Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №5 (12.1998)

Формула для двоих

Формула для двоих

 

Я мечтаю когда-нибудь сесть за руль двухместного гоночного болида, забыть обо всем и просто наслаждаться скоростью вместе с любимой женщиной…

Айртон Сенна

 

Признаться, впервые увидев double seater еще весной и вспомнив слова Сенны, я воспринял новое творение McLaren Cars как очередную дорогую, но бесполезную игрушку для толстосумов. В принципе, такое мнение тоже имеет право на существование. Но, познакомившись с MP4-98 поближе, невольно ловишь себя на мысли, что перед тобой вовсе не игрушка, а реальный гоночный болид, в некотором роде произведение автомобильного искусства. Причем произведение уникальное, поскольку никогда ранее ничего подобного мы с вами не видели.

Началась же пока короткая жизнь двухместной Формулы еще несколько лет назад, причем довольно долго идея находилась в зачаточном состоянии. Президент TAG Group и совладелец McLaren Мансур Ойех никак не мог убедить Рона Денниса взяться за реализацию этого проекта. Однако вскоре Деннис все-таки сдался.

«Когда Рон предложил нам заняться созданием двухместного болида, это оказалось очень кстати. Как раз в это время мы закончили двухлетнюю программу работы над спортивным автомобилем F1 GTR», – вспоминает технический директор компании McLaren Cars Гордон Марри.

Здесь, пожалуй, стоит ненадолго обратиться к истории. После того как Гордон отошел от дел как конструктор боевых болидов Формулы-1, он возглавил одно из отделений McLaren International – McLaren Cars. В результате около пяти лет назад на заводе McLaren по последнему слову техники был создан великолепный спортивный автомобиль McLaren F1, вскоре заблиставший на трассах Гран Туризмо. Специалисты не скрывали тогда восторженных эпитетов в адрес нового творения Марри.

Однако у любого гоночного автомобиля есть один существенный недостаток – он имеет обыкновение устаревать. Не обошла участь сия и McLaren F1. Устарев и начав проигрывать, F1 утратил большую часть своего шарма. Легенда о непобедимости дорожного McLaren была развеяна, и говорить, а главное писать о нем стали гораздо меньше. Чтобы опять привлечь к себе внимание, McLaren Cars нужен был новый глобальный проект.

Этим «проектом века» в исполнении MC и стал новорожденный double seater. Конечно, по сравнению с McLaren F1 у MP4-98T есть свои отличия, свои преимущества и недостатки. Мы вряд ли когда-нибудь увидим его в реальной гонке, да он и не предназначен для этого, зато и конкурентов в своем классе у нового McLaren пока нет. Если только Ferrari, увлекшись соперничеством с «серебряными стрелами» в чемпионате мира, не решится построить свой двухместник, что, впрочем, маловероятно.

Являясь основной составляющей программы «Адреналин», новая машина призвана прежде всего дать людям возможность на собственной шкуре прочувствовать, что же такое Формула-1. Не случайно с виду MP4-98T, как брат-близнец, напоминает MP4/13 Формулы-1. Впрочем, хоть конструкторам и удалось сохранить большую часть технических характеристик «оригинала», MP4-98T – абсолютно новый автомобиль. От боевой машины остались, пожалуй, только рычаги передней подвески, да носовой обтекатель, во всем остальном double seater – скорее творение Марри и главного конструктора MC Барри Летта, нежели Эдриана Ньюи.

Естественно, основные изменения коснулись монокока. Небывало большой кокпит создавал Летту и Марри дополнительные проблемы, поскольку обеспечить необходимую жесткость увеличенного монокока было достаточно сложно. Однако новая двухместная Формула должна была быть абсолютно безопасной, и Барри засел за компьютер. Начались долгие и утомительные расчеты. В итоге из традиционной для Ф-1 композитной сотово-волокнистой структуры дизайнерам McLaren Cars удалось создать предельно жесткий монокок, способный выдержать огромные боковые нагрузки. Кроме того, оба места, как водительское, так и пассажирское, естественно оборудовали 6-точечными ремнями безопасности. И, наконец, установили специальный подголовник, разделяющий пилота и пассажира.

