Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №69 (04.2004)

Новые лица

Новые лица

 

Каждый из новичков Формулы-1 пришел в «высшую лигу» автоспорта своим путем. И у каждого впереди своя дорога. Между более или менее успешным прошлым и непредсказуемым будущим - четверо новобранцев Формулы-1 образца 2004 года

Текст: Максим БОРДУНОВ

Зеленый новичок

Гоночная карьера 21-летнего Кристиана Клина доказывает, что мечтать не только не вредно, но очень полезно: главное - осмелиться осуществить свою мечту. В 13 лет увлеченный картингом и мечтающий о Формуле-1 австрийский мальчишка, главным сокровищем которого было фото с Айртоном Сенной в паддоке Гран При Германии ’93, написал письмо владельцу компании Red Bull Дитриху Матешитцу. Кристиан просил своего богатого соотечественника финансово поддержать его карьеру. Занимавшийся инвестициями в автоспорт Матешитц взял Клина под свою опеку, и с середины девяностых Кристиан везде появлялся в фирменной кепке Red Bull, а за руль садился в шлеме, раскрашенном так же, как банка популярного энергетического напитка.

С 1996 по 1998 год Клин успешно выступал в чемпионате Швейцарии по картингу (родной городок гонщика Хоэнемс расположен неподалеку от австро-швейцарской границы) и разнообразных европейских картинговых турнирах. Параллельно Кристиан - выходец из небогатой семьи архитектора - учился на слесаря-жестянщика и одно время даже работал по этой специальности. В 1999 году австриец дебютировал в автомобильных гонках, и первый же старт оказался для него победным: он выиграл этап юниорского Кубка Формулы-BMW. Кристиан провел три сезона в Формуле-BMW и в 2001 году занял третье место в чемпионате. «Одно время он частенько попадал в аварии, но уже тогда его трудно было чем-то удивить, - вспоминает руководитель команды, за которую Клин выступал в Формуле-BMW. - Он настоящий спортсмен и всегда верит в то, что главные успехи впереди».

Следующим этапом в карьере австрийца была Формула-Renault: Клин выиграл немецкое первенство в этом классе и занял пятое место в Еврокубке, став лучшим новичком сезона-2002. В 2003 году Кристиан перебрался в Евросерию Формулы-3 - новый чемпионат, собравший сильнейших молодых гонщиков Старого Света. Австрийский пилот более чем достойно выдержал жесточайшую конкуренцию в новом для себя классе. Одержав четыре победы в 21 гонке, он занял второе место по итогам сезона, уступив лишь протеже Toyota Райану Бриско. При этом Клину удалось выиграть престижную гонку Marlboro Masters в голландском Зандфорте, взяв верх в напряженной дуэли над Нельсоном Пике-младшим.

Имея столь убедительный послужной список и не менее убедительную поддержку со стороны Red Bull, Клин и его менеджеры решили не растрачивать талант и спонсорские деньги на еще один сезон в «младших» «Формулах» и замахнулись на Формулу-1. Кристиан выбрал лучшую из имевшихся вакансий - в Jaguar - и, посулив команде хорошую прибавку к бюджету от Red Bull, получил приглашение на тесты. В ноябре в Валенсии австриец в первый же день заездов оказался всего на одну десятую долю секунды медленнее Марка Уэббера. Однако на команду произвела впечатление не столько скорость Клина, сколько его умение работать в коллективе. «На свои первые тесты он приехал совершенно невозмутимым, у него завидное самообладание, и это помогает ему быстро понимать машину», - отметил руководитель Jaguar Дэвид Питчфорт. А по словам Уэббера, юный Клин освоился за рулем гораздо быстрее, чем е свое время это сделали его прежние напарники - Антонио Пиццония и Джастин Уилсон.

