Новости

← к содержанию № 69 (04.2004)

Неправильные правила

Нововведения оказались бесполезными. И даже вредными

Гран При Австралии нанес тяжелый удар по репутации Формулы-1, но вовсе не потому, что очередной сезон начался с доминирования Ferrari. Новый формат квалификационных заездов превратил субботнюю борьбу за стартовые позиции в невероятно унылое зрелище, которое, помимо всего прочего, продолжалось дольше, чем воскресная гонка!

«Даже нам было скучно сидеть и ждать», - поделился впечатлениями Михаэль Шумахер, которому больше часа пришлось бить баклуши между первой и второй квалификационными попытками. «Думаю, что это совсем не то, на что рассчитывали зрители», - справедливо заметил чемпион. Вопреки ожиданиям, на первой попытке никто из пилотов не демонстрировал чудеса скорости в борьбе за лучшие позиции на старте второго раунда. «Зачем зря рисковать, - объяснил Хуан-Пабло Монтоя. - Все ехали в комфортном темпе, чтобы просто «застолбить» себе место».

В ужас от новых правил пришел и Берни Экклстоун, и все руководители команд. А ведь в конце прошлого года именно боссы «конюшен» настояли на корректировке формата квалификаций, чтобы повысить зрелищность. Об этом не преминула напомнить Международная автомобильная федерация (FIA), в сторону которой привычно полетели все копья недовольства новыми правилами и требования их изменить. «Нужно посмотреть, как правила будут работать на нескольких этапах», - заявил представитель FIA, дав понять, что серьезные перемены возможны не ранее начала «европейского сезона», то есть Гран При Сан-Марино в апреле.

Пока же всем заинтересованным сторонам остается думать над новым форматом квалификаций. «Полагаю, что первый раунд должен быть свободным, пилоты должны выезжать на трассу не по очереди, а когда захотят», - поделился своими соображениями шеф BAR Дэвид Ричардс. Возможно, оптимальным вариантом было бы возвращение к самому старому формату, с ограниченным количеством кругов в течение часовой сессии, ведь, как уместно напомнил вице-президент «формульной» программы Honda Отмар Зафнауэр, «было время, когда квалификации оказывались интереснее гонок». Вот только хватит ли у команд воли признать свои ошибки?

За два дня до начала Гран При Малайзии FIA предложила новые правила проведения квалификации. Общий формат заездов не изменится - пилотам предстоит пройти два зачетных круга. Но теперь первый, «подготовительный» раунд гонщики будут начинать в 13:00. Решающий второй раунд квалификации стартует не через две минуты после окончания первого, а строго в 14:00 - именно эту часть квалификации и будут освещать телевизионные каналы. Планируется, что квалификационные заезды будут проходить по такому графику с Гран При Бахрейна.

Один двигатель и много проблем

Ф-1 без риска - пресное зрелище

На фоне явного фиаско нового квалификационного формата другое нововведение - правило одного двигателя на весь уик-энд Гран При - осталось в тени. До старта австралийской гонки, вопреки «кровожадным» ожиданиям, мотор ни у кого не сломался и никому из пилотов не «накинули» штрафные десять позиций на старте. Но правило одного двигателя отчасти повинно в отсутствии зрелища, ведь пытаясь сберечь сердце своей машины, пилоты стараются как можно меньше ездить на пределе. Пилот McLaren Дэвид Култхард считает, что это новшество, призванное сократить расходы команд на моторы, абсолютно бесполезно с точки зрения зрелищности. «Думаю, что зрителям это совершенно безразлично, - рассуждает шотландец. - Мне трудно представить человека, который скажет: да, я полюбил Ф-1 сильнее, чем прежде, потому что теперь двигатели выдерживают по 700 км».

Дэвид Култхард: «Как гонщик я бы предпочел быструю машину, а все эти игры с искусственным повышением надежности мне не совсем понятны».

Райкконен под арестом

Нервный срыв гонщика Формулы-1

Сход с дистанции на Гран При Австралии стал для Кими Райкконена лишь началом больших неприятностей, в которые финн угодил позже. После «досрочного финиша» в мельбурнском Альберт-парке Кими был командирован в Соединенные Штаты для участия в одном из спонсорских мероприятий компании West, титульного спонсора McLaren. Там-то с молодым гонщиком и произошел нервный срыв. Во время показательных заездов в Нью-Йорке на прошлогоднем автомобиле McLaren Кими совершенно неожиданно нарушил оговоренный маршрут и умчался в неизвестном направлении. Лишь спустя несколько часов Кими был задержан местной полицией.

