Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №56 (03.2003)

Мика против Санты

Мика против Санты

 

Несмотря на свои более чем скромные размеры и арктические, сильные даже по нашим российским меркам морозы, когда столбик термометра порой опускается ниже 40-градусной отметки, Рованиеми - маленький и, наверное, самый северный в Европе курортный городок, затерянный на снежных просторах Лапландии в восьми километрах от Полярного круга, известен в мире едва ли не больше, чем сама столица Финляндии Хельсинки.

Своей огромной популярностью, привлекающей ежегодно сотни тысяч туристов, Рованиеми обязан Санта-Клаусу - лапландцы называют его Йолу-Пуки - штаб-квартира которого расположена всего в нескольких километрах от города. Именно сюда каждую зиму со всех уголков земного шара сыплются потоки писем для Санты, именно отсюда финский Дед Мороз развозит по всему миру свои подарки. Не удивительно, что нет в Лапландии человека популярнее Йолу-Пуки. Вернее, не было до недавних пор. В последний уик-энд января 2003 года на три дня «королем» Лапландии стал Мика Хаккинен, своим дебютом в арктик-ралли задвинувший на второй план самого Санта-Клауса!

В канун гонки Рованиеми встретил нас заснеженными дорогами, тремя огромными - каждый высотой с трехэтажный дом - снеговиками перед зданием аэропорта и гигантскими очередями у ресторанов. Несмотря на значительное чисто питейных и закусочных заведений и жестокие морозы (а может, именно благодаря им), с наступлением темноты у каждого ресторанчика выстраивались многометровые вереницы переминающихся с ноги на ногу туристов, с вожделением глядевших на закрытые двери, из-за которых струилась громкая музыка, смешанная с ароматом горячей пищи - мест внутри катастрофически не хватало. Последний раз нечто подобное мне доводилось видеть лет пятнадцать назад, когда в середине 80-х такие же очереди осаждали двери московских кафе и ресторанов. Остается только догадываться, что же творится в Рованиеми на Рождество, когда здесь собирается в несколько раз больше туристов, если даже в дни Арктик-ралли - этапа чемпионата Европы, проводящегося в снегах Лапландии с 1966 года - в городе просто не протолкнуться.

Впрочем, в этом году снежная лапландская гонка вызвала повышенный интерес публики, поскольку в числе участников, львиную долю которых составляют, естественно, местные гонщики, значились и оба финских чемпиона мира Формулы-1. Но если к ежегодным, хоть и безуспешным стартам в Арктическом сафари Кеке Росберга все давно привыкли, то раллийный дебют двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена, ставший следствием покупки компанией DaimlerChrysler части акций Mitsubishi Motors (на чьих машинах Томми Мякинен четырежды подряд в 1996-1999 годах выигрывал чемпионат мира по ралли), спровоцировал огромную волну интереса к этой гонке. Тем более что этот старт в Арктик-ралли должен был стать первым выступлением финна в автогонках за полтора года, что минули со времени его ухода из Формулы-1.

За эти полтора года Мика заметно изменился. Немного погрузнел, начал курить, но зато, словно отдохнув от навязчивого внимания журналистов, стал чуть более открытым в общении с представителями масс-медиа, в чем довелось убедиться уже во время нашей первой встречи в ресторане отеля «Санта-Клаус», где Хаккинен и приглашенные Mitsubishi журналисты разместились на все три дня гонки.

Мика, насколько сложно тебе было пересесть за руль раллийного автомобиля?

Не скажу, что это было так уж просто. Ралли сильно отличается от кольцевых гонок. Здесь ты не можешь заранее досконально изучить трассу, поэтому приходится учиться работать в связке со штурманом, слушать его. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, но спасибо команде Mitsubishi Ralliart - они настоящие профессионалы, знающие, что делать в любой ситуации, и они сделали все, чтобы процесс обучения не показался мне слишком уж трудным. Напротив, было очень интересно. Пришлось заново учиться тормозить - рассчитывать скорость в поворотах и искать точки торможения, ведь здесь, в отличие от Формулы-1, нет жестких, хорошо изученных ориентиров в поворотах. Тут очень важно безраздельно доверять штурману и понимать его указания. Во многом успех зависит именно от этого взаимопонимания и доверия.

