Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №53 (12.2002)

Ветер перемен

Ветер перемен

 

28 октября 2002 года Комиссия Формулы-1 внесла самые существенные за последние годы коррективы в спортивный регламент чемпионата мира. По иронии судьбы, именно в этот день праздновал свой 72-й день рождения «хозяин» Формулы-1 Берни Экклстоун. Новые правила оказались отличным подарком для Берни, чей «большой цирк» в последнее время стал откровенно скучным и начал терять зрительскую аудиторию. Ведь главная цель нововведений - повысить зрелищность гонок Гран При.

Верхи не хотят

Ход сезона-2002 предопределил ту административную революцию, которую по его окончании с одобрения ключевых фигур Формулы-1 совершил Экклстоун. Тотальное превосходство Ferrari, зачастую бессмысленная (с точки зрения завоевания очков) борьба между пилотами команд «второго эшелона» - все это привело к беспрецедентному за последние годы падению интереса к Формуле-1. В европейских рейтингах спортивных программ гонки Гран При теперь уступают не только футболу, но даже теннису.

Все лето Берни подбрасывал командам различные предложения, которые, по его мнению, могли бы повысить зрелищность гонок. Одно время всерьез обсуждалась идея выставлять от каждой команды по три автомобиля. Затем Экклстоун намекнул на то, что заводские команды автогигантов будут в обязательном порядке и бесплатно поставлять свои прошлогодние двигатели и даже шасси независимым «конюшням». Ведущие команды воспринимали все эти инициативы с довольно большим скепсисом. Общее же настроение среди руководителей «конюшен» сводилось к мысли, что хорошо бы что-нибудь изменить, но не так чтобы сильно.

Но под конец сезона, который ознаменовался пятью подряд «дублями» Ferrari, Экклстоуну стало окончательно ясно, что дальше так жить нельзя. И Берни решил задействовать «административный рычаг». Незадолго до Гран При Японии через своего давнего приятеля и по совместительству президента FIA Макса Мосли он официально направил командам свои предложения по повышению зрелищности автогонок.

Новая реальность

Заседание Комиссии Формулы-1 назначили на 28 октября 2002 года. Это был поистине «вселенский собор», на котором была представлена вся верхушка Ф-1, включая представителей команд, спонсоров и организаторов гонок. «Это будет самая важная встреча в Формуле-1 за последние двадцать лет, - вещал Фрэнк Уильямс. - А может быть, и вообще за всю историю Формулы-1».

Опасаясь непредсказуемого развития событий, за несколько дней до назначенного срока Берни Экклстоун провел неофициальную встречу с руководителями команд, а 28 октября в отеле Hilton лондонского аэропорта «Хитроу», где «формульные» воротилы полюбили собираться еще много лет назад, состоялось заседание, которое когда-нибудь наверняка назовут историческим. Просовещавшись чуть дольше запланированного, Комиссия Формулы-1 приняла поправки к спортивному регламенту, после чего Экклстоун и Мосли с непроницаемыми лицами отправились на пресс-конференцию - рассказывать, что к чему.

В чем же истинная суть нововведений? Несомненно, главное из них - это новый формат квалификационных заездов. Отныне в распоряжении каждого пилота будет один-единственный быстрый круг, который он сможет пройти по свободной трассе: очередной пилот может покинуть боксы только после того, как находящийся на трассе его коллега закончил быстрый круг (аналогичная схема используется в серии CART на этапах, проходящих на овалах, правда, там гонщикам дается по две попытки). При этом пятничные заезды станут своего рода предквалификацией, поскольку их результаты будут определять лишь порядок выезда пилотов в «настоящей» квалификации в субботу. Гонщик, показавший лучшее время по итогам пятницы, в субботу будет выезжать на трассу в момент, который считается самым выгодным, - последним. Суть новых правил ясна: если раньше из четырех попыток каждый пилот мог пройти хотя бы один более-менее безупречный круг и распределение мест на старте в целом соответствовало уровню пилотов и машин, то теперь веское слово получил его величество Случай: одна-единственная ошибка или неисправность могут отбросить на последнее место даже десятикратного чемпиона мира. Такие ситуации позволят обострить борьбу в гонках, увеличив количество вожделенных обгонов, хотя Экклстоун не считает, что проблема Ф-1 именно в них. «Есть мотогонки, где обгоняют по 50 раз на круге, но кто их смотрит? - вопрошает Берни. - Дело не в обгонах, Формула-1 очаровывает людей другим».

Новый порядок выигрышен и по ряду других причин. Во-первых, пятница станет днем реальной борьбы. Во-вторых, квалификация будет длиться действительно час, а не полчаса как раньше, когда ведущие пилоты выезжали на трассу чуть ли не под конец заездов. В-третьих, каждая команда может рассчитывать на одинаково пристальное внимание зрителей: объективы телекамер будут устремлены на пилота, совершающего быстрый круг, даже если это пилот Minardi.

