Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №63 (10.2003)

Вершина эволюции

Вершина эволюции

 

Автомобилями те устройства, которые выходят на старт гонок Формулы-1, называют, скорее, по привычке. На самом деле это сверхдорогие продукты высоких технологий со сроком службы в несколько часов, имеющие крайне мало общего с теми машинами, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Здесь, куда, как говорится, ни плюнь - очередное ноу-хау или революционное техническое решение. Потребовавшее на свою разработку несколько сотен тысяч и, как правило, совершенно бесполезное за пределами гоночных трасс. Одним словом, автомобиль (традиции - великая сила!) Формулы-1 - вершина эволюции. И его отдельные узлы и агрегаты, разумеется, тоже.

Одним из наглядных подтверждений изложенной выше теории можно считать используемое в Ф-1 рулевое колесо. Оно весит всего 700 граммов, сделано из углеволокна и буквально напичкано электронными устройствами. С помощью «баранки» гонщик может изменять десятки параметров настройки автомобиля прямо по ходу гонки. Поделиться некоторыми секретами обращения с этим устройством согласился пилот команды Renault Ярно Трулли: «Прежде всего, поскольку руль - важнейший орган управления автомобилем, мы принимаем непосредственное участие в его проектировании. Он просто не может быть неудобным, ведь когда несешься со скоростью 300 км/ч, любое неправильное действие может иметь печальные последствия. Я использую руль инстинктивно, примерно так, как пианист-виртуоз клавиши во время концерта - ни разу не взглянув на них». Итак, вот из чего состоит «баранка» на машинах французской команды:

1. Этой кнопкой можно отключить противобуксовочную систему на первой передаче. Например, чтобы стартовать с дымом из-под колес. Применяется, когда нужно быстро развернуться на трассе после ошибки, вроде той, что Ярно допустил в Малайзии ’03.

2. Кнопка разблокировки дифференциала. Если гонщик хочет изменить его настройки для лучшей реализации мощности двигателя, эту операцию можно осуществить при помощи кнопок 2 и 10, а также тумблера 6.

3. Нажав на эту кнопку, можно по очереди выводить на ЖК-дисплей (9) самые разные данные о состоянии автомобиля. Если есть время, можно узнать очень много интересного - всего в памяти компьютера хранится более 700 различных параметров.

4. Система контроля старта. Нужно нажать один раз, чтобы активировать ее, и затем снова, когда погаснут стартовые огни. Потом на протяжении примерно четырех секунд гонщик практически полностью отстраняется от управления работой двигателя и трансмиссии.

5. Радиосвязь с командой. Одна из важнейших кнопок, поэтому она красная и расположена обособленно. Работает, как и прибор связи с машинистом в поездах метро: «Говорите при нажатой кнопке».

6. Тумблер регулировки чувствительности дифференциала. Можно выбрать один из четырех вариантов настройки. Дифференциал определяет, насколько могут отличаться скорости вращения задних колес в повороте. Чем он жестче, тем стабильней ведет себя машина и меньше изнашиваются покрышки. Если же позволить колесам вращаться с чуть разной скоростью, умелый гонщик сможет преодолеть поворот быстрее.

7. «Педаль» сцепления. Ярно пользуется одной из двух подрулевых клавиш в зависимости от угла поворота руля.

8. «Тахометр», отображающий обороты двигателя. По мере того, как мотор раскручивается, по одному загораются светодиоды (слева направо). Когда зажигается последний, пора переходить на более высокую передачу. Как правило, электроника делает это без участия пилота.

9. Жидкокристаллический дисплей. «Я обычно вывожу на него число оборотов двигателя, время последнего круга и номер включенной передачи, - говорит Трулли. - Но иногда я также поглядываю за различными температурами и давлениями. В квалификации также можно вывести на дисплей лучшее время, чтобы знать, выигрываешь ты или проигрываешь по ходу круга».

10. Эта кнопка блокирует дифференциал после изменения его настроек.

11. Кнопка перевода КП на нейтральную передачу. Используется во время пит-стопа.

12. С помощью этой кнопки можно менять чувствительность гидроусилителя руля. На трассах с множеством медленных поворотов требуется большая чувствительность рулевого управления, а на скоростных автодромах можно дать рукам чуть-чуть отдохнуть.

13. Обычно КП переключается «наверх» в автоматическом режиме. Если гонщик почему-либо хочет выполнять эту операцию самостоятельно, ему нужно нажать на эту кнопку.

14. Многофункциональный переключатель. С его помощью пилот может изменять самые разнообразные параметры, если возникнет такая необходимость. В частности, можно изменить баланс тормозов (BRK), состав воздушно-бензиновой смеси, поступающей в цилиндры (MIX), и многое другое.

15. Регулятор чувствительности противобуксовочной системы. «В зависимости от того, сколько топлива на борту и как сильно изношены шины, я выбираю один из запрограммированных вариантов настройки», - поясняет гонщик. Как правило, по ходу тренировок электроника настраивается таким образом, что система контроля тяги в разной степени помогает пилоту в отличающихся друг от друга поворотах.

16. Подрулевые клавиши переключения передач. Правая переключает КП вверх, левая - вниз. И та, и другая операция при желании может выполняться автоматически.

17. Еще одна очень важная кнопка - ограничитель скорости на пит-лейн. Также при ее нажатии открывается крышка люка, под которым скрыта заправочная горловина.

Фактически, в руках гонщиков находится уже не рулевое колесо, а весьма мощный компьютер, который, среди множества прочих функций, позволяет еще и поворачивать передние колеса. И только об одном порой жалеют гонщики - что в его центре не нашлось места для клаксона, а с помощью подрулевых переключателей нельзя помигать неуступчивым соперникам дальним светом фар. Что ж, и у эволюции есть свои недостатки.

Александр Кабановский

Технический регламент Формулы-1

Статья 10: Подвеска и рулевое управление

10.4 Рулевое управление

10.4.1 Любая рулевая система, управляющая более чем двумя колесами, запрещена.

10.4.2 Усилитель рулевого управления не может контролироваться электроникой или использовать электроэнергию в качестве источника питания. Эта система может использоваться лишь с целью уменьшения физической нагрузки на гонщика при управлении автомобилем.

10.4.3 Никакая часть рулевого колеса, колонки или деталь, установленная на них, не может находиться ближе к гонщику, чем плоскость, проходящая через переднюю кромку рулевого колеса.

10.4.4 Рулевое колесо, колонка и рулевой механизм должны выдержать испытания на безопасность, описанные в статье 16.5.

Статья 13: Кокпит

13.1 Пространство кокпита

13.1.4 Гонщик, одетый в гоночную экипировку и пристегнутый ремнями безопасности, должен быть в состоянии за 5 секунд снять рулевое колесо и покинуть кокпит, а за 10 - еще и установить колесо обратно.

После этого рулевая система должна сохранять работоспособность.

13.2 Рулевое колесо

Рулевое колесо должно быть оснащено быстросъемным механизмом, который приводится в действие при помощи фланца, установленного на рулевой колонке непосредственно позади колеса.

Категория: №63 (10.2003) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 762 | Теги: №63(10.2003), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t