Подробнее об аресте Райкконена читайте на с. 32

Разочарование Берни

Доминирование команды Ferrari на ГП Австралии стало неприятной новостью для «хозяина» Ф-1 Берни Экклстоуна: «Это совсем не то, на что мы надеялись и чего ожидали. Это просто катастрофа! Ferrari не должна была быть такой быстрой. Казалось, что у них возникнут всевозможные проблемы с покрышками и двигателем, но ничего подобного не произошло».

 

Источник угрозы

В борьбе за чемпионство Михаэль Шумахер может в одиночку одолеть всех пилотов, чьи машины «обуты» в резину Michelin. Этого опасается спортивный директор французских шинников Пьер Дюпаскье: «Наши пилоты будут отбирать очки друг у друга, а Михаэль может спокойно финишировать в каждой гонке четвертым и завоевать титул», - считает он. На ГП Австралии Шумахер усугубил опасения Michelin, дав понять, что не намерен финишировать на такой низкой позиции.

Под одной крышей

На Гран При Австралии команды Формулы-1 впервые продавали свою атрибутику под одной крышей - в открытом на территории Альберт-парка «супермаркете» F1 Superstore. Как сообщается, за гоночный уик-энд удалось продать товаров с символикой «конюшен» на сумму около 3 миллионов долларов.

Спасатель

Чуть больше десяти лет назад Лука ди Монтеземоло принял бразды правления компанией Ferrari и вывел легендарного автопроизводителя и его команду Ф-1 из затяжного кризиса. Теперь Лука займется аналогичной работой в масштабах целой страны: он возглавит Федерацию промышленников Италии.

 

«Ты за это ответишь!»

Письма подобного содержания, а также более конкретные угрозы физической расправы получил шеф команды Jordan Эдди Джордан от болельщиков Йоса Ферстаппена. Таким образом фанатичные поклонники голландца выразили свое недовольство тем, что Jordan после нескольких месяцев переговоров так и не приняла Ферстаппена в свой состав (но при этом заполучила одного из спонсоров Йоса).

В паддок с улицы

Гостями паддока ГП Австралии помимо разнообразных VIP-гостей стали шестеро рядовых поклонников Ф-1. Эти счастливчики выиграли приглашения в паддок в благотворительной лотерее, для участия в которой было достаточно купить значок в виде шлема Марка Уэббера на центральной площади Мельбурна. Акция была организована ассоциацией гонщиков Ф-1 (GPDA) и будет проводиться и на других этапах чемпионата в этом году.

 

Открытие Бахрейна

Полная готовность к дебютному Гран При

Команде Sauber выпала почетная миссия открыть Бахрейн для Формулы-1. В конце февраля, за месяц с лишним до первого Гран При Бахрейна, тест-пилот Sauber Нил Яни провел показательные заезды на шоссе имени короля Фейсала в Манаме - столице ближневосточной страны. На прямом участке с идеальным дорожным покрытием 20-летний швейцарец в присутствии 20 тысяч зрителей разогнал свой болид до 300 км/ч.

5 марта, когда «большой цирк» дал старт новому сезону в Австралии, в Бахрейне был сдан в эксплуатацию автодром Ф-1 - на два дня раньше запланированного срока.

Приезд хозяина

Экклстоун пугает организаторов Гран При Австралии

В этом году Берни Экклстоун впервые с сезона-97 совершил утомительный перелет в Австралию, чтобы лично посетить первую гонку «своего» чемпионата мира. И не преминул попугать организаторов Гран При. «Сегодня утром он увидел на территории автодрома два окурка и заявил мне, что в следующем году гонка не состоится, - рассказал руководитель оргкомитета Рон Уокер. - Потом он вернул гонку в календарь, но потребовал заплатить за ее проведение 40 миллионов долларов, потому что какая-то другая австралийская трасса якобы предложила ему более выгодные условия. Я общаюсь с Берни уже лет 20, и каждый раз он придумывает что-то новенькое. Впрочем, эти его шутки - часть игры под названием «Ф-1».

