Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №6 (01.1999)

Как важно быть серьезным

Как важно быть серьезным

 

Команда Jordan - баловень Формулы-1. На фоне мелких разочарований ей всегда, в конце концов, сопутствовала общая удача. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос чуть позже, вспомнив не такую уж долгую историю команды.

Взгляд на таблицу чемпионата времен дебюта Эдди Джордана поневоле наводит на грустные мысли о быстротечности времени и тщетности дел наших. Только что завершили свой бесславный путь в высшей лиге автоспорта Rial, Zakspeed, Onyx, Life, Eurobrun. Пошла с молотка и сменила название Osella, превратившись в Fondmetal, которому, в свою очередь, тоже суждена была недолгая жизнь. С гоночных трасс с тех пор исчезли не только Lambo, Coloni, AGS, Larrousse, Dallara и Andrea Moda (последняя и вовсе была удалена из чемпионата специальным решением FIA), закончилась славная история команд Lotus и Brabham, перестал существовать Leyton House, как тогда стала называться небезызвестная команда March. А ведь Brabham и March непосредственно связаны с именами Берни Экклстоуна и Макса Мосли - главных на сегодняшний день людей в Формуле-1! Вот и Tyrrell никогда больше не выйдет на старт. Как видите, не выжили даже команды с традициями, что уж говорить о новичках! Почему же Jordan не только здравствует, но и год от года все успешнее продвигается в закрытый доселе клуб лидеров «королевских» гонок?

Если бы был проведен конкурс на самого экстравагантного руководителя команды Формулы-1, Эдди Джордан выиграл бы его за явным преимуществом. Большинство пилотов и механиков его команды выглядят более солидными, чем сам босс. Тем не менее, многие исполненные серьезности руководители могут позавидовать успехам команды этого человека с дурацкими бакенбардами и ленноновскими очками-велосипедами. Да, Джордан на вид несерьезен, зато как выделяется он даже на таком ярком фоне, как паддок Формулы-1! И его команде с первого дня существования в Формуле передались качества хозяина - быть ярким, иногда смешным, даже нелепым, но уж никак не незаметным. Возможно, за это стремление быть не такой, как все, судьба все время и поощряет команду Jordan?

Первый сезон ирландской команды в Формуле-1 следует рассмотреть поподробнее - именно в ходе его выявились те закономерности, что определяли облик команды и в дальнейшем. Появившийся весной 1991 г. первый Jordan сразу же получил прозвище «слик-кар». Действительно, ярко-зеленый, пронзительно блестящий автомобиль выглядел каким-то лысым. Может быть, из-за своей лапидарной, лишенной аэродинамических изысков формы. А может быть, и из-за почти полного отсутствия рекламы: выделялась лишь крупная эмблема напитка 7up.

Но «лягушка», хотя и не стала царевной, оказалась далеко не столь безобидной, как это можно было заключить по отсутствию в ее конструкции чего-либо выдающегося. С первых же тренировок выяснилось, что Андреа де Чезарис и Бертран Гашо вовсе не собираются прозябать в задних рядах, где, вроде бы, самое место для пилотов команды-дебютанта, выступающих на машине со стандартным «клиентским» мотором Ford. Гонщики Эдди Джордана обосновались достаточно близко к середине таблицы, что порождало самые эйфорические настроения в ирландской «конюшне». Механики, еще вчера занимавшиеся рутинной работой в Формуле-3000, чувствовали себя попавшими на праздник жизни и «оттягивались» от души, переполошив весь паддок. Они периодически становились инициаторами разных веселых игр, розыгрышей, а то и просто дурачились. Стоит ли говорить, что в банках и бутылках, которые опорожняли ирландцы после работы, был отнюдь не 7up!

И вот настал момент, когда команда Jordan, наконец, победила. Первый триумф, правда, ждал «конюшню» Эдди Джордана отнюдь не на гоночной трассе. Во время Гран При Канады ирландские механики наголову разбили соперников в соревнованиях по... скоростному преодолению водного препятствия на весельной лодке! Эта неофициальная победа так вдохновила команду, что гонщики решили не отставать. Андреа де Чезарис и Бертран Гашо заработали очки, заняв 4-е и 5-е места! А ведь в те времена традиционной участью дебютанта были предквалификационные и квалификационные муки, а успехом считался прорыв на последнюю линию стартового поля! Счастливые гонщики давали интервью с баночками 7up в руках, но в моторхоуме воздали должное шампанскому, традиционному напитку успеха и удачи.

