Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №66 (01.2004)

Не у дел

Не у дел

 

Текст: Максим БОРДУНОВ

Жак Вильнев - чемпион мира - оказался никому не нужен! Как такое могло случиться? Канадец считает, что ему известен ответ

Противостояние

«Нужно было уходить из BAR, как только команду возглавил Дэвид Ричардс, - указывает Жак на своего главного врага. - Он сделал мою жизнь невыносимой, день за днем он планомерно уничтожал меня. Его устами команда говорила обо мне только плохое. В конечном итоге ему удалось убедить весь паддок в том, что я ни на что не годен. Они убедили в этом даже Берни Экклстоуна! Когда я обратился к нему за поддержкой, то он сказал мне, что я плохо выполняю свои обязанности в команде и мне нужно изменить свое отношение к делу. Я был не в силах противостоять этому натиску».

Если верить Вильневу, этот неравный бой длился на протяжении последних двух лет. Однако, когда у руля BAR вместо близкого Жаку Крейга Поллока встал Ричардс, чемпион мира 1997 года был уверен, что тяжелые времена начинаются для кого угодно, только не для него самого. «Я очень доволен своими отношениями с Дэвидом Ричардсом, его приход - это хорошая встряска для всей команды, - говорил тогда Жак. - Многие тут слишком расслабились, а ведь никаких достижений как не было, так и нет. Теперь каждый поймет, что если ты не справляешься со своей работой, то тебя попросят на выход». Таким образом Вильнев выразил свое недовольство командой, которая не могла обеспечить его - чемпиона мира! - достойным автомобилем. О том, что проблемы могут начаться у него самого, канадец и не думал. Хотя неуверенность в будущем посещала его уже тогда. «После четырех безрезультатных сезонов меня вряд ли ждут с распростертыми объятиями где-то еще», - признавал он. Но еще надеялся на лучшее: «Я все-таки хочу добиться успеха вместе с BAR».

Тем же самым - поиском дороги к успеху - занялся и Дэвид Ричардс. Заглянув в бухгалтерские ведомости BAR, британец (сам в прошлом бухгалтер) обнаружил напротив имени Вильнева сумму в 20 миллионов долларов - такой была его годовая зарплата. «Конечно, услуги Жака должны оплачиваться высоко, в соответствии с его достижениями в Ф-1, - рассуждал Ричардс. - Но, как руководитель команды, я не могу не задаться вопросом: почему у нас есть пилот такого высокого уровня, но нет столь же конкурентоспособного автомобиля?» Как человек, который отвечает за результаты выступлений BAR, Дэвид имел полное право по-своему видеть стратегию развития команды. И он видел ее в том, чтобы вложить больше денег в работу над машиной, которая оставляла желать много лучшего. Как человек, чья компания Prodrive несколько лет назад построила чемпионские раллийные машины Subaru, он был уверен в правильности своего подхода. Но не учел «политический фактор»...

Когда пресса донесла рассуждения Ричардса до ушей Вильнева, тот сразу же воспринял их как попытку ущемить его права. «Эти разговоры действуют мне на нервы, он не работает тут и полсезона, а я вкалываю уже четыре года, с его стороны нечестно ставить меня в такое положение, - возмутился Жак. - Хотел бы я знать, что представляла бы из себя эта команда, если бы я не согласился выступать за нее тогда, в 1999 году». Замечание, безусловно, справедливое. Но Ричардса это мало волновало, потому что он решил превратить BAR в другую команду, лишив Вильнева роли примадонны, к которой он так привык.

Лицом этой обновленной команды Дэвид Ричардс сделал Дженсона Баттона. Контракт с ним был подписан еще летом 2002 года и стал еще одним раздражителем для Вильнева. Мучимый ревностью, Жак на каждом шагу повторял, что талант Баттона незаслуженно превеличен, что у британца есть только юношеский задор и нет никакого опыта. Эмоциональный канадец едва не договорился до того, что Баттон пока не достоин здороваться с ним - чемпионом мира. «Между напарниками должно быть уважение друг к другу, так вот пусть он и заработает мое уважение», - заявил тогда Жак.

Британец был естественным союзником Ричардса, а для Вильнева натурально становился врагом. Жак понимал, что проиграть Дженсону на трассе ему никак нельзя, и поэтому в межсезонье зачастил на тесты, хотя до этого редко когда занимался этой неблагодарной работой больше одного дня в неделю. Но рвение канадского пилота не принесло ничего, кроме нескольких вылетов с трассы в квалификациях, а бесконечные поломки машины мешали набирать хоть какие-то очки. В BAR Жака словно преследовал какой-то рок - техника у него ломалась гораздо чаще, чем у Баттона. Что навело измученного неудачами канадца на весьма неприятные подозрения. Жак стал намекать чуть ли не на заговор против него.