Насколько велики различия в технике пилотирования раллийной машины и автомобиля Ф-1?

Различия огромны! Кардинально отличаются сами трассы, двигатели, автомобили - ведь Lancer WRC имеет полный привод. Все это обуславливает и кардинальные различия в технике управления. Не могу сказать, что автомобилем Ф-1 управлять легче, чем раллийной машиной, или наоборот. Они просто совершенно разные. Но и в том, и в другом случае вести машину на пределе возможностей одинаково сложно. К тому же мне пришлось вспоминать уже почти забытую технику работы с ручной коробкой передач с отрывом руки от руля, ведь в Ф-1 я долгие годы ездил с полуавтоматической коробкой, а на моей дорожной машине и вовсе стоит автомат.

Расскажи, как ты впервые сел за руль раллийной машины.

Мои первые тесты я провел в декабре на ледяной трассе на замерзшем озере. Для начала мне надо было понять, как машина ведет себя в повороте, на торможении, почувствовать ее предел. Но должен заметить, что первый день оказался не таким уж сложным в смысле обучения, последующие дались мне гораздо сложнее.

Ты живешь в Монако, а как часто бываешь в Финляндии и Лапландии?

Довольно часто. По крайней мере, Рождество стараюсь проводить на родине. Несколько раз я бывал и на Арктик-ралли в Лапландии, правда, до сих пор только в качестве зрителя, но и со стороны эта гонка выглядела весьма захватывающе.

Когда ты впервые задумался об участии в Арктик-ралли?

В душе я давно мечтал принять участие в этом ралли, и сейчас, когда альянс между DaimlerChrysler и Mitsubishi Motors позволил моей мечте воплотиться в реальность, я просто счастлив и хотел бы от всей души поблагодарить эти компании. Для меня как для гонщика это все равно, что вновь оказаться дома - впервые с тех пор, как я покинул Формулу-1. К тому же ралли очень популярно в Финляндии, может быть, даже более популярно, чем Формула-1. Недаром наша страна дала миру столько великих чемпионов в ралли. Как бы то ни было, это неплохое испытание для меня. Всегда интересно окунуться во что-то новое.

Не мог бы ты более детально остановиться на различиях между ралли и Ф-1 с точки зрения пилота?

Формула-1 гораздо более требовательна в физическом плане. Скорости, а главное - боковые и фронтальные перегрузки там несопоставимо больше. Управление тоньше, цена ошибки выше. Напряжение и стресс во время гонки тоже. Однако при этом сам формат гонки гораздо короче. Ведь фактически по ходу сезона вы целых две недели идете к гонке продолжительностью полтора-два часа. В ралли же все иначе. Тут с одной стороны не такие высокие скорости и перегрузки, но с другой - более рваный темп и масса неожиданностей, которые может таить в себе почти незнакомая трасса. Хотя подчас эта самая трасса прощает куда больше ошибок, чем капризные кольца Ф-1.

Что ты думаешь о новых правилах Ф-1?

Очевидно, что изменения в правилах Формулы-1 в этом году слишком глобальны, чтобы их можно было оценить одной-двумя фразами. Это тема для отдельного большого разговора, но я не хотел бы вдаваться в подобную дискуссию. По крайней мере, сейчас, до того как эти правила начали действовать. Ведь никто точно не знает, что они в итоге принесут Формуле-1. Мы можем только предполагать. Лучше вернемся к разговору о ралли. Тут все гораздо проще.

ОК! Ты волнуешься перед стартом?

А как же - как и всякий раз перед стартом ралли! - расплывается в улыбке Мика.

Большого ли прогресса ты достиг за эти недели тестов?