Пилотов, кстати, Эдди Джордан подобрал под стать своей команде. Оба они были гонщиками хорошими, но имели имидж, скажем так, людей несерьезных. Де Чезарис, с фактурным, волевым лицом, отлично подходившим для роли в каком-нибудь голливудском ковбойском фильме, и с феноменальной невезучестью, постоянно вовлекавшей его в какие- то происшествия на трассе. Эта невезучесть гак и не позволила ему одержать за довольно длительную карьеру хотя бы одну победу. А рядом - Гашо: нервный взгляд интеллигента- гуманитария, может быть, даже поэта... И, конечно, собственный «бзик» в голове - идея о том, что он, Гашо, вовсе не бельгиец, не француз и вообще не принадлежит ни к одной из тех национальностей, чья кровь течет в его жилах. А олицетворяет он собой новую общность людей объединенной Европы, потому и на шлеме Гашо был изображен хоровод звезд, эмблема Европейского сообщества.

Идеи общеевропейского братства, однако, не выручили Бертрана Гашо, когда в Лондоне он повздорил с таксистом. В ходе оживленного обмена мнений с «коллегой» Гашо достал и испытал в действии модное в то время индивидуальное средство самообороны - газовый баллончик Подоспевшим полицейским не надо было долго разбираться, кто виноват - ясно, что не добропорядочный таксист-британец, а подозрительный космополит, называющий себя гражданином Европы. Гашо попал в тюрьму.

Так проявилась закономерность, характерная для команды Jordan во все последующие времена, - как только дела начинают идти на лад, так обязательно что-то случается! После Канады гонщики Эдди Джордана постоянно набирали очки - хотя бы один пилот в каждой гонке, а то и оба сразу. Они уступали только признанным лидерам - Просту, Сенне, Патрезе, Мэнселлу, Бергеру. А на Хунгароринге, который требует не столько мощности мотора, сколько хорошей сбалансированности шасси, Бертран Гашо показал в гонке лучшее время круга, в истории команды Jordan долго остававшееся единственным. Но именно после этого произошел злополучный конфликт с таксистом. Гашо из состава выбыл, причем было неизвестно, надолго ли: британская Фемида на демонстрацию гонщиков Формулы-1 (они оделись в майки с надписями «Почему Гашо?» и «Господи, помоги Гашо!») не обращала никакого внимания.

Брешь в рядах надо было кем-то затыкать, и для этой роли отлично подошел некий молодой немец, менеджер которого давно сватал своего протеже Эдди Джордану. Михаэль Шумахер (а это был именно он) в первой же гонке показал себя молодцом и туг же сбежал в Benetton, в объятья Флавио Бриаторе. Михаэль начинал путь к будущим победам, а Эдди Джордан, проклиная себя за юридическую легкомысленность (кто ж знал, что с новичком нужно составлять серьезный, жесткий контракт?), обратился в суд. И тем самым заложил еще одну традицию своей команды - упускать из рук талантливых спортсменов, сопровождая это долгими судебными разбирательствами постфактум. Однако до сих пор ни одного сбежавшего пилота в наручниках к Эдди Джордану так и не привели.

Итак, Михаэль ушел, а в обмен на него от бенеттоновцев в Jordan поступил Роберто Морено. Гонщиком бразилец был неплохим, но, естественно, после отчисления из топ-команды оказался несколько выбитым из колеи и хороших результатов сразу не показал. И был без излишних реверансов вышвырнут из ирландской команды, оказавшись в итоге в Minardi. Интересно, что и выпущенного из тюрьмы Гашо обратно в Jordan уже не взяли - сезон на его месте заканчивал Алессандро Занарди. Эти события открыли паддоку очень важную истину: Jordan вовсе не так прост... Если называть вещи своими именами, Jordan воспринимали как компанию очень везучих «пофигистов». Но оказалось, что у руководства команды какие-то свои, скрытые от постороннего взгляда резоны, в число которых сентиментальность и легкомыслие не входят. Эдди Джордан был очень серьезен в главном, в мелочах позволяя себе несколько расслабляться. Айртон Сенна назвал действия команды Jordan «неспортивной игрой», но от всех перестановок в составе и даже от осуждения великого бразильца «конюшня» только выигрывала: о ней постоянно говорили, писали, а рекламодатели таких любят. Так проявилась еще одно свойство команды Jordan: постоянно быть в центре внимания, иногда даже скандального. И, наконец, итог того сезона тоже как бы предопределил положение команды в Формуле-1: 5-е место, место на пороге «высшего общества».

