Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №53 (12.2002)

Короткое счастье Аллана Мак-Ниша

Короткое счастье Аллана Мак-Ниша

 

Когда Аллан вошел в зал, праздник был уже в полном разгаре, и мало кто из гостей обратил внимание на невысокого парня с по-детски наивным лицом. Все взгляды были обращены на Сенну и Бергера. Аллан уже хотел было тихонько ретироваться, когда раздался звучный голос Рона Денниса: «Дамы и господа, позвольте представить вам еще одного человека, внесшего значительный вклад в нашу победу в чемпионате, - тест-пилота McLaren Аллана Мак-Ниша! Во многом благодаря его трудолюбию мы смогли победить Williams и завоевать этот титул». Аллан смущенно улыбнулся и шагнул в яркий луч света, шагнул, как тогда казалось, на порог Формулы-1. Кто мог знать, что переступить через этот порог Мак-Нишу удастся лишь через десять лет...

Ровно через десять лет после того памятного декабрьского вечера 1991 года, когда шеф McLaren поблагодарил его за свою победу в чемпионате мира, на другом празднике из уст руководителя другой команды (по иронии судьбы также окрашенной в бело-красные цвета) наконец услышал то, что надеялся услышать еще десять лет назад. 17 декабря 2001 года на презентации нового автомобиля Toyota в Кельне под аплодисменты нескольких сотен журналистов и почетных гостей во главе с Берни Экклстоуном Уве Андерссон представил Аллана Мак-Ниша в качестве гонщика Формулы-1. Смущенно улыбаясь, Мак-Ниш шагнул под луч прожектора. Конечно, шотландец изменился за минувшие дееяй лет, но ни годы, ни опыт, иногда весьма горький, так и не смогла стереть с его лица по-детски наивного выражения.

Прошел еще год, полный событий, полный надежд и разочарований. И в конце сезона-2002 передо мной предстал все тот же гонщик с лицом мальчишки. Разве что во взгляде появилась какая-то скрытая грусть.

Аллан, ты любишь вспоминать о своих юношеских успехах?

В общем, да, ведь в большинстве своем это достаточно приятные для меня воспоминания. Признаюсь, я даже собрал небольшую коллекцию вещей напоминающих мне о различных этапах моей карьеры. У меня, например, до сих пор хранится комбинезон, в котором я в 11 лет вышел на старт своей первой картинговой гонки. Я понимаю, что сейчас эти потрепанные нейлоновые штаны выглядят нелепо, но для меня они все равно остаются самыми лучшими, ведь в них я выиграл когда-то Шотландский и Британский чемпионаты по картингу.

Судя по старым фотографиям, ты даже на фоне сверстников выделялся довольно субтильной комплекцией.

Да... (Смеется!) У меня, к примеру, есть фотография с моей первой гонки в Камбрии. Гоночный шлем на ней кажется просто гигантским, и такое впечатление, что он не надет на голову, а просто лежит у меня на плечах.

Но это не мешало тебе выигрывать в середине 80-х один чемпионат за другим.

Возможно, даже помогало! Я был жилистым пацаном и много тренировался, а природная худоба давала мне некоторый весовой гандикап перед соперниками. Начало моей карьеры вообще получилось просто фантастическим. Буквально через год после того, как я пересел с карта за руль гоночного автомобиля, меня вместе с Микой Хаккиненом взяла под свою опеку всемогущая компания Marlboro и все, что мне оставалось делать в дальнейшем, это просто пилотировать машину и выигрывать гонки. Оказавшись просто-таки в тепличной атмосфере, я в отличие от большинства своих сверстников был избавлен от сомнительного удовольствия постоянно рыскать в поисках спонсорских денег. Но я прекрасно понимал, что вечно так продолжаться не будет, и старался выжать максимум из открывшихся передо мной возможностей и тех денег, которые вкладывал в меня Philip Morris.

Представители Marlboro обратили внимание на шотландца, когда в 1987 году он занял второе место в британском чемпионате Формулы-Ford 1600. И уже в октябре на трассе в, Донингтон-парке компания Philip Morris представила Мак-Ниша в числе шестерых гонщиков, вошедших в программу поддержки молодых пилотов Marlboro. Жан Алези, Фолькер, Вайдлер, Юрки Ярвилехто, Эдди Ирвайн и Мика Хаккинен - все они, за исключением, пожалуй, лишь Мики, были намного старше и опытнее Аллана. Однако уже через год он доказал, что Marlboro не ошиблась в выборе. Команда, за которую Мак-Ниш выступал вместе с Хаккиненом, громила всех. Мика победил в европейском чемпионате Ф-Opel Lotus, а Аллан - в аналогичном британском первенстве Формулы-Vauxhall Lotus, и в придачу к своей победе получил целых четыре премии как лучший молодой гонщик. А годом позже, после завоевания вице-чемпионского титула в британской Ф-3, Аллану вручили и самую вожделенную для любого юного гонщика награду - приз журнала Autosport, дававший право на бесплатные тесты в McLaren. Поскольку Аллан к тому же имел тесные связи с Philip Morris и неплохо зарекомендовал себя во время первых же испытаний, зимой 1990 года вместе с оплаченным Marlboro контрактом с DAMS в Ф-3000 он получил еще и контракт тест-пилота McLaren Ф-1.