Конечно, деньги Red Bull сыграли немаловажную роль в том, что «дикая кошка» предпочла Клина, несмотря на наличие более опытных претендентов на место в команде. Поговаривают, что Кристиану гарантировано лишь полсезона в Jaguar, после чего команда решит, продолжать ли сотрудничество с австрийцем. Формула-1 готовит Клину множество испытаний - не только спортивных, но и психологических. Хотя бы потому, что до появления в составе Jaguar Кристиан ни разу не путешествовал дальше Финляндии. Сразу после Рождества Клин совершил самое большое путешествие в своей жизни: команда отправила его на курс физподготовки в жаркую Малайзию. У новичка уже есть и хороший «духовный наставник»: молодой австриец побывал в Монако в гостях у своего соотечественника экс-пилота Формулы-1 Герхарда Бергера, который поделился с ним секретами выживания в «большом цирке».

Кстати, своей невозмутимостью (в которой, впрочем, нет ни капли замкнутости в стиле Райкконена) Клин напоминает именно Бергера. «Мы, австрийцы, спокойные ребята, так что прессинг меня не пугает», - говорит Кристиан. Он уже успел снискать себе репутацию нонконформиста: чего стоит хотя бы его серьга в левом ухе. Австриец носит ее с 11 лет и не собирается отказываться от столь непривычного в Формуле-1 «украшения». Клин обещает, что и на гоночной трассе он будет не таким, как все. «Михаэль Шумахер? Нет, мне не нравится, как он ездит, - заявляет австриец. - Я больше уважаю Монтою, он отличный гонщик, у него прекрасная манера езды, и как человек он лучше Шумахера».

Пока никто не знает, достигнет ли Клин высот Шумахера и Монтои, но из всех новичков сезона-2004 у него, пожалуй, наилучшие шансы на успех. И хотя Кристиана часто упрекают в том, что он купил место в Jaguar, эта покупка может оказаться очень удачной и для него самого, и для всей Формулы-1.

Результаты выступления в дебютной гонке:

На ГП Австралии Кристиана больше всего удивило неровное дорожное покрытие. «Я тщательно изучал трассу на компьютерном симуляторе, но не подозревал, что тут так трясет», - рассказал он. В квалификации австриец не смог проехать зачетный круг из-за отказа гидравлики, но гонку закончил 11-м. «Выиграв несколько позиций по ходу гонки, я обрел уверенность в себе», - отметил Клин.

Долгий путь

«Это была совершенно бесперспективная и бестолковая затея, лучше бы я этого и не делал», - вспоминает сегодня Джорджо Пантано о том, как в начале 2001 года он сел за руль... автомобиля McLaren Формулы-1! И, пожалуй, итальянец имеет право столь нелестно отзываться о том, что большинство гонщиков назвали бы своей заветной (и чаще всего несбыточной) мечтой. Пантано с самого начала своей карьеры зарекомендовал себя как пилот экстра-класса, и потому банальным приглашением на тесты машины Формулы-1 его не удивишь. Появление Джорджо в составе Jordan на старте чемпионата мира Формулы-1 2004 года - это отнюдь не счастливая случайность, а закономерный и долгожданный результат его усилий.

Пантано, которому в начале февраля исполнилось 25 лет, сел за руль карта в девятилетием возрасте. В 14 Джорджо стал чемпионом Италии, Европы и мира среди юниоров, затем последовали две победы уже во взрослом европейском первенстве. В сезоне-99 итальянец провел за рулем карта одну-единственную гонку, заняв третье место в чемпионате мира. В том же году он познакомился с гоночными автомобилями: в зимней серии Формулы-Palmer Audi в Великобритании Пантано не смог выиграть ни одной из четырех гонок, но был достаточно стабилен и занял третье место в первенстве. Тогда же Джорджо впервые опробовал на тестах и Lola международной Формулы-3000, где ему предстояло провести три сезона. Но прежде итальянец произвел фурор в немецкой Формуле-3.

