Новости

← к содержанию № 53 (12.2002)

Новая команда

Jaguar обновляет состав

Опыта много, а результата нет

Ирвайн и де ла Роса покидают команду

Команда Jaguar Racing решила от казаться от услуг Эдди Ирвайна и Педро де ла Росы в сезоне-2003. Теперь защищать цвета «дикой кошки» будут 26-летний экс-пилот Minardi Марк Уэббер и 22-летний Антонио Пиццония (на фото вверху), который в 2002 году выступал в международном чемпионате Формулы-3000 и работал тест-пилотом в Williams. Решение поменять двух опытных гонщиков на молодых талантов было принято шефом Jaguar Ники Лаудой, несмотря на успехи Ирвайна в минувшем сезоне и уже подписанный контракт на следующий год с де ла Росой. При этом 37-летний ирландец отнесся к своему увольнению довольно спокойно, а вот 31-летний де ла Роса не на шутку расстроился, ведь Лауда до последнего момента уверял его в том, что контракт с ним будет исполнен до конца. Впрочем, испанцу не привыкать: пару лет назад его турнули из Arrows за пару недель до начала сезона.

Лауда, возглавляющий «конюшню» без малого два года, практически полностью перестроил команду под себя, начав с менеджмента и конструкторского бюро и закончив пилотским составом. Известный своим «кадровым каннибализмом» австриец не оставил в Jaguar ни одного неугодного себе сотрудника.

Ники Лауда: «Нам нужен новый старт - для меня это принципиально важно, и поэтому мы взяли двух молодых пилотов. Марк и Антонио - два совершенно разных гонщика, но мы намерены создать достойные условия им обоим и сполна воспользоваться их талантами. Эдди был слишком требователен, и порой это мешало команде нормально работать. Что касается Педро, то, к сожалению, он никак не мог преодолеть трудности, и наше сотрудничество не приносило пользы никому из нас».

Будущее Ирвайна

Ралли Эдди не по нраву

Всю вторую половину сезона-2002 Эдди Ирвайн утверждал, что его гоночное будущее безоблачно. По слухам, ирландец рассматривал возможность перехода в Jordan, однако в последнее время Эдди Джордан всерьез подумывает о продолжении сотрудничества с Такумой Сато. В сложившейся ситуации Ирвайн решил попробовать свои силы... за рулем раллийного автомобиля Ford Focus. На тестах на испытательном полигоне Ford в Англии вместе с ним работал известный раллист Колин Мак-Рей, который и служил гостю из Ф-1 своего рода ориентиром. «Я не представлял себе, что раллийная машина может ехать на такой огромной скорости, когда с одной стороны обрыв, а с другой - деревья, - поделился впечатлениями Эдди. - Мне понадобятся недели, а то и месяцы, чтобы научиться ездить так же быстро».

Дорогу молодым!

Марк Уэббер и Антонио Пиццония в Jaguar

Выбор Jaguar был отнюдь не спонтанным: в этом году сначала Уэббер, а затем и Пиццония участвовали в тестах команды. Последний завоевал авторитет у «ягуаровского» начальства, показав абсолютно лучшее время для автомобиля R3 на трассе в Барселоне. Собственно, решение переманить поднаторевшего на испытательной работе в Williams бразильца было принято еще в сентябре, однако Фрэнк Уильямс никак не хотел расторгать долгосрочный контракт с Пиццонией, предлагая Jaguar «одолжить» у него Антонио на пару сезонов. В конце концов, Лауда все же добился своего, и теперь Пиццония - пилот Jaguar на все сто процентов.

Переход Уэббера - также результат весьма своеобразной сделки, на этот раз между Jaguar и Minardi, чей руководитель Пол Стоддарт уступил свои права на услуги австралийца в обмен на льготные условия поставок двигателей Cosworth.

Антонио Пиццония: «В этом году я «намотал» на тестах в Williams 14 тысяч километров и теперь хочу использовать накопленный опыт управления автомобилем Ф-1 в гонках».

