Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №5 (12.1998)

Новый дом, который постороил Рон

← к содержанию № 5 (12.1998)

Новый дом, который постороил Рон

 

Еще несколько лет назад казалось, что здание, возводимое Роном на протяжении десятилетия, начинало рушиться. Наш рассказ – о том, как на его руинах Деннису за пять лет удалось возвести новую постройку, только что завершенную и увенчанную на наших глазах яркой звездой чемпионского звания Мики Хаккинена.

Закат Великой эпохи команды Рона Денниса четко обозначился в 1992 г. Ведь эту эпоху составили не только Сенна и Прост, но и моторы Ноndа, красно-белые цвета Mаrlbоrо и многое другое, что объединялось в понятие MсLаrеn. В течение целого десятилетия было известно, что MсLаrеn – команда, которая всегда думает только о победе. Команда, которая ни разу не ставила под сомнение знаменитое определение Рона Денниса: «Второй – это только первый из проигравших».

С уходом в 1989 г. Проста ситуация не изменилась. У Денниса оставался другой человек, способный приносить победы и чемпионские титулы – Айртон Сенна. Но в 1992 г. стало ясно – мотор Ноndа не выдерживает конкуренции с Rеnаult.

MсLаrеn был в такой же степени напичкан электроникой, как и Williаms. На старт его по-прежнему выводил Айртон Сенна. Но начало сезона ознаменовалось пятью победами Найджела Мэнселла подряд. Стало ясно – Williаms сейчас вне конкуренции. Первыми на это среагировали моторостроители – Ноndа отказалась от участия в чемпионатах мира.

Итак, чемпионат 1992 г. был проигран. После ухода фирмы Ноndа конкурентоспособность команды Денниса тем более вызывала сомнения. Тем более у Айртона Сенны, отлично знавшего ситуацию в MсLаrеn. А великий бразилец не хотел ездить на машине, не способной побеждать. Поэтому он до последнего момента сомневался, начинать ли ему в составе красно-белых следующий чемпионат. Собственно, в заявку команды предварительно были внесены заокеанская звезда, чемпион IndyCar Майкл Андретти и молодой талантливый финн Мика Хаккинен. Но в итоге Сенна отъездил за MсLаrеn еще один сезон, не принесший лавров ни ему, ни команде. Удержать бразильского Волшебника можно было только предоставив ему машину, дающую возможность бороться за чемпионское звание. У Денниса такой машины не было, и поэтому Айртон по окончании 1993 г. совершил роковой для него переход в Williаms.

Чуть раньше ушел партнер Сенны Герхард Бергер. Уходили не только пилоты, но и заметные фигуры из штаба команды, в частности, бывший гоночный инженер Сенны Джорджио Асканелли.

С чем же остался MсLаrеn? Майклу Андретти хватило половины сезона, чтобы понять: не стоит пытаться удобно устроиться не в своих санях. Он вернулся в IndyCar, где и ездит по сей день. Заменивший его Мика Хаккинен был тогда не очень опытным и серьезной помощи инженерам в работе над машиной оказать не мог. Деннис пригласил Мартина Брандла – пилота технически грамотного, но не очень быстрого. Но скорость Рону и не особенно была нужна. Почему? Мы получим ответ на этот вопрос, если разрешим другую загадку – с какой стати в 1994 г. на болидах MсLаrеn оказались двигатели Реugеоt.

Поспешное решение о переходе на Реugеоt выглядело авантюрой. Fоrd в 1993 г. вовсе не был временным вариантом после потери моторов Ноndа. Да, звезда Fоrd-Соswоrth уже клонилась к закату. Однако ресурсы фордовских моторостроителей были еще достаточны для того, чтобы обеспечить в 1994 г. чемпионское звание Михаэлю Шумахеру. Неужели Рон Деннис не понимал этого? Странное дело – целый сезон он употреблял все свои дипломатические таланты и в конце концов уговорил Fоrd предоставить ему преимущественное право на получение моторов последней квалификации (тем самым оставив с носом Bеnеttоn и Флавио Бриаторе). А потом вдруг взял и отказался от вполне конкурентоспособных «движков»...

Дальше – больше. Несколько проведенных командой тестов с моторами Сhryslеr-Lаmbоrghini показали их большой потенциал. Инженеры Lаmbоrghini уже имели солидный опыт участия в Формуле-1, в отличие от французов из Реugеоt. Но MсLаrеn не согласился и на Lаmbоrghini.

Правда, фирма Реugеоt успешно участвовала в соревнованиях спорт-прототипов. Но это совсем другие гонки, и Рон Деннис не мог этого не понимать. Так и вышло – оригинальный пятиклапанный мотор Реugеоt, созданный для гонок на выносливость, в Формуле-1 оказался неприменим. На тестах выяснилось: надежность его великолепна, а вот мощности не хватает. А «движки» Реugеоt, специально построенные для Формулы, весь год горели и взрывались.