 

Вечная ценность

Cosworth возрождает легенду

Британская моторостроительная компания Cosworth возобновляет производство двигателя... образца 1966 года. Это отнюдь не первоапрельская шутка, а приятная новость для многочисленных владельцев старых автомобилей Формулы-1 , ведь речь идет о легендарной модели DFV. Этот двигатель под маркой Ford поставлялся командам «большого цирка» в течение почти двух десятков лет и одержал рекордные 155 побед в гонках Гран При. Теперь владельцы раритетных машин смогут купить «родной» мотор.

 

 

Большая переделка

После фиаско Toyota в Австралии ее новый технический директор Майк Гаскойн решил провести тотальную переделку автомобиля TF104. «К гонке в Имоле (в середине апреля) мы полностью «переупакуем» нашу машину, а к Сильверстоуну (в июле) будет проведена еще более серьезная модернизация», - сообщил британец, практически не участвовавший в создании Toyota образца 2004 года. По словам Майка, главная проблема модели TF104 в слишком высоко расположенном центре тяжести.

 

Ф-1 без секундомера

Компания TAG Heuer отказалась от статуса официального хронометриста гонок Ф-1 и после 12 лет сотрудничества перешла в американскую серию IRL IndyCar. Уход TAG Heuer не создал никаких проблем: в распоряжении организаторов осталось все необходимое оборудование.

 

 

Прощай, Британия!

Европейский закон о едином ордере для ареста подозреваемых вынудил президента Международной автомобильной федерации Макса Мосли закрыть лондонский офис FIA и продать свой дом, чтобы перебазироваться в Монако, которое не входит в состав Евросоюза. «Британская полиция может сделать из меня козла отпущения за аварию на любой европейской трассе, они придут ко мне домой и арестуют меня», - поделился своими опасениями Мосли.

 

Jordan - борец за мир

...и другие общечеловеческие ценности

В этом году помимо коммерческих спонсоров на автомобилях команды Jordan будут рекламироваться и общечеловеческие ценности. Например, на Гран При Австралии капот двигателя машины EJ14 украсили белый голубь и слово Peace («Мир»). Столь необычная инициатива исходит от руководства Бахрейна, который в этом году впервые принимает Гран При Формулы-1. «Мы считаем, что Формула-1 - это отличная возможность напомнить людям во всем мире о наших общих ценностях, - заявил наследный принц Бахрейна шейх Сальман бин Хамад бин Иса Аль-Халифа. - Я горжусь тем, что именно Бахрейн является проводником таких идей».

Теперь на каждом этапе чемпионата на машинах Jordan будут появляться новые «послания человечеству», а по окончании сезона 18 капотов двигателя продадут на благотворительном аукционе. Руководитель Jordan Эдди Джордан не стал скрывать, что занимается такой пропагандой отнюдь не бескорыстно. «Я благодарю Бахрейн за приобретение у нас этого места на машине», - отметил он.

Старт с секретом

Машины Renault сохранили удивительную резвость

Прорыв пилотов Renault на старте ГП Австралии стал поводом для сомнений в том, соблюдает ли французская команда правила. «Асфальт на стартовой прямой был очень скользким, но машины Renault единственные из всех очень быстро рванули с места, - поделился своими наблюдениями стартовавший четвертым Дженсон Баттон из BAR. - Это странно, ведь с этого года мы стартуем «вручную». Напомним, что с сезона-2004 в Ф-1 запрещена система оптимизации старта (launch control), электроника которой обеспечивает идеальное начало движения. В прошлом году Renault обладала одной из лучших систем launch control и нередко выигрывала старты. Но и без электроники на мартовском ГП Австралии Фернандо Алонсо и Ярно Трулли отыграли на старте несколько позиций. При этом машина Алонсо отлично разгонялась, даже когда Хуан-Пабло Монтоя «выдавил» испанца на газон.

«Мы не собираемся раскрывать наши секреты, нужно просто внимательно читать правила», - интригует главный инженер Renault Пэт Симондс. По всей видимости, команда использует некий аналог системы launch control, которая управляет не положением дроссельной заслонки (именно это запрещено правилами), а другими параметрами двигателя - подачей топлива или зажиганием. «В сегодняшней Формуле-1 старт - это лучшая возможность для обгона, и, естественно, мы уделили этому аспекту повышенное внимание», - добавил Симондс.

