Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №6 (01.1999)

Взгляд на вещи

Взгляд на вещи

 

Я пришел в гонки не для того, чтобы победить в Гран При или стать чемпионом мира. Я лишь хотел увидеть, насколько далеко сумею продвинуться, делая то, что умею, и отдавая работе все силы... Я удивил самого себя.

Дэмон Хилл

Я никогда не забуду одну сцену, которую мне довелось наблюдать на Гран При Венгрии 1996 г. Тогда, после субботней квалификации, выигранной Михаэлем Шумахером, почти весь журналистский корпус собрался около моторхоумов Ferrari. А Дэмон Хилл, завершивший день вторым, уже переодевшись в цивильную одежду, вышел из автобуса и направился к боксам. Он шел в светлых брюках и белой футболке, надвинув на глаза темные, почти черные очки, прямо сквозь эту толпу. Он прорезал ее, как нож масло, нигде не останавливаясь и не обращая на себя внимания. Он просто шел. И его так никто и не остановил... Подобное нельзя представить с Шумахером, умеющим, как никто другой, создавать вокруг своей персоны невероятный ажиотаж. Такое невозможно с теми же Бергером или Алези, с Вильневым, наконец.

Впрочем, тогда Дэмон Хилл еще не был чемпионом мира. Но и после 13 октября 1996 г, после финальной гонки на Сузуке мало что изменилось. Он так и остался для многих «мальчиком для битья», «унылым типом», «нулевым» в прямом и переносном смысле гонщиком. Он добился в Формуле-1 почти всего: стал чемпионом, знаменитым человеком, богатым человеком, в конце концов. И все же есть в его облике что-то почти трагическое. Возможно, иного и не могло произойти с гонщиком, болид которого два года подряд носил нулевой номер...

В 1991 г. Дэмон Хилл попал в тест-пилоты Williams почти случайно: просто призовые гонщики Фрэнка Риккардо Партезе и Тьерри Бутсен, а затем и Найджел Мэнселл явно не справлялись со всем объемом работ самостоятельно, а штатный тестер англичанин Марк Бланделл предпочел усесться в Brabham. На освободившееся место Фрэнк Уильямс и ангажировал Хилла. И началась для него каторжная работа «биоробота». И очень похоже, что на этом для слегка уже «перезрелого» для Формулы-1 гонщика все и закончилось бы. Ну, поездил бы он в 1991 г. за рулем Brabham и так и осталась бы легенда: «Был тут какой-то на «подсадке», сын самого Грэма Хилла. Но показал себя не очень - всего-то два раза прошел квалификацию». Хотя почему «осталась бы»? И сейчас никто не хочет вспоминать о том, что «подсадкой» в Brabham был вовсе не Хилл, а Джованна Амати, что босс команды Деннис Нэрзи спал и видел именно Дэмона за рулем своей машины, но за итальянкой стояли приличные деньги, а за сыном Грэма Хилла такого тыла не было. И что Дэмон выступал получше своего напарника Эрика Ван де Поля, которого все называли многообещающим бельгийцем и восходящей звездой. И который, разочаровавшись в своей «конюшне», еще после Германии забрал своих спонсоров и покинул Brabham не прощаясь.

Англичанин, действительно, удостоился права занять место на стартовом поле Гран При лишь дважды - в Сильверстоуне и на Хунгароринге, но оба раза добрался до финиша. А самый первый раз он выехал на трассу Формулы-1 в компании асов 1 мая 1992 г. Подумать только, спустя всего два года судьба уготовила ему участь первого пилота Williams и перспективы борьбы за чемпионский титул.

«Самым ужасным в 1992-м было Монако. Тогда я наблюдал за гонкой из окна отеля и каждый раз, когда Мэнселл и Патрезе проносились мимо, испытывал ужасные чувства. Хотя уже тогда я считал - в этих великолепных машинах есть и кусочек моего труда».

Дэмон не прав. Это был отнюдь не кусочек, а громадный кусище - к тому моменту основная тестовая работа уже давно лежала на его плечах. Хилл пропадал на стендах Williams практически сутками и свою награду наконец-то получил. Хилл - призовой гонщик своей «команды-мечты».

Тогда, в 1993 г., у Фрэнка был довольно большой список кандидатов на место рядом с трехкратным чемпионом мира Аленом Простом, и Хилл в этом рейтинге стоял на последнем месте. Но все же Фрэнк Уильямс выбрал именно его. Почему? Может быть, именно поэтому. В пользу англичанина говорил его опыт в общении с болидом Williams, его спокойствие и явная «незвездность» - вытерпеть еще одну «звезду» рука об руку с Простом было бы уже тяжеловато.

Хилл не мог быть соперником Просту. Да и не хотел. Но журналисты-соотечественники принялись раскручивать несуществующую борьбу между товарищами по команде. Англичанин против француза - как звучит! Так что сначала его записали в претенденты, а затем, после довольно долгого ожидания побед - в неудачники. Да так крепко, что даже когда долгожданные победы наконец пришли, на него продолжали смотреть свысока и не относились сколько-нибудь серьезно. Основная же масса зрителей вообще не замечала ни его удач, ни его промахов. Окружающие говорили - Хилл слишком «серенький» и незаметный, да и выигрывает только благодаря машине и тому, что Прост в середине сезона ослабил хватку. Дэмон, кстати, полностью отдавал себе отчет в истинном положении вещей. Но оставался спокоен. И не тушевался.

