Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №71 (06.2004)

Дэвид Култхард

Дэвид Култхард

 

«Я еще не утратил запала»

Текст: Борис МУРАДОВ

Честь, достоинство, профессионализм и незаурядный талант гонщика, личное обаяние - это, пожалуй, основные качества, определяющие личность Дэвида Култхарда. Побеседовать с ним довелось в дни Гран При Сан-Марино - буквально накануне 10-летия с начала его карьеры в Формуле-1 в качестве призового пилота, когда на Гран При Испании он заменил погибшего Айртона Сенну. Много воды, как говорится, утекло с тех пор, много шансов было упущено Дэвидом в силу различных обстоятельств, в том числе и от него не зависящих, и свой юбилей он встречал не в самой благоприятной ситуации, что, собственно, и стало основной темой разговора.

Дэвид, за первые три этапа на счету McLaren всего четыре заработанных тобой очка против пятидесяти одного у Ferrari и двадцати двух у Renault. Что мешает новой машине, МР4-19, ехать быстро и быть понадежнее?

Чтобы машина была быстрой и надежной, надо построить аэродинамически удачное шасси, оснастить это шасси мощным и выносливым мотором, подобрать соответствующие шины и, наконец, посадить за ее руль пилота, способного выжать из этого сочетания максимум. К сожалению, в этом сезоне я пока не имею такой возможности. Над машиной работает вся команда, и я в том числе, но пока нам никак не удается добиться ее 100%-ного баланса, а без этого у меня нет чувства 100%-ной уверенности, которое позволило бы выжимать из нее максимум. Для меня сейчас основная проблема именно в этом. Если же говорить конкретнее, то улучшения необходимы во всех областях. В первую очередь это касается мотора, ресурс которого оказался весьма ограничен. К счастью, специалисты Mercedes, кажется, уже разобрались в корне проблем и сейчас работают над их решением. Никак не удается пока добиться и должной отдачи от шин. Да и с самим шасси также не все ясно, мы пытаемся понять причину некоторых необычных реакций машины. И в результате этих усилий уже здесь, в Имоле, я почувствовал заметные улучшения.

Однако машину Кими поломки преследуют несравненно чаще, чем твою. Может, это как-то зависит от стиля пилотирования?

В целом и его, и моя машина «болеют» одними и теми же болезнями. Но, конечно, когда мы обсуждаем эти проблемы с механиками и инженерами, то в числе прочих возможных причин этих проблем стараемся учесть и стиль пилотирования. Впрочем, это очень тонкий нюанс и решающего значения здесь не имеет, ведь какой-то заведомый неумеха или вандал в нашу команду в принципе попасть не может. И на самом деле я сталкиваюсь с техническими проблемами куда чаще, чем хотелось бы, а то, что происходит с машиной Кими, действительно, не более чем стечение обстоятельств. Просто не везет.

Ты сейчас переживаешь очень трудный период карьеры. От пилота топ-команды неизменно ждут высоких результатов. И, наверное, особенно досадно, что в свой последний год в McLaren ты - по крайней мере, пока - лишен возможности блеснуть, как бывало? И к тому же в последнее время все чаще раздаются голоса, что твое время уже ушло.

Да, конечно, нынешнее положение вещей не может не вызывать досады. Особенно, если вспомнить, сколько побед в Гран При я одержал, сколько очков заработал, как боролся с Михаэлем за чемпионский титул три года назад. Как я уже сказал, успех зависит от многих компонентов, от усилий всех членов команды, и во многом, конечно, от пилота. И я знаю, что сейчас в мой адрес высказывается много критики в той же прессе - мол, Дэвид уже не тот... Но на самом деле «не та» сейчас - машина, которая позволила заработать пока лишь несколько очков, и это проблема для всей команды. А я чувствую в себе все те же силы, все тот же потенциал, что и прежде. Моя мотивация зависит не от общественного мнения. Я знаю, что я не самый лучший гонщик в мире, но также знаю, что и не худший. Я вообще не самый умный на земле, но и не самый глупый, и при этом чувствую себя вполне комфортно, доволен своим положением и в этом мире, и в паддоке. И мне нет необходимости как-то особенно себя пиарить, заниматься самомаркетингом, утверждая во всех СМИ, что я самый лучший. Я такой, какой я есть. Я просто люблю гонки, все еще испытываю к ним страсть и именно это меня мотивирует. Просто сейчас перед нами стоит задача не столько бороться с Ferrari и Williams, сколько хотя бы опередить парней из Jaguar, Renault и BAR, в то время как BAR, наоборот, уже наступает на пятки Ferrari.

С учетом таких проблем с машиной и психологического давления, вызванного предстоящим уходом из команды, ты и впрямь выступаешь очень впечатляюще. Что тебя поддерживает?

Вера в то, что я способен делать свою работу. Ведь на прошлогодней машине я выступал вполне успешно, даже побеждал. Да и команда, несмотря на наш последний сезон вместе, обеспечивает мне полную поддержку, что добавляет мотивации. Мне, конечно, очень жаль уходить из McLaren, но, вероятно, такие вещи неизбежны. Вопрос ведь не в том, хочешь ли ты быть в команде, а в том, хочет ли команда принять тебя. Но я не заморачиваюсь сейчас на этот счет. У меня есть варианты, куда перейти, но пока о них говорить рано.

Говорят, однако, что ты просил Ральфа Шумахера поскорее определиться с переходом в Toyota, чтобы ты мог начать переговоры с Williams...

Да, Ральф - исходный импульс движения на рынке пилотов в этом сезоне, без него все стоит на месте. А Ральф не спешит, поскольку перед ним довольно непростой выбор. Но я не слишком беспокоюсь. И перед McLaren, и перед Williams и Toyota сейчас в первую очередь, как мне кажется, стоит вопрос доводки машин - как на этот сезон, так и на следующий, чтобы потенциально привлечь лучших пилотов. А уж кто это будет конкретно - пока второй вопрос.