Марк Уэббер: «Я очень рад, что моя карьера, наконец, пошла в гору. В Jaguar у меня есть будущее, есть возможность развиваться. Правда, и ответственность выше: ведь в Minardi любой успех был приятной неожиданностью, а здесь от меня с самого начала будут ждать результатов».

Эдди Ирвайн: «На месте руководства я бы не выставлял двух малоопытных пилотов. С новыми правилами проведения квалификаций, когда можно проехать лишь один круг, опытные гонщики будут иметь неоспоримое преимущество».

Экклстоун обеднел

Такой вывод можно сделать из опубликованного британской газетой The Sunday Times списка 500 людей с самыми большими доходами в Великобритании в 2002 финансовом году. Год назад, удачно продав акции «формульного» холдинга SLEC, Экклстоун заработал более миллиарда долларов США и возглавил этот список, а вот в этом году Берни вообще не попал в рейтинг. Самым оборотистым представителем «большого цирка» оказался Эдди Ирвайн (12 миллионов долларов и 95-е место).

Спонсоры разбегаются

Команды McLaren и Williams потеряли по одному крупному спонсору «второго плана». «Серебряные стрелы» лишились поддержки немецкого оператора сотовой связи T-Mobile (группа Deutsche Telekom), а «конюшня» Фрэнка Уильямса рассталась с немецкой же пивоваренной компанией Veltins. Оба спонсора сетуют на экономический кризис и падение интереса к Ф-1.

Однако самый тяжелый удар от спонсоров (причем также от немецких) получила Jordan, от дальнейшего сотрудничества с которой отказалась компания Deutsche Post, прихватив с собой контролируемые ей DHL и Danzas.

Прощай, Спа?

Команды не хотят ехать в Бельгию без рекламы сигарет

Пять табачных гигантов, спонсирующих Ferrari, McLaren, Renault, Jordan и BAR, запретили своим партнерам проводить гонку в Спа без рекламы своей продукции. На заседании Комиссии Формулы-1 в конце октября это решение было оформлено официально: Гран При Бельгии был вычеркнут из календаря сезона-2003.

Комичность ситуации состоит в том, что запрет на рекламу сигарет в Бельгии вступает в силу с 1 августа следующего года, то есть всего за месяц до Гран При. Поговаривают, что этот конфуз стал результатом политического противостояния между различными группировками в бельгийском парламенте. Теперь группа сенаторов в спешном порядке готовит поправку к закону, чтобы перенести введение запрета или добиться исключительного статуса для Гран При Ф-1. К скандалу подключились даже чиновники из Евросоюза, один из которых - руководитель комиссии ЕС по здравоохранению и правам потребителей Дэвид Бирн - обвинил Ф-1 в продажности табачным корпорациям. В ответ на это FIA посоветовала ЕС для начала прекратить поддержку европейских фермеров-табаководов, которые получают субсидии в объеме до миллиарда евро в год.

Бельгийцы все еще надеются вернуть свой этап в календарь сезона-2003, окончательный вариант которого будет принят в середине декабря. В противном случае болельщиков в следующем году ждет всего 16 гонок вместо уже привычных 17.

Toyota перегруппировывает силы

Концентрация внимания

Уве Андерссон больше не будет шефом по совместительству

С 2003 года Уве Андерссон сможет полностью сосредоточиться на руководстве командой Toyota Ф-1. Такое решение приняли «большие боссы» японской компании, назначившие на пост президента Toyota Motorsport GmbH, который до этого занимал Андерссон, британца Джона Хоуэтта.

Чемпион CART - в Формуле-1

Да Матта переходит в Toyota

После долгих раздумий чемпион серии CART 2002 года Кристиано да Матта решил-таки продолжить свою гоночную карьеру в Формуле-1. В мае этого года 29-летний бразильский пилот опробовал Toyota Ф-1 на тестах, после чего добрые полгода держал мир в томительном неведении относительно своих дальнейших планов. Поначалу «картовская» команда Newman/Haas, использующая двигатели Toyota, не хотела отпускать да Матту за год до истечения контракта с ним. Потом закапризничал сам Кристиано, опасавшийся из «первого парня» в заокеанской «деревне» превратиться в статиста в «большом цирке». В руководстве «конюшни» из Кельна даже начали прорабатывать запасные варианты, пригласив на тесты двукратного победителя «Инди-500» Хелио Каштру-Невеша, но в начале ноября, поняв, что в CART ему больше делать нечего, да Матта все же сказал «да». Его дебют в Формуле-1 обещает стать одной из главных интриг следующего сезона. Напомним, что напарником Кристиано в Toyota будет Оливье Панис.

