Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №5 (12.1998)

Таможня

Таможня

 

«В Формуле-1 контролеры FIA – все равно, что таможня или налоговая инспекция. – В глазах Рона Денниса вспыхнул волчий блеск. – Во время гоночного уик-энда они могут вторгаться в ваши владения, когда захотят». Шеф команды McLaren абсолютно прав. Но между контролерами FIA и налоговой инспекцией все-таки есть одно существенное различие: для команд Формулы-1 вопрос состоит не в том, придут ли они, а в том, сколько раз на день они объявятся.

Место действия – пит-лейн автодрома им. Жиля Вильнева в Канаде. Время – четверг накануне Гран При. Отряд официальных представителей FIA появляется в боксах McLaren, где три мерцающих MP 4/13 стоят в полной готовности к грядущим битвам. Но до того, как эти машины сделают хотя бы круг по автодрому, представители спортивных властей подвергнут их самой тщательной проверке на соответствие всем многочисленным пунктам правил, касающихся безопасности. И это только малая часть непрерывного процесса проверок, который должен гарантировать, что каждый из соревнующихся автомобилей в любую секунду во время свободных заездов, квалификации или собственно гонки полностью соответствует правилам.

Методы контроля значительно изменились за годы существования Формулы. Тридцать лет назад механики могли легко привести автомобиль в соответствие с ограничениями по высоте, просто присев на заднее антикрыло. Сходили с рук и другие уловки, вроде залитых под завязку масляных баков в целях утяжеления болида до необходимого минимума. Теперь все эти «маленькие хитрости» остались в прошлом. Контролеры FIA под руководством Чарли Уайтинга, главы Технического департамента FIA, и Технического делегата Джо Бауэра начинают с проверки каждого пункта, который может повлиять на безопасность автомобиля. Хотя конструкции всех болидов 1998 г. уже получили зеленый свет со стороны FIA во время предсезонных крэш-тестов, контролеры проверяют, не подверглись ли носовые секции MP 4/13 модификации и остались ли задние противоударные структуры в том виде, в каком они проходили испытания (если в конструкции были внесены изменения, они должны быть снова рассмотрены FIA). Затем контролеры проверяют горловину топливного бака, привязные ремни и огнетушители перед тем, как перейти к осмотру задних огней и прочего оборудования, имеющего отношение к безопасности.

Уже на этой стадии имеет смысл убедиться, что размеры автомобиля соответствуют регламенту. Даже во время неофициальных тренировок болиды должны, согласно недвусмысленным требованиям FIA, полностью соответствовать правилам. Команды могут по собственному желанию пригнать свои машины в зону контроля, чтобы самостоятельно измерить их с использованием оборудования, которое будет применяться во время официальных заездов.

Зона контроля открывается в 7.30 утра и завершает свою работу в 19.30 вечера каждый день во время Гран При. В это время любая команда может проверить свой автомобиль на соответствие правилам, используя оборудование FIA. В 19.30 вечера позади последнего автомобиля в очереди на проверку выставляется специальный знак, объявляющий, чтобы никто больше не занимал очереди до следующего утра.

Пятница. Трио MP 4/13 толкают по пит-лейн в направлении контрольной зоны для проверки перед официальной тренировкой. Автомобили закатывают на специальные весы для того, чтобы проверить их на соответствие ограничению минимального веса в 600 кг. Одновременно под днищем болида поднимается плоская платформа, образуя «базовую поверхность», относительно которой проводятся все измерения геометрии автомобиля. Что касается двигателя, FIA, не имея возможности проверять каждый двигатель во время каждой гонки, контролирует размеры цилиндров и ход поршней на соответствие 3-литровому ограничению рабочего объема очень редко. В прошлом контролеры FIA использовали для этого специальные инструменты, которые вставлялись в отверстия для свечей. В настоящее время вместо этого три или четыре раза за время каждой серии заездов контролеры опечатывают произвольно выбранный двигатель с тем, чтобы детально исследовать его при разборке на заводе-изготовителе в присутствии технических представителей FIA.