В свое время ты получил место призового пилота Williams, на пару с Найджелом Мэнселлом, заменив погибшего Айртона Сенну, и сегодня мы с тобой говорим как раз в канун десятилетия со дня его гибели. Такое стечение обстоятельств как-то омрачило начало твоей карьеры в Формуле-1 или, напротив, придало ему особый ореол?

Мне, особенно как тест-пилоту Williams, работавшему с Айртоном бок о бок, было, конечно, безумно жаль, что он погиб. Но, с другой стороны, опять же как тест-пилот Williams, работа которого оценивалась командой положительно, я все равно рано или поздно стал бы призовым пилотом. И вообще я не люблю оглядываться на прошлое, ведь его все равно нельзя изменить, это пустая трата времени. А вот свое будущее изменить можно усилиями в настоящем, на этом я и сосредоточен.

Кто был твоим любимым соперником за все годы в Формуле-1?

До того, как я сам пришел в Формулу-1, моим любимым пилотом - если говорить о стиле пилотирования - был Ален Прост. Ну а потом, особенно в последние годы, конечно, Михаэль. Ведь он сейчас безусловный лидер, а значит, с ним и интереснее всего бороться, его приятнее всего побеждать, что я неоднократно и делал. Приятно оказаться выше его на пьедестале почета. Кроме того, мне очень по душе бороться с друзьями по паддоку, с которыми мы много времени проводим и вне трассы - это Жак Вильнев и Дженсон Баттон. Жаль, что Жак сейчас не с нами, но я очень надеюсь на его возвращение в следующем сезоне. Зато как взлетел Дженсон!

Кстати, о Вильневе - с одной стороны, и Баттоне - с другой... Из славной «старой гвардии» ныне остались немногие - ты, Михаэль, Рубенс, Оливье. Вот и Жак ушел, Эдди Ирвайн, тот же Мика Хаккинен... Харизматичные личности, прекрасные опытные пилоты, вместо них приходит молодежь. Не чувствуешь давления в этом плане?

Нет, нисколько. Я все так же люблю гоняться и делаю это с той же страстью, как и десять лет назад. Более того, мой опыт придает мне не только уверенности в себе, но порождает и еще больший запал, удовольствие. Я сторонник теории, что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. В конце концов, взгляни на Михаэля - он на два года старше меня, а его результаты говорят сами за себя. Или Дженсон - он значительно моложе, но прекрасный гонщик. Нет, возраст значения не имеет, пока ты не утратил запала.

Все, кто тебя лично знает, говорят: «Дэвид - настоящий джентльмен». Легко ли настоящему джентльмену быть пилотом Ф-1?

Что ж, я действительно стараюсь вести себя по-джентльменски, где бы ни был и чем бы ни занимался. Хотя в моей карьере бывали моменты, когда я мог бы сорваться. Вспомнить хотя бы ситуацию, которая случилась ровно три года назад. Тогда к Гран При Сан-Марино мы с Михаэлем подошли с равным количеством очков в личном зачете, а к Монако я отставал всего на четыре очка - и это при том, что в Барселоне у меня перед прогревочным кругом отказала электроника, и я вынужден был стартовать не с третьего, а с последнего места. В Монако я и вовсе был на поул-позиции, но опять отказала электроника, и мне вновь пришлось уходить в гонку последним. В обеих этих гонках мне удалось финишировать пятым, однако момент был уже упущен, я утратил шанс выиграть чемпионат, Михаэль ушел в решающий отрыв. Наверное, в такой ситуации было бы неудивительно, если бы я прибег к каким-то жестким действиям на трассе, но я не стал этого делать, и люди удивлялись, почему. Но, чтобы выигрывать в Формуле-1, совсем не обязательно хамить. Достаточно в придачу к своему потенциалу иметь хорошую машину.

Что может помешать твоей концентрации перед стартом: плохие новости, плохое самочувствие или, быть может, чувство влюбленности?

Если бы что-то из перечисленного могло помешать мне настроиться на гонку, то мне просто нечего было бы делать в Формуле-1. Формула-1 - это концентрация всегда и во всем. Даже вне трассы, во время каких-то спонсорских мероприятий или таких интервью я не могу позволить себе быть несобранным. Я должен неизменно оставлять за спиной все, что могло бы мне помешать выполнять свою работу - работу гонщика Гран При. Но в то же время не стоит верить тем, кто говорит о 100%-ной концентрации. Это просто невозможно, поэтому я говорю не о 100%-ной, а о максимальной концентрации.

Напоследок - вопрос более легкого характера. Правда ли, что ты собираешься продавать свою яхту?

А что, ты хотел бы ее купить? (Радостно потирает руки в предвкушении выгодной сделки. - Прим. авт.) Ведь вы, русские, сейчас скупаете все, начиная с яхт и кончая футбольными клубами...

Нет, как-нибудь в следующий раз. Просто хотел спросить, почему продаешь? Наскучила такая жизнь?

Нет-нет, просто пришла пора, яхта уже старая, пора менять на новую, вот и все.

Что передать от тебя нашим читателям и вообще твоим многочисленным российским болельщикам, которые с нетерпением ожидают твоего визита в Москву 5 июня?

Что я постараюсь их не разочаровать - как своим визитом, так и своими выступлениями. До скорой встречи!

Благодарим за помощь в подготовке материала команду West McLaren Mercedes

Категория: №71 (06.2004) | Добавил: LiRiK3t (28.02.2014)
Просмотров: 721 | Теги: №71(06.2004), интервью
вход выход Created by SeldonSF