Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №57 (04.2003)

Бурные дни и тихие ночи

Бурные дни и тихие ночи

 

Всю зиму команды Формулы-1 жили, словно на вулкане, - никто не знал, какие еще потрясения свалятся на их головы со стороны чиновников FIA: запрет электроники и телеметрии, тесты в рамках Гран При. Но самым заметным новшеством, пожалуй, стали изменения в порядке квалификационных заездов.

30 секунд на раздумье

Квалификация стала двухдневной, а вместо 12 кругов в течение одного часа каждый пилот будет проходить единственный зачетный круг по пустой трассе. Надо сказать, похожая схема уже давно используется во многих гоночных сериях, в том числе американской NASCAR и Ф-Nippon, выступать в которой доводилось четверым действующим пилотам Ф-1. В пятницу гонщики выезжают согласно положению в чемпионате мира, а в субботу - в порядке, обратном результатам пятницы. На практике это значит, что в первый день лидеры будут открывать квалификацию, а во второй сильнейшие гонщики выйдут на трассу последними.

Итак, ровно в 14 часов по местному времени в пятницу квалификацию начинает лидер чемпионата (в Мельбурне это сделал чемпион прошлого сезона, то есть Михаэль Шумахер). В течение 30 секунд он должен выехать на трассу, затем проехать три круга (подготовительный, зачетный и круг возвращения) и вернуться в боксы. Второй гошцик (на Гран При Австралии им стал Рубенс Баррикелло) покидает боксы опять-таки в течение 30 секунд, но с того момента, как лидер начал зачетный круг. Таким образом, интервал следования между двумя автомобилями составит примерно 15-20 с, что вполне достаточно для создания «эффекта пустой трассы». Единственное, о чем не стоит забывать пилотам, - преодолев зачетный круг, нельзя слишком уж сбрасывать скорость, чтобы не создать проблем тому, кто едет «на время» сзади.

Три раза - после попыток 5-го, 10-го и 15-го по очереди гонщиков - эта «карусель» ненадолго приостанавливает свой бег. Делается это специально для телевизионщиков, которым теперь не нужно бояться, что из-за рекламы зрители пропустят что-то важное. Наконец, если пилот не успевает покинуть боксы за отведенные 30 секунд или по каким-то причинам - из-за аварии или поломки, но только не остановки сессии из-за проблем у другого спортсмена - не может преодолеть три круга дистанции, то получает «баранку». Если неприятности случились в пятницу - это не так страшно, но вот в субботу лучше не ошибаться.

Ко всему вышесказанному стоит добавить и еще пару слов. Чиновники FIA честно признают, что предусмотреть все возможные варианты развития событий им не под силу. Так что вносить коррективы в новые правила, возможно, придется уже по ходу сезона.

Под покровом ночи

Прежде самая «интересная» для команд пора наступала как раз по окончании квалификации. Не секрет, что раньше за ночь перед гонкой механики практически полностью перебирали автомобиль, меняя «скоростные» квалификационные детали на «ресурсные», которым под силу выдержать всю дистанцию гонки. Теперь же, надо полагать, им придется просто-напросто спать - ведь по новым правилам можно, фактически, только смахнуть тряпочкой пыль, да еще слить на ночь технические жидкости и подкачать перед стартом колеса. А вот топлива в баках должно остаться ровно столько же, сколько было в момент окончания квалификации. То есть теперь тактические игры команд начнутся уже в субботу. Для аутсайдеров, к примеру, весьма заманчивой выглядит возможность попасть на первые ряды стартового поля. По словам Патрика Хеда, десять лишних килограммов топлива на борту - это примерно 0,25-0,4 с отставания на каждом круге, так что с пустыми баками и Minardi по силам опередить «груженую»  Ferrari. Правда, в боксы пилоту Пола Стоддарда придется сворачивать уже на первых кругах гонки. Думается, эта задачка преподнесет гоночным инженерам немало головной боли. Не стоит забывать, что и колеса, использовавшиеся в квалификации, должны стоять на машине в момент старта.

