Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №68 (03.2004)

Как-то раз...

Как-то раз...

 

Текст: Александр КАБАНОВСКИЙ

Пилот Формулы-1. Человек, окруженный ореолом славы, причисленный к миру избранных. Сколько же их? Хотя бы раз на старт этапа ЧМ выходили более 700 гонщиков. Но для каждого четвертого из них этот «хотя бы раз» оказался первой и последней гонкой!

Лесли Джонсон

(Гран При Великобритании 1950 года)

В гонке на «Сильверстоуне» Лесли проехал всего-то неполных три круга - лишь немногим более десяти километров. Банальный отказ компрессора на его ERA, тем не менее, вошел в историю потому что привел к первому сходу в истории чемпионатов мира. Британец вышел на старт Гран При лишь однажды - во время самой первой гонки ЧМ, которая состоялась 13 мая 1950 года...

Нелло Пагани

(Гран При Швейцарии 1950 года)

Чемпион мира по мотогонкам и руководитель непобедимой в 60-70-е годы команды MV Augusta также попробовал свои силы за рулем автомобиля Формулы-1. Проехал итальянец неплохо, хотя до очковой зоны на скоростной трассе «Бремгартен» все же не дотянул - Пагани на Maserati закончил гонку седьмым, уступив неудержимой Alfa Romeo победившего Джузеппе Фарины три круга.

Клементе Биондетти

(Гран При Италии 1950 года)

Итальянец родился в позапрошлом веке (!) - в 1898 году - и в списке «партиархов» значится третьим: лишь два пилота Формулы-1 появились на свет еще раньше. Наибольших успехов Биондетти добился в гонках спортивных машин, четырежды выиграв «Милле Милью» и дважды - «Тарга-Флорио», а свою единственную гонку ЧМ Клементе провел в Монце, выступая на Ferrari... с двигателем Jaguar. Комбинация оказалась малоэффективной - в квалификации итальянец проиграл поулу Фанхио более полуминуты, а в гонке мотор отказал.

Дорино Серафини

(Гран При Италии 1950 года)

Редкий случай, когда гонщику в своем единственном Гран При удалось поучаствовать в борьбе за места на пьедестале почета. Правда, весьма своеобразным образом. Когда сошедшему из-за поломки двигателя лидеру Ferrari Альберто Аскари срочно понадобился автомобиль, чтобы добраться до финиша и набрать очки, именно Серафини оказался лучшим из пилотов «Скудерии» на трассе. Сменив его за рулем, Аскари пересек финишную черту вторым.

Оскар Гальвес

(Гран При Аргентины 1953 года)

Южноамериканец лишь раз засветился на этапе ЧМ. В молодости он, несмотря на гоночный талант, постоянно пребывал в тени Хуана Мануэля Фанхио и лишь после отъезда того в Европу стал выигрывать у себя на родине гонку за гонкой в самых разных дисциплинах, став воистину народным героем. Неудивительно, что автодром в Буэнос-Айресе, не раз принимавший гонки Ф-1, назван именно в его честь.

Джимми Стюарт

(Гран При Великобритании 1953 года)

Британец провел всего одну и, по правде говоря, ничем не примечательную гонку в Ф-1. Стартовав 15-м, он пробился было на шестое место, но ошибся и вылетел с трассы. Быть может, этого пилота и не стоило упоминать, есчи бы не его младший брат Джеки, который смог добиться в автогонках чуть большего.

Эрвин Бауэр

(Гран При Германии 1953 года)

Единственная гонка немецкого спортсмена на автомобиле, название которого больше известно по марке швейных машин - Veritas, - не принесла ему лавров. А пять лет спустя Бауэр погиб самым нелепым образом - не заметил финишный флаг во время гонки «1000 км Нюрбургринга» и вылетел с трассы на следующем круге, полагая, что соревнование все еще продолжается и надо по-прежнему атаковать в полную силу.

