни, и я очень счастлив заработать два принципиально важных очка для команды.

Дженсон Баттон: Это замечательно - заработать еще одно очко для команды и для себя. В этом сезоне были и взлеты, и падения, но в любом случае мой опыт обогатился. Было очень приятно работать с командой, и я желаю ей всего наилучшего в следующем году.

Ник Хайдфельд: Я удачно стартовал, пробившись с двенадцатой на десятую позицию, чему был весьма рад. Машина была достаточно хорошо сбалансирована для первых двух секторов, но на третьем баланс был хуже. Мне, конечно, очень хотелось заработать очко, но более важно было вообще финишировать, и мне это удалось.

Мика Сало: Это была не самая приятная гонка. На последнем комплекте шин у машины появилась большая недостаточная поворачиваемость. К тому же забарахливший сенсор стоил мне больших потерь времени в середине дистанции, и пришлось выходить из положения при помощи двусторонней телеметрии. В остальном ничего особенного в этой гонке не было, но так или иначе я был рад доехать до клетчатого флага в своем последнем выступлении за Toyota.

Эдди Ирвайн: Сцепление колес с покрытием сегодня было просто никакое, весь уик-энд машина страдала от очевидного недостатка прижимной силы, так что сегодня, хоть я и люблю «Сузуку», мне пришлось туго, особенно в плане обгонов. Конечно, мне очень хотелось не дать соперникам-«хондовцам» заработать очки, но в итоге им это заслуженно удалось. Однако и седьмое место для команды - шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном.

Марк Уэббер: Сцепление колес с трассой сегодня и так было довольно плохим, и к тому же в баках машины Алекса было меньше бензина, что дало ему возможность поначалу вырваться вперед. Впрочем, я был уверен, что смогу вернуть свою позицию - это был лишь вопрос времени. Я сделал все, что было в моих силах, и особенно поднажал на последних кругах, извлекая из машины максимум. В общем, гонка была нелегкой, но я вполне доволен своим очередным местом в десятке.

к содержанию № 52 (11.2002)

Просмотров: 8