Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №5 (12.1998)

Горец

Горец

 

В Англии говорят, что о таком зяте, как Дэвид, мечтает каждая мать. Всю силу этого комплимента можно понять, если учесть, что англичанки вообще редко прочат в мужья своим дочерям шотландцев. Тем более, не из больших городов, вроде Глазго и Эдинбурга, а самых что ни на есть настоящих горцев из крохотных деревушек севера, которые в свое время так и не смогли взять римляне. Именно там слияние кельтской и нордической культур сформировало этот свободолюбивый суровый тип непокорных потомков святого Эндрю. Шотландским флагом горцы гордятся. Достаточно лишь посмотреть на шлем Култхарда, чтобы понять его отношение к британской короне. Тем не менее, рискну повториться, что пилот McLaren пользуется непреходящей любовью у английских матерей. Дэвид всегда прекрасно одет, тщательно выбрит и аккуратно подстрижен. Он улыбается с обложек журналов и рекламных страниц, приветлив с журналистами и никогда не откажет в автографе болельщикам. Во время интервью Култхард никогда не позволяет себе жаловаться на машину или соперников, он никогда не впадает во вспышки гнева, и даже серая форменная одежда команды на нем, кажется, сидит куда элегантнее, чем на Хаккинене.

Одним словом, если ограничиться такими наблюдениями, то Дэвид как раз и олицетворяет того самого прилизанного идеального и среднестатистического пилота Ф-1, которого чемпион мира Жак Вильнев пренебрежительно и возмущенно называл «клоном». Однако вся загвоздка в том, что канадец дружит именно с Култхардом. Как в паддоке, так и вне его. Может, Жак просто лицемерит, или приличный Култхард, приехав домой, снимает маску и превращается в небрежно одетого, перекрашенного и свободно выражающегося панка?! Нет, ни то, ни другое. Просто Дэвид не пытается походить на кого-то, он искренен. Такой, какой он есть. А если уж другие пилоты решили «самосклонироваться», глядя на имидж шотландца, то в этом, согласитесь, никак не его вина. И не надо думать, что Култхарду чуждо все человеческое. Он с удовольствием ходит с тем же Вильневым по дискотекам, обольщает там красавиц (в послужном списке уже две топ-модели – Андреа и Хайди; обе – канадки и обе стали затем подружками Дэвида), не против пропустить пару кружек пива в английском пабе или оторваться на дороге за рулем одного из своих многочисленных служебных автомобилей Mercedes.

И все же к работе Култхард относится серьезно. А многочисленные мероприятия паблик рилэйшн считает такой же своей обязанностью, как и собственно пилотаж болида на трассе. В конце концов, шотландец просто отчетливее большинства своих коллег понимает, за что именно им платят такие огромные деньги. И старается просто быть честным и порядочным. А это значит – всегда хорошо выглядеть и не отказывать в интервью. Приехав же на одно из многочисленных спонсорских мероприятий, оговоренных в контракте, не стоять со скучающим видом, демонстрируя, насколько это тебе до лампочки, а пытаться выполнить в точности то, чего от тебя ждут. Можно ли упрекать Дэвида за то, что многие называют излишним рвением? Мне кажется, отнюдь нет. Послать всех к черту, положив, тем не менее, на свой счет в банке приличную сумму куда проще, чем отрабатывать номер, когда хотелось бы просто отдохнуть между двумя гонками или сеансами тестов. И эта щепетильность Култхарда – лишь следствие понимания им того, что именно автоспорту он обязан всем своим нынешним благополучием. Причем не только финансовым. Возможность заниматься любимым делом, да еще и не бесплатно, – это уже само по себе привилегия.

А гонки для Дэвида – это действительно любимое дело, дело всей жизни. Именно благодаря им Култхарду в свое время удалось расстаться со своей юношеской компанией. До наркотиков дело, правда, тогда еще не дошло, однако постоянное мелкое хулиганство прочно поставило парня на заметку у местной полиции и, несмотря на неплохие оценки в школе, родители регулярно дрожали по вечерам, ожидая сына (или звонка из участка) домой. К счастью, в дело вмешался картинг, который настолько захватил Дэвида, что все его помыслы устремились к асфальту маленького местного трека. Успеваемость резко упала, но родители не могли нарадоваться на сына, с гордостью объясняя вызывавшим их учителям, что парень теперь стал серьезнее и занимается спортом. Тем более что первые результаты не заставили себя долго ждать. Култхард все чаще и чаще приносил домой победные кубки и объяснял папе, что карманных денег на новый комплект резины явно недостаточно.

