Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №54 (01.2003)

Черная сотня

Черная сотня

 

Всякая случайность есть лишь непознанная закономерность.

Приписывается Карлосу Кастанеде

По ходу прошедшего чемпионата мира сразу четверо пилотов - Жак Вильнев, Мика Сало, Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер - в сотый раз вышли на старт гонки Ф-1. И надо ж такому случиться - никто из этой четверки не смог добраться до финиша. Это обстоятельство и легло в основу небольшого исследования, которое выявило удивительную вещь - уже пятидесяти одному гонщику удалось провести в Формуле-1 сто гонок (а пятеро перешагнули и отметку «200»), но лишь в редких случаях юбилейный этап заканчивался успешно.

Прежде всего, надо отметить, что и сам факт попадания в «Клуб Джека Брэбэма» (а именно австралиец первым в Ф-1 провел сто гонок в рамках ЧМ) уже доказывает несомненный талант пилота. В этот престижный «клуб» вступили 18 чемпионов мира из 27, а уж Гран При выигрывал почти каждый из его членов. Конечно, есть здесь и феномены вроде Андреа де Чезариса, который ухитрился продержаться в Формуле-1 15 сезонов, за это время ни разу не победив и даже не поднявшись по итогам сезона выше восьмого места. Но то исключение.

Каковы же итоги выступлений «юбиляров»? Оказывается, лишь пятерым из них удалось закончить сотую гонку в первой тройке, а больше половины стартов закончились сходом или аварией. Начиналось же все 20 июля 1968 года, когда «всего» через 13 лет после своего дебюта Брэбэм провел сотую гонку в рамках чемпионата (Ральфу Шумахеру, например, на это потребовалось лишь шесть сезонов). Но британский Большой Приз сложился для Черного Джека неудачно - стартовав с восьмой позиции, австралиец уже на первом круге выбыл из борьбы из-за отказа двигателя. Тогда, конечно, еще никто и предположить не мог, что именно в этот дождливый день будет заложено начало одной из самых неприятных для пилотов традиций.

Следующий «звонок» прозвенел в том же 1968 году в Монце, где состоялась сотая гонка Грэма Хилла. Для британца все закончилось уже на 11-м круге - отвалилось колесо. И, что называется, покатилось. Вот лишь наиболее примечательные случаи, произошедшие с пилотами во время сотой гонки: в 1980 году Джону Уотсону впервые в карьере не удалось преодолеть квалификационный барьер, и юбилей состоялся лишь две недели спустя. Точно так же оказался испорчен праздник для Йохена Масса в сезоне-82. Не смог выйти на старт гонки, которая должна была стать сотой, и Алан Джонс - утром в воскресенье у австралийца поднялась температура. Но если эти трое хоть и с задержкой, но все же провели сотую гонку, то Джеки Стюарт решил завершить карьеру после того, как в субботней тренировке ГП США 1973 года разбился его товарищ по команде Франсуа Север. На старт шотландец не вышел, поэтому на его счету так и осталось 99 гонок Гран При.

Не удались «юбилеи» даже таким асам как Ален Прост и Айртон Сенна. Француз неизменно добирался до финиша в девяти гонках до злополучного этапа в Венгрии, но именно этот, 100-й Гран При обернулся для него сущим бедствием - сначала сбой в электронике вынудил Алена посетить боксы, а затем, пытаясь наверстать упущенные позиции, Прост зацепил машину одного из соперников и выбыл из борьбы с поврежденной подвеской. Бразилец же лидировал в Мехико-90, когда незадолго до финиша возник медленный прокол, а несколько кругов спустя задняя покрышка на McLaren и вовсе лопнула. Зато семь следующих гонок Айртон неизменно заканчивал на пьедестале почета.

Можно вспомнить и не столь давние события. Джонни Херберт на Гран При Монако ’97 выиграл пятничную тренировку, но уже на 10-м круге гонки разбил машину. Мику Хаккинена в Имоле-98 подвел не знающий в том сезоне проблем McLaren, а Stewart Рубенса Баррикелло остановился лишь за несколько кругов до финиша в Монако годом спустя.

Конечно, в истории отмечены и случаи, когда пилот наперекор статистике первым пересекал линию финиша в сотой гонке - это удалось Найджелу Мэнселлу в 1987 году и Михаэлю Шумахеру ровно через десять лет. Но надо ли напоминать, как сложился да обоих пилотов тот сезон - оба буквально в последний момент потеряли уже, казалось, завоеванный чемпионский титул, так что для каждого победа в юбилейной гонке оказалась, по сути, пирровой.

Не лучше обстоят дела с 200-й гонкой. Из пятерых спортсменов, достигших этого рубежа, один лишь Нельсон Пике заработал в юбилейной гонке очко. Жан Алези значился на шестой позиции Гран При США 2001 года лишь до тех пор, пока судьи не оправдали дисквалифицированного было Ярно Трулли, а Риккардо Патрезе, Герхард Бергер и Андреа де Чезарис и вовсе не добрались до финиша.