Увы, столь резкий взлет карьеры Аллана завершился трагедией. На первом же круге стартового этапа чемпионата Формулы-3000 в Донингтоне бело-красная Lola Мак-Ниша на огромной скорости вылетела с трассы, разваливаясь на части, перелетела через отбойник и рухнула в толпу зрителей, тпохоронив под своими обломками одного из болельщиков. Сам Аллан отделался лишь небольшим сотрясением мозга. Однако психологическая травма оказалась достаточно сильной, и чтобы оправиться от нее, Мак-Нишу потребовался не один месяц. Во многом именно из-за этого, даже одержав блестящие победы в двух других домашних гонках Ф-3000 в Сильверстоуне и Брэндс- Хэтче, шотландец так и не сумел в итоге подняться в чемпионате выше четвертого места. Но это был еще успех по сравнению с итогами двух следующих чемпионатов Ф-3000, когда Аллан за два года смог наскрести всего десять очков. Но тому были свои причины.

К лету 1991 года бессменный лидер Ф-1 нескольких предыдущих лет, McLaren неожиданно стал серьезно отставать от Williams, чьи машины были оснащены активной подвеской и полуавтоматической коробкой передач. Чтобы ликвидировать это отставание, McLaren начал беспрецедентную по размаху программу испытаний, и большая часть нагрузки легла как раз на плечи Аллана.

Тесты в McLaren серьезно отвлекали тебя от гонок?

Параллельно с работой тест-пилота я гонялся в Формуле-3000 и сейчас, много лет спустя, думаю, это было ошибкой. Чем больше я увязал в делах McLaren и вкалывал на тестах, тем меньше времени у меня оставалось на Ф-3000 и тем хуже становились мои результаты. Мне кажется, то, что я разрывался между ролью гонщика Ф-3000 и тест-пилота Ф-1, и притормозило мою карьеру.

Ты надеялся со временем занять место Бергера или Сенны?

И да, и нет. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но несмотря на все мои усилия и покровительство Philip Morris, я прекрасно понимал, что вытеснить из McLaren Сенну и Бергера мне не под силу, сколь бы здорово я ни выглядел на тестах. Однако тогда, в конце 80-х - начале 90-х годов ситуация в Ф-1 была немного отлична от того, что происходит сейчас. Тогда в «большом цирке» выступало не 10-11, а почти два десятка команд, и я надеялся, что мой вклад в победы McLaren поможет мне получить место призового пилота в одной из «конюшен» рангом ниже.

Работа тест-пилота в McLaren, а позднее и в Benetton много дала тебе как гонщику?

Очень! Это был бесценный опыт. В McLaren с Сенной и Бергером я научился работать с командой: обращать внимание на мельчайшие детали, точно идентифицировать проблему и емко, но в то же время просто описывать ее инженерам. В Benetton, общаясь с Шумахером, я, как мне кажется, понял, в чем секрет его успехов: просто Михаэль всегда столь точно входит в поворот и столь четко ощущает предел сцепления машины с трассой, что может ускоряться уже в середине виража.

В Benetton Мак-Ниш оказался в начале 1993 года, после того как погнавшийся за двумя зайцами - Андретти и Хаккиненом - Рон Деннис, не задумываясь, принес Аллана в жертву. Мак-Ниша пригласил к себе Флавио Бриаторе, однако, проработав в Benetton один сезон, измотанный давно осточертевшей ему ролью тест-пилота, Аллан допустил, быть может, самую большую ошибку в своей жизни. В начале 1994 года в слепом стремлении любой ценой оказаться в Ф-1 он ударился в авантюру. Эрик Бродли, стремившийся тогда вывести Lola в Формулу-1, предложил Мак-Нишу место испытателя с условием, что в 1995 году, когда Lola должна была выйти на арену «большого цирка», он заявит Аллана на гонки. Увы, из-за нехватки средств прорыв Бродли в Ф-1 не удался, и шотландец потратил впустую еще полтора года своей жизни. А ведь задержись он в Benetton хотя бы на пару месяцев, и, скорее всего, весной 1994 года именно он, а не Йос Ферстаппен вывел бы на старт Гран При Бразилии автомобиль попавшего в тяжелую аварию Ярвилехто.