Джордж Амик

(Indy 500 1958 года)

Американец до сих пор остается обладателем весьма любопытного статистического достижения. Во время своей единственной гонки в рамках чемпионата Ф-1 (в те годы легендарная «пятисотка» в Индианаполисе формально входила в его зачет) он, стартовав 25-м, пересек финишную черту вторым, отыграв таким образом по ходу дистанции 23 позиции! Однако порой в Индианаполисе происходили и более невероятные вещи, а вот добиться результативности в шесть очков в среднем за гонку в Ф-1 не удалось никому, кроме Джорджа (следом за ним идет X. М. Фанхио, у которого этот показатель составляет 5,44, чуть уступает аргентинцу М. Шумахер - 5,38).

Франсуа Пикар

(Гран При Марокко 1958 года)

Лишь раз диковинный Гран При Марокко включили в календарь чемпионата, и в памяти Пикара эта гонка, должно быть, осталась надолго. Когда Ferrari Оливье Жендебьена завертело на трассе перед его Cooper, француз и представить не мог, что полностью восстановить здоровье после произошедшего пару секунд спустя столкновения ему удастся лишь через полгода.

Боб Дрейк

(Гран При США 1960 года)

Американский ресторатор стал пилотом Ф-1 лишь потому, что первый в истории Гран При США состоялся в местечке Риверсайд неподалеку от его родного Лос-Анджелеса. Боб благополучно добрался до финиша, хоть и отстал на семь кругов. Именно ему выпала честь стать последним пилотом, выступавшим в Формуле-1 на легендарной переднемоторной Maserati 250F, которая к тому времени хоть и безнадежно устарела, но не лишилась своего шарма и изящества.

Брайан Харт

(Гран При Германии 1967 года)

Известный конструктор в 1967 году принял участие в немецком Гран При на машине Формулы-2. В своем классе он закончил гонку четвертым, но самое удивительное не в этом. Protos, за рулем которого выступал Харт, стал первым (и без сомнений, единственным) в истории гонок Формулы-1 автомобилем с деревянным (!) кузовом.

Жо Шлессер

(Гран При Франции 1968 года)

Карьера Жо Шлессера, дяди знаменитого Жана-Луи Шлессера, героя ралли Париж-Дакар, оказалась, увы, недолгой и трагичной. Honda RA302 с магниевым кузовом и двигателем воздушного охлаждения не удержалась на асфальте залитого дождем кольца в Руане и, вылетев на обочину, перевернулась и вспыхнула. Для 41-летнего француза эта гонка оказалась последней в самом трагическом смысле слова.

Роджер Уильямсон

(Гран При Голландии 1973 года)

Этот парень, по воспоминаниям современников, был необыкновенно талантлив. Но его звезда так и не успела блеснуть на формульном небосклоне. В Сильверстоуне он из-за повреждения автомобиля не смог выйти на повторный старт гонки после массовой аварии, а на Гран При Голландии March 25-летнего гонщика из-за прокола покрышки врезался в барьер, огравдающий трассу, опрокинулся и загорелся. Роджер погиб.

Жерар Ляррусс

(Гран При Бельгии 1974 года)

Гоночная биография француза крайне богата на события - успешная карьера в соревнованиях спортпрототипов, две победы в Ле-Мане, руководство заводской командой Renault, а затем и собственным гоночным коллективом в Ф-1. Однако пилотская карьера самого Жерара в Больших Призах оказалась на удивление маловыразительной. Частный Brabham команды Scuderia Finotto в единственной попытке так и не добрался до финиша.

Лео Киннунен

(Гран При Швеции 1974 года)

В Формуле-1 выступало всего семь пилотов из Финляндии. Но выступали невероятно продуктивно - на всех им удалось выиграть 26 гонок и 3 чемпионских титула. Однако в середине 70-х финские пилоты еще казались пришельцами из экзотической страны. Усугубило такой взгляд и то обстоятельство, что Киннунен стал не только первым финном в Ф-1, но и последним гонщиком, вышедшим на старт этапа ЧМ в открытом шлеме.

Ханс Хейер

(Гран При Германии 1974 года)

Уроженец Менхенгладбаха, визитной карточкой которого стала тирольская шляпа, принял участие лишь в одном Гран При и благополучно не прошел квалификацию. Но его карьера в Ф-1 продолжалась не два дня, а все три. До сих пор неизвестно, каким образом Penske немца оказалась на трассе - скорее всего, Хейер начал гонку с пит-лейн, пристроившись в хвост пелотону. Так или иначе, но вскоре Ханс выбыл из борьбы и был постфактум дисквалифицирован, предоставив статистикам право спорить о том, считать ли этот эпизод участием в гонке.