На первом же этапе в бельгийском Зольдере Пантано квалифицировался пятым и, продемонстрировав незаурядные бойцовские качества, выиграл гонку. Еще две победы и масса призовых мест обеспечили Джорджо чемпионский титул в первом же полноценном сезоне в автогонках. Уже в марте того года Пантано впервые сел за руль автомобиля Формулы-1: команда Benetton (нынешняя Renault) пригласила итальянца на тесты и даже хотела сделать его своим штатным испытателем.

В сезоне-2001 Пантано перебрался в международный чемпионат Формулы-3000, где от него многие ждали продолжения прошлогоднего победного шествия. Однако выступавшему за команду Astromega итальянцу помешали технические неполадки и излишняя темпераментность: он атаковал соперников во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, вопреки практически равным возможностям машин Lola. Тем не менее под занавес чемпионата Джорджо смог напомнить о себе, выиграв драматичную гонку у себя дома в Монце. Пантано доказал, что за свой первый сезон в Формуле-3000 он научился выдерживать прессинг: до самого финиша Джорджо сдерживал натиск чемпиона Джастина Уилсона.

Вдохновленные победой в Монце менеджеры Пантано решили перевести его в одну из ведущих команд Формулы-3000 - Super Nova. Но закулисная борьба за вакантные места в «конюшне» закончилась поражением Джорджо, которому не хватило спонсорских денег. Руководитель Super Nova Дэвид Сирс поступил по-джентльменски и помог Пантано устроиться в команду уровнем пониже - Coloni. Джорджо отблагодарил Сирса весьма специфическим образом: благодаря усилиям итальянца Coloni впервые за шесть лет в Формуле-3000 начала выигрывать гонки, угрожая лидерству Super Nova и ее пилота Себастьена Бюрды. Французу все-таки удалось победить в чемпионате с минимальным превосходством над Джорджо, но итальянец выступал гораздо зрелищнее.

В том же 2002 году Пантано попытался установить долгосрочные отношения с одной из команд Формулы-1: выиграл гонку на двухместных Minardi в Донингтоне, принял участие в тестах Williams и попытался пробиться в основной состав Jordan. Однако все усилия оказались тщетными без надлежащей спонсорской поддержки, и Джорджо пришлось готовиться к третьему сезону в Формуле-3000 - на этот раз в команде Durango, сделка с которой была заключена буквально перед стартом сезона. Две победы в 2003 году обеспечили Пантано третье место в чемпионате и принесли ему репутацию самого «всеядного» гонщика Формулы-3000: до него еще никто не выигрывал гонки в составе трех разных команд.

Правда, Джорджо больше заботили перспективы долгожданного перехода в Формулу-1, которая никак не хотела принять его в свои ряды. После серии тестов за Williams он даже появился в рекламном ролике спонсора команды, компании HP, вместе с Хуаном-Пабло Монтоей и Ральфом Шумахером. Но работа испытателя была совсем не тем, о чем мечтал амбициозный итальянец. Поэтому во второй половине 2003 года он собрал хороший спонсорский пакет и начал предлагать свои услуги командам второго эшелона в надежде попасть в основной состав. От самой привлекательной вакансии - в Jaguar - Джорджо оттеснил Кристиан Клин. В Jordan тоже поначалу не упоминали Пантано в числе претендентов на место в команде, но, познакомившись с его спонсорами ближе, Эдди Джордан решил сделать ставку на талантливого итальянца. «В Формуле-3000 Джорджо выступал успешно и стабильно, это именно то, в чем сейчас так нуждается наша команда», - приветствовал ирландец новобранца. «Конечно, без спонсоров я бы сюда не попал, - не стал скрывать секретов своего неожиданного появления в Jordan Пантано. - Но я заслужил этот шанс, заслужил его всей своей карьерой. Я хочу работать в Формуле-1, а не садиться за руль этих прекрасных машин от случая к случаю. Да, те тесты в McLaren были замечательным опытом, но я хочу видеть перспективу. Тогда у меня ее не было, a Jordan дает мне возможность развиваться».