Александр Кабановский

Квалификация

В обеих квалификационных сессиях используется следующая процедура:

- каждому пилоту дается 30 секунд для того, чтобы выехать на трассу; отсчет времени начинается в момент включения зеленого сигнала светофора на выезде с пит-лейн. Первоначально зеленый сигнал будет включен в 14:00;

- как только пилот начинает свой зачетный круг (за исключением пилотов, выезжающих на трассу 5-м, 10-м и 15-м), светофор на выезде с пит-лейн на 30 секунд переключается на зеленый сигнал для следующего гонщика;

- зеленый сигнал светофора для пилотов, выезжающих на трассу 6-м, 11-м и 16-м, включается на 30 секунд, когда предыдущий пилот вернется в боксы, проехав три круга. Если пилот, выезжающий на трассу 5-м, 10-м или 15-м, возвращается в боксы, не проехав три круга, то зеленый сигнал светофора на выезде с пит-лейн для следующего пилота включается через 1 минуту;

- пилот, который по какой-либо причине не смог покинуть боксы в отведенные 30 секунд, лишается возможности в дальнейшем участвовать в этой квалификационной сессии. В таком случае зеленый сигнал светофора на выезде с пит-лейн для следующего пилота включается через 2 минуты;

- если автомобиль останавливается на трассе на подготовительном круге, то зеленый сигнал светофора на выезде с пит-лейн для следующего пилота включается только после того, как остановившийся автомобиль эвакуируется в безопасное место. Ожидающий своей очереди пилот будет предупрежден об этом не менее чем за 2 минуты, чтобы успеть покинуть боксы. Остановившийся на трассе пилот лишается возможности в дальнейшем участвовать в этой квалификационной сессии;

- если автомобиль останавливается на трассе на зачетном круге, то заезды останавливаются красным флагом, и другой находящийся на трассе пилот должен вернуться в боксы. При нормальных условиях зеленый сигнал светофора на выезде с пит-лейн будет включен через пять минут после остановки заездов, и пилот, вынужденный вернуться в боксы, получит еще одну попытку пройти квалификацию. Остановившийся на трассе пилот лишается возможности в дальнейшем участвовать в этой квалификационной сессии. В такой ситуации автомобиль, вернувшийся в боксы, может быть дозаправлен, и на него могут быть установлены новые шины;

- если пилот возвращается в боксы, не проехав три круга не по причине остановки заездов, он лишается возможности в дальнейшем участвовать в этой квалификационной сессии. В такой ситуации автомобиль не проходит взвешивание и не помещается в закрытый парк;

- если, по мнению судей, пилот преднамеренно останавливается на трассе или каким- либо образом мешает другому пилоту, результат, показанный им в данной квалификационной сессии, аннулируется;

- если один или более пилотов не показывают в первой квалификационной сессии никакого результата, то во второй квалификационной сессии они будут выезжать на трассу первыми в порядке, обратном порядку выезда на трассу в первой сессии;

- если один и более пилотов не показывают во второй квалификационной сессии никакого результата, то на старт гонки они выйдут позади остальных гонщиков в порядке, обратном порядку выезда на трассу во второй сессии;

- все автомобили, заезжающие в боксы после проезда трех кругов, должны остановиться в зоне взвешивания для технического осмотра. После выполнения этих процедур автомобили помещаются в центральный закрытый парк.

FIA сохраняет за собой право вносить изменения в процедуру квалификационных заездов, руководствуясь опытом ее реализации на практике.

Поскольку у гонщика есть лишь 30 секунд, чтобы покинуть боксы для квалификационной попытки, разрешаются работы на предназначенной для проезда части пит-лейн непосредственно перед и во время квалификационных сессий. У выезда с пит-лейн автомобили могут появляться не ранее чем за пять минут до своей очереди выезда на трассу, и в нормальных условиях ожидается, что работы ограничатся запуском двигателя и необходимыми приготовлениями.

Во избежание сомнений, любой автомобиль, покидающий боксы, может обгонять другой, неподвижно стоящий на предназначенной для проезда части пит-лейн, при условии обеспечения безопасности персонала команд, работающих там.

Закрытый парк

(публикуется с сокращениями)

Общие принципы:

Закрытый парк служит двум целям. Во-первых, там проходят первоначальные технические проверки на соответствие машин техническому и спортивному регламенту. Во-вторых, закрытый парк позволяет убедиться, что в квалификации и гонке участвует одна и та же машина.