В обучении - конечно, но никто не знает, что будет в гонке.

Ты уже определил для себя самые сложные спецучастки?

Каждый спецучасток здесь требует огромной концентрации, для меня нет особой разницы между ними. Думаю, с моим опытом главное - делать как можно меньше ошибок на каждом участке и в каждом повороте. К тому же Арктик-ралли совсем не похоже на остальные этапы чемпионата мира и Европы. Механикам здесь, честное слово, не позавидуешь: работать с машиной под открытым небом при -30 °С, когда руки примерзают к металлу... Бр-р-р. Зато гонщикам дебютировать в Лапландии в какой-то мере даже немного проще, поскольку здесь машине по большому счету просто некуда деваться из высокого снежного «коридора».

В России есть такой анекдот: немец и русский поспорили, чьи дороги лучше. «У нас можно выехать на автобан и не трогать руль до поворота», - говорит немец. «А у нас можно, выехав на дорогу, не трогать руль даже в поворотах, - отвечает русский. - Куда она из колеи денется»?! Похоже, с Арктик-ралли та же история!

Да, что-то вроде того. Конечно, не все так уж просто, но какие-то ошибки снежные сугробы прощают, и в случае серьезного вылета они куда более безопасны, нежели скалы Монте-Карло или стальные рельсы.

Ты хочешь сказать, что ралли безопаснее для пилота, нежели Формула-1?

Нет, в Формуле-1 и ралли очень разные меры безопасности, я бы даже сказал, разный подход к безопасности, но все же думаю, что быть раллистом ничуть не безопасней, чем быть пилотом Ф-1. В ралли скорости несравнимо ниже, но зато тут гораздо более длинные трассы и практически невозможно обеспечить тот уровень безопасности, что есть в Формуле-1. Другое дело, что Арктик-ралли выгодно отличается от многих других: сугробы играют роль своего рода мягких отбойников, в какой-то мере они схожи с поребриками в поворотах трасс Ф-1, поскольку не дают тебе сильно увлекаться и позволяют в последний момент почувствовать, что ты уже на грани. Но тут тоже есть свои заморочки. К примеру, олени, которые иногда выбегают на трассу, что, согласитесь, достаточно опасно.

«Олени - настоящий бич Арктик-ралли, - признается после финиша штурман Мики Арто Капанен, для которого, в отличие от Хаккинена, это ралли стало уже десятой гонкой в Лапландии. - Они постоянно выбегают на трассу. Вот и на этот раз на 12-м спецучастке в Ханхикоски мы увидели пять-шесть оленей. И это на одном из самых скоростных спецучастков, где столько прямых с трамплинами». Лучшим подтверждением правоты Арто служит тот факт, что именно на этом спецучастке олени стали причиной схода лидера Юсо Пикалисто. Впрочем, мы несколько отвлеклись, вернемся к беседе с Микой.

Можно ли рассматривать эту гонку как возвращение Мики Хаккинена в автоспорт? Не мечтаешь прибавить к своей чемпионской короне в Ф-1 титул в WRC?

Нет, ни в коем случае. Для меня это лишь приключение, не больше. Будет ли это иметь продолжение, я пока не знаю: возможно, через год я снова приму участие в гонке по Лапландии. Но в любом случае, о карьере раллиста я и не помышляю. Так что, может быть, я и стану чемпионом мира в WRC, но только в другой жизни!

Доволен ли ты своей сегодняшней жизнью?

Вполне. У меня есть все, что нужно для счастливой жизни.

Кроме интересной работы! Или это тебе уже не нужно?

В будущем - возможно. Но сейчас я просто наслаждаюсь жизнью после одиннадцати трудных лет в Ф-1.

Но при этом иногда ты все же комментируешь гонки Гран При для финского телевидения...

Да нет, это было всего один раз: в прошлом году я действительно помогал вести репортаж из Индианаполиса. Но, как и участие в ралли, это был единичный случай - я вовсе не считаю себя великим комментатором. Этим должны заниматься профессионалы, и в Финляндии они есть.