Проведя еще один безликий сезон в Ф-3000, в 1996 году Мак-Ниш все же вернулся к прежней роли тест-пилота Benetton, но уже в конце года, окончательно отчаявшись пробиться в основной состав, решил порвать с Формулой-1. За те пять лет, что он проработал испытателем бок о бок с Сенной и Шумахером, Аллан снискал себе репутацию одного из лучших тест-пилотов Формулы-1, и в этой роли его рада была принять любая «конюшня». Но этого Аллану было мало. Споткнувшись на пороге «большого цирка», шотландец растратил лучшие годы в бесплодном ожидании своего шанса, пожертвовав для этого карьерой в других сериях. Зимой 1996 года Аллан решился круто изменить свою жизнь и ушел в гонки спортпрототипов. «Мой первый старт в Ле-Мане в 1997 году был в какой-то степени авантюрой, - вспоминает об этом нелегком времени Мак-Ниш. - Машина была не самая лучшая, а опыт подобных гонок у меня отсутствовал абсолютно, как результат - вылет в отбойник уже на восьмом круге».

Однако за годы «простоя» Аллан не утратил своего природного таланта, которым в молодости так восхищал всю Шотландию. Ему потребовалось лишь несколько месяцев, чтобы освоиться за рулем спортивной машины, и ровно через год Мак-Ниш уже стоял на верхней ступени пьедестала «24 часов Ле-Мана». Годом позже уже за рулем Toyota Аллан побил рекорд трассы в Сартэ, а еще через пару месяцев готовившаяся к дебюту в «большом цирке» японская компания предложила ему вернуться к знакомой роли испытателя автомобиля Формулы-1.

У тебя не было сомнений, когда ты соглашался стать тест-пилотом Toyota?

Десять лет назад я уже был буквально на пороге Формулы-1, но так и не смог переступить его. Эти годы были кошмаром, но, мне кажется, мои успехи в гонках спортпрототипов в следующие четыре года вновь несколько подняли мои акции, люди вспомнили обо мне. Но когда в 1999 году Toyota предложила мне стать ее испытателем, я подумал: «Черт, все повторяется сначала». И если бы мне было все еще 20 лет, я, может быть, и отказался, но в тридцать гонщик уже не может пренебрегать шансом попасть в Формулу-1, сколь бы призрачным он ни казался. Я слишком долго стремился сюда, чтобы не воспользоваться своей, может быть, уже последней возможностью выйти на старт Гран При. Формула-1 - это вершина автоспорта, поэтому каждый гонщик так жаждет получить место в «большом цирке»,

Тебе с самого начала дали какие-нибудь гарантии твоего участия в чемпионате мира?

Нет, никаких гарантий у меня не было, они были только у Мики. И когда летом прошлого года Френтцен разругался с Джорданом и по паддоку поползли слухи о его переходе в Toyota, я, признаюсь, немного заволновался и подошел с этим вопросом к Уве Андерссону. Но он велел мне забыть обо всем и просто делать свою работу, пообещав, что все будет отлично. Зная Уве как прямого и честного человека, я успокоился.

Что ты чувствовал, стоя на старте своего первого Гран При, к которому ты шел столько лет?

Перед гонкой я волновался, как первоклассник, но когда вышел на старт, волнение сразу как рукой сняло.

Твой партнер по Toyota как-то признался, что он любит поспать перед стартом. Ты тоже так готовишься к гонкам?

Нет, это индивидуально для каждого пилота. Утром в день гонки я всегда стараюсь расслабиться, но в отличие от Мики я не могу и не хочу спать перед стартом. Я вообще жаворонок по натуре. Помню, когда в юности я впервые остановился на ночь в отеле и, проснувшись, спустился к завтраку, оказалось, что продукты еще только выгружают из машины на гостиничной кухне.

У тебя есть девиз в гонках?

Девиз? Нет, но каждый раз, покидая трассу, я должен иметь право сказать, что я отдал себя борьбе минимум на 100%.

Ты счастливый человек?

Наверное, да.

А в чем же секрет счастья по Аллану Мак-Нишу?

Чтобы чувствовать себя счастливым, мне хватает сознания того, что я являюсь пилотом Формулы-1.

Увы, гоночное счастье Аллана оказалось недолгим. Всего 16 гонок - и ни одного зачетного очка в «большом цирке», на пороге которого некогда самый талантливый пилот Шотландии простоял целое десятилетие. Причем его карьера закончилась почти так же, как и началась, - ужасной аварией. Во время квалификации в Японии его Toyota на скорости около 300 км/ч вылетела с трассы и на 175 км/ч пробила насквозь отбойник. Аллан подвергся воздействию гигантской ударной нагрузки, и после воскресной разминки на старт своего 17-го и последнего в карьере Гран При Ф-1 Мак-Ниш так и не вышел. Сид Уоткинс не рекомендовал шотландцу участвовать в гонке, да он уже и сам, похоже, не слишком рвался в бой. Не потому ли, что в субботу, лежа на траве в скоростном повороте 130R, он вспомнил аварию 12-летней давности, когда его бело-красный автомобиль ударился об отбойник в британском Донингтоне. На этот раз обошлось без жертв, но искушать судьбу еще один раз Аллан уже не стал. Тем более что его короткое счастье пилота Формулы-1 и так подходило к концу.

