Новости

← к содержанию № 54 (01.2003)

Круг замкнулся

Лауда уволен с поста шефа Jaguar

Такова была воля руководства концерна Ford, которому принадлежит «дикая кошка». Это поистине сенсационное решение стало своеобразным венцом той работы, которую почти год вел вице-президент Ford Ричард Перри-Джонс: ему было поручено разобраться, почему концерн тратит на Jaguar Racing по 150 миллионов долларов за сезон, но команда увязла во «втором эшелоне» Формулы-1. Рассудив, что все дело в руководстве, Перри-Джонс в конце ноября решил отравить в отставку ничего не подозревавшего Лауду, который возглавил «конюшню» чуть более года назад. По иронии судьбы, австриец, прославившийся своим «кадровым каннибализмом», в итоге сам стал жертвой кадровой чистки.

Трехкратного чемпиона мира попросили освободить не только кресло шефа Jaguar Racing, но и пост руководителя Premier Performance Division (PPD) - «фордовского» подразделения, в которое также входят моторостроительная фирма Cosworth и компания PI, занимающаяся производством автомобильной электроники. Глава последней Тони Парнелл станет новым шефом PPD. На момент подписания номера в печать имя преемника Лауды в Jaguar Racing оставалось неизвестным.

Ричардс Перри-Джонс: «Тони Парнелл обладает глубоким знанием технической стороны дела, чем, при всем нашем уважении, не может похвастать Ники Лауда. Мы считаем, что сейчас роль техники в Ф-1 выше, чем еще пару лет назад».

Ники Лауда: «Я взялся за эту нелегкую работу, потому что люблю задачи, которые кажутся невыполнимыми. Теперь мое место займут другие люди, и все успехи припишут им».

Структура вместо человека

Jaguar ищет новую схему

Уволив Лауду, Перри-Джонс предложил новую схему управления командой. Пост управляющего директора вместо Гюнтера Стейнера занял Дэвид Питчфорт, руководивший проектом модернизации автомобиля R3 и работой над новым R4. Ему в подмогу Jaguar переманила у кого-то из соперников пока не названного специалиста, который с марта 2003 года займет пост директора по инженерным вопросам. В его непосредственном подчинении будет трудиться бывший технический директор BAR Малькольм Оустлер: проработав несколько месяцев консультантом в Jaguar, он стал главным инженером команды. Наконец, Оустлер будет командовать четырьмя начальниками отделов. Хитроумная схема явно позаимствована Перри-Джонсом из учебников по менеджменту и его собственной «фордовской» практики. Вот только окажутся ли «гражданские» технологии управления эффективными в специфическом мире Ф-1?

Последний гвоздь

в крышку гроба Arrows

Международная автомобильная федерация (FIA) лишила разорившуюся команду Arrows последней надежды остаться в Ф-1. В опубликованном в начале декабря списке участников чемпионата мира 2003 года значится всего десять «конюшен», и Arrows в их числе нет. Представители команды утверждают, что они нашли новых инвесторов и в срок подали заявку в FIA, приложив вступительный взнос в размере 300 тысяч долларов. Федерация не стала «выносить сор из избы», ограничившись сообщением, что «Arrows были объяснены причины отказа». Зато желание поспорить есть у тех самых инвесторов во главе с немецким финансистом Оливером Берингом, за которым якобы стоят бизнесмены с Ближнего Востока. FIA остается непреклонной: решение по Arrows окончательное и бесповоротное. О том, что повернуть вспять крах Arrows не удастся, лучше всех знают ее рядовые сотрудники, которых с середины лета кормили обещаниями о скором выходе из кризиса, а к Рождеству прислали письма с извещением о том, что команда больше не нуждается в их услугах.

Занарди снова гоняется

Лишившийся обеих ног в аварии на этапе CART в 2001 году Алекс Занарди заново осваивает гоночную технику. Экс-пилот Ф-1 начал со специально подготовленного карта с ручным управлением, за руль которого он сел на автосалоне в Болонье.

Метят в чемпионы

Монтоя и Шумахер уже делят титул

В Williams подготовка к новому сезону Ф-1 вновь, как и год назад, проходит на фоне борьбы за внутрикомандное лидерство между Ральфом Шумахером и Хуаном-Пабло Монтоей. Но если раньше о своих претензиях говорил сам немецкий пилот, то теперь они звучат из уст его менеджера Вилли Вебера: «Фрэнк Уильямс стал называть напарника Ральфа будущим чемпионом мира чуть ли не после первых трех гонок. Это не дело. Ведь если им обоим дадут нормальную машину, Михаэля одолеет именно Ральф».