Последнее новшество, правда, не очень удобно. Во-первых, оно перекрывает пассажиру весь фронтальный обзор, и тому приходится поворачивать голову, чтобы увидеть хотя бы кусок трассы, что на скоростях Формулы-1 делать не так уж легко. А во-вторых, создает дополнительные сложности при экстренной эвакуации из машины. Поскольку подголовник вместе с боковинами надеваются на кокпит уже поверх голов сидящих в нем гонщика и пассажира, то и вылезти из машины, не сняв предварительно эту конструкцию, не представляется возможным.

В то же время подголовник играет значительную роль в системе безопасности, поскольку предохраняет пассажира, да и пилота, от повреждения шейных позвонков во время резких разгонов и торможений.

Однако помимо безопасности перед конструкторами встала еще одна проблема: как быстро подогнать кокпит под пассажиров с разной физической комплекцией? Конечно, эту проблему удалось бы решить, укомплектовав болид несколькими десятками разнообразных сидений, большей и меньшей толщины. Но это не очень удобно. Поэтому конструкторы поступили проще. Летт установил в кокпите планку, служащую опорой для сиденья водителя, не с одним, а с четырьмя отверстиями. Что позволяет теперь достаточно быстро регулировать размер пассажирского кокпита, просто переставляя крепежные винты.

Впрочем, это лишь небольшая «дань комфорту», поскольку, по правде говоря, сидеть на пассажирском месте вовсе не так удобно, как даже в обычном гоночном болиде. Раздвинутые вдоль стенок кокпита и согнутые в коленях ноги с непривычки мгновенно затекают.

Было бы наивно полагать, что широкий и длинный монокок не оказал никакого влияния на аэродинамику двухместного McLaren. В этом компоненте MP4-98T, наверное, больше всего отличается от MP4/13. Более узкие боковые воздухозаборники и полное отсутствие «камина» над головами гонщиков, естественно, должны были затруднить дыхание двигателя и накалить «обстановку» в моторном отсеке. Но, во-первых, дизайнеры существенно переработали систему охлаждения, а во-вторых, не следует забывать, что двигатель MP4-98T работает в менее напряженном ритме, чем мотор его «старшего брата».

И, коль уж речь зашла о двигателе, нельзя не отметить явный успех создателей double seater: им удалось сохранить в машине боевой 10-цилиндровый «движок» Mercedes. Правда, для этого пришлось пожертвовать топливным баком, уменьшив его объем со 120 до 40 литров. Впрочем, для MP4-98T и 40 литров – более чем достаточно. Для гонок машина не предназначена, а не подготовленный пассажир вряд ли сможет выдержать, даже в «прогулочном» темпе, больше десяти кругов. Кроме того, минимальный запас топлива на борту не только снижает массу машины, но и уменьшает риск пожара в случае непредвиденных обстоятельств.

Обстоятельств этих исключать, конечно, никогда нельзя, хотя при ближайшем рассмотрении «чудо-машины» невольно веришь словам создателей о ее полной безопасности. Тем более, что традиционные пилоты double seater: Мартин Брандл и Даррен Тэрнер – вряд ли будут атаковать бордюрные камни с таким же упорством, как и штатные пилоты команды McLaren во время гонок Гран При.

Что ж, может, для Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда, которые, по словам Рона Денниса, опробуют double seater лишь по окончании чемпионата мира, это и станет лишь легким развлечением. Но, наблюдая за реакцией «рядовых» пассажиров нового McLaren, видя искорки счастья и безумия в глазах людей, только что испытавших упоение скоростью, лишний раз убеждаешься в том, что double seater McLaren – не просто игрушка для богатых. Быть может, это первый реальный проект, который позволит простым смертным увидеть, что же такое гонки Формулы-1 глазами пилота. Никакая видеокамера или компьютерная игра не подарит того ощущения скорости, которое испытывают пассажиры McLaren MP4-98T.

Владимир Маккавеев


Категория: №5 (12.1998) | Добавил: LiRiK3t (22.03.2012)
Просмотров: 1475 | Теги: №5(12.1998), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t