Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №53 (12.2002)

Реалист

Реалист

 

Евгений Малиновский - один из опытнейших профессионалов современного российского автоспорта. Возглавляемая им с момента основания команда «Лукойл Рейсинг» завоевала за время своего существования больше побед в гонках и чемпионатах, чем какая-либо другая. Предоставляя ему сегодня своеобразную трибуну, мы должны отметить, что, вероятно, не со всеми его очень откровенными и порой весьма резкими суждениями можно безоговорочно согласиться. Но в любом случае эти суждения интересны, поскольку принадлежат человеку, который, определенно, знает не понаслышке о проблемах автоспорта и, бесспорно, достиг в нем успеха.

О месте России в Ф-1

Сейчас очень много говорят о проведении этапа чемпионата Формулы-1 в России. Послушать одного лишь г-на Антюфеева (Председатель комитета по туризму при Правительстве Москвы, «застрельщик» проекта строительства автодрома в Москве. - Прим. ред.), так он уже чуть ли не проводит его на существующем пока лишь на бумаге автодроме в Нагатинской пойме. Существует еще питерский проект, был проект строительства трассы в Молжаниновке, вблизи Шереметьево, который в свое время тоже, увы, закончился ничем. Когда я встречался с г-ном Антюфеевым, то, задав ему единственный вопрос (из очень многих) по специфике организации и проведения этапа Ф-1, понял, что остальные задавать просто бессмысленно. Да, можно заказать трассу англичанам, и, при условии, что на это найдутся деньги, они ее построят где угодно. Но деньги-то будут потрачены огромные, а отдача от них пока видится минимальной. И все наши проекты - такие же «глобальные». А делать надо совсем другое, надо быть ближе к реалиям.

Очень важно понять, что, во-первых, Формула-1 - это очень большие и рисковые деньги для инвесторов. Во-вторых, для проведения этапа Ф-1 в России нет совершенно никаких объективных предпосылок, одно лишь желание. И в любом случае без весомой государственной поддержки осуществление такого рода проекта невозможно. При этом государство должно понимать, что основную прибыль получит именно оно за счет косвенных доходов, а отнюдь не инвестор, построивший трассу, за счет прямых. Владелец трассы, на которой проходит этап Формулы-1, не получает большой прибыли от проведения гонки, поскольку в самой Ф-1 ему ничего не принадлежит, а одна лишь продажа билетов, сосисок и кепок на автодроме не окупит затрат на строительство и содержание автодрома и проведение этапа. Другое дело - доходы от туризма. Туристы, приехавшие на этап, могут оставить в отелях и прочей инфраструкауре примерно до 30 млн долларов - они потратят их в этой стране. Потенциальные инвесторы прекрасно это понимают, поэтому ни один из них не возьмется за такой проект, если ему не гарантируют достаточную прибыль. Государство же пока тоже не проявляет особого интереса к Формуле-1. Так что смешно слышать, что у нас будет построена трасса Ф-1 и что она себя окупит. Такие трассы и в Европе-то не очень рентабельны. Основные доходы их владельцы извлекают не столько за счет проведения Гран При Ф-1 как таковых, сколько тестов, а на большинстве из них могут позволить себе проводить тесты лишь команды Ф-1, международной Ф-3000 и других богатых международных классов авто- и мотоспорта, для представителей же прочих многочисленных классов это слишком накладно. Они основную часть своих денег оставляют совсем на других, менее дорогих трассах, принося им доход и возможность развиваться.

И в любом случае, если когда-то в будущем и строить трассу, пригодную для проведения этапа чемпионата Ф-1, то ни в коем случае не в самой Москве. В столице и без того проходит множество различных мероприятий, и метр земли здесь очень дорогой. В Москве имеет смысл лишь расселять приезжающих на соревнования туристов, журналистов и спортсменов, и это пойдет в доход Москвы, а строить автодром лучше в Подмосковье. А еще лучше - в пригороде С-Петербурга, где-нибудь километрах в 30 от города, создав там необходимую для проведения гонок инфраструктуру. Уверен, что уже на первую же гонку там соберутся более двухсот тысяч зрителей, они приедут со всех регионов нашей необъятной страны, не говоря об иностранцах. С.-Петербург в этом смысле лучше Москвы со всех точек зрения. Сам город гораздо более интересен архитектурно, он ближе для европейцев в прямом и переносном смысле, все в нем дешевле и тд. Но и это, повторяю, дело отнюдь не ближайшего будущего.

Что ж, рассуждают у нас, раз Формула-1 не идет в Россию, то Россия пойдет в Формулу-1. Приход «Газпрома» в Ф-1 всеми воспринимается на ура. Но ведь просто прийти мало. Ну, пришли, а дальше что? «Лукойл» в свое время наступил на те же грабли, возвестив: «Мы первые пришли в международную Ф-3000!» И что из этого вышло? Фиаско. Так, полагаю, будет и сейчас: первые пару месяцев - сплошные «ура!», а потом наступает очередь серых, безрадостных будней. Надо думать, чао вначале имело место обращение в команды посильнее, но там подобным предложением не заинтересовались. Другое дело - Minardi, которая хронически находится на грани банкротства и у которой в этом смысле просто нет выбора. Они возьмут кого угодно, лишь бы поправить свое материальное положение. В результате «Газпром» - огромная российски компания! - вкладывает деньги в итальянскую команду. А в России «Газпром» что сделал? За такие деньги, наверное, здесь можно было бы вырастить много российских спортсменов и построить как минимум один автодром.