Корпоративная этика

Toyota выводит Мак-Ниша на овалы

Toyota продемонстрировала нетипичную для команд Ф-1 заботу о своих бывших пилотах, предложив Аллану Мак-Нишу принять участие в тестах автомобиля серии IRL команды Penske. Последняя со следующего сезона будет использовать «тойотовские» двигатели, а 31-летний шотландец, возможно, станет одним из ее пилотов. Заезды на суперскоростном овале «Калифорния Спидвей» прошли успешно: Мак-Ниш показывал время на уровне опытных пилотов серии.

Компенсация за скуку

В 2002 году популярность телевизионных трансляций Ф-1 упала до рекордно низких показателей. Команда Toyota намерена получить за это компенсацию от своего партнера, британской телекомпании ITV. По условиям контракта с ITV Toyota имеет право сократить свой почти 10-миллионный спонсорский взнос, если рейтинг трансляций Ф-1 снизился по сравнению с предыдущим годом.

Jordan отдыхает до нового года

Рационализм или экономия

Jordan приступит к межсезонным тестам только в январе 2003 года, когда будет готов новый автомобиль EJ13. По окончании сезона-2002 «конюшня» прекратила сотрудничество с мотористами Honda и теперь станет использовать продукцию Ford-Cosworth. Принципиальные отличия двух силовых агрегатов требуют иной конструкции шасси, и строить переходную модель на базе EJ12 в Jordan не хотят. Между тем злые языки поговаривают, что таким образом Jordan попросту экономит деньги.

Стоддарт избавляется от крыльев

Шеф Minardi продает свой авиабизнес

Принадлежащая руководителю Minardi Полу Стоддарту авиакомпания European Aviation смогла относительно безболезненно пережить спад в авиационном бизнесе после событий 11 сентября 2001 года. И все же собственными силами преодолеть кризис European Aviation не по силам. Чтобы избежать финансового краха, Стоддарт решил продать авиакомпанию. При этом он оставит под своим контролем фирму, поставляющую запасные части для самолетов. «Этот бизнес принес нам слишком много денег, чтобы продавать и его», - пояснил Стоддарт.

Коммендаторе Шумахер

Немец Михаэль Шумахер и глава команды Ferrari француз Жан Тодт были удостоены звания Коммендаторе Итальянской Республики. По своей значимости эта награда эквивалентна британскому рыцарскому титулу.

Рекорды BMW

Двигателисты автоспортивного отделения BMW в сентябре рапортовали о новом рекорде - впервые в истории Ф-1 силовой агрегат развил более 19 000 об/мин. Российские представители баварской компании ответили на мировой рекорд национальным: сентябрь 2002 года стал самым успешным для BMW в России - было продано 403 автомобиля этой марки.

Новые правила

Процентные ставки

Правило 107% под вопросом

Принятие новых правил на историческом заседании верхушки Ф-1 в Лондоне в значительной степени изменило облик этого спорта. Особенно это касается полностью пересмотренной процедуры проведения квалификации (подробнее читайте на стр. 32). Однако с введением нового порядка квалификационных заездов, предусматривающего, по сути, только одну зачетную попытку, преодоление 107-процентного квалификационного барьера может стать проблемой не только для команды Minardi, пилот которой Алекс Йонг в 2002 году трижды не справлялся с этой задачей. «При новом порядке правило 107% просто не будет работать: на своем единственном быстром круге пилот может попасть под дождь или вылететь с трассы, и что, за это его лишать права стартовать в Гран При?» - вопрошает шеф все той же Minardi Пол Стоддарт. В первые же дни после оглашения нововведений в правилах FIA дала разъяснение, подтвердив верность правилу 107%, однако совершенно очевидно, что оно требует пересмотра. По одной из версий, главные судьи получат право допускать пилотов на старт, ссылаясь на исключительные обстоятельства, если таковые найдутся. По другой - пилоту нужно будет уложиться в вожделенные 107% в любой из сессий по ходу гоночного уик-энда.

