Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №71 (06.2004)

Контрреволюция продолжается

Контрреволюция продолжается

 

Текст: Максим БОРДУНОВ

Перед Гран При Сан-Марино Международная автомобильная федерация (FIA) обнародовала манифест уже второй за последние полтора года «технической контрреволюции» в Формуле-1. Команды восприняли это известие с большим энтузиазмом. Всем ясно: надо что-то менять

В последние годы развитие технологий в Формуле-1 все больше напоминает гонку вооружений времен противостояния между СССР и США. Бесконтрольному росту расходов стороны пытаются противопоставить систему договоров, цель которых - закрепить паритет на возможно более низком уровне. И сейчас в Ф-1 назревает очередной договор об «ограничении стратегических вооружений». Выкачивая колоссальные ресурсы из бюджетов команд, ультрасовременные технологии не делают жизнь лучше - по крайней мере, рядовому болельщику, который жаждет незамысловатого, но яркого зрелища, это незаметно. А все потому, что каждая доля секунды преимущества над соперниками обходится все дороже и дороже. Кто-то скажет, что так и должно быть, что в этом и заключается суть конкуренции, дух соперничества. Но у всего есть разумные пределы. Как говорит президент FIA Макс Мосли, «при нынешнем уровне развития технологий мы не можем позволить себе быть примитивными, но нам нужны как можно более дешевые решения в рамках имеющихся возможностей». Иначе говоря, никто не собирается возвращаться к механической коробке передач с рычагом, но управлять работой трансмиссии должен пилот, а не компьютер. Провозглашенный Мосли принцип и лег в основу документа под названием «Предварительные предложения по новым правилам для чемпионата мира Ф-1 начиная с 2008 года» (см. врезку).

На самом деле ничего неожиданного в появлении такого документа нет. Ибо по одному из пунктов Договора согласия, который регламентирует отношения между командами и организаторами чемпионата мира на срок до конца 2007 года, FIA должна не позднее 31 декабря 2005 года объявить технический регламент на сезон-2008. Зная, какими нелегкими бывают любые дискуссии с командами, Макс Мосли загодя объявил планы Федерации. Хотя пока не подписан новый Договор согласия, FIA вправе придумать абсолютно любой регламент чемпионата Ф-1 на 2008 год и далее. Собственно, это Мосли и сделал, провозгласив следующие цели: повышение зрелищности без введения искусственных правил, повышение роли гонщиков за счет запрета на вспомогательные устройства, сокращение расходов и привлечение в Ф-1 новых команд.

Именно такой была повестка дня на прошедшей в Монако встрече Мосли с представителями команд. 4 мая боссы, прихватив с собой своих технических директоров и экспертов по двигателям, собрались в здании Автомобильного клуба Монако и, прозаседав около восьми часов, разъехались в весьма хорошем расположении духа. Мосли же дал пресс-конференцию, где рассказал, что команды не только положительно прореагировали на предложенные нововведения, но и настояли на досрочном введении некоторых из них.

Так, уже в 2006 году серьезные изменения претерпят положения правил, касающиеся двигателя. «Сейчас на оснащение двигателями 14 из 20 машин Формулы-1 (речь идет об автомобилях семи «заводских» команд автопроизводителей. - Прим. ред.) тратится ежегодно 1 миллиард евро, - поведал президент FIA. - Мы решили, что эту сумму нужно сократить как минимум вдвое. Для этого совершенно точно будет увеличен ресурс моторов: они должны будут проходить без замены до шести гонок. Что касается «формулы» двигателей, то многие считают, что переход к 2,4-литровым агрегатам V8 повлечет дополнительные расходы. Однако нам нужно снизить мощность моторов, с этим согласны все».

Взятый FIA и поддержанный командами курс на технологическое упрощение означает, что вскоре машины Формулы-1 все-таки лишатся - раз и навсегда - электронных помощников, вроде антипробуксовочной системы, которая неоднократно запрещалась, а затем вновь разрешалась. Вся оставшаяся (т. е. жизненно необходимая) электроника будет упрятана в стандартный блок - абсолютно одинаковый для всех машин. Возможно, он появится уже в 2006 году.