Однако главный вопрос остается без ответа - почему же именно «круглый» Гран При заканчивается для гонщиков столь неудачно? Было бы глупо думать, что сотая гонка для пилота чем-то отличается от 99-й или 101-й (не считая, разумеется, праздничного пирога и вечеринки в пятницу или субботу), и именно груз ответственности не позволяет ему выступить достойно. Ален Прост в свое время сказал: «Когда ты садишься в кокпит, то забываешь обо всем, кроме трассы, машины и борьбы с соперниками. И лишь увидев финишный флаг, замечаешь заполненные болельщиками трибуны, флаги, плакаты...» «Во время гонки не остается времени на то, чтобы думать обо всей этой статистике», - вторит французу Михаэль Шумахер. Так что выходит, что здесь мы имеем дело со случайностью. А точнее - с пока не познанной закономерностью.

Александр Кабановский

Клуб «100» Джека Брэбэма

В наступающем сезоне лишь Ярно Трулли имеет все шансы пересечь «несчастливый» рубеж - итальянец уже 97 раз выходил на старт. Быть может, компанию гонщику Renault составит Йос Ферстаппен, которого называют в числе претендентов на место в Minardi (на счету голландца сейчас значится 90 гонок). Подтвердят они невеселую тенденцию или опровергнут - предсказать сейчас невозможно. Но стоит ли вообще пытаться заглянуть в будущее, если и в прошлом слишком много неразгаданных загадок?

 

Не в своей тарелке

 

Стихия автомобилей Формулы-1 - скорость. 300-350 км/ч - обычное дело для гонок Гран При. Но прежде чем достигнуть таких цифр, нужно тронуться с места. И вот тут могут возникнуть проблемы - моторы норовят перегреться, первая передача решительно отказывается включаться, а умная электроника так и норовит дать сбой. И сверхмощный гоночный снаряд, за рулем которого сидит гонщик экстра-класса, глохнет при попытке тронуться точно так же, как видавшая виды «шестерка» вчерашнего выпускника автошколы. Ситуация эта возникает в гонках Гран При довольно часто, поэтому и прописана она в правилах столь подробно.

Спортивный регламент «Ф»-1

Статья 140

Гонщик, который не может начать установочный круг, должен поднять вверх руку. После того как все машины покинут стартовое поле, его механики могут попытаться устранить проблему под контролем судей.

Если автомобиль по-прежнему не может начать установочный круг, его следует по кратчайшему пути откатить на пит-лейн, где механики могут продолжить работу.

Статья 144

Если по возвращении на стартовую решетку после установочного круга пилот обнаруживает проблемы с автомобилем, которые могут представлять опасность на старте, он должен немедленно поднять руки, а судье, отвечающему за данный ряд стартового поля, следует тут же начать размахивать желтым флагом.

Если в результате старт откладывается, судье с желтым флагом следует встать перед автомобилем и не позволять ему двигаться, пока все остальные машины не покинут стартовое поле, чтобы совершить новый установочный круг. Гонщик может стартовать в гонке с последней позиции на стартовой решетке, а его место остается пустым.

Если подобное происходит с несколькими автомобилями, их новые позиции в последних рядах стартовой решетки определяются соответственно позициями на исходном стартовом поле.

Если проблема не может быть устранена до завершения нового установочного круга, машину следует по кратчайшему пути откатить на пит-лейн. Команда может затем попытаться устранить неисправность, и если это удастся, гонщик может стартовать с пит-лейн. Если подобное происходит более чем с одним автомобилем, их порядок на выезде с пит-лейн определяется порядком, в котором они своим ходом достигли выезда с пит-лейн.

Статья 145

Если проблемы возникли, когда автомобиль находится на стартовой решетке, завершив установочный круг, то применяется следующая процедура:

а) если гонка еще не стартовала, зажигается сигнал отмены старта, гонщикам следует заглушить двигатели, а новый установочный круг стартует через 5 минут. Дистанция гонки сокращается на один круг. Следующим подается сигнал «три минуты до старта»;

б) если гонка уже началась, судьям, находящимся вдоль стартового поля, следует размахивать желтыми флагами, чтобы предупредить пилотов о неподвижной машине;

в) если после старта автомобиль остался на месте, судьи должны по кратчайшему пути откатить его на пит-лейн. Если гонщику удастся начать движение своим ходом, пока его толкают, он может включаться в гонку;

г) если гонщику не удается начать движение, механики могут попытаться устранить неисправность на пит-лейн. Если им это удастся, машина может стартовать с пит-лейн. Гонщик и механики должны следовать инструкциям судей по ходу вышеописанной процедуры.

Статья 146

Если была применена статья 145, гонка считается состоявшимся этапом чемпионата вне зависимости от того, сколько раз пришлось применять описанную выше процедуру и насколько в результате сократилась дистанция.

 

Надо признать, выбор у гонщика небогат. Остается только надеяться, что машина заглохнет где-нибудь поближе ко въезду на пит-лейн, а механики быстро вычислят неисправность и устранят ее. Ну а самому пилоту в этот момент остается только верить в удачу и, пожалуй, завидовать выпускнику автошколы - у того-то стартер всегда под рукой.

Александр Кабановский

Категория: №54 (01.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 662 | Теги: От А до Я, №54(01.2003)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t