Что касается Сергея Злобина, на которого «Газпром» сделал ставку, то, думаю, что здесь сыграли роль какие-то личные связи, не более того. Ничего не имею против него как человека - он хороший парень. Но считать его профессиональным гонщиком я не могу. Говорят, он станет тест-пилотом Ф-1. Но, в любом случае, пока нет суперлицензии, все это - не более чем шоу для журналистов. Допускаю, что он даже получит со временем суперлицензию, хотя и не факт. Но ездить в Ф-1 - уверен - не будет. И все профессионалы это понимают, в том числе и в Minardi. Это просто бизнес и PR-акция.

О развитии автоспорта в России

Не надо гоняться за сказочным белым конем - Формулой-1. Надо пока ограничиться серой рабочей лошадкой - трассой для проведения кольцевых гонок среднего класса. В российском автоспорте это уже стали понимать, и думаю, через год-два более-менее приемлемая трасса такого рода появится. В России сейчас необходима трасса длиной около 3-3,5 км, с вписанной в нее картинговой трассой и полосой на ускорение, для приема (3-4 раза в год) европейских гонок среднего класса (типа DTM, Формулы-Nissan, Renault и т.п.) и этапов российского чемпионата. Та потребность, которая в России уже сегодня существует в подобного рода трассе, обеспечит ее окупаемость в течение примерно пяти лет. Причем, опять же, не столько за счет проведения самих гонок, сколько оплачиваемых командами тестов. Кроме того - за счет тестов дорожных автомобилей, которые проводят многочисленные автомобильные журналы, за счет работы гоночных школ, школ повышения водительского мастерства, вроде школ BMW и Audi. А «прокатный» автоспорт, который у нас сейчас в гораздо лучшем состоянии, нежели профессиональный, - Формула-«Русь», Кубки «Polo» и «Лада»? Да даже такие мероприятя, как презентации, скажем, шин Pirelli, представители этой уважаемой компании захотят провести не где-то, к примеру, на задворках Ходынки, а там, куда не стыдно будет пригласить журналистов и корпоративных гостей. А ведь на сегодняшний день кроме остатков Ходынки, которую неминуемо застроят, и Мячково, где просто невозможно как следует что-либо делать, нет другого места для всего вышеперечисленного.

Строить такую трассу надо в ближайшем Подмосковье (в 20-25 км от города), поскольку почти все команды базируются в Москве. На строительство такой трассы инвестора найти куда реальнее, поскольку, во-первых, она будет окупаться, а, во-вторых, изначально уровень затрат на ее строительство в десятки раз ниже, чем требуется для трассы Ф-1. Паддоки, трибуны, различного рода оборудование, уровень безопасности, число персонала - все в этом случае значительно проще и обходится дешевле. При этом и правительству Московской области хорошо бы пойти инвесторам навстречу, предоставить какие-то льготы на землю, тем более что и земля-то должна быть не пахотная. Нужны, наоборот, косогорья. И такая трасса станет плацдармом для будущего развития автоспорта, будет развивать и Москву, и Московскую область, создавая высокотехнологичные производства, новые инфраструктуры и рабочие места.

Чтобы поднять собственно автоспорт, думаю, надо в первую очередь развивать упомянутые выше «прокатные» классы. Они способны развиваться сами по себе, в отличие от автоспорта профессионального, который без спонсоров невозможен. Те, кто идет в «прокатные» классы, добиваясь там успеха, хотят идти дальше. В нашей команде для такого человека есть машина Формулы-3 для участия в российском чемпионате в качестве третьего пилота. Аренда готового автомобиля Ф-3 с полным обслуживанием на сезон обойдется для пилота всего в 80-90 тыс. долларов, это примерно раза в полтора дороже Polo, но зато и техника самая быстрая в чемпионате. В Европе же, где конечно, и трасс больше, и более интересные соперники (почему все папы и стремятся там пристроить своих детей), только в Формуле- Renault сезон обойдется вдвое дороже. А европейская Формула-3 - это уже 350-400 тыс. долларов. Но деньги - это еще не все. Иностранные гонщики, с которыми мне доводилось работать, говорили, что на наших трассах ездить намного сложнее, чем на европейских. Здесь не каждый европейский гонщик может ехать хорошо, потому что наши трассы очень опасны, довольно узки, и их асфальтовое покрытие не дает пилоту возможности расслабиться.

О наболевшем

Не считая слабого внимания к отечественному автоспорту СМИ (особенно угнетает рваческая позиция ТВ в этой области), самая большая проблема для всех тех, кто реально занимается автоспортом, - отсутствие мудрых людей в руководстве автоспорта. Главная проблема в том, что Российская автомобильная федерация живет еще по старым советским принципам. Руководствуясь этими принципами, если ей не удастся в кратчайшее время перестроиться, она должна непременно «дать дуба».

