Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №56 (03.2003)

Мечта великана

Мечта великана

 

Фортуна изменчива по отношению к гонщикам не только на скоростных трассах. После блестящей победы в международном чемпионате Формулы-3000 2001 года переход британца Джастина Уилсона на следующую ступеньку гоночной карьеры, в Формулу-1, многим казался делом решенным. Но прошел год с лишним, прежде чем Уилсон подписал контракт с командой Minardi, чтобы стать ее пилотом в сезоне-03. Принято считать, что виной тому не совсем гоночный рост Джастина - 192 сантиметра. Но не только...

«За мою карьеру я не раз слышал, что с таким ростом мне следует забыть о Формуле-1 и гоняться в Америке или в спортпрототипах, но, наверное, я слишком упертый парень, и поэтому моей целью всегда оставалась Формула-1», - потирал руки довольный Уилсон, став незадолго до рождества 2002 года пилотом Minardi. Свой путь к этой цели Джастин начал (естественно, с картинга) еще в девятилетием возрасте. Благо, в его родной Англии созданы, пожалуй, лучшие в мире условия для занятий автоспортом, а у отца Джастина, владельца автозаправочной станции и фирмы по производству растворителей, было достаточно денег, чтобы финансировать недешевое увлечение сына.

Несмотря на высочайшую конкуренцию в британском автоспорте, парень из Шеффилда с юных лет научился обращать на себя внимание не только высоким ростом, но и громкими успехами. В 1994 году в Ф-Vauxhall Junior он одержал первую победу, став в возрасте 16 лет и 3 месяцев самым молодым (на тот момент) победителем автомобильной гонки. Достижения Джастина были замечены, и в 1995 году его имя фигурировало среди шести финалистов конкурса «Молодой гонщик года», проводимого журналом Autosport, командой McLaren и Британским клубом автогонщиков. Заполучить престижную награду Уилсону не удалось, но зато его самого пожелала заполучить одна из ведущих команд Британии, Paul Stewart Racing.

В ее составе в 1996 году он принял участие во «взрослом» первенстве Формулы-Vauxhall. Джастин провел сезон с потрясающей стабильностью, финишируя в пятерке лучших в каждой гонке. Несмотря на всего одну победу, он обеспечил себе второе место в личном зачете. Увы, на следующий год даже три выигранных этапа не позволили ему подняться выше четвертого места, в то время как его напарник Лучано Бурти (ныне - тест-пилот Ferrari) стал чемпионом. Такой результат был явно недостаточным достижением для британца, который, в отличие от многих иностранных гонщиков, приезжающих на Туманный Альбион, не мог похвастать щедрыми спонсорами. Да и почти два метра роста смущали специалистов.

Оставалась надежда на отца, который мог бы оплатить очередной шаг сына наверх по автоспортивной лестнице, в Формулу-3. Собственно, Кит Уилсон так и сделал, но при этом сэкономил, устроив Джастина в только что организованный экс-пилотом Ф-1 Джонатаном Палмером «моноформульный» чемпионат Формулы-Palmer Audi. Конкуренция в этой серии была колоссальная. Были гонки, в которых все участники квалификации «укладывались» в 0,7 с. Поначалу Джастину пришлось нелегко. Но неудачи на первых этапах сезона-98 сменились победами во второй половине первенства, а под конец англичанин сделал триумфальный аккорд, выиграв шесть из семи последних гонок. Победа в чемпионате была более чем убедительной. 19-летнего парня вновь включили в список финалистов конкурса «Молодой гонщик года» и вновь... эта награда миновала его (а в случае успеха он уже тогда мог бы опробовать автомобиль Ф-1). Но куда более ценным призом, который достался Джастину за победу в Формуле-Palmer Audi, стала возможность провести сезон аж в международном чемпионате Формулы-3000. Вдобавок к этому, Джонатан Палмер взял под опеку первого победителя своей серии, став его личным менеджером. «Его габариты действительно были проблемой, но как только он садился за руль и ехал, все напрочь забывали о росте», - объясняет свою ставку на великана Палмер.

Патронируемая Benetton Astromega, куда определили Уилсона, не принадлежала к числу грандов тогдашней Формулы-3000. Между тем уровень конкуренции в международном чемпионате был в 1999 году поистине фантастическим: в квалификации за 26 мест на старте боролись 42 пилота! Тем не менее на незнакомых трассах континентальной Европы Джастину удалось пройти суровое квалификационное сито на всех десяти этапах и дважды попасть в очки. При этом открыл счет он на первой же гонке сезона в Имоле. Фортуна давала понять Джастину, что она все еще играет на его стороне, и не только в отдельных гонках, но и в карьере в целом.

