Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №58 (05.2003)

Кто больше?

Кто больше?

 

Формула-1 - благодатное поле для любителей разного рода статистики. Посчитать здесь можно практически все, вплоть до метров или тысячных долей секунды. Однако среди великого множества всевозможных рейтингов и таблиц есть, несомненно, самые престижные. Это, прежде всего, общее число титулов, побед, поул-позиций. Лишь немного уступает им по почетности число проведенных пилотом гонок. Надо сказать, показатель этот весьма любопытен. С одной стороны, он все же не отражает напрямую степень одаренности спортсмена, но с другой - умение продержаться в «большом цирке» на протяжении полутора сотен Гран При что-то говорит о качествах даже не самого, быть может, быстрого гонщика. Характерно, что трое лидеров в этой «номинации» вовсе не являются великими чемпионами. Но тем интереснее проследить эволюцию этого рекорда на протяжении полувековой истории проведения чемпионатов мира.

Начать, пожалуй, лучше всего с того, что сейчас время в мире Больших Призов течет гораздо быстрее, чем в 60-х или, тем более, 50-х. За год проходит почти два десятка гонок, а не 6-8, как когда-то. В цифрах это можно проиллюстрировать следующим образом: 100-м этапом ЧМ стал Гран При Германии 1961 года. На преодоление второй сотни гонок потребовалось уже менее 10 лет, а на третью - и вовсе семь. Так что 50 стартов, которые сейчас «набегают» у гонщика за три сезона, на заре чемпионатов требовали семи-восьми лет непрерывных, связанных со смертельным риском выступлений. Поэтому нет ничего удивительного, что современные пилоты оккупировали почти все верхние строчки таблицы проведенных гонок.

Начиналось же все с совсем других цифр. Если исключить из рассмотрения Indy 500, то после первых двух проведенных чемпионатов лишь четверо пилотов стартовали во всех 13 проведенных Гран При. Однако в сезоне-52 троим из них по разным причинам не удалось продолжить «марафон», и единоличным лидером стал Джузеппе Фарина. Итальянец не пропустил ни одного старта чемпионата до того самого момента, пока не попал в аварию на гонке «Милле Милья» летом 1954 года. Это позволило Луи Розье догнать Фарину - к концу сезона-54 на счету обоих значилось по 30 гонок.

Однако француз не приехал на дебютный этап следующего чемпионата в Аргентину, и Фарина, которому пришлось пользоваться обезболивающим, чтобы довести гонку до финиша, вновь захватил лидерство. Но опять ненадолго: еще одна серьезная авария Нино - на тренировке перед гонкой «Суперконтемаджоре» в Монце - позволила выйти вперед Хуану- Мануэлю Фанхио. Маэстро оставался самым опытным гонщиком вплоть до завершения карьеры в 1958 году - за восемь сезонов (чемпионат ’52 аргентинец пропустил) он провел 51 гонку. К слову Дженсону Баттону для этого понадобилось лишь три года.

«Выпавшее знамя» из рук Фанхио подхватил Морис Тринтиньян. Француз завершил карьеру по окончании сезона-64 и успел за это время стартовать в 82 гонках в рамках чемпионатов мира. Поскольку к тому моменту никто из действующих пилотов еще не набрал достаточного «багажа» проведенных этапов, достижение Тринтиньяна оказалось непревзойденным на протяжении всего чемпионата-65, и лишь на мексиканском Гран При 1966 года Мориса опередил Джек Брэбэм. А буквально на пятки австралийцу наступали Йоаким Боннье и Грэм Хилл. Но швед иногда пропускал гонки и вскоре отстал, а вот британец - стоило только Брэбэму в 1969 году сломать лодыжку на тестах перед Гран При Франции - возглавил список самых опытных гонщиков. Но первым Грэм оставался совсем недолго - во время гонки в Уоткинс-Глене уже сам британец сломал в аварии обе ноги, и сезон-69 два пилота закончили с одинаковым показателем - 113 Гран При.