Больная тема

FIA запретила командную тактику

Приказы из боксов всегда были больной темой Формулы-1, но после проделок Ferrari на Гран При Австрии’02 FIA пообещала разобраться с этим вопросом раз и навсегда. Федерация даже предложила всем желающим направить свои предложения по искоренению этого антиспортивного зла. За полгода было получено более шестисот писем с различными идеями на этот счет. Однако в итоге гора родила мышь: в спортивный регламент был включен малопонятный пункт, формально запрещающий командные указания, которые влияют на результат гонки. Каким образом будет контролироваться исполнение этого правила - совершенно непонятно. Зато уже сейчас видна перспектива грандиозных скандалов и череда судебных разбирательств. А это как раз то, в чем чиновники чувствуют себя как рыба в воде. Теперь в их руках появляется еще один инструмент, который позволит им в случае необходимости «обострить» интригу чемпионата. Но выиграет ли от этого спорт?

Минарди ищет таланты в России

В середине ноября в Москве побывал основатель и один из руководителей команды Minardi Джанкарло Минарди. Напомним, что во многом благодаря его поддержке в этом году россиянин Сергей Злобин стал тест-пилотом итало-британской «конюшни». «Господину Минарди мало одного русского гонщика, он хочет посмотреть еще десяток других», - иронизировал Злобин. Что, впрочем, недалеко от истины: одна из целей визита Минарди состояла в том, чтобы понять, кто есть кто в российском автоспорте. Ведь в начале следующего года команда обещает назвать имя молодого пилота, которого она будет «вести» в Ф-1. (Подробнее о визите Минарди в Россию читайте в следующем номере.)

Военная логика

Фрэнк Уильямс о проблемах Ф-1

На тему «Как сделать Ф-1 зрелищнее» в последнее время не высказывался только ленивый. Свое видение проблемы повышения зрелищности Ф-1 предложил шеф Williams Фрэнк Уильямс, увлекающийся на досуге военной историей: «В сороковые годы летчикам было достаточно десяти квадратных миль воздушного пространства, чтобы вести воздушный бой, а современным истребителям необходимо не менее ста квадратных миль. То же самое и с Ф-1: нам нужны такие автодромы, где раскрывался бы весь технический потенциал современных машин».

Сильверстоун помнит героев

Автодром в Сильверстоуне прежде был базой британских военно-воздушных сил. В 1943-1945 годах отсюда вылетали с рейдами британские бомбардировщики. Осенью 2002 года в Сильверстоуне был открыт памятник летчикам, не вернувшимся из боя.

Трансляции Ф-1 будут интереснее

Но не в России?

Берни Экклстоун уже не скрывает, что его платное цифровое телевидение не оправдало возлагавшихся на него надежд: число подписчиков оказалось гораздо меньшим, чем ожидалось. Чтобы дорогостоящее оборудование не работало впустую, Экклстоун хочет вести трансляции с этапов чемпионата исключительно силами своего цифрового телевидения, давая рядовым телезрителям туже «картинку», которую в большем объеме (на нескольких каналах сразу) получают подписчики Берни-ТВ.

В 2002 году зрители российского телеканала РТР уже могли убедиться в преимуществах «формульного» телевидения: трансляция с ГП США шла с камер Берни-ТВ. Правда, будет ли российское телевидение вести трансляции Ф-1 в 2003 году, пока неизвестно. Судя по тому, в какое время РТР обычно показывала репортажи с Гран При Формулы-1, они не входят в число самых любимых телепередач российских телевизионщиков...

Шумахер за рулем Minardi!

Чемпион мира в роли «таксиста»

В конце октября на испытательной трассе во Фьорано пилот Ferrari опробовал двухместный Minardi. Эскадра «двушек» Джанкарло Минарди следовала транзитом из Англии на ежегодный праздник команды в Имоле. Решив воспользоваться редкой возможностью, Шуми на денек арендовал у Minardi один из автомобилей, выкрасил его в красный цвет и целый день катал приятелей, «намотав» около ста кругов.