Потеря

Minardi теряет людей

Коммерческий директор Minardi Руперт Мэнворинг оставил свой пост, приняв предложение возглавить компанию Lola Cars. Англичанин пришел в Minardi в начале 2001 года вместе с ее нынешним владельцем Полом Стоддартом, но за прошедшие два сезона невероятно устал от переездов с одного Гран При на другой и решил найти себе более «оседлую» работу. Мэнворинг по праву считается блестящим организатором спонсорских проектов в Ф-1, однако его уход из более-менее вставшей на ноги Minardi не должен стать для команды роковым. «У нас есть четкий план коммерческого развития», - уверяют в «конюшне» из Фаэнцы.

Секретная тренировка Михаэля

Михаэль Шумахер принял участие в тренировке немецкого футбольного клуба «Кельн» второго дивизиона чемпионата Германии. Событие это прошло в атмосфере повышенной секретности. Тем самым удалось избежать традиционного в подобных случаях наплыва фанатов и прессы.

Чем хуже, тем лучше

Оптимизм Эдди Джордана

Jordan лишилась сразу нескольких крупных спонсоров, но ее шеф не унывает. «Я рад, что прошлой весной у меня хватило решимости уволить часть людей, - заявил Эдди Джордан. - Это позволило нам сэкономить немало денег. Наш новый автомобиль будет гораздо быстрее. Конечно, на равных бороться с Williams и McLaren у нас не получится, но сесть им на хвост мы сможем. Ведь в прошлом Jordan нередко выступала лучше, когда с деньгами было туго».

Minardi наращивает мощь

Ford-Cosworth вместо Asiatech

«Команда получила самый конкурентоспособный двигатель за все 19 лет своего существования», - таким заявлением шеф и владелец Minardi Пол Стоддарт возвестил о подписании контракта на сезон-03 с мотористами Cosworth. Теперь вместо морально устаревших, но бесплатных движков Asiatech на автомобили Minardi (а также Jordan) будут устанавливаться легкие и весьма надежные моторы, которые в минувшем сезоне использовала команда Jaguar. За них Стоддарту пришлось раскошелиться на 15 миллионов долларов. Сделка, работа над которой велась еще с лета 2002 года, была заключена лишь в начале декабря. По всей видимости, после прокола с обанкротившейся командой Arrows, которая осталась должна Cosworth несколько миллионов, британские мотористы стали осторожнее. Однако есть и другое объяснение этой задержке: по слухам, если бы Стоддарту удалось найти не 15, а 20 миллионов, то на машинах Minardi появились бы двигатели Ferrari.

Ричардс Перри-Джонс (Ford-Cosworth): «Инфраструктура Cosworth всегда была построена таким образом, чтобы «клиентские»и «заводские» программы выполнялись не в ущерб друг другу».

Наши поздравления!

11 декабря в торжественной обстановке компания «ПАУЭР ИНТЕРНЭШНЛ» - официальный дилер Michelin и эксклюзивный поставщик продукции OZ в России - отметила свое десятилетие. Искренне поздравляем друзей нашего журнала со знаменательной датой!

Вести с тестов

Рекорды падают

26 ноября на автодромах Испании, Италии и Франции после полуторамесячного запрета начались межсезонные тесты. Команды начали подготовку к чемпионату-03 на трассах в Барселоне, Валенсии и Хересе, Ferrari также трудилась у себя дома в Муджелло, a Toyota - на французском «Поль Рикаре».

Ferrari

Ferrari стала единственной командой, не задействовавшей своих боевых гонщиков. Всю черновую работу выполняли тест-пилоты Лука Бадоер и Лучано Бурти. Итальянец занимался испытаниями экспериментальных покрышек Bridgestone и как бы между делом установил новый рекорд недавно открывшегося после реконструкции автодрома в Хересе. Тем временем Бурти, на место которого «околоформульная» молва вовсю прочила Фелипе Массу, доверили секретные тесты электроники и новых деталей на трассе в Муджелло.