Результаты выступления в дебютной гонке:

Свой первый гоночный уик-энд Джорджо провел без типичных для новичков восторгов. Став 16-м в квалификации, итальянец деловито сетовал, что не смог извлечь максимум из возможностей машины. В гонке Пантано финишировал последним, но, по его собственным словам, его целью на первом Гран При было просто доехать до финиша.

Итальянец в Minardi

Свою карьеру в автоспорте Джанмария Бруни начал с обмана. В десятилетнем возрасте юный римлянин захотел попробовать себя в картинговых соревнованиях, но столкнулся с суровой реальностью: спортивный регламент не допускал на старт участников моложе 12 лет. Впрочем, это не остановило Бруни: недолго думая, он наплел директору картодрома, что ему уже 12, и за рулем взятого напрокат карта, что называется, показал класс. Причем сделал это довольно быстро: в 1991 году, в первом же сезоне выступлений, Джанмария записал на свой счет победы в трех местных турнирах. В течение шести лет Бруни выступал в итальянских и европейских картинговых турнирах и чемпионатах, завоевав в 1996 году третье место в континентальном первенстве.

Однако на этом карьера итальянца едва не закончилась: денег на столь дорогое увлечение, как автогонки, не хватало, и он был готов повесить шлем на гвоздь, так и не поднявшись выше картинга. К счастью, Бруни и его скромным спонсорам оказалась по карману итальянская Формула-Renault Campus - новая дешевая гоночная серия для молодых пилотов. На тестах Джанмарии удалось побить рекорды сразу четырех итальянских трасс, а в 1998 году он выиграл чемпионат. На следующий сезон итальянец перебрался в Еврокубок Формулы-Renault, но и здесь едва не вышла осечка: из-за болезни ему пришлось пропустить первый этап. Но команда Джанмарии не отказалась от его услуг и не пожалела об этом: он стал чемпионом, а на подиум поднимался во всех без исключения гонках, в том числе на незнакомых ему трассах за пределами Италии. Бруни вообще демонстрировал завидную способность схватывать все на лету: в конце 1999 года он получил приглашение на один из этапов серии Ferrari Challenge и, впервые оказавшись за рулем кузовного спортивного автомобиля Ferrari F355, одержал победу в гонке.

В 2000 году Бруни отправился в Великобританию, в тамошнюю кузницу будущих чемпионов - престижную британскую Формулу-3. Англичане переименовали итальянца на свой лад: вместо длинного «Джанмария» его стали звать Джимми (это имя закрепилось за ним до сих пор). Итальянец оказался достойным соперником для сильнейших молодых пилотов со всего мира, которых собрала в том году британская «трешка». Чемпионом тогда стал более опытный Антонио Пиццония, которого Бруни годом ранее «побил» на международном финале Формулы-Renault в португальском Эшториле. Джимми занял пятое место. На следующий год Бруни оказался в заведомом проигрыше, так как на его автомобиле стоял двигатель Renault, уступавший Mugen-Honda соперников. И хотя итальянец смог одержать одну победу и регулярно появлялся на подиуме, блеснуть достаточно ярко для большого шага наверх не удалось.

Вместо международной Формулы-3000, а то и Формулы-1, куда нередко попадают ведущие пилоты британской Формулы-3, Джанмария в 2002 году был вынужден довольствоваться разовыми выступлениями в европейской Формуле-3000 и чемпионате FIA для спортпрототипов. Карьера Бруни вновь повисла на волоске. Но, несмотря на обилие конкурентов из числа соотечественников, Джимми все-таки смог найти спонсоров и получить контракт на весь сезон-2003 - правда, с далеко не самой сильной командой Евро Ф-3000, которая в 2002 году не набрала ни одного очка. Однако спонсорская поддержка сотворила с «конюшней» ADM чудо: на хорошо подготовленной машине Бруни уверенно выиграл первые две гонки сезона!

