Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №56 (03.2003)

Контрреволюция

Контрреволюция

 

В сезоне-03 Формула-1 снова станет соревнованием людей, а не электронных систем. Этого требует суровая экономическая реальность последних лет...

С недавних пор идеей фикс для Международной автомобильной федерации (FIA) стало стремление удешевить Формулу-1, оттеснив на второй план даже повышение безопасности гонок. Впрочем, с последней все более или менее в порядке, а вот финансовое благополучие команд «большого цирка» вызывает все больше беспокойства. И как ни странно, озабоченными этим обстоятельством в первую очередь оказались организаторы чемпионата мира.

Дело в том, что недавние банкротства Prost и Arrows свели количество участников первенства до минимума, который «хозяин» Формулы-1 Берни Экклстоун обязуется выставлять на каждом Гран При. И если финансовый крах потерпит еще одна команда (Jordan и Minardi вполне могут стать следующими), то над отлаженным механизмом «большого цирка» нависнет угроза коллапса.

FIA (устами которой говорит Берни) не раз предлагала «конюшням» договориться об изменениях в техническом регламенте, которые сократили бы их расходы. В начале декабря технические директора команд даже провели заседание на эту тему, но так и не приняли никаких конкретных решений (что символично, по пути техдиректора застряли в лифте). На следующей встрече, 15 января, явившись к президенту FIA Максу Мосли с пустыми руками, боссы команд получили от него «Уведомление о порядке применения действующих правил в 2003 году и новых правилах в 2004,2005 и 2006 годах». В документе на девяти страницах сначала объясняются причины, по которым Федерация не может сидеть сложа руки, а затем перечисляются собственно изменения в правилах.

«Будучи регулирующим органом, FIA обычно не вмешивается в коммерческие дела команд Формулы-1. Но необходимость принять меры назрела, так как расходы продолжают расти, а доходы - падают. Поскольку командам так и не удалось найти решение, ответственность за это лежит на FIA, - с такой преамбулы начинался ультиматум Федерации. - Телевизионной аудитории не важно, развивает двигатель 12, 16 или 20 тысяч оборотов в минуту. Это лишь один пример того, как большая часть денег в Формуле- 1 сознательно тратится на вещи, которые не делают гонки интереснее для зрителей. Более того, эти деньги не просто расходуются впустую, но еще и снижают спортивную зрелищность соревнований».

При этом все запреты были преподнесены FIA как изменения не в техническом, а в спортивном регламенте. К примеру, антипробуксовочную систему, систему оптимизации старта и автоматические коробки передач следовало запретить, поскольку одна из статей спортивного регламента требует, чтобы пилот управлял автомобилем самостоятельно и без какой-либо помощи. Федерация назвала свой подход по-тоталитарному жестко - «нулевой допуск».

С немедленным запретом на всю электронику в документе соседствовали и вовсе фантастические требования вроде отказа от радиосвязи и запасного автомобиля. В данном случае FIA действовала методом пробного шара, который уже был успешно опробован ею минувшей осенью, когда были приняты новый порядок квалификаций и новая система начисления очков. Самые крутые нововведения неизбежно оказываются отвергнутыми, но отвергнуть все команды не смогут - такой была логика Мосли. Единственным аргументом для команд были возможные доказательства того, что предложенные нововведения не позволят сократить их расходы.

Одна неделя и еще две встречи понадобились FIA и «конюшням», чтобы расставить все точки над i. На решающем заседании Технической рабочей группы присутствовали специалисты-электронщики команд и независимые эксперты. По итогам дискуссии было принято компромиссное решение перевести вступление запрета на вспомогательную электронику на середину сезона-03.

Техническая контрреволюция FIA победила. Говорить о том, какими будут ее последствия, наверное, еще рано. А кричать, что теперь Формула-1 изменится до неузнаваемости, и вовсе не стоит. В конце концов, когда весной 2001 года электроника вернулась в «большой цирк» на неполные два сезона, никаких серьезных перемен в расстановке сил не произошло. Куда важнее то, насколько успешно FIA будет воплощать свою политику «нулевого допуска» на практике. Ведь в свое время отказаться от запретов на вспомогательную электронику пришлось именно из-за невозможности уследить за соблюдением этих самых запретов.

Максим Бордунов

Планы FIA по сокращению расходов в Ф-1

(вынесены на рассмотрение команд)

С 2004 года: обязательное использование стандартизированной тормозной системы и стандартного заднего антикрыла, а также узлов и агрегатов с длительным ресурсом; автопроизводители, связанные с Ф-1, должны быть в состоянии обеспечить двигателями все команды-участницы.

С 2005 года: каждый двигатель должен будет иметь ресурс не менее двух гонок (с 2004 года вступает в силу правило «один двигатель на весь уик-энд»), ресурс основных узлов и агрегатов будет увеличен, а за замену двигателя или узлов до истечения ресурса будут введены новые штрафы.

С 2006 года: ресурс двигателей будет увеличен до шести гонок.

Решения Технической рабочей группы Ф-1

– телеметрическая связь в направлении «боксы - автомобиль» (позволяет дистанционно регулировать настройки - прим. ред.) запрещается немедленно;

– телеметрическая связь в направлении «автомобиль - боксы» (позволяет дистанционно считывать данные с автомобиля на трассе - прим. ред.) запрещается с 2004 года. С этого же времени будет введена стандартная система загрузки данных в автомобиль. (Немедленное введение этого запрета не приведет к денежной экономии из-за ограничивающего фактора в виде системы приема данных. Демонтировать эту систему с автомобиля в короткие сроки невозможно);

– радиосвязь между командой и гонщиком разрешена при соблюдении следующих условий:

1) радиосистема не связана с другими системами автомобиля и не позволяет передавать данные;

2) радиообмен является открытым и доступным FIA и транслирующим компаниям. Рассматривается возможность использования стандартной системы, позволяющей доступ к ней зрителей на Гран При;

– использование третьего автомобиля разрешено только в том случае, если основной не подлежит ремонту. Если автомобиль выходит из строя непосредственно перед стартом, запасной автомобиль может стартовать только с пит-лейн. То же самое относится и к запасному автомобилю, используемому в случае остановки гонки по прошествии менее двух кругов;

– в период между квалификационными заездами и гонкой автомобили должны находиться в закрытом парке, но также могут находиться под контролем представителей FIA в гараже команды. Любые работы над автомобилем, выходящие за рамки строго ограниченного перечня, разрешены только по особому разрешению;

– использование антипробуксовочных систем и автоматических коробок передач запрещается с середины сезона, т.е. начиная с ГП Великобритании 2003 года;

– в те же сроки вступает в силу запрет на использование системы оптимизации старта, при условии, что на всех автомобилях возможно ручное управление сцеплением;

– FIA согласна с тем, что контроль за соблюдением запрета на использование антипробуксовочных систем, систем оптимизации старта и полностью автоматических коробок передач может осуществляться при помощи новых технологий и устанавливаемых FIA дополнительных датчиков. Контроль при помощи программного обеспечения остается возможным как дополнительная мера. По этой причине нет необходимости вводить стандартный блок управления двигателем с 2004 года.

Категория: №56 (03.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 587 | Теги: №56(03.2003), Калейдоскоп
вход выход Created by SeldonSF