Масахиро Хасеми

(Гран При Японии 1976 года)

Выиграть свою единственную гонку в Ф-1 пока не удалось никому, а вот установить лучший круг - да. Японский гонщик на Kojima, обутой в специальные покрышки Dunlop, оказался быстрее всех на залитой дождем трассе «Фуджи». Но шины же и подвели японца, быстро износившись и отбросив Хасеми за пределы первой десятки.

Мигель Анхель Гуэрра

(Гран При Сан-Марино 1981 года)

Трижды подряд в сезоне-81 аргентинцу не удавалось пройти квалификационный отбор, и лишь в Имоле он пробился на стартовое поле. Гонка стартовала по сырой трассе, и на торможении перед Tosa Osella Гуэрры закрутилась. На нее наскочил March Элисео Салазара, после чего неуправляемая машина ударилась о бетонный отбойник. Для пилота, сломавшего лодыжку и запястье, формульная карьера на этом оказалась завершена.

Риккардо Палетти

(Гран При Сан-Марино 1982 года)

Судьба словно пыталась остановить молодого итальянца. Палетти едва ли не на каждом Гран При оказывался быстрейшим среди всех пилотов, не прошедших квалификацию. Наконец в Имоле, где из-за войны федераций собралось лишь 14 машин, Osella Риккардо оказалась на стартовом поле, но сломалась, едва тронувшись с места. Второй раз стартовать в Гран При итальянцу было не суждено. Он прошел квалификацию в Детройте, но разбил автомобиль на разминке. В Монреале упорный пилот пробился-таки на стартовое поле, но лишь для того, чтобы налететь сзади на заглохшую в первых рядах Ferrari Дидье Пирони. Столкновение и последовавший за ним пожар оказались для Палетти роковыми. Гонку начали заново, из-за чего имя погибшего итальянца оказалось вычеркнутым из списка вышедших на старт.

Майк Такуэлл

(Гран При Канады 1984 года)

Новозеландец стал в Ф-1 своего рода вундеркиндом наоборот. Майк дебютировал в Ф-1, едва ему исполнилось 19. И хотя формально в сезоне-80 он ни разу не стартовал в гонке, именно Такуэллу сегодня принадлежит звание «самого молодого пилота, пробившегося на старт Гран При». Дело в том, что в Монреале Tyrrell молодого гонщика стал одним из участников стартового завала, а на повторный старт не вышел. Но случай этот оказался настолько уникальным, что статистике пришлось отметить этот факт. Правда, с той оговоркой, что Майк не стартовал в Гран При, а лишь пробился на старт. Такуэлл вернулся в Ф-1 в 1984 году, но столь же безуспешно. В гонках Ф-2 и Ф-3000 он добился много большего, но все же так и остался в истории не более чем занятным курьезом.

Жан-Луи Шлессер

(Гран При Италии 1988 года)

Лис Пустыни, как сейчас зовут неоднократного победителя ралли Париж-Дакар, на заре своей спортивной карьеры стартовал и в Формуле-1. В 1983 году он не прошел квалификацию на RAM, а пять лет спустя на одну гонку заменил в Williams приболевшего Найджела Мэнселла. За день до своего сорокалетия француз и умудрился попасть в историю - занимая за пару кругов до финиша скромное 11-е место, Шлессер зацепил перед «эской» Rettifilo McLaren обгонявшего его на круг Айртона Сенны. Бразилец в результате выбыл из борьбы, что не позволило команде Рона Денниса выиграть все 16 гонок сезона-88.

Пьер-Анри Рафанель

(Гран При Монако 1989 года)

В отличие от большинства других пилотов, упомянутых здесь, француз провел в Ф-1 два сезона и успел сесть за руль машин трех команд. Вот только их уровень оказался таков, что гонщику никак не удавалось пробиться на стартовое поле. И лишь раз удача улыбнулась Рафанелю - в Монако ’89 он не просто прошел квалификацию, но и смог опередить трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике, а также Эдди Чивера, Рене Арну, Ивана Капелли и Джонни Херберта. В гонке же Coloni Пьера-Анри не добралась и до 20-го круга.