В современном МЧ Ф-3000 нередко такое явление как краткосрочные гоночные проекты: многие «конюшни» достигают своего пика, выигрывая чемпионат, а затем либо уходят в другие серии, либо прекращают свое существование. Именно в такую команду, как показало дальнейшее развитие событий, как раз в нужный момент перешел после своего дебютного сезона в Ф-3000 Джастин Уилсон. Nordic Racing, которой покровительствовала сама Coca-Cola, под руководством талантливого менеджера Дерека Мауэра была готова, не жалея ресурсов, бороться за самые высокие результаты. И даже габариты Джастина не смутили «конюшню», которая слегка «перекроила» под него болид Lola, чем, как утверждают злые языки, нарушила технический регламент. В 2000 году рослый британец дважды поднимался на пьедестал - в Сильверстоуне и на «A1-Ринге» - и в итоге стал пятым в личном зачете, хотя и не выиграл ни одной гонки.

А на следующий год уже матерый Джастин вместе со своей амбициозной командой учинил соперникам самый настоящий разгром. В сезоне-2001 МЧ Ф-3000 впервые отправился на гастроли в Бразилию, где проходил первый этап первенства. Британец выиграл его, а впоследствии еще две гонки, и вновь, как когда-то в Формуле-Vauxhall, был невероятно стабилен. Из 12 стартов Уилсон лишь на «Нюрбургринге» не смог добраться до финиша, и то не по собственной вине, а из-за отказа тормозов. В остальных 11 гонках он всего один раз не попал на пьедестал! Нарушив сложившуюся в МЧ Ф-3000 традицию бороться за титул до последней гонки, Джастин стал чемпионом на предпоследнем этапе, перекрыв установленный в 1998 году Хуаном-Пабло Монтоей рекорд по количеству набранных очков. За рулем точно такой же машины, как и у соперников, британец опередил ближайшего преследователя на 30 с лишним очков!

Неудачливыми преследователями Уилсона в Ф-3000 были Марк Уэббер и Томаш Энге. Как известно, первый стал пилотом Minardi Ф-1 в сезоне-2002, а второй уже в конце 2001 года провел три гонки за Prost. Уилсон же, несмотря на все его успехи, до осени 2001 года ни разу не садился за руль автомобиля Формулы-1. Лишь после того как британец стал чемпионом Ф-3000, команды «большого цирка» проявили к нему интерес. По иронии судьбы первой о желании пригласить Уилсона на тесты объявила все та же McLaren, дважды в прошлом «лишавшая» его звания лучшего молодого пилота года. «Не склеилось» и в этот раз: первой машиной Ф-1 для Джастина стал Jordan, а тесты в составе «серебряных стрел», несмотря на уверения Рона Денниса, так и не состоялись.

За рулем автомобиля EJ11 рост Уилсона снова дал о себе знать. Стало ясно, что работать в Ф-1, даже тест-пилотом, великан-британец сможет только в том случае, если автомобиль будет построен специально под него. Щедрых спонсоров, которые вполне могли бы «уговорить» иную команду Ф-1 взять под свое крыло рослого чемпиона, у Джастина не было. Как считает Палмер, если бы не рост, Уилсон стал бы тест-пилотом одной из британских топ-команд - Williams или McLaren. Одно время он ходил в претендентах на место в основном составе Minardi, однако и эта вакансия уплыла от него, доставшись Марку Уэбберу соотечественнику шефа команды Пола Стоддарта.

Расстроенный, но не отчаявшийся Джастин не поддался соблазну уехать гоняться в Америку, как это сделал выигравший МЧ Ф-3000 годом ранее Бруно Жункейра. Он решил ждать. «Я не хотел спустя много лет рассказывать в пабе за кружкой пива, что мог бы стать пилотом Формулы-1, но не стал им», - объясняет он свое решение остаться в Европе. Смирившись с тем, что трудиться в «большом цирке» в сезоне-2002 ему не удастся, в мае британец «для поддержания формы» решил принять участие в гоночной серии Telefonica World Series by Nissan. Автомобили этого класса, по мнению специалистов, существенно отличаются от техники Ф-3000 и больше похожи на упрощенные машины Ф-1. Так что не удивительно, что из 18 гонок на девяти трассах Европы и Южной Америки привыкший к машинам Ф-3000 Уилсон выиграл лишь две, под занавес чемпионата. Ставшего четвертым британца опередили его бывшие соперники по Ф-3000 Франк Монтаньи и Баз Лейндерс, а чемпионом стал экс-пилот Ф-1 Рикардо Зонта. «У меня была неплохая команда, но я столкнулся с кое-какими трудностями, это была настоящая закалка для характера» - делится впечатлениями Джастин.

Но еще большей закалкой для нервной системы Уилсона стала летняя история с заменой Алекса Йонга в составе Minardi Ф-1. Джастин, установивший с «конюшней» Пола Стодцарта хороший контакт еще в межсезонье, был главным кандидатом на замену не оправдавшего надежд малайзийца. Однако визит на завод Minardi в Фаэнце перечеркнул надежды Уилсона дебютировать в Формуле-1 на Гран При Венгрии: великан попросту не влез в кокпит машины PS02. «Когда я вернулся с завода в отель, мне казалось, что это конец всему», - вспоминает Джастин, вместо которого Йонга заменил Энтони Дэвидсон.