Не менее фундаментальные перемены ожидаются и в спортивном регламенте. Во-первых, решено отказаться от такого понятия, как запасной автомобиль: во время Гран При в боксах каждой команды будут находиться только две машины, а если один из пилотов, к примеру, разобьет свой автомобиль, то механикам придется собирать новый из запчастей. Во-вторых, и это более важно, в Формуле-1 останется только один поставщик шин, а сами шины будут абсолютно одинаковыми на всех автомобилях. Как ни странно, эта идея FIA была положительно воспринята командами, которые нынче тратят львиную долю сил именно на подбор резины. Звучат, правда, опасения насчет того, что прекращение «шинных войн» лишит чемпионат элемента непредсказуемости. Однако у этой непредсказуемости есть и оборотная сторона: порой в первый же день гоночного уик-энда становится ясно, что машины на одной резине ни за что не смогут догнать машины на другой резине, и это вряд ли добавляет зрелищности. Вдобавок к этому, именно соперничество между шинными компаниями «повинно» в небывалом росте скоростей в последние годы: сверхмягкая резина, на которой можно проехать не более сотни километров (против 20-30 тысяч на стандартных шинах для обычного автомобиля), позволяет очень быстро проходить повороты, а значит, повышает опасность гонок. Кстати, сами шинники по-разному отреагировали на предложение FIA: Bridgestone не прочь стать монополистом, а Michelin хочет иметь конкурента. Впрочем, по словам Макса Мосли, в конкурсе на право стать официальным поставщиком шин для Формулы-1 смогут принять участие не только эти две компании, но и все более-менее известные производители шин.

Глядя на предлагаемые FIA новшества, невольно ловишь себя на мысли, что всю Формулу-1 хотят постричь под одну гребенку. На самом деле это не совсем верный вывод. Как говорит известный аналитик «формульной» жизни и издатель делового журнала BusinessF1 Том Рубитон, в Формуле-1 закончилась эра эксклюзивности, на смену которой пришла эра доступности. В свое время Берни Экклстоуну удалось превратить «большой цирк» в элитный закрытый клуб, подняв финансовую планку этих гонок на небывалую высоту. На полученные от спонсоров и автогигантов деньги команды и совершили фантастический технологический рывок. Но, как оказалось, эффективность таких инвестиций невысока: Формула-1 стала заложницей технологий, которые обеспечили не зрелищность, а сложность. В результате многие заинтересованные стороны - например, спонсоры, команды «младших» Формул, талантливые пилоты - были вынуждены мириться с тем, что Формула-1 - это вершина, о покорении которой они могут лишь мечтать. Но без притока новых сил «большой цирк» обречен на вымирание. К счастью, «хозяева» Формулы-1 осознали эту истину раньше, чем она стала реальностью. Теперь осталось лишь воплотить задуманное в жизнь.

Хотя на майском рандеву руководителей команд и FIA в Монако не было принято никаких конкретных решений, это не помешало Максу Мосли заявить, что он «получил от этой встречи все, на что только мог рассчитывать». «Мы получили практически полную поддержку наших весьма революционных предложений, - отметил президент FIA. - Осталось лишь уточнить детали». Похоже, на этот раз отличие от прошлых случаев, когда Федерация предлагала что-нибудь новое) действующие лица не будут скандалить и выяснять отношения между собой, а совместными усилиями поведут Формулу-1 к светлому будущему. К середине года это будущее должно обрести четкие контуры: 30 июня новые правила будут вынесены на рассмотрение Всемирного совета FIA по автоспорту.

Предварительные предложения по новым правилам для чемпионата мира Ф-1 начиная с 2008 года

  Двигатель: объем 2,4 литра, конфигурация V8, не более 4 клапанов на цилиндр: использование стандартного электронного блока управления, поставляемого FIA;

  Трансмиссия, тормоза и рулевое управление: ручная коробка передач с электронным ограничителем оборотов, управляемое вручную сцепление, запрет на электронное управление дифференциалом; запрет на усилитель рулевого управления; стандартные тормозные механизмы;

  Шасси: уменьшение минимального веса не менее чем на 50 кг (чтобы воспрепятствовать использованию балласта и таким образом снизить кинетическую энергию в случае столкновений; в настоящее время минимальный вес составляет 600 кг); строго определенные требования к аэродинамике и шинам для достижения установленных показателей скорости в поворотах и на прямых, сцепных свойств шин и торможения; уменьшение ширины передних колес и увеличение ширины задних колес для неизменного распределения веса и увеличения сопротивления воздуха (сумма ширины передних и задних колес останется неизменной);

  Спортивный регламент: запрещено использовать запасной автомобиль в течение всего гоночного уик-энда; в течение всего уик-энда автомобиль находится в закрытом парке; радикальное ограничение объемов тестов не количеством дней, а пройденным километражем (при помощи электронного записывающего устройства FIA); один поставщик шин для всех команд; два одинаковых комплекта шин для квалификации и гонки; новый формат квалификационных заездов; ограничение на количество топлива, используемого в течение гоночного уик-энда; запрет замены шин по ходу гонки (за исключением проколов) при сохранении дозаправок; очки в зачет Кубка конструкторов могут набираться четырьмя автомобилями одного производителя (для привлечения новых команд);

  Другое: никаких ограничений на продажу и обмен шасси и агрегатов между командами.

Категория: №71 (06.2004) | Добавил: LiRiK3t (28.02.2014)
Просмотров: 834 | Теги: №71(06.2004), событие
вход выход Created by SeldonSF