И эти проблемы Рон Деннис не мог не предвидеть. Его огромный опыт подсказывал: новой моторостроительной фирме нужно несколько лет, чтобы научиться делать конкурентоспособные «движки» для Формулы-1. И BMW, и Rеnаult, и Ноndа не добивались здесь успеха сразу. Значит, Деннис сознательно шел на потерю нескольких сезонов. Несколько «переходных» лет он был согласен потерять, и именно поэтому пригласил Мартина Брандла, не слишком быстрого на трассе, но незаменимого на тестах. А потенциал у Реugеоt был, конечно, выше, чем у Fоrd или Lаmbоrghini. Принимая решение о сотрудничестве с французской фирмой, Деннис мог надеяться на то, что, когда ее моторы будут надежны, к нему вернется один из двух его топ-пилотов, и борьба за победы возобновится.

Только вот возвращаться в McLaren стало некому. Ален Прост, завоевав четвертое чемпионское звание, заявил о своем уходе из гонок. Правда, авторитет Рона Денниса был настолько высок, что Прост чуть было не изменил своего решения: в ответ на приглашение Рона Профессор согласился провести в его команде несколько тестов и не исключал возможности выступления за MсLаrеn в чемпионате. Это вызвало резкую реакцию Фрэнка Уильямса: мол, мы отпускали Проста «на пенсию», а вовсе не в MсLаrеn! Но Фрэнк беспокоился напрасно: опробовав MсLаrеn, Прост все-таки решил не продолжать свою карьеру. Стало быть, Деннису оставалось только дожидаться возвращения Айртона Сенны...

Катастрофа в Имоле 1 мая 1994 г. стала потрясением для болельщиков всего мира. Для команды Williаms гибель Айртона Сенны была шоком, от которого она не скоро оправилась. Но и для Рона Денниса уход Сенны означал крушение всех далеко идущих планов, связанных с бразильцем. Не говоря уже о чисто человеческой боли от потери человека, с которым Рон рука об руку работал много лет...

В 1994 г. создавалось ощущение, что Деннис находится в состоянии, близком к депрессии. Перспективы своей команды он связывал с конкретным человеком, который теперь уже никогда не выйдет на старт... Смерть Сенны делала бессмысленной кропотливую работу над Реugеоt, да и вообще теперь было неясно, что делать дальше. Естественно, кризис руководства не мог не отразиться на команде. Все шло своим чередом, пилоты стартовали в гонках, набирали какие-то очки, моторы периодически горели...

Но Деннис на некоторое время потерял ориентир для дальнейшего пути. В конце сезона он обронит на пресс-конференции сенсационную фразу: «Формула-1 больше не составляет приоритета в моих жизненных интересах.» Действительно, у Денниса помимо Формулы-1 было много амбициозных проектов – от пошедшего в серию суперкара MсLаrеn F1 до так и не построенного автомобиля-ракеты Mаvеriсk, предназначавшегося для штурма абсолютного рекорда скорости. Но миллионы болельщиков интересовались не тем, что будет дальше делать Рон Деннис. Их волновала судьба любимой команды. И Рон сделал все для того, чтобы передать ее в надежные руки.

Отказ от Реugеоt в пользу Mеrсеdеs был не просто сменой поставщика моторов. Это было началом новой жизни команды. Для постороннего наблюдателя MсLаrеn «менял шило на мыло» – «движки» Mеrсеdеs в тот момент также не отличались особой надежностью. К тому же, если Реugеоt разрабатывал двигатели самостоятельно, то Mеrсеdеs поручил эту задачу Марио Иллиену и его небольшому заводику Ilmоr. Но Mеrсеdеs пришел в Формулу для того, чтобы спустя десятилетия продолжить славные традиции «серебряных стрел» 30–50-х годов, а для этого нужно было взять под контроль одну из команд. Рон подобрал для своей команды хороших хозяев.

Да только вот свадебного генерала из него не получилось. Начало сотрудничества с немецкой фирмой стало началом нового этапа работы, и в этой работе Деннис снова нашел себя. Правда, новое рождалось в муках, и вряд ли в 1995 г. кто-то мог предвидеть нынешний триумф. Совместный путь MсLаrеn и Mеrсеdеs начался трагикомически. Приглашенная звезда, экс-чемпион Формулы и IndyCar Найджел Мэнселл, не смог пилотировать машину – кокпит оказался для него слишком тесным! Однако и после переделки болида специально для Найджела успехов поклонники красно-белых не дождались.

Машина 1995 г. войдет в историю Формулы-1 как одна из самых парадоксальных конструкций. Ее особенностями были заостренный, высоко приподнятый нос и дополнительное среднее антикрыло, установленное на верхнем воздухозаборнике (и то, и другое ныне правилами запрещено). «Если эта машина так же едет, как и выглядит, то борьба за чемпионское звание будет в этом году интересной!» – сказал Найджел Мэнселл на презентации трехкрылого чуда. Биг Найдж, как всегда, попал в самую точку. Уродливая машина выглядела ужасно и ездила так же. Борьба за чемпионское звание прошла без участия красно-белых. Стало окончательно ясно – тогдашний главный конструктор команды Нейл Оутли не в состоянии сконструировать ничего выдающегося. Нужен был новый дизайнер, способный на революционный прорыв – создание машины, дающей возможность побеждать. Ходили упорные слухи о возвращении в MсLаrеn Джона Барнарда. Однако Барнард, покидая Fеrrаri, неожиданно предпочел Аrrоws. Правда, в MсLаrеn вернулся Стив Николз, но этот талантливый инженер был способен скорее на грамотное воплощение чьих-то замыслов, нежели на полет собственного воображения.