После этого судьба улыбнулась Бруни: Джанкарло Минарди, отвечающий в команде Minardi Формулы-1 за подбор пилотов, назвал Джимми самым перспективным среди молодых итальянских гонщиков. Группа итальянских компаний решила профинансировать продвижение Бруни в Формулу-1 и купила ему место за рулем третьей машины Minardi на двухчасовых пятничных тестах, которые проводились в сезоне-2003. Итальянец был вынужден забросить Формулу-3000, где с 30 очками за три победы он в итоге занял третье место в личном зачете первенства. Вместе с Minardi Джанмария побывал на Гран При Германии, Венгрии, Италии, США и Японии. Бруни быстро освоился за рулем автомобиля Формулы-1 и стал ехать ничуть не медленнее опытнейшего Йоса Ферстаппена. При этом участие Джанмарии в заездах было отнюдь не номинальным: команда нередко доверяла ему испытания новых деталей.

Заработав авторитет на тестах, Бруни стал претендентом на место в основном составе Minardi на сезон-2004, и команда оправдала его надежды: контракт был подписан еще в середине декабря прошлого года. «Моя мечта осуществилась, я пилот Формулы-1!» - ликовал Джимми. Жизнь не раз заставляла его усомниться в том, что эта мечта может стать реальностью. Но теперь у Бруни уже другие мечты. «Это только первый шаг, я хочу закрепиться в Формуле-1, как это делали другие пилоты Minardi», - говорит он. Один из этих пилотов - Джанкарло Физикелла - не обещает своему 22-летнему соотечественнику легкой жизни. «Машина у него, мягко говоря, не самая лучшая, так что ему придется тяжко, - предполагает Физико. - Но случиться может все, что угодно. Мы с Ярно Тролли тоже начинали в Minardi. Я давно знаком с Джанмарией и могу сказать, что он в состоянии добиться даже большего, чем мы с Ярно. Он - пилот, достойный уровня Формулы-1».

Результаты выступления в дебютной гонке:

В Мельбурне Джанмария заявил о себе как о самом способном новичке, обогнав трех других новобранцев на первых кругах гонки. Но итальянцу откровенно не везло с техникой: в квалификации он не смог покинуть боксы из-за поломки трансмиссии, a в гонке на его машине барахлил мотор. После долгого ремонта в боксах Бруни все-таки увидел клетчатый флаг, отстав более чем на 10 кругов.

Патриот

Среди новобранцев Формулы-1 сезона-2004 Золт Баумгартнер, пожалуй, сильнее всех ощущает себя новичком, 23-летний венгр - выходец из негоночной страны, которая до сих пор ассоциировалась у болельщиков лишь со скучной трассой «Хунгароринг» (хотя знатоки истории автоспорта наверняка помнят, что самую первую гонку под названием Гран При выиграл в 1906 году во Франции венгр Ференц Сис). Шансы Баумгартнера оставить яркий след в летописях Формулы-1 невелики, ибо его гоночные успехи весьма скромны. Если бы полиглот Золт, разговаривающий на шести языках, был представителем западноевропейской страны, то с его послужным списком о «большом цирке» можно было бы и не мечтать.

Свою карьеру он начал в 1994 году в венгерском картинге, где дважды становился вице-чемпионом среди юниоров. При поддержке отца, которому принадлежит крупнейшая в Венгрии дилерская сеть по продаже автомобилей Renault, Золт в 1997 году перебрался в немецкую Формулу-Renault, где снова стал вторым. Следующий сезон венгр провел во французской гоночной школе «Ля Фильер», а в 1999 году выиграл немецкое первенство Формулы-Renault 2000. Этот успех был самым громким в карьере Золта: впоследствии, в более серьезных категориях, он оказывался явным аутсайдером. 2000 и 2001 год Баумгартнер провел в немецкой Формуле-3, где за два сезона лишь однажды поднялся на пьедестал почета, а в личном зачете оказывался за пределами десятки лучших.