«В начале сезона я ощущал себя каким-то заведенным механизмом. Надо было подниматься и подниматься выше и, если улыбнется удача, выиграть. В первых гонках я только начинал приспосабливаться к тому, чтобы ехать в первых рядах пелетона, ведь весь мой прошлый опыт сводился к старательному выглядыванию в зеркалах заднего вида машин лидеров, обгонявших меня на круг. Лишь после того, как я освоился, можно было начинать концентрироваться на дальнейшем, на том, чего же я хотел получить от того или иного Гран При. А в Сильверстоуне мне в первый раз показалось, что я могу выигрывать гонки! В Хоккенхайме тоже. В Венгрии я знал определенно - если доберусь до финиша, то первым. Если нет, то с каждым разом будет все сложнее и сложнее выиграть. Тогда, после победы на Хунгароринге, я испытал лишь чувство облегчения от наконец-то завершившейся медленной пытки».

Стоя на первой ступеньке подиума, он, 33-летний семейный мужчина, стеснялся как ребенок!

«Я начал гоняться в 23. В таком возрасте Шумахер уже осваивался в Формуле-1. Но я думаю, что возраст работал на меня. Я не так остро чувствовал давление, не совершал мальчишеских ошибок. Короче, шел своим путем. Я стараюсь всегда быть критичным к себе, чтобы ни одна колкость извне не выбила меня из колеи. Это необходимо для совершенствования. А только это и важно».

Миновал первый полный сезон англичанина в Формуле-1, а в его активе уже были три победы, две поул-позишн и 12 стартов с первой линии. Но уже в середине 1993 г. над Хиллом нависла тень Айртона Сенны, всеми силами стремившегося попасть в Williams. Положение англичанина в команде даже со стороны выглядело угрожающим - ему почти нечего было противопоставить ни Сенне, ни Просту, он был совершенно лишним в этой битве гигантов. Его уже практически списали со счетов, когда неожиданно наступила развязка: на Гран При Португалии одновременно произошли два события, решившие участь Хилла - француз заявил о своем уходе из гонок, а бразилец объявил о своем контракте с Фрэнком Уильямсом.

«Подумать только - еще десять лет назад у меня не было амбиций гонщика, все мои помыслы были связаны с мотогонками. Теперь я стал партнером Айртона Сенны! Будущий год мне видится так: он - безоговорочный чемпион мира, я - третий», - так отреагировал англичанин на известие о сотрудничестве с Сенной. Он был настроен довольно-таки оптимистически, несмотря на то, что большинство и друзей, и недругов считали, что партнерства с Сенной у Хилла не выйдет, что бразилец, за два года вынужденного «поста» от побед изголодавшийся по привычным для него успехам, полностью перекроет англичанину кислород. Но Фрэнк Уильямс настаивал: «Никаких приказов или командных заданий - оба пилота будут бороться за чемпионат. Дэмон продолжает удивлять меня. В 1994 г. у команды будет сильнейшая в Формуле пара гонщиков». Мистер Уильямс лукавил - он не мог не знать, что при желании Айртон справится с Дэмоном и без посторонней помощи. И вовсе не потому, что Хилл - бездарность, а потому, что у Сенны за плечами десять сезонов в Формуле-1 и три титула чемпиона, а у его партнера по команде - всего один сезон, да и то проведенный за плечами Проста.

«У меня смешанные чувства от перспективы гоняться с гонщиком калибра Сенны. Он на голову и ... плечи выше всех, кто будет состязаться с ним в 1994-м. Я не деморализован и не сокрушен, но это, несомненно, поворотный момент моей карьеры. Я готов ко всему!»

Но к тому, что случилось на Гран При Сан-Марино 1994 г. не был готов никто. Смириться с пустующей первой линией стартового поля в Монако было невыносимо трудно. Это был поворотный момент не только карьеры Хилла, это был поворотный момент для всей Формулы-1, которая в одно мгновение лишилась гонщика, десятилетие олицетворявшего ее суть и составлявшего ее интригу.

«Имола была испытанием. Временем, когда я колебался между «бросить» и «продолжать». И я был в двух шагах от первого варианта».

Жизнь некоторых людей наполнена испытаниями и сражениями, но препятствия и потери заставляют их делать выбор, идти вперед, ибо остановка означает смерть. К тому моменту судьба уготовила англичанину уже не один удар «под дых» - иначе не назовешь гибель отца, после которой в 15 лет, оставшись единственным мужчиной в семье, он взял на себя обязанности главы, или рождение первенца со страшным диагнозом синдром Дауна.