Владимир Маккавеев

Аллан Мак-Ниш

(Великобритания)

Дата рождения                   29 декабря 1969 г.

Место рождения                Дамфрис, Шотландия, Великобритания

Место жительства              Вэрфилд, Англия, Великобритания

                                                 Монте-Карло, Монако

Рост                                    165 см

Вес                                      58 кг

Семейное положение         холост

Любимая музыка               поп

Любимое блюдо                спагетти, курица

Любимый напиток             чай

Любимые виды спорта

помимо автогонок             лыжи

Хобби                                 стрельба, водные лыжи

Первый гоночный

автомобиль                        Reynard Ф-Ford-1600, 1987 г.

Самые запоминающиеся

события в карьере             А.М-Н.: «Победа в Ле-Мане и, конечно же, дебют в Формуле-1»

Карьера:

1981-1986 г.  Трехкратный чемпион Великобритании и шестикратный чемпион Шотландии по картингу, третий призер ГП Италии 1987 г. Вице-чемпион чемпионата Dunlop Autosport британской Ф-Ford; 3-й призер чемпионата Townsend Thoreson британской Ф-Ford; 5-е место на международном фестивале Ф-Ford

1988 г.           Чемпион британского первенства Ф-Vauxhall Lotus (5 побед); 3-й призер европейской Ф-Ореl Lotus (1 победа). Обладатель призов лучшему молодому пилоту года: Cellnet, BRDC, Autosport Magazine Club Driver of the year, SMRC

1989 г.           Вице-чемпион британской Ф-3 (5 побед); одна гонка в МЧ Ф-3000 в составе команды Pacific. Обладатель призов лучшему молодому пилоту года: BRDC (Трофей Грэма Хилла) и Autosport Magazine National Driver of the year

1990 г.           4-е место в международной Ф-3000 (2 победы, 1 ПП) в составе команды DAMS; тест-пилот McLaren-Honda Ф-1; признан BRDC лучшим британским пилотом года (Трофей Джона Кобба)

1991 г.           16-е место в международной Ф-3000 в составе команды DAMS; тест-пилот McLaren-Honda Ф-1

1992 г.           11-е место в международной Ф-3000 в составе команды 3001 International; тест-пилот McLaren-Honda Ф-1

1993 г.           Тест-пилот Benetton-Ford Ф-1

1994 г.           Одна гонка в международной Ф-3000 в составе команды Vortex; тест-пилот Benetton и Lola Ф-1

1995 г.           7-е место в международной Ф-3000 (2 ПП) в составе команды Paul Stewart Racing; тест-пилот McLaren-Honda Ф-1

1996 г.           Тест-пилот Benetton-Renault Ф-1; одна гонка в Суперкубке Porsche

1997 г.           3 победы, 1 ПП и 2 БК в североамериканском чемпионате GT; стартовал на Porsche 911 GT1 в «24 часах Ле-Мана» (авария)

1998 г.           3-е место в чемпионате FIA GT, победы в «24 часах Ле-Мана» (Porsche 911 GТ1-98) и в «24 часах Дайтоны» в классе GT1, второе место в абсолюте; победитель Jim Clark Memorial Award, BRDC Fairfield Trophy, Club Des Pilotes Eric Thomas Trophy

1999 г.           Стартовал на Toyota GT1 в «24 часах Ле-Мана» в составе заводской команды Toyota (БК+авария); 2-е место в «24 часах Дайтоны»

2000 г.           Чемпион ALMS (6 побед) в составе Audi; ПП и 2-е место в «24 часах Ле-Мана» на Audi R8R-2000; победитель Horsepower Award by the AARWBA, BRDC Silverstone/Le Mans Challenge Trophy, SMRC William Lyons/Billy Smith Trophy; тест пилот Toyota Ф-1

2001 г.           Тест-пилот Toyota Ф-1; стартовал в «24 часах Дайтоны» (сход)

2002 г.           Чемпионат мира Ф-1: 17 ГП/16 гонок в составе Panasonic Toyota Racing, 0 Очков, 19-е место

Всего за карьеру:

Гран При в Ф-1    17

Гонок в Ф-1          16

Побед                    - (л.р. - 7-е место)

ПП                         - (л.р. - 10-е место)

БК                          - (л.р. - 10-е место)

Категория: №53 (12.2002) | Добавил: LiRiK3t (24.01.2014)
Просмотров: 864 | Теги: один на один, №53(12.2002)
вход выход Created by SeldonSF