Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №6 (01.1999)

Тайны “черных ящиков”

← к содержанию № 6 (01.1999)


Тайны «черных ящиков»

 

 «Окончательные причины аварии будут объявлены только после расшифровки данных «черных ящиков», поиск которых продолжается», - такие фразы венчают почти все отчеты об авиакатастрофах. Увы, аварии в наш стремительный век случаются не так уж редко. И не только в авиации. Современные автомобили Формулы-1 очень многое почерпнули из самых передовых отраслей науки и техники. Из авиастроения в автоспорт попали и пресловутые «черные ящики». Правда, до мая 1994 г. об их использовании на машинах Формулы-1 знали в основном специалисты. Но после трагических событий в Имоле о «черных ящиках» в Ф-1 всерьез заговорили и в прессе, причем не только спортивной.

Сразу после трагедии «черные ящики» с автомобиля погибшего Айртона Сенны бесследно исчезли. «После аварии в Тамбурелло остатки автомобиля Сенны привезли к судейской вышке и поместили в один из боксов, - рассказывает Фабрицио Носко, человек, своими руками снявший «черные ящики» с машины Сенны. - Минут через десять подошли два механика Williams и попросили пропустить их к машине. Мы им вежливо отказали, но вскоре появился технический делегат FIA Чарли Уайтинг в сопровождении еще двух механиков и приказал мне снять с машины два «черных ящика», один из которых записывал характеристики шасси, а другой - двигателя. «Черные ящики» были немного поцарапаны, но не более того». «Я действительно передал электронные накопители представителям команды, - признается Уайтинг, - но сделано это было лишь для того, чтобы они смогли удостовериться в том, что неполадка, случившаяся на машине Сенны, не повторится на автомобиле Хилла». Все бы ничего, но когда в июле 1994 г. итальянские следователи, наконец, заставили представителей команды вернуть «черные ящики», выяснилось, что накопитель Williams, который, по словам Носко, «был немного поцарапан», оказался «поврежден и не содержал никаких данных», а информация с «черного ящика» Renault была скопирована на компьютер и стерта из памяти записывающего устройства. Хоть данные и были переданы представителям правосудия, но поручиться за их достоверность уже никто не мог.

FIA, естественно, была не в восторге от скандальных разборок с итальянскими следователями. Поэтому весной 1997 г. Международная федерация решила стандартизировать применение аварийных записывающих устройств на автомобилях Формулы-1. В рамках программы по «увеличению безопасности гоночных трасс и автомобилей» специалисты Delco Electronics, одного из подразделений корпорации Delphi, долгие годы специализирующейся на производстве автоматического оборудования для автомобильной промышленности, специально для Формулы-1 разработали и аварийные накопители информации.

Современные разработки и передовые технологии давно вывели Delphi в мировые лидеры по производству автоматических и электронных систем. Антенны, проводка, элементы подвески, электрические и электропневматические системы, датчики и системы контроля за шасси - вот только небольшая часть продукции Delphi, которая находит широкое применение на автомобилях ведущих фирм мира, 75% электропроводки всех автомобилей ВАЗ производится одним из предприятий Delphi в Самаре.

По сравнению с применявшимися ранее «черными ящиками», ADR (Accident Data Recorder) от Delphi обладает гораздо большими возможностями. Основное отличие от предыдущих разработок состоит в том, что новая система не только обеспечивает циклическую запись информации с частотой 30 ГЦ, но и способна к автоматическому переходу на аварийный режим, что дает возможность в течение 20 секунд (15 секунд до аварии и 5 секунд после) производить регистрацию данных с просто фантастической частотой 1000 ГЦ. Еще одно достижение инженеров Delco Electronics - устойчивость системы к внешним воздействиям. ADR Delphi способна выдерживать кратковременные нагрузки при ударе в 250 g и имеет несколько степеней защиты. Следует заметить, что все эти характеристики достигаются при сравнительно небольших габаритах «черного ящика»: 170x170x56 мм, при весе блока всего 1,6 кг.

После нескольких тестовых испытаний в Tyrrell и Jordan (одним из спонсоров которого является Delphi), в 1997 г. Международная федерация рекомендовала «черные ящики» Delco Electronics к использованию на всех автомобилях чемпионата мира. Вскоре разработками Delphi заинтересовались и представители американских гоночных серий NASCAR и CART.

Конечно, «черные ящики» и даже такие ультрасовременные разработки, как у Delco Electronics, не могут устранить опасностей, грозящих пилотам Формулы-1 сегодня, но они необходимы, чтобы разобраться в причинах аварий и, возможно, предотвратить их завтра.

Владимир Маккавеев


← к содержанию № 6 (01.1999)

Категория: №6 (01.1999) | Добавил: LiRiK3t (11.04.2012)
Просмотров: 1437 | Теги: команда, №6(01.1999)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t