«Формула» на «Арсенале»: сезон открыт!

Все о Формуле-1 в прямом эфире

В начале сезона наш журнал начал тесное творческое сотрудничество с радиостанцией «Арсенал», вещающей в Москве на частоте 87,5 FM. Гостем программы одного из ведущих российских автомобильных журналистов Александра Пикуленко стал заместитель главного редактора «Формулы» Борис Мурадов, который в течение полутора часов прямого эфира дал подробный анализ положению дел в Ф-1 и ответил на вопросы радиослушателей. Такие ветречи, благодаря которым вы сможете получать информацию из первых рук - от постоянно аккредитованного на чемпионате мира корреспондента, станут регулярными, и каждая из них будет заранее проанонсирована как в эфире радиостанции, так и на страницах «Формулы». Но и в остальные дни с 8.30 до 10.00, если вас интересует все, что связано с автомобилями, слушайте на «Арсенале» «Утренний драйв-тайм с Александром Пикуленко», и не пожалеете!

Самая быстрая ручка

Компания Montegrappa начала производство пишущих принадлежностей из коллекции Montegrappa for Ferrari, о которых мы писали в № 12 за 2003 год. В этом году эксклюзивные «автомобильные» ручки Montegrappa будут выпущены в количестве 4000 штук - ровно столько же машин Ferrari будет построено на заводе в Маранелло.

Титул для Minardi

Спонсор команды - производитель сантехники

Команда Minardi впервые с 2001 года, когда ее купил Пол Стоддарт, обрела полноценного титульного спонсора. Им стал производитель оборудования для ванных комнат (как гласит официальное сообщение - душевых кабин и ванн среднего и высшего класса) Wilux Benelux. В сезоне-2004 команда будет официально называться Wilux Minardi Cosworth. Базирующаяся в Нидерландах компания стала спонсором Minardi еще в прошлом году, а теперь решила увеличить свою поддержку. «Нам очень приятно, что наши спонсоры не просто продолжают сотрудничество, но и существенно увеличивают масштабы своей поддержки, - заявил шеф и владелец «конюшни» Пол Стоддарт. - Это хорошая оценка нашей работы». Руководитель Wilux Рууд Вилдшут ответил любезностью на любезность: «В прошлом году мы добились 40-процентного увеличения продаж, и немаловажную роль в этом сыграло наше присутствие в Формуле-1».

Култхард выбирает будущее

Дэвид Култхард смирился с тем, что по окончании сезона ему придется покинуть McLaren и присматривает себе новое место работы на 2005 год. «Я не женился на McLaren, другим командам тоже нужны такие опытные и профессиональные гонщики, как я, - заявил шотландец. - Toyota нужен пилот, способный побеждать. И, конечно же, я не прочь вернуться в Williams».

Вечно недовольный

Едва стартовал новый сезон Ф-1, как шеф Minardi Пол Стоддарт возобновил склоки с богатыми командами. Австралиец угрожает отозвать свою подпись под решением сохранить в Ф-1 антипробуксовочную систему. Таким образом Стоддарт протестует против того, что автопроизводители не сдержали обещания поставить дешевые двигатели для частных «конюшен». В этом году Minardi платит более 10 миллионов долларов за мотор образца 2002 года - на более современную модель у команды нет денег.

Вильнев отвлекся

Перед стартом нового сезона Ф-1 не выступающий в этом году Жак Вильнев прервал свое затянувшееся молчание, чтобы заявить, что... пока гонки его практически не интересуют. «Я слышал о том, что происходит, но с чужих слов, - признался чемпион 1997 года. - Сейчас я отдыхаю, но поддерживаю физическую форму - гоняю на лыжах и играю в хоккей. Я даже нашел время встретить школьных друзей и побывал на свадьбе у одного из них».

 

Не понял юмора

Монтою разыграли австралийские телевизионщики

За пару дней до Гран При Австралии Хуан-Пабло Монтоя стал жертвой розыгрыша, устроенного журналистами одной из местных телекомпаний. На пресс-конференции, организованной спонсором команды Williams страховой компанией Allianz, они задали колумбийцу несколько бессмысленных вопросов, затем начали прилюдно разговаривать по мобильным телефонам, а в довершение ко всему один из «провокаторов» спросил у Монтои, не желает ли он сыграть в гольф с его мамой. Вот дословная «стенограмма» его «выступления»: «Алло! Что? Нет, я на пресс-конференции. На пресс-конференции! С Хуаном-Пабло. С гонщиком, а не с художником. Нет, я не смогу сыграть с тобой в гольф. Позвони Дэвиду. <...> Я спрошу у него [у Монтои]. <...> Сыграете в гольф с моей мамой? <...> Он сказал «нет».