В сентябре 1991 г. Jordan теряет Михаэля Шумахера, но в том же месяце приобретает, как тогда казалось, поставщика отличных моторов. На следующие четыре сезона был подписан контракт с фирмой Yamaha, очень выгодный в финансовом отношении (надо сказать, что это обязательное условие для любого контракта, который собирается подписать Эдди Джордан). Увы, ожидаемый успех обернулся провалом: Yamaha была тяжелой, капризной и маломощной. В октябре 1992 г. контракт с японскими мотористами был разорван. Но последствия неудачного сотрудничества сказывались еще некоторое время. Yamaha вскоре вообще отказалась от планов самостоятельной разработки моторов, сделав ставку на совместную работу с Джоном Джаддом и его фирмой.

А Джордан обратился к помощи Брайана Харта. С 1986 г. Hart вообще не поставлял «движков» командам Формулы-1. Надо ли пояснять, что первый год сотрудничества с Хартом не вывел Jordan из кризиса. Эдди Джордан не мог не понимать, что многого в сезоне Jordan не добьется, тем более, что известный инженер Стив Николз отверг предложение возглавить дизайн-центр команды. Но только ли высокими результатами можно заставить о себе говорить? В феврале 1993 г. Jordan неожиданно устроил тесты с участием... Мартина Доннели. Гонщика, попавшего в 1990 г. на свободной тренировке Гран При Испании в тяжелейшую аварию. Гонщик чудом выжил, и о возвращении его в Формулу речи, конечно, не шло.

«Теперь я могу сказать: я это сделал!» - так подвел итоги своих тестов Доннели. A Jordan добился того, на что, собственно, и рассчитывал: привлек к себе дополнительное внимание прессы, болельщиков и потенциальных спонсоров. Впрочем, это не избавило от горьких разочарований на старте чемпионата: известный итальянский пилот Иван Капелли в первой же гонке разбил машину, а на втором Гран При вообще не прошел квалификацию. Только что подписанный 2-летний контракт с Капелли был расторгнут, и на его место пригласили не менее известного Тьерри Бутсена. Но и бельгиец не преуспел. Зато радовал второй пилот, дебютант Рубенс Баррикелло. Вскоре Джордан прогнал и Бутсена, предоставив право быть партнером Баррикелло тем, кто этого хочет и располагает кругленькой суммой для оплаты своего желания.

Увы, второго Михаэля Шумахера таким образом Джордан не открыл, а вот будущий партнер Шумми у него в команде появился: после Марко Апичеллы и Эммануэле Наспетти в кокпит попал еще один дебютант - Эдди Ирвайн. Он оказался куда талантливее своих предшественников: заработал очко в первой же гонке. Да к тому же схлопотал по физиономии от самого Айртона Сенны: не за упорство на трассе, как многие ошибочно думают, а за некорректное поведение после взмаха финишного флага. Однако «скандал» и «сенсация» - вещи близкие, а в команде Jordan они и подавно не разделялись. Все, что привлекает внимание к «конюшне», воспринимается здесь положительно. Эдди Ирвайн - яркая личность, яркий пилот, да к тому же ирландец. Не было сомнений, что место в основном составе ему гарантировано. Тем более заслужил его Рубенс Баррикелло - спокойный, трудолюбивый, талантливый. Таким образом, кадровая проблема на 1994 г. была решена.

Наличие хороших пилотов вкупе с возросшей надежностью моторов Hart и удачным шасси конструкции Гари Андерсона было залогом успеха в этом сезоне. Правда, на трагическом Гран При Сан-Марино Рубенс Баррикелло попал в аварию, но через некоторое время в строй вернулся и даже сотворил сенсацию: на Гран При Бельгии занял поул-позишн, первую в истории команды. Ирвайн отметился по-своему: во время чемпионата мира по футболу написал на болидах команды результат матча: «Ирландия- Италия 1:0»! На финише Jordan оказался на 5-м месте в Кубке конструкторов.