Паритет сохранялся на протяжении половины сезона-70, но с лучшими показателями его все же завершил Брэбэм, поскольку его соперник пропустил (хотя и по объективным причинам) две гонки. Правда, завершил Джек не только сезон, но и карьеру (всего австралиец выходил на старт гонок ЧМ 126 раз), а вот Хилл продолжал гоняться вплоть до 1975 года. В активе Грэма к тому моменту значилось 176 гонок. И сейчас эта цифра выглядит внушительно, но чтобы оценить ее масштаб по тем временам, достаточно взглянуть на результат занимавшего вторую позицию среди действующих спортсменов того времени Жаки Икса - лишь 94 Гран При. Хилл был минимум вдвое (!!) опытнее любого из своих соперников. А его рекорд по количеству проведенных в Ф-1 сезонов - 18 - держится до сих пор.

Неудивительно, что рекордное достижение британца продержалось долго. Более того, судьбе словно было угодно, чтобы именно фамилия Хилла как можно дольше оставалась во главе списка. Вызов Грэму бросали многие, но до поры до времени побить его рекорд не удавалось. Причем иногда события развивались даже трагически. Ронни Петерсон умер от ран, полученных в аварии на старте Гран При Италии 1978 года. Эмерсон Фиттипальди завершил карьеру в 30 лет, устав бороться с безнадежной машиной в команде своего брата, Карлос Рейтеманн неожиданно принял решение завершить гоночную карьеру прямо по ходу сезона-82. Сменилось целое поколение пилотов, а планка по-прежнему оставалась недостижимой. Хотя постепенно гонщики все ближе подходили к ней. Джон Уотсон в 1983 году разменял полторы сотни Больших Призов, а Ники Лауда два года спустя завершил карьеру на отметке «171».

Лишь на британском Гран При 1986 года достижение Хилла смог повторить Жак Лаффит. Но только повторить - уже в первом повороте француз стал участником массовой аварии, его Ligier ударилась об ограждение трассы, что стоило гонщику перелома ног. За руль машин Ф-1 он больше не вернулся. И только в сезоне-89 продержавшийся 14 лет рекорд Грэма удалось превзойти Риккардо Патрезе. Причем итальянец, как и сам Хилл в середине 70-х, выступал еще несколько лет в ранге самого опытного пилота за всю историю Ф-1, все выше поднимая планку. Австралийский Гран При 1993 года стал для Патрезе 256-м стартом в чемпионате. На фоне этой цифры смотрятся достаточно скромно также весьма солидные показатели современников Риккардо - 204 Гонки Нельсона Пике или 199 Алена Проста. Достижение итальянца оказалось сродни результату Хилла: быть может, когда-то превзойдут и его, но случится это очень нескоро.

Последнее десятилетие все попытки поколебать позиции Патрезе заканчивались неудачно. Андреа де Чезарис, Найджел Мэнселл, Герхард Бергер и Жан Алези - все это весьма достойные гонщики, но максимум, чего им удалось достичь, - это остановиться сразу после отметки в 200 проведенных гонок. Самым опытным участником последнего чемпионата стал Михаэль Шумахер. Сейчас на счету немца 180 стартов, то есть в любом случае для того, чтобы сравняться со своим бывшим товарищем по Benetton, пятикратному чемпиону понадобится никак не меньше четырех сезонов. Второму «претенденту», Рубенсу Баррикелло, нужно в полтора раза больше времени.

Вообще же, возможность провести наибольшее число гонок в Ф-1 есть у тех пилотов, кто пришел в мир Гран При хотя бы в 20-22 года. А таких гонщиков сейчас, надо сказать, предостаточно. Это, впрочем, уже тема отдельного исследования.

Александр Кабановский

Категория: №58 (05.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 682 | Теги: От А до Я, №58(05.2003)
вход выход Created by SeldonSF