Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №55 (02.2003)

Машина времени

Машина времени

 

Глядя на пожелтевшие от времени фотографии начала прошлого века, читая рассказы об автомобильных соревнованиях тех далеких лет, порой безумно жалеешь, что машина времени существует только в фантастических романах. Как же хочется хоть одним глазком заглянуть в те далекие Годы и увидеть людей, что без страха и упрека выводили своих «гоночных мастодонтов» на поразительные даже по современным меркам трассы. Увы, время не повернуть вспять. И все же на Туманном Альбионе, всего в нескольких милях к югу от Лондона, все-таки есть место, где время остановилось.

Семь фунтов стерлингов - именно столько стоит «билет в прошлое», который откроет перед вами шлагбаум, превращающий ваш автомобиль в «машину времени». «Добро пожаловать на родину британского автомотоспорта и авиации» - такое приветствие встречает вас на въезде в стартовый городок «Бруклендса» - «чуда XX века», как называли этот автодром в начале прошлого столетия - где сегодня находится самый знаменитый гоночный музей Великобритании. Он занимает всего 12 гектаров - 1/10 площади первого стационарного автодрома планеты (остальную территорию давно захватили промышленные предприятия и склады) - но величие не всегда определяется размерами. Каждый метр земли здесь - часть истории. Большинство построек сохранились до наших дней в первозданном виде или же были восстановлены к открытию Бруклендского музея в 1991 году. Всего сейчас в экспозицию входят 16 зданий 1907-1947 годов, в которых хранятся уникальные экспонаты автомобильной и авиационной истории Объединенного королевства.

«Путешествие во времени» по традиции начинается на центральной площади у выходящего на финишную прямую здания Бруклендского автогоночного клуба (1, схема выше), построенного в 1907 году к открытию трека. Тогда его называли Вейтин Блок (от английского слова weighting - догрузка), поскольку именно здесь производилась позаимствованная из скачек догрузка машин балластом для гонок с гандикапом. Сегодня помимо самого клуба здесь располагается видеозал, сувенирная лавка и закусочная, примыкающая к старинной Чайной комнате (10), где уже на протяжении почти ста лет ровно в пять пополудни по доброй английской традиции гонщики и гости собираются пить чай. Крошечный пресс-пункт (2) - обычная будка постройки 1930 года - стала одним из первых прообразов современных пресс-центров автодромов ГП.

Ангар сэра Малькольма Кэмпбелла (3), построенный в 1926-1931 годах дня нужд его легендарной компании, сегодня используется как один из залов автомобильного музея. От хозяйства же Кэмпбелла - одного из патриархов британского автоспорта, который, кстати, является рекордсменом по продолжительности выступлений на «Бруклендсе» (с 1908 по 1935 год), а также автором конфигурации одного из колец автодрома - остался его офис и мастерская с оборудованием и инструментами.

К ангару Кэмпбелла примыкает построенный в конце 30-х годов гараж фирмы ERA (4), который ныне переоборудован в главный выставочный зал музея. Здесь хранятся наиболее ценные экспонаты. В числе которых, например, легендарный Napier - тот самый автомобиль, на котором в 1907 году при открытии автодрома Селвин Фрэнсис Эдж установил первый в истории «Бруклендса» мировой рекорд скорости, преодолев за сутки 1581 миль со средней скоростью 65,8 миль/ч. Здесь же можно увидеть Napier-Railton Джона Кобба, которому принадлежит установленный в 1935 году абсолютный рекорд скорости круга в Бруклендсе, - 230,84 км/ч. Тут же и одна из наследниц легендарных «Синих птиц» Кэмпбелла - Bluebird Electric 1 (на этой машине, подаренной музею внуком Малькольма Доном Уэлсом, в 1998 году был установлен британский рекорд скорости для электромобилей). Экспозицию этого зала, получившую несколько высокопарное название «Быстрейшие на Земле», дополняет уникальная коллекция старинных велосипедов конца XIX - начала XX веков.

Более же полную и современную коллекцию велосипедов можно найти за углом, в невысоком одноэтажном здании, где когда-то размещались боксы частных команд и гонщиков (5). В небольшом здании (6) в конце «гаражной аллеи» некогда размещались мастерские Дэвида Мак-Дональда (сохранившегося в истории под прозвищем Мак-Данлоп), где монтировались колеса для гоночных автомобилей. Старые покрышки до сих пор висят на его стенах, но сейчас тут обустроена комната отдыха добровольцев, участвующих в различных мероприятиях музея.

Напротив бывших боксов - ангар Джексона (7), построенный Робином Джексоном для подготовки машин к горным гонкам (один из таких автомобилей в ремонтном боксе находится тут и по сей день). С 2001 года здесь функционирует выставка автомобилей Гран При, куда помимо старинных машин входят также и вполне современные McLaren, Jordan и Penske серии CART. Непосредственно позади здания клуба, у административного корпуса, стоит построенная в 1922 году бензоколонка ВР (8), одна из двух сохранившихся в «Бруклендсе». Другая, с желтой ракушкой Shell на фасаде (13), была построена на площади перед клубом в том же году, но сильно пострадала в годы войны, после чего ее пришлось практически отстраивать заново.