Марко Апичелла

(Гран При Италии 1993 года)

Из всех пилотов, которые смогли пробиться на старт Гран При, именно итальянцу выпала самая недолгая «карьера» - его единственная гонка продолжалась лишь до первого поворота. Ошибка Юрки Ярвилехто - и Jordan Апичеллы замирает с поврежденной подвеской. Эдди Джордан предложил Марко провести за его команду и следующую гонку, но итальянец был связан контрактом с одной из команд японской Ф-Nippon. А потом на горизонте ирландца появился Эдди Ирвайн.

Роланд Ратценбергер

(Гран При Пасифик 1994 года)

Уже немолодой и не блиставший до этого австриец вряд ли смог бы оставить заметный след в Формуле-1. Но случилось так, что его фамилия запомнилась надолго, - она неизменно связана с «черным уик-эндом» и вместе с именем великого Айртона Сенны оказалась навсегда вписана в историю Больших Призов черным цветом. После гонки в Танаке, где Роланд стартовал и финишировал последним, следовала Имола, где австриец разбился насмерть во время субботней тренировки. А на следующий день в гонке погиб Сенна.

Стефан Сарразен

(Гран При Бразилии 1999 года)

На настоящий момент француз является последним из пилотов, проведшим ровно одну гонку в Ф-1. Minardi пришлось искать замену травмированному Луке Бадоеру на Гран При Бразилии ’99, и молодой тест-пилот Prost оказался как раз кстати. На незнакомой трассе за рулем незнакомой машины Стефан ехал здорово, но не добрался до финиша из-за разрушения элементов подвески на скоростной прямой.

Прийти, чтобы остаться

Статистика очень наглядна - число «одноразовых» гонщиков стремительно сокращается: из полутора сотен лишь трое выходили на старт в 90-х годах прошлого века, а в нынешнем столетии таковых пока нет вовсе. И тому есть весьма объективные причины. Навсегда остались в прошлом частные команды, когда пилот мог, принеся деньги спонсора, провести гонку перед домашними трибунами. Сейчас же все заинтересованы в долговременном сотрудничестве - контракты в подавляющем большинстве подписываются минимум на год. Да и случайные люди в наши дни за руль автомобилей Ф-1 не попадают. Как правило, это молодые перспективные спортсмены, которым предоставляется случай заменить временно выбывшего основного гонщика. И это прекрасный шанс заявить о себе. Иное дело, как суметь этим шансом воспользоваться. Конечно, провести в Ф-1 гонку-другую - это замечательно. Однако за столь короткий срок очень сложно проявить себя, и в дальнейшей перспективе такой шаг может иметь весьма негативные последствия. Энтони Дэвидсон и Томаш Энге, на счету каждого из которых пусть и не одна, а несколько гонок (две и три соответственно), вряд ли вновь получат возможность сесть за руль машины Формулы-1. Можно вспомнить и уже упомянутого выше Стефана Сарразена или Алекса Йонга (на фото).

Хотя история знает и примеры противоположного свойства. Золт Баумгартнер смог подписать контракт на сезон-2004 в Minardi после всего 2 стартов за Jordan. Лучано Бурти хватило единственной гонки за Jaguar, чтобы получить место боевого пилота британской «конюшни». Точно так же, подменив в Benetton приболевшего Герхарда Бергера, в 1997 году дебютировал в чемпионате мира и Алекс Вурц. Австриец блестяще воспользовался предоставленным шансом, уже в третьей гонке поднявшись на пьедестал и также получив постоянный «пропуск» в «большой цирк». Так что каждый волен решать сам, хорошо это или плохо - такой «внеплановый» дебют. Впрочем, все эти рассуждения, скорее всего, не приходят на ум гонщику, которому в середине сезона в силу тех или иных причин представляется возможность выйти на старт пусть даже всего одной гонки Формулы-1. В конце концов, Михаэль Шумахер также должен был лишь на одну гонку заменить в Jordan Бертрана Гашо.

Число пилотов, проведших в Ф-1 ровно одну гонку

1950-1959     84

1960-1969     45

1970-1979     27

1980-1989     4

1990-1999     3

Категория: №68 (03.2004) | Добавил: LiRiK3t (28.02.2014)
Просмотров: 817 | Теги: №68(03.2004), история
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t