И что же, тебе не очень понравился этот опыт?

Отнюдь, все прошло замечательно, и возможно, когда-нибудь, но не сейчас, я еще вернусь к нему. Ведь у нас очень телевизионная семья: Эрья много лет проработала на финском ТВ.

Кстати, как она отнеслась к твоему участию в этом ралли?

Эрья оказывает мне огромную поддержку во всех моих начинаниях и очень позитивно отнеслась к этой идее, она считает, что лучше уж я буду развлекаться за рулем раллийной машины, чем в казино.

Ты что, часто посещаешь казино?

Нет, я, конечно, шучу!

А часто ли ты играешь с Хьюго? Знаешь, к примеру, какая его любимая игра?

Вот это да! Странный вопрос... По правде говоря, не знаю, что и ответить. Хьюго всего два года - он еще совсем малыш и играет в обычные детские игры, вернее, игрушки. Разве что он очень любознательный и любит, когда я ему читаю книги.

Если через полтора десятка лет твой сын захочет стать автогонщиком, как ты к этому отнесешься?

Ну, до этого еще далеко, хотя если он изъявит такое желание, сопротивляться я не стану и, конечно, поддержу своего сына, так же впрочем, как если он выберет и любой другой вид спорта.

Гонщики обычно не любят делать прогнозов, но поскольку, как ты сам только что сказал, ты теперь уже бывший гонщик, может, тогда все-таки рискнешь назвать имена чемпионов мира 2003 года в ралли и Формуле-1?

Ferrari и Михаэль сегодня выглядят настолько сильно, что я не думаю, что в ближайшие год-два кто-нибудь сможет достичь того же уровня. Что же касается ралли, то тут конкуренция гораздо острее, и я не рискну назвать имя чемпиона. Надеюсь только, что это будет финн!

Насколько можно понять, сейчас ты в какой-то мере ищешь новых ощущений и приключений, и именно поэтому, а не только из уважения к DaimlerChrysler ты согласился принять участие в этом ралли. Чего же нам ждать от Мики Хаккинена в будущем? Как насчет того, чтобы принять участие в марафоне, вроде ралли «Париж-Дакар»?

Идея неплохая, и, возможно, когда-нибудь я ее даже реализую. По крайней мере, это более реально, чем выиграть чемпионат мира по ралли. Но не стоит переоценивать мою тягу к острым ощущениям. Я не такой уж искатель приключений, как, возможно, могло показаться.

Значит, не зря в Ф-1 ты считался эдаким спокойным меланхоличным финном!

Ну, это уже другая крайность, хотя, наверное, она ближе к истине: эти черты характера у нас в крови.

Ты ставишь себе какие-то спортивные задачи на эту гонку?

Абсолютно никаких. Пока для меня главное - просто финишировать. Гонку мне, конечно, не выиграть, но, думаю, в тридцатке лучших мы будем.

Помимо тебя здесь стартует еще один финский чемпион мира Ф-1 Кеке Росберг, для которого это уже не первый опыт участия в Арктик-ралли. Ты надеешься посостязаться с ним?

С Кеке? Не думаю, что он сможет составить мне такую уж серьезную конкуренцию. Другие - безусловно, но не Росберг!

Удивительно, но несмотря на куда более солидный опыт выступлений в ралли, Росберг, штурманом которого, кстати, был однофамилец Мики Кай Хаккинен, действительно не смог оказать двукратному чемпиону мира достойного сопротивления, уже по итогам первого дня ралли проиграв Мике - в распоряжении последнего, правда, была куда более совершенная Mitsubishi Lancer Evo WRC2 группы А8, в то время как Росберг управлял Mitsubishi Lancer Evo7 группы N4 - более 12 минут. И хотя третьему финскому экс-пилоту Ф-1, также стартовавшему в лапландском ралли и группе N - Юрки Ярвилехто, Мика в свою очередь уступил более полуминуты, тем не менее, и 40-я позиция по итогам первого дня в 6’40 от лидера вполне удовлетворила Хаккинена. По крайней мере, потягивая после финиша последнего, шестого спецучастка (который из-за жуткого снежного бурана, обрушившегося на Рованиеми поздно вечером, смогли посмотреть лишь самые стойкие зрители) чай в автобусе Mitsubishi Ralliart, финн выглядел вполне удовлетворенным.