В 17 лет Култхард, заработав себе приличное имя в картинге, решает бросить учебу, чтобы испытать себя в настоящем автоспорте. Большого бюджета или солидной спонсорской поддержки у него не было, и на первый сезон в формуле Ford особых надежд он не возлагал. Главным было привыкнуть к машине, изучить трассы и показать несколько неплохих результатов, чтобы заявить о себе и заинтересовать владельцев приличных команд. И что же? Пилотаж молодого шотландца был настолько безошибочно точным, его видение гонки и умение избежать аварий, обгоняя при этом соперников, было столь очевидным и удивительным для дебютанта, что о нем стали появляться статьи в британской автомобильной прессе уже с первых гонок. Казалось, цель была достигнута, но Култхарда это уже не интересовало. Он выиграл большую часть гонок сезона и стал на стареньком плохоньком шасси чемпионом, утерев нос гонщикам официальных команд. На следующий год Opel предложил ему бесплатное место в своем британском чемпионате, но Култхард решил параллельно выступать сразу в двух первенствах формулы Opel Lotus – и домашнем, и европейском. Для 18-летнего парня такая нагрузка считалась непосильной, но шотландец мастерски адаптировался к пилотажу своего болида и, на ходу изучая трассы, смог по итогам сезона войти в первую пятерку обоих чемпионатов, одержав победы как на британском, так и на общеевропейском фронтах. Естественно, что со спонсорами больше проблем не возникало, и в 1991 г. Дэвид дебютировал в английской формуле-3. Самое удивительное, что и там он не задержался больше года, не просто став лучшим новичком, но и… вице-чемпионом, с ходу одержав несколько побед и буквально до последних гонок сражаясь за титул с куда более опытными пилотами, приезжающими оспаривать наипрестижнейшее первенство ф-3 со всего мира.

В итоге, в 21 год Култхард уходит в европейский чемпионат формулы-3000 и после первого неплохого сезона всерьез сражается в 1993 г. за чемпионские лавры с Оливье Панисом и Педро Лами, за спиной которых стоит вдвое больший опыт автогонок. Столь невероятный прогресс молодого гонщика, естественно, не остался незамеченным. McLaren дал ему шанс попробовать себя за рулем болида Формулы-1, однако в итоге борьбу выигрывает Фрэнк Уильямс и шотландец становится официальным тест-пилотом чемпионской «конюшни». На испытаниях он много работает, впитывая в себя советы инженеров и бесценный опыт боевых пилотов – Алена Проста и Дэмона Хилла (который и сам до прошлого года был тестером Williams). А затем наступает 1 мая 1994 г. День, которому суждено было перевернуть судьбу Култхарда. Накануне он успешно стартует в первом этапе чемпионата ф-3000 в Сильверстоуне и получает факс с поздравлениями от Айртона Сенны, пилота, который заменил в межсезонье Проста в Williams и с которым Дэвид всю зиму напряженно работал на тестах. И в это же злосчастное воскресенье шотландец узнает о трагедии, произошедшей в Имоле. Култхард еще находится в состоянии шока, когда ему звонит Фрэнк Уильямс и просит во что бы то ни стало приехать завтра на завод в Дидкоте.

Новость оглушает молодого пилота. Команда решила доверить место Сенны ему, вчерашнему тестеру и пилоту ф-3000. Шумахер на Benetton уверенно лидирует в чемпионате, но Williams не намерен сдаваться, и Култхарду предстоит помогать Дэмону Хиллу в схватке за мировую корону. Если вдуматься, то лучшего и одновременно худшего дебюта придумать просто невозможно. С одной стороны, ему досталось место в прекрасной команде за рулем одного из лучших болидов, с другой же, – он садится в кокпит самого Айртона Сенны и к нему приковано внимание всего мира. Там, где другим новичкам можно спокойно привыкать к Ф-1 на протяжении целого сезона, Култхарду выделено лишь несколько гонок, да к тому же под невероятным психологическим прессингом. Удивительно, но Дэвиду потребовалось лишь четыре гонки – Испания, Канада, Англия и Германия (во Франции его место занял свободный в тот уик-энд от гонок Indy Найджел Мэнселл), для того, чтобы войти в ритм. Начиная с этого момента, он уже играл с Хиллом на равных. В Венгрии, Бельгии и Италии он реально претендовал как минимум на подиум. Но его подвели вылет с трассы, проблемы с задним антикрылом и опустевший в Параболике за 200 м до финиша бак. В Португалии же Култхард наконец-то приехал вторым, пропустив вперед по ходу гонки, как и в Монце, Дэмона Хилла. Англичанин боролся за победу в чемпионате, и команда вынуждена была дать шотландцу такие распоряжения. Но в Williams и Renault многие уже жалели, что пригласили на последние три гонки сезона Найджела Мэнселла. Уж больно хорош оказался новичок. На 1995 г. команда сохранила его, но предварительно ей пришлось выиграть процесс у Рона Денниса. Хозяин McLaren тоже не забыл, что в свое время первым дал Дэвиду возможность сесть за руль болида Ф-1, и приложил все усилия, чтобы заполучить шотландца. Но тот остался в Williams, и большинство уже видели его чемпионом мира. Однако первую половину сезона Култхард просто провалил, причем по всем статьям он уступил не только сопернику – Шумахеру из Benetton, но и собственному партнеру Дэмону Хиллу. Дэвида постоянно мучили насморки, и на гоночных уик-эндах он был слишком ослаблен, чтобы выжимать максимум из своей машины. К середине чемпионата врачи наконец-то настояли на том, чтобы удалить ему гланды, и дела действительно резко пошли на поправку. Результаты улучшились, но время в чемпионате было бесповоротно упущено, и ни великолепная серия из четырех поул-позишн подряд, ни первая в карьере победа в Эшториле уже не могли спасти пошатнувшейся в глазах Фрэнка Уильямса репутации. На место Култхарда был приглашен из-за океана Жак Вильнев, а контракт самого шотландца достался с годичным опозданием Рону Деннису.