Но одно могу заявить точно - мы не собираемся умирать вместе с ними!

Другая федерация - Федерация автоспорта и туризма России - тоже оказалась фактически в стороне от реального автоспорта, занявшись какими-то сюрреалистическими проектами и той же политической возней. С их-то творческим потенциалом можно было бы горы свернуть, но все не так делается, и все быстро в этом убеждаются.

Есть еще и РОСТО - бывший ДОСААФ, тоже проявляет огромный интерес к льготам, правам, налогам и спортивным привилегиям автоспорта. И все эти ребята сверху донизу думают только об одном: как пристроить себя на кресло, поуправлять уже развивающимся автомобильным спортом России. Вот только и надежда на нового министра спорта: он спортсмен и, надеюсь, это хорошо понимает.

О «Лукойл Рейсинг»

Компания «Лукойл» сделала в российском автоспорте и для него очень много, это десятки спонсируемых ею соревнований, создание ведущей команды страны и многое другое.

Мы давно решили, что наших гонщиков нужно учить на живых примерах, поэтому стали приглашать в команду для участия в российском чемпионате опытных иностранцев (сейчас, впрочем, в Ф-3 это запретили - другие команды против). Мы хотим развивать именно российский автоспорт, а потом подтягивать его до европейского и мирового.

При этом необходимо не выдавливать последние соки из уже перезревших спортсменов, а сконцентрироваться на подготовке молодых талантов. Поэтому в следующем году, наверное, мы даже примем участие в Формуле-«Русь». Выставим там очень молодого гонщика - самое младшее звено. Среди молодых гонщиков, которые уже проявили себя в автоспорте, есть сейчас двое: Русинов и Павловский. И оба они имеют шансы добраться в свое время и до Формулы-1, хотя эти шансы, на мой взгляд, невелики, и лично я, если говорить об их потенциале, не посадил бы в Ф-1 ни того, ни другого. Хотя оба мне довольно приятны как пилоты, однако изначально недостаточно хорошо подготовлены. Но третьего такого гонщика и вовсе не видать. Единственная надежда, которая у меня есть, - это еще более молодой Михаил Алешин. Мне нет нужды его пиарить, я просто вижу его потенциал. Его можно правильно воспитать. У него есть для этого все задатки, шансы и, самое главное, время.

В следующем сезоне Алешин будет участвовать в российском чемпионате Ф-3 и еще в каком-нибудь международном чемпионате, скорее всего, Формулы-Renault. Причем основная его задача будет даже не выигрывать гонки, а проехать как можно больше километров в тестах. Но Формула-Renault - лишь необходимая первая ступень. Поэтому на третий год предусматривается участие уже в Ф-3000, а четвертый - там же, но уже возможно, в совмещении с ролью тест-пилота одной из команд Ф-1. Исходя из этого, мы собираемся подписать с Алешиным контракт на пять лет, и уже года через четыре, после соответствующего обучения в упомянутых классах, рассчитываем вывести его к Формуле-1. Но не как рента-драйвера, а как потенциально очень перспективного гонщика, которого заметят и пригласят в одну из команд. Иначе нет смысла и начинать. За последние годы это самый талантливый, самый многообещающий, очень работоспособный, умный гонщик, имеющий огромный накат и множество престижных побед в картинге.

Параллельно мы начнем готовить еще более молодого гонщика, 14-15 лет. Мы не собираемся впустую тратить деньги спонсора, мы, как и всегда, будем спокойно работать на гарантированно успешный результат. Главная цель стратегии нашего «формульного» отделения в том, что мы начинаем спокойно, без излишней спешки готовить пилота для Формулы-1. И Алешин в этом смысле - совершенно реальный вариант.

Что же касается очередного чемпионата России по кольцевым автогонкам, то мы уже традиционно будем также соревноваться в Формуле-3 и «Супертуризме». Мы выбираем «Супертуризм», потому что это довольно недорогой и при этом технически очень интересный класс. Он, наверное, единственный, очень хорошо развивает спортивные автомобильные технологии в России. Когда учредили новый класс «Линия 2000», его представители восторгались, насколько их машины дешевле автомобилей нашего класса - тогда бюджет топ-команд в «Супертуризме» был в районе 300 тыс. долларов за сезон. Но у нас за это время бюджет поднялся на 15%, а у них теперь, чтобы побеждать в «Линии 2000», нужно иметь бюджет в 500-600 тыс. долларов, при том, что машины, пусть даже BMW - довольно банальные и нашим отечественным «десяткам» в скорости уступают. Конечно, при комплектации и строительстве наших машин мы используем профессиональные спортивные комплектующие, как, впрочем, и весь мир, но полностью собираются и делаются чемпионскими они на родине.

За пять лет, уверяю вас, мы многому научились, и потенциал для дальнейшей учебы у нас высокий. Самое главное заниматься реальными проектами, а не прожектами.

Категория: №53 (12.2002) | Добавил: LiRiK3t (24.01.2014)
Просмотров: 660 | Теги: №53(12.2002), интервью
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t