Тебе понравился первый день Арктик-сафари-ралли?

Сегодня я сделал огромный шаг вперед по сравнению с тем, что было утром. Мне ужасно понравилось, но, думаю, завтра будет гораздо сложнее: пойдут длинные спецучастки, которые потребуют гораздо большей концентрации. Но в целом все идет замечательно: машина отлично держит дорогу, мотор очень динамичен - словом, к автомобилю у меня претензий нет.

А к самому себе? Как тебе кажется, сколько процентов возможностей ты сегодня выжал из автомобиля?

Думаю, процентов 50, но завтра, уверен, будет больше. Сегодня были короткие спецучастки и, поскольку у меня нет опыта выступления в ралли, рисковать особенно смысла не было. Я не рассчитываю на победу, для меня самое главное завтра добраться до финиша, чтобы не разочаровать команду Mitsubishi, которая столько сделала для моего выступления здесь.

За счет чего ты собираешься завтра прибавить?

Сегодня я иногда бил по тормозам немного раньше, чем надо, чтобы автомобиль продемонстрировал 100% возможностей. Дело в том, что из-за сложных характеристик покрытия в разных поворотах шины работают по-разному, и с непривычки гораздо труднее, нежели в Формуле-1, предугадать, как поведет себя автомобиль в следующем повороте. Думаю, я мог бы ехать и побыстрее, но при этом был риск вообще не доехать до финиша.

Ты успевал сегодня замечать зрителей по обочинам?

А они там были? Нет, если серьезно, я почти никого не видел, настолько я был поглощен управлением машины. Я только успевал крутить руль влево-вправо и, думаю, если бы я еще обращал внимание на болельщиков, оказался бы в сугробе уже во втором повороте.

На следующий день Мике действительно пришлось нелегко: на более длинных и скоростных спецучастках ему было совсем уж не до болельщиков, окопавшихся в сугробах на обочинах не хуже снайперов Маннергейма, тем более что эти самые снежные обочины оказались вовсе не такими гостеприимными, как он ожидал. Еще утром примерно на середине 25-километрового девятого спецучастка под Кейхуаваарой он зацепил правым передним колесом спрятавшийся под снегом булыжник и пропорол покрышку. По иронии судьбы в этот же день и примерно в это же самое время на другом конце Европы близ княжества Монако другой чемпион мира финского происхождения - раллист Маркус Гренхольм - практически в аналогичной ситуации сломал о скалу правое колесо своего Peugeot 206 и лишился лидерства и верной победы в Ралли Монте-Карло. Мике и Арто, правда, повезло немного больше: показав лишь 73-е время на девятом спецучастке, они откатились всего на восемь позиций назад в общем зачете. Однако после этого инцидента Хаккинен, словно сбросив с себя некий психологический груз, полетел как на крыльях и к финишу, как и обещал, прорвался-таки в тридцатку лучших, показав итоговое 29-е время, чем несказанно обрадовал своих многочисленных болельщиков, собравшихся в Рованиеми, чтобы поддержать любимца.

Всю свою карьеру в Формуле-1 я рвался к победам, это всегда было единственной моей целью, но, приехав сюда, пожалуй, впервые в жизни не стремился выиграть, - признался на послефинишной пресс-конференции несколько утомленный, но вполне довольный собой Мика. - Я понимал, что это практически невозможно, хотел просто доехать до финиша и считаю это своей личной победой и победой Mitsubishi. Мы победили все обрушившиеся на нас стихии, снежные вьюги, солнце, ночную мглу, даже оленей! И я безмерно рад этому.