Придя в McLaren, Дэвид был немало удивлен тем фактом, что его победа и поулы не ставятся ни в грош. В команде уже был один первый пилот, и его звали Мика Хаккинен. Деннис открыто благоволил финну, и когда Култхард стал раз за разом опережать финна на квалификациях и приезжать на подиумы, праздничной атмосферы в боксах отнюдь не наблюдалось. К счастью, у шотландца нашелся союзник. В 1996 г. специальным консультантом команды был Ален Прост, старый знакомый и герой юности Култхарда. На многочисленных тестах, где они вместе пилотировали McLaren, Дэвид очень много работал с четырехкратным чемпионом мира и перенимал у того методы технического диалога с инженерами и настроек машины. Год прошел для него достаточно быстро, и в профессиональном плане, несмотря на худшие по сравнению с выступлениями за Williams результаты, Култхард очень серьезно вырос. Все было готово к великим свершениям, и они не замедлили прийти. В Мельбурне ’97 Дэвид выиграл первую же гонку чемпионата. Первую победу для McLaren с 1993 г. и Айртона Сенны, первую победу для Mercedes с далеких 50-х годов. Затем была Канада, где Култхард уверенно лидировал и потерял гонку лишь по вине отказавшего на пит-стопе сцепления. Ну а потом еще одна победа – в Италии, на легендарном автодроме Монца. Шотландец окончательно переломил внутренний матч с Хаккиненом в свою пользу, однако внутри команды, как оказалось, это не имело ни малейшего значения, и в последней гонке сезона Култхарду под угрозой увольнения приказали пропустить вперед, к победе, партнера по команде. Самое интересное, что и нынешний сезон начался с точно такого же происшествия, когда Дэвид был вынужден убрать ногу с педали газа, вновь уступая высшую ступень пьедестала Хаккинену.

Начиная с этого момента, в Култхарде словно произошел психологический надлом. Он опустил руки, видно, сочтя, что бороться с соперниками на трассе далеко не одно и то же, что с собственной «конюшней» в боксах. Конечно, Дэвид выиграл в Сан-Марино и предпринял великолепный прорыв с 18-го на 2-е место в Австрии, но струна словно надорвалась. Шотландец раз за разом безропотно сносил взрывы моторов в Монако, Канаде и Италии, потерянные позади Хаккинена секунды (и места) в Германии и Венгрии. Более того, он регулярно стал уступать финну в квалификациях, ранее бывших его сильным местом, и даже знаменитые, как и у Алези, старты Култхарда отошли куда-то в прошлое. Теперь главной задачей Дэвида стало прикрытие тылов Хаккинена, а в его пилотаже появилось немало брака. Столкновения с Шумахером, а затем и с Вильневым в Аргентине, с Вурцем и с тем же Шумахером в Бельгии, вылет с трассы в Англии, непосредственное участие в завалах на первом старте в Австрии и Бельгии. Все это, собранное вместе, дает нам неутешительную картину проваленного сезона. Конечно, Култхард сравнял свой лучший показатель в чемпионате, став третьим, как и в 1995 и 1997 гг., но ведь на этот раз у него была совсем другая машина. Не просто машина, а самолет, как он сам с гордостью говорил после первых же межсезонных тестов, когда стало ясно, что новый McLaren с легкостью «привозит» не менее (а то и более) секунды даже лучшим из конкурентов. Казалось бы, Дэвид, обладая таким болидом, должен был бы вести схватку за чемпионский титул с Хаккиненом, однако на деле он стал лишь свидетелем борьбы финна с постоянно прогрессирующей по ходу сезона Ferrari Михаэля Шумахера.

Не будем гадать, что же виной такому провалу, – собственная ли демотивация шотландца, козни ли Рона Денниса или же вдруг проснувшаяся невероятная скорость Хаккинена. А может быть, и комбинация всех трех этих факторов или какие-то еще тайные причины, о которых Дэвид не хочет говорить в своих интервью. Главное для нас, болельщиков Формулы-1, это то, чтобы в следующем, 1999 г., все это осталось позади, и мы вновь увидели бы на трассах прежнего Култхарда – бойца, сражающегося не только за отдельные победы и поул-позишн, а за победу в чемпионате мира. Сражающегося от первой и до последней гонки сезона. А там – пусть победит сильнейший!

Артем Бунин


Категория: №5 (12.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1616 | Теги: один на один, №5(12.1998)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t