На поддержание интриги в гонке направлена и новая система начисления очков: за счет расширения «очковой зоны» с шести мест до восьми расширяется поле реальной (то есть, за очки) борьбы на трассе: если оперировать языком цифр, то теперь в гонках будет на 33% больше борьбы. Борьба за чемпионский титул также обещает стать острее, ведь теперь цена победы в гонке будет не так высока, как прежде: очковый разрыв между первым и вторым местами на финише сократился с четырех до двух. Это отнюдь не означает, что Михаэль Шумахер не смог бы завоевать пятый титул в 2002 году, однако стабильность выступлений и умение доезжать до финиша теперь будут цениться гораздо выше.

Введение новой схемы начисления очков стало поводом пересчитать итоги и других чемпионатов. Расчеты показывают, что Дэмон Хилл стал бы чемпионом в 1994 году, Михаэль Шумахер одолел бы Жака Вильнева в борьбе за титул в 1997 году (при этом немцу было бы не нужно таранить своего соперника в Хересе), а Эдди Ирвайн вырвал бы победу в первенстве ’99 у Мики Хаккинена.

На фоне описанных выше весьма радикальных изменений прошло почти незамеченным еще одно: разрешение шинным компаниям готовить отдельные спецификации шин для каждой из своих команд-клиентов. А ведь по общему мнению, тотальное превосходство Ferrari над Williams и McLaren обеспечил именно шинный фактор, а точнее - по сути, эксклюзивные шины Bridgestone для алых болидов против одинаково не подходящей машинам FW24 и МР4-17 резины Michelin. В 2003 году у Williams и McLaren, которые одно время даже подумывали об унификации конструкций своих шасси, будут шины, идеально соответствующие особенностям их автомобилей. А клиентам Bridgestone больше не придется модернизировать подвески своих машин под японские шины, которые в сезоне-2002 разрабатывались, по сути, под Ferrari. В общем, все должны быть довольны. Президент FIA Макс Мосли оценил нововведения именно в этом духе: «Перед нами стояла задача нащупать тонкую грань между «сделать недостаточно» и «переборщить».

В числе других принятых Комиссией Формулы-1 решений - формальный запрет на командные указания и новый порядок проведения тестов, который, возможно, начнет действовать уже в следующем году, по крайней мере, для редко выбирающихся на тесты маленьких «конюшен». Но это еще не все: в декабре Техническая рабочая группа Ф-1 обсудит поправки к техническому регламенту, намеки на которые можно найти в «девяти пунктах» FIA. Правда, эти изменения вступят в силу лишь в 2004 году.

Станет ли новая Формула-1 интереснее той, которую мы знали до сих пор, покажет следующий сезон. Мнения по этому поводу высказываются самые разные. Зрителям, по замыслу «кукловода» Берни Экклстоуна, должно понравиться. А зрители - главные люди в Формуле-1, это Берни знает точно.

Максим Бордунов

Состав Комиссии Формулы-1

  Руководители 11 команд (как правило, голосуют единым блоком либо все «за», либо все «против»)

  Организаторы 8 Гран При (Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Канада, Италия, Монако, Япония)

  Два представителя спонсоров (Джон Хоган/Philip Morris и Эрик Лейман/ExxonMobil)

  Представитель поставщиков двигателей (Мартин Уитекер/Ford)

  Представитель поставщиков шин (Хироши Ясукава/Bridgestone)

  Представитель руководящего органа (Макс Мосли/президент FIA)

  Коммерческий директор (Берни Экклстоун/президент FOA)

Предложения FIA по изменениям правил проведения Ф-1

1)   Пилоты отказываются от контрактных обязательств перед командами. Пилоты подают заявку в FIA, которая затем выбирает участников чемпионата. Каждую из первых десяти гонок пилот проводит за одну из десяти команд. После этого лидер чемпионата имеет право выбрать семь команд, в составе которых он хочет провести оставшиеся семь гонок. Следующим выбирает команды пилот, занимающий второе место, и так далее.

2)   Квалификационные заезды проводятся в пятницу и субботу.

3)   Шинные компании имеют право поставлять шины разных моделей для каждой из своих команд-клиентов.

4)   Каждое набранное пилотом очко добавляет 1 килограмм балласта сверх минимального веса автомобиля.

5)   Резко ограничивается количество тестов.

6)   Правило использования одного двигателя в течение всего уик-энда Гран При вступает в силу не в 2004, а в 2003 году. При этом в 2004 году один двигатель должен будет использоваться в течение четырех Гран При, а начиная с 2005 года - в течение половины сезона.

7)   Коробки передач, а также основные элементы шасси и трансмиссии должны использоваться на протяжении определенного количества гонок.

8)   В течение сезона разрешено использовать два комплекта деталей шасси, которые должны пройти омологацию перед началом сезона. Каждый комплект предусматривает возможность изменения настроек отдельных элементов, но не их замену.