Справа от здания клуба расположилась большая часть богатейшей авиационной экспозиции. В построенном в 1947 году для компании Vickers-Armstrongs «стратосферном ангаре» (9) знаменитый конструктор Б. Уоллис испытывал первые герметичные кабины реактивных самолетов. Позднее, в 1958 году, в том же ангаре была построена сверхзвуковая аэродинамическая труба. Тут же находится возведенное в 1960 году здание акустической лаборатории (22), а также художественная галерея «Бруклендса». Через дорогу - огромный ангар «Веллингтона» (14), где хранится остов бомбардировщика Vickers Wellington времен Второй мировой войны, поднятый в 1985 году со дна озера Лох-Несс (всего на авиазаводах Бруклендса в годы войны было построено 2515 бомбардировщиков Wellington). А в стоящем по соседству небольшом ангаре Avro (15) хранится биплан Roe 1, на котором в 1908 году с территории «Бруклендса» был совершен первый в истории Великобритании воздушный полет на английском аппарате тяжелее воздуха. Но большая часть авиационной экспозиции - от старинных планеров до реактивных истребителей - выставлена под открытым небом.

Мы же тем временем снова возвращаемся в мир автоспорта начала XX века. Непосредственно за ангаром Avro вверх уходит узкая гравийная дорожка, которая представляет собой не что иное, как знаменитый «испытательный холм» (16), где с 1909 года проводятся заезды на ускорение. В 1932 году Р. Нэш на Frazer Nash установил здесь свой знаменитый рекорд, промчавшись - благодаря сдвоенным задним шинам, значительно улучшавшим сцепление с поверхностью - по этой трассе за 7,45 с (52,21 км/ч). В конце подъема дорожка раздваивается, огибая здание старого, 1907 года постройки ресторана (17) и небольшой башни, в которой в годы войны находился пост ПВО (18), защищавший авиационные заводы Бруклендса от налетов немецкой авиации. Один из путей ведет на перекинутый через трассу мост Мемберс-бридж (19), построенный в 1907 году и восстановленный после Второй мировой войны лишь в 1988 году.

Другая дорога упирается в Мемберс-бэнкинг (20) - самый знаменитый вираж легендарного бруклендского овала, от которого сегодня остались лишь несколько десятков метров наклонного трека. Его высокие, местами поросшие травой крылья вздымаются вверх почти на высоту пятиэтажного дома. Даже в полуразрушенном виде эти «стены» производят впечатление величия и неприступности. Да-да, именно неприступности, поскольку покорить старый трек, кроме гоночных автомобилей, под силу лишь альпинистам: ведь взобраться на его высоченные крылья без специального снаряжения практически невозможно. Чуть дальше за мостом еще можно отыскать старый туннель (21), по которому гонщики и зрители попадали внутрь «отпечатка стопы великана» (с высоты птичьего полета трасса действительно напоминала отпечаток огромной ноги). Завершает же экспозицию стоящая на берегу ручья у выхода на летное поле небольшая кирпичная будка, построенная в 1911 году авиатором Кейтом Проузи, открывшим здесь первую в мире авиакассу с которой началась история пассажирских перевозок.

К сожалению, время не пощадило первый в мире автодром. «Власть прошлого» сохранилась лишь на десятой части легендарного трека. Остальная территория полуразрушенного за годы Второй мировой войны «Бруклендса» давно поглощена промышленными предприятиями, складами, магазинами. Каменный остов громадного овала лишь смутно угадывается среди невзрачных стекло-бетонных коробок, напоминая о давно минувших временах, временах теперь уже почти былинных.

Владимир Маккавеев

Рекорды «Бруклендса»

1907 г.    Построен и открыт первый стационарный автодром в мире

1907 г.    Селвин Фрэнсис Эдж устанавливает первый мировой рекорд скорости в истории «Бруклендса», преодолев на Napier за сутки 1581 милю со средней скоростью 65,8 миль/час. Рекорд Эджа продержался 18 лет

1908 г.    Первый полет на оборудованном мотором аэроплане в Великобритании

1909 г.    Установлен первый (из трех в «Бруклендсе») абсолютный рекорд скорости на земле

1909 г.    Первый публичный полет на территории Великобритании

1911 г.    Открыта первая в Великобритании касса по продаже билетов на пассажирские авиарейсы

1913 г.    Впервые в мире за рулем автомобиля за час пройдено более 100 миль

1921 г.    Впервые в мире за рулем мотоцикла за час пройдено более 100 миль

1926 г.    Проведен первый розыгрыш ГП Великобритании

1935 г.    Джон Кобб на Napier-Railton устанавливает абсолютный рекорд средней скорости круга в Бруклендсе – 143,44 мили/ч

1937 г.    Открыта дорожная трасса Малькольма Кэмпбелла

1995 г.    Установлен абсолютный мировой рекорд скорости среди мотоциклов - 207 миль/ч

Категория: №55 (02.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 579 | Теги: история, №55(02.2003)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t