Williams

Williams предпочла сосредоточиться на надежности, которая, в случае с новым двигателем BMW Р83, оставляет желать лучшего. В тестах приняли участие аж семеро пилотов: помимо Ральфа Шумахера, Хуана-Пабло Монтои и штатного испытателя Марка Жене за руль Williams садились пилот Ф-3000 Джорджо Пантано, чемпион мира по картингу Витантонио Лиуцци из немецкой Ф-3, а также два протеже BMW - выступающий в «кузовах» Дирк Мюллер и чемпион Ф-BMW 17-летний Нико Росберг, сын чемпиона мира Ф-1 1982 года Кеке Росберга. Но вторым тест-пилотом Williams вместо Антонио Пиццонии, скорее всего, станет итальянец Пантано.

McLaren

McLaren также отметилась рекордом в ходе испытаний новых покрышек Michelin: в Барселоне блеснул Дэвид Култхард. Вместе с Кими Райкконеном, Алексом Вурцом и молодым британцем Гэри Пэффеттом он доводил до ума «переходную» машину MP4-17D, которую «серебряные стрелы» планируют использовать в первых гонках сезона-03.

Renault

«Переходный» автомобиль подготовила и Renault, но лишь для испытаний нового двигателя и трансмиссии. R202B с Ярно Трулли и Фернандо Алонсо за рулем продемонстрировал отменную надежность. А за рулем стандартного R202 побывали четверо пилотов: французы Роман Дюма, Себастьен Бюрда и Франк Монтаньи и португалец Тиагу Монтейру. Одному из них суждено стать тест-пилотом команды вместо Алонсо.

Sauber

В тесты Sauber сомнительное разнообразие внес инцидент с Ником Хайдфельдом в Хересе: на скорости свыше 200 км/ч немец «поймал» птицу, которая угодила ему в шлем. К счастью, пилот не пострадал.

BAR

В отличие от Jordan, которая отказалась от проведения тестов до нового года в связи со сменой поставщика двигателей, сохранившая верность Honda команда BAR приступила к работе с первых же дней силами своего испытателя Энтони Дэвидсона. Жак Вильнев сел за руль чуть позже, а его новый напарник Дженсон Баттон поначалу заявил, что его не отпускают до конца года из Renault. В конце концов, вопрос об участии британца в декабрьских тестах все же был решен положительно.

Jaguar

Самой проблемной командой межсезонья оказалась Jaguar. Марк Уэббер на протяжении двух дней не мог проехать и десятка кругов из-за поломок нового двигателя CR5 с углом развала цилиндров 90 градусов. А Антонио Пиццония, который иной раз даже опережал Ferrari Бадоера, в итоге стал «автором» самой серьезной аварии за три недели тестов, протаранив ограждения в Барселоне.

Minardi

Minardi из-за отсутствия нового мотора Cosworth использовала машину образца 2001 года, установив на нее ряд экспериментальных деталей. В тестах принял участие Сергей Злобин (подробнее читайте на стр. 24).

Toyota

Toyota продолжила обкатку новых трансмиссии и двигателя на существующем в единственном экземпляре «переходном» автомобиле TF102B. Сначала с машиной познакомился Оливье Панис, а затем его место занял Кристиано да Матта.

Эксклюзивных шин не будет?

Bridgestone и Michelin: «за» и «против» унификации

Нововведение в правилах Ф-1, позволяющее шинным компаниям готовить отдельные модели покрышек для каждой из своих команд-клиентов, может остаться пустой формальностью. Представители Bridgestone и Michelin в один голос заявили, что такой подход приведет к существенному росту их издержек, и потому они уж лучше постараются сделать хорошую резину для всех своих партнеров сразу. Обеспокоит шинников и другой новый пункт правил, ограничивающий выбор «дождевых» покрышек на каждом Гран При единственной моделью. «Придется разрабатывать особый протектор, который будет одинаково эффективен как на слегка влажной трассе, так и в лужах, - поделился опасениями технический директор Bridgestone Motorsport Хисао Шуганума. - Думаю, это не лучшим образом скажется на безопасности гонок. Лично я оставил бы выбор хотя бы из двух моделей».

Малой кровью

Изменения в правилах могли быть радикальнее

Президент FIA Макс Мосли рассказал о ранее неизвестных подробностях судьбоносного заседания Комиссии Ф-1 о принятии новых правил: «Мы всерьез рассматривали возможность присуждения очков за места в квалификации. При этом на старте пилоты располагались бы в соответствии со своими результатами в квалификации, но в обратном порядке. То есть, например, пилот, показавший в квалификации худшее время, в самой квалификации не получал бы ни одного очка, но зато стартовал бы с первой позиции».