Нужно сказать, что еще с конца 2001 года в окологоночных кругах и в автоспортивной прессе многие относились с искренним сочувствием к британскому великану, преуспев в создании образа обиженного таланта. Вряд ли это действительно разжалобило такого человека как Стоддарт, но все же австралиец дал понять, что чувствует себя морально обязанным Уилсону, и назвал его «номером один» в списке претендентов на место в Minardi в сезоне-03. Было поставлено лишь одно условие - британскому гонщику (как и любому, кто хотел выступать за Minardi) нужно было привести с собой спонсора, который вложил бы в команду пять миллионов долларов.

Найти такие деньги, да еще под рослого Уилсона, с самого начала было нелегкой задачей. Это осознавал и его менеджер Джонатан Палмер, и его отец Кит Уилсон, за прошедшие годы уже вложивший в гоночную карьеру сына, по некоторым данным, до трех миллионов долларов собственных денег. На всякий случай Джастин даже начал готовить «запасной аэродром» в серии CART, приняв участие в тестах тамошней топ-команды Newman/Haas. Но даже реальная перспектива стать чемпионом CART в 2003 году не прельстила нацелившегося на Формулу-1 Уилсона.

Какую-то часть затребованной Стоддартом суммы удалось изыскать, но порядка двух-трех миллионов все равно не хватало. Тогда Палмер решил сделать из своего подопечного инвестиционный проект, предложив всем желающим вложить деньги в Джастна Уилсона и, в случае его успеха, получить в два раза больше. Экстравагантная инициатива вызвала интерес среди британских поклонников автоспорта, и хотя сразу деньги никто не понес, Палмер не отказался от этой идеи и намерен реализовать ее по ходу 2003 года. В качестве запасного варианта отец Джастина приготовился продать свою автозаправочную станцию близ Шеффилда.

Таким образом Уилсону с горем пополам удалось убедить руководство Minardi, что деньги будут в любом случае, и Стоддарт подписал с ним заветный контракт на сезон-03. Пожелания удачи дождавшемуся своего шанса великану смешались с критикой, в том числе от соотечественника и сверстника Энтони Дэвидсона, который считает, что Уилсон выбросил деньги на ветер, заплатив их самой бесперспективной команде.

Перспективы у Джастина и правда незавидные. В Minardi ему предстоит выступать вместе с матерым Йосом Фсрстаппеном, который будет давить на него своим авторитетом и, возможно, более высокими результатами. В активе Уилсона пока лишь один козырь - продемонстрированное им в «младших» Формулах умение выступать стабильно, которое, особенно при новой системе начисления очков, может принести ему хорошие дивиденды. А британцу во что бы то ни стало нужно заявить о себе, причем желательно уже на старте сезона, как это сделал в Австралии-2002 его предшественник Марк Уэббер.

Ведь хотя формально контракт с Minardi подписан на три года, в сезоне-04 Джастин вряд ли продолжит выступления за команду Пола Стоддарта - все денежные закрома и так вычищены подчистую. При благоприятном развитии событий Уилсона приметит одна из «конюшен» уровнем повыше, и Стоддарт уступит его, как уступил Уэббера Jaguar. В противном случае мечта Джастина стать пилотом Формулы-1 станет реальностью на один-единственный сезон. Второго шанса у британского великана, скорее всего, не будет.

Максим Бордунов

Джастин Уилсон

(Великобритания)

Дата рождения             31.07.78 г.

Место рождения          Шеффилд, Великобритания

Место жительства        Нортгемптон, Великобритания

Рост                              192 см

Вес                                80 кг

Семейное положение   холост

Первый старт               1990 г. - картинг

Карьера:

1990-1994 гг. картинг

1994-1995 гг. Ф-Vauxhall Junior: выиграл первую же гонку зимней серии в 1994 г.; в 1995 г. - победитель кубка Ф-Vauxhall Junior, 3-е место в чемпионате

1995-1997 гг. Ф-Vauxhall: 1 победа, л.р. - 2-е место в 1996 г.

1998 г.           Ф-Palmer Audi: чемпион (9 побед)

1999-2001 гг. МЧ Ф-3000: выступал за команды Astromega и Nordic, чемпион 2001 г. (3 победы)

2001 г.           тесты в команде Ф-1 Jordan

2002 г.           всемирная серия Telefonica Nissan: 4-е место (2 победы), тесты в команде Minardi Ф-1, тесты в команде Newman/Haas серии CART

2003 г.           ЧМ Ф-1, команда Minardi

www.justinwilson.co.uk

Категория: №56 (03.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 665 | Теги: один на один, №56(03.2003)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t