Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №5 (12.1998)

Скользкий момент

Скользкий момент

 

Долгие годы одной из самых сложных характеристик для контроля автомобиля Формулы-1 оставался клиренс – величина зазора между плоским днищем болида и поверхностью трассы. Этот параметр оказывает весьма существенное влияние на величину прижимной аэродинамической силы, от которой в свою очередь зависит скорость машин Ф-1. Ведь даже после полного запрещения «граунд-эффекта» в его классическом виде (профилированное днище), конструкторы нашли возможность почти полностью компенсировать потерю аэродинамической силы, опустив плоское днище ближе к земле. Чем меньше дорожный просвет, тем меньше воздуха проникает под днище автомобиля. В результате неравномерного распределения воздушных потоков на больших скоростях под днищем образуется разрежение. Автомобиль будто присасывается к дорожному полотну.

Стремясь уменьшить прижимную силу и тем самым снизить скорости болидов Ф-1 до разумных пределов, FIA пришла к выводу о необходимости увеличения минимального дорожного просвета. Но контролировать этот параметр в условиях гонки оказалось, мягко говоря, затруднительно. Однако решение было найдено. Под днищем автомобилей Ф-1 крепится специальная доска скольжения, изготовленная из прессованной и подвергнутой специальной пропитке древесины. Теперь конструкторы могут делать посадку своих машин сколь угодно низкой, но если износ доски скольжения после гонки окажется больше 10% первоначальной толщины, болид будет неминуемо дисквалифицирован. Именно из-за этого в 1994 г. был лишен победы в Бельгии Михаэль Шумахер, что едва не стоило ему первого чемпионского титула. Ниже мы предлагаем вниманию читателей выписку из Технического регламента, касающуюся размеров и способа крепления доски скольжения.

Технический регламент чемпионата мира Формулы-1

Статья 3. Размеры корпуса и габариты автомобиля

3.12. Размеры частей корпуса, расположенных лицевой стороной к поверхности земли (приводится часть текста, касающаяся доски скольжения)

Ниже частей корпуса, образующих днище болида (базовую плоскость), должна располагаться прямоугольная доска скольжения. Эта доска может состоять более, чем из одной детали, но при этом должна:

а) в продольном направлении тянуться от заднего края полностью снаряженных передних колес до центральной линии задних колес;

б) быть изготовленной из однородного материала с удельной плотностью от 1,3 до 1,45;

в) иметь ширину 300 мм с допуском +/-2 мм;

г) иметь толщину 10 мм с допуском +/-1 мм;

д) иметь однородную толщину перед установкой на автомобиль;

е) не иметь иных отверстий и прорезей, кроме тех, что необходимы для установки на автомобиль, и тех, которые используются для измерения толщины;

ж) иметь шесть отверстий, расположенных таким образом, что их толщину можно измерить в любой момент. Эти отверстия должны иметь 50 мм в диаметре и располагаться в соответствии со схемой 1.

Для того, чтобы обеспечить соответствие измерений до и после использования, толщина доски должна измеряться только в этих отверстиях;

з) иметь не более десяти крепежных деталей, каждая площадью не более 20 кв. см, утопленных в уровень с нижней поверхностью. Любые другие крепежные детали должны быть минимум на 1 мм выше нижней поверхности;

и) закрепляться симметрично относительно осевой линии автомобиля таким образом, чтобы воздух не проходил между доской и поверхностью, образованной частями корпуса, лежащими на базовой плоскости.

Нижняя кромка периферийных частей доски может быть стесана под углом 30° на глубину 8 мм, при этом задняя кромка может быть стесана на расстоянии 200 мм на глубину 8 мм.


Категория: №5 (12.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1415 | Теги: От А до Я, №5(12.1998)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t