Тем не менее Баумгартнеру удалось заявить о себе как о сильнейшем венгерском гонщике, что, впрочем, вполне соответствует действительности: венгры и сейчас признают, что лучше Золта у них пока никого нет. Как следствие, Баумгартнер имел в своем распоряжении достаточную спонсорскую поддержку для карьерного роста, пусть и не подкрепленного спортивными достижениями. Посреди сезона-2001 он получил приглашение в команду Prost Junior международной Формулы-3000. В семи гонках Золт не смог подняться выше 13-го места, но и уровень «конюшни» оставлял желать лучшего. Однако и на следующий год, когда он перебрался в чемпионскую Nordic Racing, за весь сезон ему удалось набрать одно-единственное очко. Тогда же, в 2002 году Баумгартнер познакомился с Формулой-1: на своем домашнем Гран При Венгрии он провел показательные заезды за рулем Jordan.

Спустя год, в августе 2003-го, Золт снова управлял Jordan на родном «Хунгароринге» - на этот раз уже на двухчасовых пятничных тестах. Венгр продолжал выступать в Формуле-3000 - теперь за команду Coloni, набирая очки от случая к случаю, в то время как его напарник Рикардо Сперафико боролся за чемпионский титул. Но тут судьба сделала Золту королевский подарок: Jordan предложила ему стартовать в Гран При Венгрии вместо попавшего в аварию на тренировке Ральфа Фермана. К тому моменту Баумгартнер уже прошел квалификацию для очередной гонки Формулы-3000, да и суперлицензия пилота Формулы-1 у него отсутствовала. Но все формальности были вмиг урегулированы (не без участия Берни Экклстоуна), и вместо гонки Формулы-3000 Золт принял участие в еще одной квалификации - для гонки Формулы-1. Несмотря на поистине шоковое состояние от столь неожиданного дебюта (по ошибке Золт на своем быстром круге переключил двигатель в режим экономии топлива), ему даже удалось опередить одну из Minardi. В гонке у Баумгартнера вышел из строя мотор, однако Jordan пригласила его заменить Фермана и на следующем этапе в Монце. На скоростной итальянской трассе венгр заставил считаться с собой даже лидеров... не пропуская их, когда они обгоняли его на круг. Тем не менее, финишировав 11-м, Золт доказал, что, по крайней мере, психологически он вполне готов для выступлений в Формуле-1.

После этого Баумгартнеру не стоило особых усилий убедить охочую до спонсорских денег Minardi подписать с ним контракт на сезон-2004. Золт пообещал команде 8 миллионов долларов, половину из которых согласилось предоставить венгерское правительство. Впоследствии он лишился государственной поддержки (чиновники решили, что 4 миллиона долларов лучше потратить на нужды всего населения страны, чем на одного ее гражданина), но свою помощь предложили фанаты, создавшие Фонд поддержки Баумгартнера. «Один мой одноклассник принес мне 480 долларов, а дети присылали свои карманные деньги», - поделился несколько смущенный Золт, хотевший даже стартовать под австрийским флагом, чтобы привлечь побольше спонсоров. Денежные проблемы - это столь же серьезная угроза карьере Баумгартнера, как и его невысокий спортивный уровень. Однако в прошлогодней истории с Jordan Золт показал, что он умеет поймать удачу. Это умение может оказаться главным козырем венгра сейчас, когда все эксперты заочно сбрасывают его со счетов.

Результаты выступления в дебютной гонке:

ГП Австралии был не первой, а третьей гонкой Ф-1 в карьере Золта, и в квалификации он даже порадовал своего инженера тем, что смог найти хорошие настройки машины. Впрочем, это не помогло ему подняться выше последнего места среди пилотов, которые благополучно проехали квалификационные круги, но в гонке стартовавшего 17-м Баумгартнера подвел двигатель Cosworth.

Категория: №69 (04.2004) | Добавил: LiRiK3t (28.02.2014)
Просмотров: 719 | Теги: №69(04.2004), портрет
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t