9)   Унификация отдельных узлов для всех автомобилей (в том числе электронных блоков управления и тормозов).

Некоторые из предложений (например, пункты 1 и 4) носили столь радикальный характер, что заставляли предполагать, будто Берни таким образом просто хотел припугнуть команды масштабами перемен и продемонстрировать всю серьезность положения и своих намерений. И Экклстоун своего добился. Всем как-то сразу стало понятно, что менять правила все же придется.

Изменения в регламенте Ф-1

Квалификационные заезды

Квалификационные заезды проходят в две серии, в пятницу и субботу, каждая с 13:00 до 14:00. Каждый пилот совершает один быстрый круг, при этом пилоты выезжают на трассу по очереди. В пятницу порядок выезда пилотов на трассу соответствует текущему положению в чемпионате (на первой гонке сезона - по итогам предыдущего чемпионата): лидер чемпионата выезжает на трассу первым, занимающий второе место пилот - вторым и т. д. В субботу пилоты выезжают на трассу в соответствии с результатами, показанными в пятницу (которые не учитываются при определении мест на стартовой решетке): пилот, показавший лучшее время по итогам пятницы, в субботу выезжает последним, автор второго результата - предпоследним и т.д.

Свободные заезды

Свободные заезды проходят в пятницу с 11:00 до 12:00 и в субботу с 9:00 до 9:45 и с 10:15 до 11:00.

Тесты

Если до 15 декабря не менее трех команд возьмут на себя обязательство провести не более 10 дней тестов в расчете на один автомобиль в период с 1 марта по 1 ноября, то команды, взявшие это обязательство, смогут проводить тесты на каждом Гран При по пятницам с 9:00 до 11:00. В это время разрешено использование запасного автомобиля и участие d заездах тест-пилота.

Начисление очков в чемпионате мира

С 2003 года очки начисляются за первые восемь мест на финише гонки по схеме 10- 8-6-5-4-3-2-1 (вместо прежней 10-6-4-3-2-1).

Командные указания

Командные указания, влияющие на результат гонки, запрещены.

Шины

Каждой команде позволено использовать на каждом Гран При две разные модели «сухих» шин (ранее шинные компании были обязаны поставлять две одинаковые спецификации). Командам разрешено использовать в течение Гран При не более 10 комплектов «сухих» шин. На каждом Гран При разрешено использовать только одну спецификацию «дождевых» шин.

Новая история

Вот как выглядели бы итоги минувшего сезона, если бы новая система подсчета очков использовалась в 2002 году.

Личный зачет

Место     Пилот                        Очки

1(1)         М. Шумахер             156 (144)

2(2)         Р. Баррикелло          93 (77)

3(3)         Х.-П. Монтоя           74 (50)

4(4)         Р. Шумахер              63 (42)

5(5)         Д. Култхард             63 (41)

6(6)         К. Райкконен            36 (24)

7(7)         Дж. Баттон                31 (14)

8(10)       Н. Хайдфельд           22 (7)

9(11)       Дж. Физикелла         20 (7)

10(8)       Я. Трулли                 19(9)

11(9)       Э. Ирвайн                 16(8)

12(13)     Ф. Масса                   15(4)

13(12)     Ж. Вильнев               14(4)

14(17)     М. Сало                    10(2)

15(14)     О. Панис                   8 (3)

16(18)     Х.-Х. Френтцен        6 (2)

17(15)     Т. Сато                      5 (2)

18(16)     М. Уэббер                 5 (2)

19(19)     А. Мак-Ниш             3 (0)

20(20)     А. Йонг                     2 (0)

21(21)     П. де ла Роса            2 (0)

22(22)     Э. Бернольди            0 (0)

- (-)         Э. Дэвидсон              0 (0)

Командный зачет         

Место     Команда                   Очки

1(1)         Ferrari                       249 (221)

2(2)         Williams                    137 (92)

3(3)         McLaren                    99 (65)

4(4)         Renault                      50 (23)

5(5)         Sauber                       37 (11)

6(6)         Jordan                       25 (9)

7(8)         BAR                          22 (7)

8(7)         Jaguar                        18 (8)

9(10)       Toyota                       13 (2)

10(9)       Minardi                     7 (2)

11(11)     Arrows                      6 (2)

В скобках указаны позиции и очки пилотов/команд при прежней системе начисления очков.

Глас народа

Посетители Интернет-сайта журнала «Формула» (www.formula-one.ru) разошлись в оценках принятых изменений в правилах. Большинство - 46% респондентов - считают их абсолютно оправданными. Чуть меньше - 39% -назвали нововведения слишком радикальными. Оставшиеся 15% принявших участие в опросе оценили изменения как чересчур консервативные.

Категория: №53 (12.2002) | Добавил: LiRiK3t (24.01.2014)
Просмотров: 718 | Теги: №53(12.2002), Калейдоскоп
вход выход Created by SeldonSF