Машине следует находиться в закрытом парке с момента завершения субботней квалификации до момента открытия пит-лейн для совершения установочного круга перед стартом гонки (в случае, если необходим повторный старт, здесь имеется в виду первоначальный установочный круг)

В это время можно проводить следующие работы:

- устанавливать устройства для охлаждения:

- снимать и/или очищать детали кузова;

- любая деталь, снимаемая с автомобиля для проведения работ, должна оставаться рядом с ним и постоянно быть на виду технического инспектора данной машины.

Из соображений безопасности запрещено сливать или заливать топливо.

Сразу после въезда на пит-лейн:

Каждая машина, совершившая зачетный круг во второй квалификации, взвешивается и помещается в центральный закрытый парк до момента завершения сессии. Вес автомобиля (без пилота) считается зачетным, и если гонщик меняет автомобиль, то при выезде из боксов перед гонкой вес этого автомобиля сравнивается с зачетным.

Пока автомобиль находится в центральном закрытом парке, двум представителям каждой команды позволяется там находиться и выполнять следующие работы:

-   измерять давление в шинах;

-   подключать внешнюю АКБ;

-   снимать данные при помощи физического соединения под надзором представителей FIA;

-   сменить шины перед тем, как откатить машину в боксы команды. Колеса и шины, использованные в квалификации, маркируются и также предоставляются команде;

-   проводить работы по требованию технического делегата FIA;

По окончании работ представители команд обязаны немедленно покинуть закрытый парк.

Вечер субботы:

После окончания квалификации и проведения всех необходимых проверок все автомобили одновременно покидают закрытый парк и перемещаются в боксы команд, оставаясь «на условиях закрытого парка». С этого момента и до 18.00 команды могут проводить следующие работы под надзором технических инспекторов:

- запускать двигатель (при необходимости можно применять внешнюю систему подачи топлива, но использовать дополнительное горючее запрещено);

- сливать жидкости плотностью менее 1.1, за исключением топлива;

- стравливать газы, находящиеся под давлением;

Все остальные работы могут выполняться, только если технический делегат FIA уверен, что таковые абсолютно необходимы, и санкционирует их.

В любой момент до 18.00 все автомобили, совершившие зачетный круг в субботней квалификации, должны быть возвращены в центральный закрытый парк, причем должны быть установлены все детали, использовавшиеся в квалификации (колеса и шины могут находиться отдельно). В закрытом парке автомобили находятся под охраной до воскресного утра.

Воскресенье:

В 8.00 дня гонки или ранее, если того требует расписание соревнований, команды могут вернуть свои автомобили в боксы, где они вновь остаются «на условиях закрытого парка». В это время можно проводить следующие работы:

- устранять последствия аварий;

- снимать, менять балансировку и регулировать давление в колесах и шинах;

- во время всех установочных кругов на автомобиле должны быть установлены те же колеса и шины, что и во время субботней квалификации. Если одна или несколько шин повреждены и, по мнению технического делегата FIA, не могут быть использованы, они могут быть заменены только шинами с большим пробегом, чем поврежденная;

- также можно проводить все работы, разрешенные в субботу, однако FIA оставляет за собой право взвесить любой автомобиль в течение часа до открытия пит-лейн перед гонкой. Вес автомобиля не может отличаться от зачетного более чем на 3 кг.

Все другие работы должны быть одобрены техническим делегатом FIA по письменному запросу команды. Если производится замена детали, то новая должна иметь такую же массу, момент инерции и предназначение, как оригинальная.

Список дополнительных работ, проведенных командами по разрешению технического делегата FIA, публикуется перед гонкой.

107% отменяются

В инструкции FIA ничего не говорится о так называемом правиле 107%. Напомним, что до сих пор пилот мог выйти на старт Гран При только в том случае, если результат, показанный им в квалификации, укладывался в 107% времени поул-позиции. Однако, как сообщил президент FIA Макс Мосли, с сезона-03 в связи с введением нового порядка квалификационных заездов правило 107% по просьбе команд отменено.

Категория: №57 (04.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 664 | Теги: №57(04.2003), От А до Я
вход выход Created by SeldonSF