Каждый гонщик во время тренировок или квалификации знает, что его автомобиль в любой момент может подвергнуться выборочной проверке, которая может включать в себя, например, взятие образцов топлива. Эти образцы подвергаются газохромотографическому анализу, результаты которого сравниваются с «отпечатками пальцев», взятыми FIA накануне сезона.

Не менее жесткую позицию контролеры занимают по отношению к компьютерным системам, являющимся неотъемлемой частью современного автомобиля Формулы-1. Представители FIA уверены, что сомнения, касающиеся способности спортивных властей контролировать эту в высшей степени специфическую область технологии, совершенно необоснованны. Все программное обеспечение, применяемое командами, предоставляется на проверку в FIA заранее. Специалисты исследуют его на уровне первичных кодов, чтобы убедиться, не выполняют ли программы каких-либо недозволенных функций, вроде запрещенного трэкшн-контроля, и делают копии. В дальнейшем, в любое время в течение гоночного уик-энда, представители FIA могут остановить любой автомобиль на пит-лейн и потребовать, чтобы его программное обеспечение было «выгружено» в их компьютер для проверки байт за байтом на соответствие ранее сделанной копии. Процедура занимает всего несколько минут, однако и это может нарушить ход работ по настройке автомобиля.

«В пятницу один из контролеров FIA появился в нашем боксе и попросил переписать наше программное обеспечение для очередной проверки, – рассказывает руководитель одного из подразделений McLaren Стив Халлам. – Нашей первой реакцией было, естественно: «О, нет! Только не сейчас! В самый разгар тренировки!» Справедливости ради надо сказать, что он согласился подождать до конца заездов, но настоял на своем присутствии в боксе до этого времени. Разумеется, он имел на это полное право. Когда у вас конкурентоспособный автомобиль, вы должны ждать, что проверки будут довольно частыми, и, поверьте мне, так всегда и происходит».

Другой «помехой» в работе команды может стать выборочное взвешивание на пит-лейн. Компьютер FIA с помощью генератора случайных чисел выбирает один из четырех автомобилей, въезжающих на пит-лейн. Он может выдать, например: «Взвесить третий прибывающий автомобиль». Это исключает какую-либо предвзятость, поскольку никто не может заранее знать, какой автомобиль во время тренировок или квалификации окажется третьим на пит-лейн в момент выбора.

Все это, однако, имеет те последствия, что какой-нибудь автомобиль может проехать одну, две и даже три гонки без единой проверки. Вместе с тем, другую машину проверят три раза за одну серию заездов. Естественно, что гонщики приближаются к въезду на пит-лейн не без некоторого трепета.

В заключение хочется рассказать об одном случае, иллюстрирующем всю тонкость работы контролеров FIA. В 1992 г. Герхард Бергер выиграл на McLaren MP 4/7 Гран При Канады. Во время предварительной инспекции сразу после гонки обнаружилось, что заднее антикрыло автомобиля имеет высоту на самом верхнем пределе допустимого правилами значения. В те времена FIA еще не располагала столь точными, как сейчас, инструментами для измерения размеров автомобиля. Болид Бергера измеряли в трех разных местах пит-лейн, после чего откатили его в один из боксов для подробнейшего, сантиметр за сантиметром, исследования. Только после этого он был признан соответствующим правилам.

Этот эпизод вообще характерен для современной Формулы-1: жесткие рамки правил и ограничений, в которые зажаты конструкторы, заставляют их до предела использовать оставшиеся возможности и максимально увеличивать потенциал автомобиля, стараясь по возможности не привлекать внимания вездесущих контролеров FIA. Разумеется, никто не хочет нарушать законы, но поневоле все стремятся к этому.

Ник Льюис


← к содержанию № 5 (12.1998)

Категория: №5 (12.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1393 | Теги: От А до Я, №5(12.1998)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t