Женитьба по-колумбийски

Монтою окольцевали

Пилот Williams Хуан-Пабло Монтоя соединил себя узами брака со своей давней подругой Конни Фрейделл. 27-летний колумбиец решился провести церемонию бракосочетания у себя на родине. Местные власти на целую неделю ввели усиленный режим безопасности в городе Картахена, где проходила свадьба. К счастью, обошлось без происшествий, и никто из более чем 300 гостей не был ограблен или похищен местными мафиози. «Большой цирк» на свадьбе представляли руководители команды Williams Фрэнк Уильямс и Патрик Хед, а также Рубенс Баррикелло, которого Монтоя называет своим лучшим другом в Ф-1.

Миллиард на Ф-1

Концерн DaimlerChrysler всерьез обеспокоен неудачами подшефной команды McLaren в Формуле-1. В ближайшие пять лет автогигант, представленный в «большом цирке» маркой Mercedes-Benz, намерен выделить на поддержку «серебряных стрел» до миллиарда долларов.

Ричардс может спать спокойно

По слухам, в руководстве табачного гиганта ВАТ - главного акционера BAR - не в восторге от руководящей деятельности Дэвида Ричардса и дни его правления сочтены. «Когда я узнал об этом, то чуть не упал со стула, это полная чушь», - опроверг слухи член совета директоров ВАТ Ник Брукс.

День открытых дверей

Команда Jordan отблагодарила своих болельщиков за поддержку в сезоне-2002, устроив для них день открытых дверей на своем заводе в Сильверстоуне. Гидами для экскурсантов стали сотрудники Jordan.

Сравнительный анализ

Дэвид Култхард влюбился

Неожиданное открытие сделал для себя пилот команды McLaren Дэвид Култхард, прокатившись за рулем легендарного Mercedes-Benz W196 на фестивале раритетных автомобилей в Гудвуде. «Здесь здоровенный туннель трансмиссии, и пилоту приходится сидеть, раздвинув ноги, - поведал шотландец. - Насколько я себе представляю, примерно такую позу принимает женщина при родах». Не меньшее впечатление от поездки на «мерсе», за рулем которого когда-то блистали Хуан Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс, на Култхарда произвела и обстановка в кокпите машины образца 1955 года. «Давненько я не видел на панели приборов указателя температуры воды», - заметил Дэвид. - Я влюбился в эту машину с первых же километров».

ГП России сгубила жадность Берни?

Мэр Москвы Юрий Лужков неожиданно резко выступил против «хозяина» Ф-1 Берни Экклстоуна, возложив на него вину за пробуксовку планов проведения Гран При в российской столице. «Экклстоун хочет забрать себе все доходы, а нам оставить лишь шум моторов», - посетовал Лужков, посетив автодром в Монце в ходе своего визита в Италию.

Картинг на выживание

Команда в составе Рубенса Баррикелло, Фелипе Массы и пилота CART Тони Канаана выиграла 500-мильную картинговую гонку на выносливость, которая ежегодно проводится в Бразилии на картодроме «Гранья Виана». Дистанцию в 803 км, или 746 кругов, экипаж победителей преодолел за 11 часов 56 минут. Для Баррикелло и Канаана это уже четвертая победа в этом соревновании.

За рулем робот!

Роботизация рекламного производства в McLaren

Гоночные автомобили команды McLaren можно увидеть не только на автодромах, но и на различных выставках и рекламных акциях. Окрашенный в фирменные цвета McLaren и West автомобиль подобно магниту притягивает посетителей любого мероприятия, но вскоре число любопытных у стендов партнеров команды станет еще больше, ведь в комплекте с машиной теперь предоставляется... робот! Киборга по имени AniBod можно запрограммировать на проведение любой презентации. Теперь представителям McLaren совсем не обязательно лично присутствовать на всех мероприятиях партнеров команды, достаточно лишь отправить вместе с автомобилем всезнайку-робота.

← к содержанию № 53 (12.2002)

Просмотров: 6