Как тебе понравилась гонка?

У меня было несколько опасных моментов, когда лишь с огромным трудом удалось удержать машину на трассе, но зато были и моменты, когда я получил истинное удовольствие от гонки. Самым неприятным оказался эпизод, случившийся на девятом спецучастке, когда разрыв правого переднего колеса стоил нам шести секунд и отбросил в итоге на 43-е место.

Мика, ты хотел сказать шести минут, мы потеряли шесть минут, - смеется сидящий рядом Арто Капанен, - это тебе не Формула-1.

И правда, мы потеряли шесть минут! Боже мой, это такая пропасть для Формулы-1! - Хаккинен в показном ужасе закрывает лицо руками. - Но это была только моя вина. Мне тысячу раз говорили: не режь повороты, а я срезал, наткнулся на камень и в итоге пробил правое переднее колесо, после чего нам пришлось проехать целых три километра, прежде чем я смог найти подходящее место, где можно было остановиться.

Арто, Мика был хорошим учеником?

Да, очень хорошим, он слушал меня просто... просто...

Замечательно, - улыбаясь, подсказывает Мика Хаккинен.

Да, замечательно, он потрясающе быстро учился и, думаю, мы составили очень неплохую команду.

Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что какое бы место в итоге ни занял Хаккинен в Лапландии, он бы все равно остался главным героем этой гонки. Недаром овации в его честь во время церемонии награждения по количеству децибелов намного превысили овации, коими зрители наградили победителя Янни Туохино.

Съехав с подиума, Мика попал в объятия жены и сына Хьюго, которого Эрья подала ему для поцелуя прямо в кабину его Lancer WRC. Может, подобная традиция придется Хаккинену по душе, и ему захочется одарить сына еще и победным поцелуем? В таком случае у нас еще появится шанс увидеть его за рулем раллийного (а может, и не только) автомобиля. Пока же Мика, покинув арену Арктик-ралли и вернув Йолу-Пуки его вотчину, отправился на юг в родной Хельсинки, где в отличие от скованного 30-градусными морозами Рованиеми с носов выставленных на улицах ледяных оленей уже начали капать первые весенние капли, и далее - домой в теплое Монако. Как знать, быть может, в январе 2001 года именно ралли Монте-Карло станет следующим этапом его раллийной карьеры. Если только Мика не решится еще раз попытать счастья в Лапландии, померившись в популярности с Санта-Клаусом или не найдет себе нового развлечения, скажем, в ралли-рейдах.

Владимир Маккавеев

Редакция благодарит за помощь

в подготовке этого материала компанию

«Рольф Холдинг» - дистрибьютора

Mitsubishi Motors в России

ARCTIC LAPLAND RALLY

Этап чемпионата Европы по ралли

24.01-25.01.2003, Рованиеми, Финляндия

Дистанция: 732,96 км/257,86 км - 15СУ

Поз.  Пилот/Штурман                Автомобиль                     Группа   Время

1       Янни Туохино/

         Макку Туохино (FIN)        Ford Focus WRC              A8          2:16’48.1

2       Яуни Ампуя/

         Мика Оваскайнен (FIN)     Toyota Corolla WRC        A8          +3’02.3

3       Себастьян Линдхольм/

         Лауно Хейнонен (FIN)       Peugeot 206 WRC            A8          +4’51.9

15     Юрки Ярвилехто/

         Яри Яркиайнен (FIN)        Mitsubishi Carisma GT    N4          +11’20.5

29     Мика Хаккинен/

         Арто Капанен (FIN)           Mitsubishi Lancer WRC   A8          +20’02.0

44     Кеке Росберг/

         Кай Хаккинен (FIN)           Mitsubishi Lancer Evo 7   N4          +30’42.4

НК    Григорий Березкин/

         Валерий Диндин (RUS)     Subaru Impreza                A8          НФ

Категория: №56 (03.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 619 | Теги: №56(03.2003), Калейдоскоп
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t