По мнению Мосли, глупо на протяжении двух квалификационных дней определять самый быстрый автомобиль, чтобы потом еще раз убедиться в его непобедимости в самой гонке. «Новый порядок квалификаций решает эту проблему лишь отчасти: теперь существует вероятность того, что один из лидеров будет стартовать с непривычно низкой для него позиции, - заметил он. - Но это только вероятность».

Дождь по заказу

Новые технологии испытаний

Расположенный на юге Франции автодром «Поль Рикар» по праву может считаться одной из самых современных испытательных трасс Ф-1. К началу межсезонных тестов там введена в эксплуатацию новейшая система увлажнения дорожного покрытия, которая позволит командам проводить испытания «дождевых» покрышек и настроек шасси, не дожидаясь настоящего дождя. До сих пор такой системой могли пользоваться лишь шинники Bridgestone, главный клиент которых - команда Ferrari - установила «поливалки» на своей испытательной трассе во Фьорано почти год назад. Теперь и их конкуренты из Michelin смогут доводить до ума свою «дождевую» резину хоть под палящим солнцем, причем, что существенно, в своей родной Франции.

Лицо со шрамом

Джеки Стюарт лечится от рака

На пресс-конференции, где было объявлено о кадровых перестановках в руководстве команды Jaguar Racing, член ее совета директоров Джеки Стюарт шокировал публику нешуточным шрамом на щеке. Как оказалось, трехкратному чемпиону мира Ф-1 была сделана операция по удалению предраковой опухоли. Рак буквально преследует членов семьи Стюарт в последние годы: ранее от этой болезни лечились жена 63-летнего Джеки Хелен и его сын Пол.

Чемпионские привилегии

Статус Вильнева в BAR не изменился

Пилот BAR Жак Вильнев мало того, что получает по 20 миллионов долларов в год, так еще и, подобно Шумахеру, имеет приоритетное право использования запасного автомобиля. Эта ситуация не изменится и с приходом в команду в 2003 году Дженсона Баттона. «Таково условие подписанного Жаком контракта, - пояснил шеф BAR Дэвид Ричардс. - Дженсон с самого начала знал об этом. Но на его месте я бы не переживал: это продлится всего лишь один год...»

К Ф-1 через ALMS

Сергей Злобин поедет на Ferrari

После трех месяцев раздумий и консультаций на прошедшем в начале декабря в Болонье автосалоне Джанкарло Минарди наконец объявил гоночную серию, в которой выступит в 2003 году российский тест-пилот Minardi Сергей Злобин. Первоначально предполагалось, что москвич примет участие в набирающем обороты первенстве Ф-Super Nissan V6. Однако, в конце концов Минарди решил остановиться на гонках спортпрототипов и определил Злобина в серию ALMS, где Сергей будет выступать за рулем Ferrari.

Первая, пятилетка «ЛУКОЙЛ Рейсинг»

В начале декабря ведущая российская гоночная команда «ЛУКОЙЛ Рейсинг» отпраздновала свое пятилетие. За эти годы принадлежащая нефтяному гиганту «ЛУКОЙЛ» «конюшня» не раз праздновала победы в российских классах Формула-3 и «Супер-туризм». По словам президента «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова, во «второй пятилетке» «ЛУКОЙЛ Рейсинг» пора выходить на международную автоспортивную арену. Планируется, что уже в 2003 году команда выставит свой автомобиль в Формуле-Renault, где ее цвета будет защищать Михаил Алешин.

Гран При Ф-1 в Москве не будет

В интервью агентству «Интерфакс» Юрий Лужков еще раз подтвердил, что договор о проведении этапа Ф-1 в Москве в ближайшее время не будет подписан из-за разногласий с Экклстоуном. «Всю прибыль от показа, рекламы, продажи билетов он забирает себе. Кабальные условия! А я не хочу принимать ущербные для города решения», - заявил мэр Москвы.