Между тем выступления Вильнева позволили Ричардсу все более открыто говорить о том, что BAR лишь выиграет от расставания с чемпионом, который лежит 20-миллионной обузой на командном бюджете. Тем более что и замена была готова: протеже компании Honda Такума Сато нацелился на место Вильнева еще осенью 2002 года. Судьба Жака была фактически решена еще в первой половине сезона-2003 - так говорит он сам. «Но до самого последнего момента команда молчала, хотя можно было открыть все карты еще в мае, - сетует канадец. - Ричардс просто издевался, он продолжал говорить мне, что хочет работать со мной, за два дня до того, как было объявлено о контракте с Сато. Мне предлагали выступать бесплатно, мои возражения никто не хотел и слушать. Такого неуважения я не ожидал».

Впрочем, Жак не мог не догадываться, что приход Ричардса не сулит ему ничего хорошего. «Я не мог уйти, ведь у меня был контракт», - оправдывает он свою выжидательную позицию, хотя единственное, что было хорошего в том контракте, - это огромная зарплата. По разным подсчетам, за пять лет в BAR Вильнев пополнил свой банковский счет суммой от 60 до 80 миллионов долларов. Иначе говоря, если Жак и загубил свою карьеру, то за очень хорошие деньги. Вопрос только в том, может ли это служить утешением самому Вильневу и его поклонникам.

Отпуск или пенсия?

После отказа от выступления на последней гонке сезона в Японии Жак, что называется, ушел в себя. Говорят, что Вильнев предложил свои услуги тест-пилота команде McLaren, но до серьезных переговоров дело так и не дошло. По другим данным, канадец претендовал на место в Jaguar, и его менеджер Крейг Поллок даже искал спонсоров для оплаты места в составе «дикой кошки». «Крейг считает, что я обязательно должен быть за рулем, - объясняет Жак. - Но я сяду за руль только в том случае, если это будет доставлять мне удовольствие. Последние два года в BAR были невыносимыми, я ужасно устал, и мне нужен долгий отдых. Я бы хотел снова гоняться, но сейчас никаких конкретных планов у меня нет».

Никаких планов относительно Вильнева нет и у ведущих команд Ф-1. В 2003 году, понимая, что остаться в BAR не удастся, Поллок предлагал Ferrari, Williams, McLaren или Renault подписать с его подопечным контракт, по условиям которого Жак будет получать деньги исключительно за набранные очки. Но с чемпионского 1997 года прошло слишком много времени, и такой альтруизм Вильнева никого не впечатлил. «Я уже забыл, каково быть пилотом по-настоящему сильной команды», - вздыхает он.

В конце 2004 года, который Вильнев намерен посвятить отдыху, в Ф-1 ожидается появление нескольких привлекательных вакансий - в Ferrari, Williams, Renault, Jaguar и Toyota. Для Жака идеальным вариантом было бы возвращение в Williams на место Хуана-Пабло Монтои, но сам он не очень-то верит в такую возможность. «Я говорил с Фрэнком Уильямсом и Патриком Хедом, если они и внесут меня в список претендентов, то это будет сделано только из уважения ко мне, - считает канадец. - На самом деле я им не нужен. А мне в Ф-1 не нужно ничего, кроме места в топ-команде. Но если на 2004 год я никому не понадобился, то с чего вдруг кто-то заинтересуется мной в 2005-м?»

Помолодевшему за последние годы «большому цирку» Вильнев, которому уже 32, и вправду может оказаться не нужен по чисто возрастным причинам. Однако у чемпионов своя арифметика. Перед Жаком есть два примера: с одной стороны, Мика Хаккинен, который в 34 года не захотел возвращаться в Ф-1 из «отпуска». С другой стороны, Ален Прост, со скандалом покинувший Ferrari в 1991 году. Пропустив один сезон, француз в возрасте 38 лет выиграл чемпионат-93.

«Я не собираюсь посвящать всю свою жизнь гонкам, - говорит сегодня Вильнев. - Повесив шлем на гвоздь, я не стану основывать собственную команду или заниматься чем-то еще в этой области. Я женюсь, заведу детей, найду себе массу интересных занятий».

Значит, Жак уже решил «завязать»?

«Не люблю я загадывать на будущее, не в моих это правилах...» - добавляет он, давая надежду своей по-прежнему многочисленной армии болельщиков. И сам Жак, и его фанаты знают, что возвращение должно быть таким же, каким был его дебют в Ф-1, - молниеносным и триумфальным. На другое нет ни времени, ни сил, ни желания.

Категория: №66 (01.2004) | Добавил: LiRiK3t (27.02.2014)
Просмотров: 678 | Теги: один на один, №66(01.2004)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t