Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №63 (10.2003)

Узкое место «расширенного» толкования


Узкое место «расширенного» толкования

 

Противостояние шинных компаний Michelin и Bridgestone стало одной из главных интриг сезона-03. Поэтому не удивительно, что в самый напряженный момент чемпионата эта интрига обернулась скандалом.

Через несколько дней после ГП Венгрии команды, использующие резину Michelin, получили от Международной автомобильной федерации (FIA) уведомление о том, что отныне ширина передних шин будет измеряться не только до старта, но и после финиша. Автором взволновавшего «лагерь» Michelin письма стал директор гонок Чарли Уайтинг. А «наводку» ему дала, естественно, Ferrari, чьи покрышки Bridgestone в большинстве гонок нынешнего сезона оказывались слабее продукции Michelin. Пытаясь наверстать отставание от конкурентов, японские шинники не только совершенствовали свои покрышки, но и - в полном соответствии с нравами Ф-1 - искали, где же Michelin жульничает. В Будапеште эти поиски наконец дали результат: после гонки некий фотограф-японец, видимо, движимый патриотическими чувствами, принес в моторхоум Bridgestone разоблачительные фотографии. Как утверждается, на них было невооруженным глазом видно, что изношенные шины Michelin гораздо шире, чем новые. Bridgestone и Ferrari решили не затевать скандал прямо на «Хунгароринге», а обратились к FIA за разъяснениями.

Пункт «С» статьи 77 Спортивного регламента Формулы-1 в частности гласит: «Ширина протектора передних шин не должна превышать 270 мм. <...> Соответствующие измерения производятся на установленной на колесный диск шине при давлении 1,4 атмосферы». О том, когда именно производятся эти измерения - до установки колеса на машину, после этого или после того как покрышка списывается в утиль, - правила умалчивают. Этой лазейкой и воспользовались в Michelin.

Вот как объясняет секрет «расширяющихся» французских покрышек технический директор Ferrari Росс Браун: «Все дело в конструкции боковых стенок: в верхней части они имеют ступеньку, отделяющую протектор от основной части шины. Достаточно проехать несколько кругов, чтобы эта ступенька стерлась, и в результате протектор становится шире. По нашим расчетам, ширина покрышки увеличивалась на 10-15% и выходила за дозволенные рамки».


В чем же преимущество более широких передних покрышек? «Машина увереннее тормозит, лучше держит траекторию в поворотах, можно использовать более мягкую резину», - поясняет Браун. Именно этим и объясняется сенсационное отставание Ferrari на медленном «Хунгароринге». «Мы долго гадали, почему в Williams так часто не меняли передние колеса на пит-стопах, - говорит Браун. - Они просто ездили на шинах, на которых ездить нельзя».

Если для Брауна, Ferrari и Bridgestone все было очевидно, то в противоположном «лагере» царило полное недоумение. Или, что более вероятно, там изображали полное недоумение. «Мы не видим четкого критерия для измерения «пятна контакта», ведь в процессе движения покрышка контактирует, например, с бордюрами, и этот контакт происходит на уровне середины ее вертикальной стенки, - рассуждали в Michelin. - Между прочим, FIA в письменной форме признала наши передние шины «соответствующими регламенту Формулы-1». Мы используем одни и те же формы для изготовления покрышек с 2001 года».

Спортивный директор Michelin Пьер Дюпаскье был более прямолинеен: «Они хотят, чтобы мы сделали новые шины? К Гран При Италии? Но это невозможно! На следующий год - пожалуйста. Но сейчас - никак. С таким же успехом они могли бы попросить команды за неделю сделать двигатель меньшего объема».

Но бравурные заявления француза были не более чем блефом. С «расширяющимися» покрышками все «мишленовские» команды рисковали быть дисквалифицированными за нарушение регламента. И Michelin пришлось отправить в утиль уже изготовленные покрышки для тестов в Монце на первой неделе сентября и в спешном порядке делать новые, более узкие. В Клермон-Ферране так спешили, что даже не стали наносить на шины свои логотипы: в Монце на автомобилях McLaren, Williams, Renault, Jaguar и Toyota стояли «безымянные» покрышки.

Надо сказать, что команды в сложившейся ситуации продемонстрировали удивительное спокойствие, полностью доверившись Michelin. И французские шинники не подкачали: по утверждениям представителей Williams и Renault, узкие передние покрышки оказались даже чуть лучше прежних, широких. Правда, лучшее время по итогам четырехдневных тестов все-таки показал Михаэль Шумахер на «обутой» в Bridgestone Ferrari.

Но «лагерь» Michelin больше волновали не результаты тестов, а то, соответствуют ли новые шины требованиям регламента и можно ли их использовать в гонках. Чтобы выяснить это, шеф McLaren Рон Деннис пригласил на базу команды в Уокинге своего коллегу Фрэнка Уильямса, представителя Michelin и всесильного Чарли Уайтинга. Последнему были предъявлены две покрышки Michelin: абсолютно новая и прошедшая солидный километраж на тестах в Монце. Тщательно изучив новую модель шин, эксперты FIA вынесли положительный вердикт: «Они будут соответствовать регламенту и до, и после использования. Мы считаем это дело закрытым, чемпионат может продолжаться с равными условиями для всех команд».

То есть, до этого условия были не равными? - удивится сторонний наблюдатель. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, как не существует в реальной жизни абсолютно белого и абсолютно черного цветов. На первый взгляд, Michelin действительно использовала шины, не совсем соответствующие требованиям регламента. Но ведь в регламенте имеется явная лазейка: о процедуре измерения ширины покрышек там нет ни слова. В современной Формуле-1 умение изобретательно и с выгодой для себя интерпретировать положения строгих правил - один из способов добиться успеха, и способ вполне законный. «Жаль, что команды, использующие покрышки Michelin, не проконсультировались с нами, как только узнали об увеличении ширины протектора по мере износа», - несколько наивно говорит FIA. Конечно, в «лагере» Michelin вряд ли признаются, что сознательно сделали такие «хитрые» шины, - зачем брать вину на себя в столь щекотливой ситуации? Тем более что если подходить к вопросу неформально, то виновата в происшедшем и Федерация, из-под пера которой вышел регламент.


Теоретически у Ferrari аж до 30 ноября есть возможность опротестовать результаты всех прошедших гонок на том основании, что «мишленовские» команды использовали запрещенные шины. Но, во-первых, в самой FIA признают, что найти хоть какие-нибудь реальные улики будет крайне сложно. Во-вторых, если Ferrari таким образом надеется выиграть чемпионат, то это будет, наверное, не самый эффектно завоеванный титул в истории «королевы автоспорта». «Если мы начнем переиначивать результаты прошедших гонок, то собственными руками уничтожим репутацию всей Формулы-1», - убежден технический директор Williams Патрик Хед. Впрочем, он в этом споре лицо явно заинтересованное.

Максим Бордунов

Куда смотрела Ferrari?

Вся эта история заставляет задаться еще одним очевидным вопросом: а почему же Bridgestone не сделала для Ferrari такие же «расширяющиеся» шины? Считается, что аэродинамика автомобиля F2003-GA просчитана и оптимизирована гораздо тщательнее, чем у «мишленовских» команд. «Рисуя» эту машину, конструкторы Scuderia решили сделать передние колеса узкими, чтобы снизить сопротивление воздуха и упорядочить воздушные потоки. По некоторым данным, ширина передних покрышек Bridgestone в этом году составляет всего 220 мм, в то время как Michelin использовала отпущенные регламентом 270 мм по максимуму. И даже чуть больше.

Категория: №63 (10.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 739 | Теги: №63(10.2003), тема
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t