Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер

 

«Было бы интересно приехать в Россию...»

Сезон-02 стал, наверное, самым успешным в карьере Михаэля Шумахера. Пятый титул чемпиона мира, 11 выигранных Гран При, несметное количество поклонников во всем мире. Быть может, близится момент, когда всего этого - титулов, побед, поклонников - станет слишком много даже для самого честолюбивого человека. Ведь в конце концов устаешь даже от успеха.

В последнее время в паддоке все больше говорят о твоем скором уходе из гонок, о том, что, сравнявшись с Фанхио по победам в чемпионате, ты потерял мотивацию...

Тот, кто это говорит, похоже, имеет в виду какого-то другого Шумахера, но я с ним не знаком... Я уже много раз повторял, что меня не очень волнует статистика. Конечно, мне было лестно догнать великого Фанхио, но это нисколько не скажется на моей мотивации и уж тем более не ускорит моего решения оставить Формулу-1. Я буду гоняться до тех пор, пока получаю удовольствие от гонок, как только они станут мне в тягость, я уйду. Но когда это произойдет, пока не знаю даже я сам.

Михаэль, только честно, в душе ты обрадовался уходу Хаккинена?

И да, и нет. Наверное, если бы он остался, мне было бы чуть сложнее выигрывать. Но в то же время Мика был очень честным и умным гонщиком. Я ему очень доверял как сопернику, может быть, больше, чем всем остальным пилотам в Ф-1! Полагаю, ты понимаешь, о чем я... Я знал, что на трассе он в любой ситуации поведет себя корректно. Надеюсь, он так же относился и ко мне. Думаю, наша борьба могла бы украсить еще много гонок, но я не вправе комментировать его уход. Это было только его решение.

Пресса и телевидение не имеют, скажем так, однозначного мнения о тебе и о Ferrari. Как ты относишься к негативно окрашенной информации, которая время от времени проходит в различных СМИ?

Я не обращаю на это внимания. Есть специальные службы, там работают профессионалы, разбирающиеся в этом бизнесе. Это не мой вопрос. Я не могу себе позволить переживать из-за таких вещей. Это - не главное!

Многие пилоты не любят журналистскую братию и открыто признаются в этом. А ты?

Это тоже часть моей работы. Продавцу в магазине может не понравиться покупатель, но он обязан его обслужить. И с такой постановкой вопроса ничего не поделаешь.

Тебе нравится ощущать себя этаким непобедимым суперменом Формулы-1?

Вовсе нет, иногда это даже раздражает.

А трудно быть кумиром для миллионов болельщиков?

Я себя таковым не считаю и даже не хочу думать на эту тему. Это слишком глобальный вопрос, чтобы уложиться в ответ из пары предложений.

В чем, по-твоему, секрет твоей популярности?

Если ты не родился принцем, то популярность можно заработать только трудом. Поэтому я хорошо делаю свою работу и в любой ситуации стремлюсь к получению максимального результата. Все очень просто - никаких секретов!

Как ты думаешь, в чем секрет успеха в современной Ф-1?

В хорошем автомобиле и умении пилота как можно тоньше чувствовать предел возможностей машины и самого себя. Если вы перейдете эту невидимую грань, то автомобиль заскользит в повороте и вы потеряете скорость, а то и вылетите с трассы. Если не достигнете его, тоже будете медленнее.

Чем, по-твоему, определяется этот предел, страхом?

В этом-то и разница. У классных пилотов он определяется здравым смыслом, хорошей реакцией и тонким чувством машины. Те же, кто ездит на «страхе», как правило, не добираются до Формулы-1.

Ты не любишь говорить о статистике, но, помнится, когда два года назад ты догнал в Монце по числу побед Сенну, то расплакался прямо на пресс-конференции. Правда, потом, когда ты достиг рекордов Проста и Фанхио, этого уже не повторялось. Победа над Сенной была для тебя особенной?

У меня никогда не было кумиров. В этом я четко следую заповедям Библии, но та победа в Монце действительно была особенной. Я не могу говорить о Фанхио или Кларке, я не видел их гонок, а Айртон был лучшим пилотом из всех, кого я встречал, и сравняться с ним было очень важно для меня. Но дело было не только в этом. Просто тогда весь уик-энд я находился под огромным психологическим давлением: вся команда, вся Италия, весь мир ждали этой победы, и когда она пришла, с моих плеч словно свалилась глыба.

Вы с Айртоном не были близкими друзьями, но если ты его так уважал, почему же тогда даже не приехал на его похороны?

Я не люблю заниматься показухой и публично демонстрировать свои чувства. Для меня важнее то, что чувствую я сам, а не то, что скажут об этом люди. Да, я не был на похоронах, но я пришел на его могилу два года спустя, и тогда там не было никого, кроме него, меня и Коринны.

Что для тебя важнее: гонки или семья?

Семья, конечно. Ни одна из моих побед не дала мне таких сильных чувств, которые я испытывал, когда появлялись на свет мои дети.

Они рождались на твоих глазах?

Да, оба раза я был рядом с Коринной: когда начинались схватки, она успевала вызвать меня по телефону.

Ты отмечаешь дома свои победы с детьми и Коринной?

Да, но не столь пышно, как в команде. Все ограничивается обычным ужином с бутылкой шампанского.

Извини, но в последнее время у тебя сложилась репутация э-э... прижимистого человека. Говорят, что и в Швейцарию ты в свое время перебрался только для того, чтобы не платить немецких налогов.

Насчет налогов это чистая правда: в Германии действительно очень сложная система налогообложения и, живя в Швейцарии, я экономлю кучу денег. Но говорить, что я прижимистый - это перебор. Да, я не швыряю деньги на ветер, не хожу в казино и всегда продумываю свои расходы. Я бы, скорее, назвал себя экономным человеком.

Ты себе в чем-нибудь отказываешь?

Бывает. Но ни за что не признаюсь - в чем именно, ха-ха!

А Коринне?

Нет. По ее просьбе я даже как-то держал ее за руку, когда она сидела в кресле у стоматолога - она очень боится врачей. Мое положение казалось мне тогда немного глупым и ужасно смешным.

Что ты думаешь по поводу будущего Гран При в России? Как к этому относятся другие пилоты?

Весь прошлый год вопрос о возможности проведения гонки в России обсуждался в паддоке. По большому счету, мне, как и остальным пилотам, безразлично, в какой стране выступать. Если будет хорошая, интересная и техничная трасса, развитая инфраструктура и достойная организация, то мы все с удовольствием приедем в вашу страну. Но я знаю, что сейчас также рассматриваются и другие проекты. Трасса в Китае, например. Руководство Формулы-1 всерьез нацелено на восточные страны, так что у России при наличии всех перечисленных составляющих есть неплохой шанс. Что же касается меня, то мне было бы интересно и просто так приехать в Россию - уж очень много восторгов в адрес Москвы доносится из боксов McLaren!

Пауль Ранге

к содержанию № 52 (11.2002)

Просмотров: 1307