В который раз в своей жизни Хилл взвалил на плечи тяжелый, почти непосильный груз. Он, и только он, остался столпом, центром, стержнем команды, трагическим уходом Сенны если и не поставленной на колени, то уж точно психологически сломленной. Нельзя забывать и ситуации, сложившейся в чемпионате - Михаэль Шумахер после беспроигрышной серии из трех гонок был явным лидером. Айртон, если и не мог состязаться с Benetton немца в гонках, оказывался способен хотя бы выигрывать квалификации. Без него соперников у Михаэля не было. Для Williams, после триумфальных двух лет (1992-1993 гг.) и почти беспроигрышных перспектив на 1994 г., это был невероятный удар.

Оказавшийся на первых ролях в Формуле-1, Хилл у массы людей стал вызывать, мягко говоря, раздражение - его как будто корили за то, что именно он, а не кто-то иной, оказался на вершине: «Выиграл - потому что сошел соперник, проиграл - это его истинный класс». В результате обе его поул-позишн и заслуженные победы оказались в тени: Испания, Бельгия, Италия, Португалия, Япония. Забылся даже триумф в Сильверстоуне, когда круг почета Хилл проехал, везя в своем кокпите огромный «Юнион Джек», а такие вольности, надо сказать, позволяли себе лишь двое - Прост и Сенна, ибо в соответствии с правилами за это полагается дисквалификация.

Но, по счастью, Дэмон Хилл очень хорошо запомнил свой самый первый подиум на Гран При Бразилии - он стоял на второй ступеньке пьедестала почета, Айртон Сенна - на первой.

«Тогда Айртон сказал мне: «Наслаждайся этим!». Он все понимал, он опасался, что 2-е место не дает мне полностью ощутить сладость этого мгновения. Он выигрывал все и все отдавал гонке, и он, конечно, знал цену таким моментам».

Поэтому никто не мог отнять у англичанина его Сильверстоуна и Сузуки. Этой дождевой гонки по трассе-реке, гонки, которая будь даже она единственная в карьере, должна навсегда остаться в истории. Но в 1994 г. Дэмон Хилл так и остался «без одного очка чемпионом мира». Он не сломался, нет. Хотя накануне последнего Гран При сезона Михаэль Шумахер старался выбить англичанина из колеи словами: «Я-то молодой, у меня впереди куча времени. А потому, даже если я проиграю нынешний чемпионат, мир не перевернется. А вот у Хилла - уникальный шанс. Больше такого не будет». Аделаида закончилась столкновением Шумахера, едущего на смертельно поврежденной после удара об отбойник машине, и уже направляющегося к чемпионскому титулу Хилла...

В 1995 г. Хилл вступил не в лучшем расположении духа - коллизии прошлого сезона давали себя знать, и настоящей дуэли с немцем, ставшим по итогам года двукратным чемпионом мира, не получилось. Нужна как минимум поддержка команды, а с этим в Williams были проблемы. В 1996 г. партнером Хилла стал Жак Вильнев. При этом подразумевалось, что именно канадец, вызванный из-за океана Берни Экклстоуном «спасать» Формулу-1, и призван бороться с Михаэлем Шумахером. Но в 1996 г. перед нами предстал уже другой Хилл - он был спокоен, хладнокровен, с выдержанной реакцией на эскапады соперников, и Вильневу, перед тем как расправляться с Шумахером, сначала надо было выиграть у своего партнера по команде. А этого ему не удалось. Каким-то невообразимым способом Хилл все же сплотил вокруг себя кучку единомышленников и в последней гонке сезона на Сузуке вырвал победу, в благодарность за которую его тут же уволили из Williams…

«Для меня намного важнее быть честным с самим собой, знать, где я, кто я, чего хочу и куда иду, не бросать ничего на волю случая, соблюдать обязательства перед командой и заслужить уважение людей, с которыми работаю».

А заслужил он уважение самых главных людей Формулы-1: Джона Барнарда, перспектива работы бок о бок с которым сподвигнула Хилла на контракт с Arrows; Эдриана Ныои, покинувшего Williams после того, как оттуда выкинули Дэмона, и два года мечтавшего встретиться с ним снова в McLaren; Алена Проста, сначала приложившего руку к взрослению англичанина в Формуле, а затем желавшего видеть его в своей команде.

Наверняка в 1997, а затем и в 1998 г. в McLaren Дэмона Хилла ждало бы блестящее будущее, но он принял предложение Уокиншоу и провел сногсшибательную гонку на Хунгароринге, а затем, спустя год, - предложение Эдди Джордана, и выиграл сумасшедшую гонку в Спа. Он всегда взваливал на свои плечи груз обязанностей, ответственности, долга. Он повиновался своей, непонятной окружающим логике. Быть может, по прошествии лет мы лучше поймем Дэмона и наконец простим его главный «грех» - грех человека, опоздавшего родиться, человека, словно вышедшего из старой Формулы, Формулы джентльменов.

«Жизнь научила меня уважать собственную судьбу. Ведь все мы в той или иной степени - ее игрушки. Вот почему я все время начеку: я живу настоящим, шаг за шагом иду вперед, не слишком лучезарно рисуя себе будущее. Таков мой способ существования. Я во всем стараюсь видеть относительность».

Лина Холина

«СЭ» специально для Ф-1


Категория: №6 (01.1999) | Добавил: LiRiK3t (11.04.2012)
Просмотров: 1345 | Теги: один на один, №6(01.1999)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t