«Пулковское кольцо»: последние новости

Организаторы строительства автодрома класса Ф-1 под Санкт-Петербургом утверждают о наличии инвестиций и готовности скупать земли. Но активизацию инженерных и строительских работ на «объекте» тормозит, как ни странно, грядущий 300-летний юбилей города и запрет «портить ландшафт» вокруг Пулковского шоссе. Однако активность питерских энтузиастов не ограничивается этим проектом. 24 ноября 2002 года исполняется 100 лет со дня основания в Царском Селе (сегодня - город Пушкин) Санкт-Петербургского Автомобильного клуба (СПАК). В марте 1918 года клуб прекратил свое существование, а в октябре 2002 года был вновь зарегистрирован в Налоговой инспекции города Пушкина. Он разместился в том же здании, где до революции находился гараж-резиденция личного шофера Николая II, а по совместительству известного российского гонщика Рудольфа Кегресса. В задачи клуба кроме организации автомобильных соревнований будет также входить восстановление спортивных связей с зарубежными коллегами, поиск потомков первых российских спортсменов, а также организация учебного центра.

Если Турция, то Стамбул

Гран При Турции будет проводиться с 2005 года на трассе в Стамбуле. Такое пожелание выразил в ходе своей летней поездки в эту страну «хозяин» Ф-1 Берни Экклстоун. Главный архитектор «большого цирка» Герман Тильке уже посетил место, где с апреля начнется строительство автодрома. «Здесь много холмов, и это здорово, - заметил он. - Сделаем интересную «воздушную» трассу».

В Бахрейне гремят взрывы

Строительство автодрома в Бахрейне, где в 2004 году должен пройти Гран При Ф-1, началось с двух взрывов. Они стали первым этапом ландшафтных работ в каменистой пустыне, 300 гектаров которой отвели под будущую гоночную трассу. Один из взрывов, произведенных в присутствии руководства автоспортивных ведомств страны (на фото), «подкорректировал» рельеф для самой трассы, а второй «прорубил» тоннель между будущими парковками и паддоком.

Audi на пути в Ф-1?

Заводская команда Audi больше не будет участвовать в гонке «24 часа Ле-Мана». Отпраздновав три победы подряд в знаменитой гонке на выносливость, в Ингольштадте решили передать свои непобедимые машины R8 «частникам». Все настойчивее звучат слухи, что компания готовится к приходу в Ф-1.

«Русско-Варшавские» гонки

18 ноября на картодроме «Серебряный дождь-2» состоялся финал первого этапа чемпионата «Формула-Русь - Варшавка». Примечательно, что участие в нем приняли не только мастера любительского картинга, но и действующий чемпион «Руси» Роман Шестаков. Впрочем, он смог занять по итогам двух 40-минутных гонок лишь пятое место. А уверенную победу оба раза одержал Илья Каменский, что позволило ему уже довольно заметно оторваться от преследователей - Юрия Байбородова и Михаила Засадыча.

Впереди еще пять этапов, и борьба обещает быть весьма напряженной - воспользовавшись межсезоньем, принять участие в чемпионате решили известные кольцевые гонщики - Алексей Павловский, Александр Тюрюмин и Алексей Дудукало. И хотя у каждого из них за плечами немалый опыт выступления в картинге, справиться с «любителями» опытным пилотам будет далеко не просто.

Кубок «Audi- 10 Дюймов» обрел хозяина

Почти год назад стартовал первый любительский картинговый чемпионат под крышей. Одержав семь побед в десяти гонках (чтобы сделать состязания разнообразнее, они проводились на картах разной мощности и как по, так и против часовой стрелки), с лучшим результатом к суперфиналу подошел Илья Каменский. Решающая гонка состоялась на измененной почти до неузнаваемости трассе - теперь здесь почти не осталось «затычных» «шпилек», зато много среднескоростных связок, которые требуют очень точного пилотажа. Украшением суперфинала стала напряженнейшая дуэль между Каменским и Денисом Будько, победителем из которой вышел фаворит чемпионата, став обладателем главного приза - $10 000 от «10 Дюймов» и компании из Ингольштадта.

ТНК повышает качество

В сезоне-02 выступающая в серии FIA GT команда «ТНК Рейсинг» (гонщики Алексей Васильев и Николай Фоменко) вышла на качественно новый уровень результатов - открыла счет набранным очкам. Патроны гоночной «конюшни» из нефтяной компании ТНК тоже стремятся к новому уровню качества. Отныне качество топлива на всех АЗС компании будет контролироваться «эскадроном» из семи мобильных исследовательских лабораторий.

← к содержанию № 54 (01.2003)

Просмотров: 5