Следующий сезон был отмечен приобретением серьезного партнера - фирмы Peugeot. От французских моторов отказался McLaren, а для ирландской команды это был отличный вариант. Правда, была и другая возможность: Флавио Бриаторе обещал устроить Эдди Джордану эксклюзивный партнерский контракт с фирмой Ford. Однако Ford обещал лишь поставку двигателей и их бесплатное обслуживание, а французы сулили помимо этого еще и приплачивать денег за рекламу… Решение руководителя команды предугадать было несложно.

Правда, с моторами Peugeot пришлось на первых порах помучиться, да и шасси 1995 г. было не слишком хорошим. Jordan отступил на шаг, пропустив вперед Ligier. Всю вторую половину сезона ходили слухи, что Рубенса Баррикелло ждет место в Ferrari, где бразилец станет партнером Михаэля Шумахера. Но приглашение в Scuderia неожиданно получил партнер Рубенса! У Эдди Ирвайна еще не кончился контракт, но Эдди Джордан отпустил его. Очевидно, не обошлось без некой денежной суммы, уплаченной Джордану за сговорчивость. Но официально договаривающиеся стороны заявили, что переход произошел вследствие «традиционно добрых отношений между двумя командами».

Как бы то ни было, Эдди Ирвайн явился единственным «открытием» Эдди Джордана, покинувшим его команду спокойно, без скандала. На его место взяли опытного Мартина Брандла. В начале сезона паддок вновь получил основание потешаться над ирландской командой. На предсезонной презентации болид Jordan предстал в красивой бело-бирюзовой гамме, а гонщики - в зеленых комбинезонах. Но в самый последний момент команда подписала спонсорский контракт с табачной фирмой Benson&Hedges. Машины пришлось перекрашивать в табачно-желтый цвет, а гонщикам шить новую форму. А вот на комбинезоны для механиков Эдди Джордан денег пожалел, и пит-команда выходила обслуживать болид, «блистая» неуместными изумрудными одеяниями. Кстати, в том же сезоне болид еще раз перекрасился в изумительный золотистый металлик. А потом в ход пошли художественные изыски последних лет, когда машина превращалась то в змею, то в шершня - «легкомысленная» команда осталась верна себе.

Но вернемся в 1996 г. Сезон с формальной точки зрения вроде бы удачный: команда вернулась на «свое» 5-е место в Кубке конструкторов. Но было видно, что машина «не едет», в чем Эдди Джордан обвинил гонщиков. Баррикелло и Брандл были уволены, в 1997 г. пару пилотов составили молодые Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер. В Jordan решили инвестировать деньги в строительство собственной аэродинамической трубы. Новые гонщики больших денег не требовали. Да к тому же брат двукратного чемпиона мира привлекал к команде дополнительное внимание. А для усиления рекламного эффекта в межсезонье воспользовались старым приемом (помните тесты Мартина Доннели?). Пригласили поездить на болиде Найджела Мэнселла. Хотя Биг Найдж никогда не заявлял о серьезных планах возвращения в Формулу-1, разговоров болельщикам хватило надолго. Чемпионат молодым гонщикам удался. Несколько омрачило его концовку то, что Физикелла, несмотря на определенные обязательства перед командой Jordan, предпочел уйти в Benetton. Год спустя отправился в Williams и Ральф Шумахер.

Ну а прорыв в элитную группу произошел только что, у нас на глазах. В этом прорыве огромную роль сыграли недавно пришедшие экс-чемпион мира Дэмон Хилл и конструктор Майк Гаскойн. Люди, казалось бы, не соответствующие характеру команды. Но как прошел чемпионат! Не набрать в первой половине сезона ни одного очка и поразить всех отличными результатами во второй - этого мы вполне могли ожидать от такой «несерьезной» команды, как Jordan.

Что же будет дальше? Может быть, новый статус топ-команды заставит ирландцев пересмотреть свой имидж (не зря ставка сделана на опытных пилотов Френтцена и Хилла). А может быть, они никогда и не были легкомысленными? Может, за то и любит их судьба, что столь же серьезную работу, как остальные, они делают с легкой иронической улыбкой?

Евгений Юданов


Категория: №6 (01.1999) | Добавил: LiRiK3t (09.04.2012)
Просмотров: 1812 | Теги: команда, №6(01.1999)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t