Возмущенный Хуан-Пабло отказался продолжать пресс-конференцию и покинул автодром, сорвав спонсорское мероприятие Allianz (в числе прочего планировались «покатушки» VIP-гостей на автомобиле с Монтоей за рулем). «Спонсорам не в чем меня упрекнуть, они сами пустили туда этих людей, - позже заявил Хуан-Пабло. - Я считаю, что во всем, в том числе и в работе со спонсорами, должен быть профессионализм. По-моему, то мероприятие, на котором я присутствовал, было неподходящим местом для подобных шуток». По словам Монтои, руководитель команды Williams Фрэнк Уильямс одобрил его действия в сложившейся ситуации.

Как стало известно позднее, шутников с телевидения пригласили сами организаторы из австралийского подразделения Allianz, чтобы оживить протокольное мероприятие. Однако Монтоя юмора не понял.

Ральф расстанется с Williams?

По крайней мере, BMW он не нужен

Ральф Шумахер все ближе к тому, чтобы уйти из BMW.Williams по окончании сезона-2004, когда истечет его нынешний контракт. До сих пор считалось, что немцу покровительствуют его соотечественники из BMW, однако, как оказалось, это отнюдь не так. «Мы видим определенные преимущества в том, что за команду выступает Ральф, но никогда не пожертвуем спортивными результатами ради того, чтобы иметь гонщика определенной национальности, - заявил директор BMW Motorsport Марио Тайссен. - Для нас это не приоритет, нам просто нужны два самых быстрых гонщика, вот и все».

Сам Шумахер-младший в последнее время тоже разоткровенничался и рассказал, что Фрэнк Уильямс обманул его, не сдержав обещание подписать новый контракт в конце прошлого года. А на Гран При Австралии менеджер братьев Шумахеров Вилли Вебер объявил, что он уже вовсю ведет переговоры с командой Renault, чтобы устроить туда Ральфа на сезон-2005. Шеф Renault Флавио Бриаторе решительно опроверг слухи о том, что он собирается отдать Шумахеру место Ярно Трулли, но, как известно, дыма без огня не бывает...

Фрэнк Уильямс: «Я не представляю, чем закончится эта эпопея с Ральфом. Моя главная проблема в том, что наша команда уже семь лет не выигрывала чемпионат мира, я хочу прежде всего решить эту проблему».

Дэвид Култхард (претендент на место в Williams в сезоне-2005): «Поскорей бы Ральф разобрался со своими планами, ведь мне нужно устроить мое собственное будущее».

Феррари живее всех живых!

Даже в Москве

В середине февраля в ультрамодном московском клубе Jet Set произошло уникальное для столичной ночной жизни событие - отмечали день рождения основателя компании Ferrari Энцо Феррари. На вечеринке, организованной хозяевами совместно с московским Ferrari-клубом, доминировал фирменный красный цвет итальянской марки - как в интерьере, так и во внешнем виде гостей (см. фото). Не обошлось и без праздничного торта, который украсили 106 свечей - именно столько лет исполнилось бы Энцо Феррари 18 февраля 2004 года.

 

Занарди снова в строю!

Итальянец повторяет подвиг советского летчика

​​​​​​​Фактически повторяя подвиг Алексея Маресьева, оставшийся два года назад без обеих ног экс-пилот Ф-1 и двукратный чемпион CART Алекс Занарди проведет сезон-2004 в чемпионате FIA ЕТСС за рулем BMW 320. Алекс уже настолько хорошо освоился с протезами, что способен самостоятельно занять место в кресле пилота спортивной машины и показывает отличные результаты. Корреспондент «Формулы» имел возможность убедиться в этом лично, побывав на тестах серии LG Super Racing Weekend (подробности читайте на с. 92), в рамках которой пройдет чемпионат ЕТСС.

Читайте большое интервью с Алексом Занарди в одном из следующих номеров нашего журнала

← к содержанию № 69 (04.2004)

 

Просмотров: 228