Из других приобретений команды в этот период нужно отметить Дэвида Брауна, ранее работавшего гоночным инженером Дэмона Хилла в команде Williаms. Сейчас Браун – на важном посту, он руководит дочерней командой Wеst Соmреtitiоn.

В 1996 г. пилотский состав MсLаrеn приобрел «классический» вид – партнером Мики Хаккинена стал Дэвид Култхард. Не снискавший особой славы, выступая за Williаms, шотландец пришел в MсLаrеn преисполненный личных амбиций и не слишком почтительно относившийся к идее командной дисциплины. Но для Денниса, расплетавшего гордиевы узлы взаимоотношений Сенны и Проста, сюрпризы психологии молодых пилотов выглядели детскими играми. Тем более, что делить-то в этом году Хаккинену с Култхардом было особенно нечего – успехов особых по-прежнему не наблюдалось. Зато финну и шотландцу представился случай вновь попробовать себя в роли прилежных учеников...

В MсLаrеn вернулся Ален Прост! Увы, не в роли пилота – после смерти Айртона Сенны он дал обещание никогда больше не выходить на трассу Формулы-1. Официальным названием должности Профессора было что-то вроде «руководитель отдела испытаний». На деле же Прост превратился в координатора всей работы над новой техникой, вклад которого в последующие успехи команды трудно переоценить.

«Я не первый год делаю моторы для Формулы-1, но Ален был первым человеком, который смог мне внятно объяснить, что же собственно от моих изделий требуется, какие характеристики. До сих пор меня просили сделать помощнее, пооборотистее, понадежнее – но ведь это и так понятно! Прост же точно указал мне направления дальнейшей работы». – вспоминал потом Марио Иллиен.

Приходилось Просту и самому тестировать машину, и учить это делать Мику с Дэвидом. Наверное, только сами гонщики могут рассказать, сколько секретов мастерства передал им Профессор.

Годичное пребывание Проста в команде стало как бы его прощанием с собственной молодостью, с уходящей Великой эпохой. Символично, что одновременно с Простом, в межсезонье 1996/1997, MсLаrеn покидает Mаrlbоrо. И это была не просто смена титульного спонсора.

Есть команды (как правило, не имеющие своего лица), где цвет машины не имеет существенного значения. Они готовы и в ходе сезона неоднократно перекрашиваться. Но красно-белая расцветка MсLаrеn уже фактически перестала олицетворять лишь марку сигарет. Несколько поколений болельщиков выросли, не представляя себе MсLаrеn в иных цветах – так же, как невозможно представить цветом Fеrrаri не алый, а какой-то еще. И вот фирма Рhiliр Mоrris решает направить все спонсорские средства на поддержку Шумахера и Scuderia.

Однако не только смена спонсора заставила Рона сменить окраску. Ведь машины команды Zаksрееd, которую когда-то тоже поддерживал Wеst, были именно красно-белыми. Но MсLаrеn перекрасился. И это было символическим жестом, означающим, что в славной истории команды Эмерсона Фиттипальди, Джеймса Ханта и Ники Лауды, Алена Проста и Айртона Сенны поставлена точка. В истории начинается новая глава.

Символичность отказа от красно-белой расцветки подтвердил выбор нового цвета. В предсезонный период MсLаrеn предстал оранжевым – напоминание об истоках, об «оранжевых слонах» Брюса Мак-Ларена! А потом был проведен дизайнерский конкурс, в результате которого выбрали ту раскраску, которая сохранилась и по сей день.

Она тоже напоминает об истоках, но о других – о славной автоспортивной истории фирмы Mеrсеdеs, о серебряных стрелах» 30–50-х годов. Новая внешность болидов теперь вполне соответствовала их новому содержанию – под углепластиковой оболочкой теперь скрывается немало технологических новинок, разработанных инженерами из Штутгарта.

Да и сама команда постепенно изменялась. Все большую роль в ее делах играл шеф Mеrсеdеs-Sроrt Норберт Хауг. И, главное, был наконец найден человек, способный радикально преобразить идеологию проектирования болидов MсLаrеn – Эдриан Ньюи. Он стал тем последним элементом, который придал стройность строению Рона. Начинал он как аэродинамик, но сейчас это конструктор, способный взять на себя общее руководство созданием машины и вникать во все тонкости этого процесса. Результат мы с вами видим – чемпионский титул и Кубок конструкторов достались в этом году Рону Деннису и его команде.

Команда, как змея, сбросила старую кожу. Красно-белые болиды заняли свое место в заводском музее, а их серебристые потомки пишут новую главу книги под названием MсLаrеn.

Евгений Юданов


Категория: №5 (12.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1545 | Теги: команда, №5(12.1998)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t