Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №7 (02.1999)

“Датский динамит”, взорвавший сам себя

«Датский динамит», взорвавший сам себя

 

Как все хорошо начиналось... Нет, не в 1997 г., когда молодой, полный надежд и безумно талантливый датчанин Магнуссен подписал контракт с Джеки Стюартом, а еще раньше - в 1994 г., когда Ян, едва появившись в британском чемпионате Формулы-3, за явным преимуществом его выиграл, по пути побив один из рекордов, составлявших славу этих соревнований, - знаменитые 13 побед в 20 гонках Айртона Сенны в 1983 г. Спустя десяток лет Магнуссен выиграл 14 гонок из 18. Впечатляющий результат. Именно тогда все вокруг, и больше других хозяин команды, за которую в Ф-3 выступал датчанин Джеки Стюарт стали прочить ему славу великого Сенны. К подобного рода сравнениям можно относиться как угодно, но все же очень многие были уверены - у этого парня большое будущее.

Естественно, что на человека с репутацией «второго Сенны» не могли не обратить внимания, и уже в 1995 г. «Датский динамит» подписал контракт тест-пилота McLaren. Многообещающее начало. Но обернулось оно тем, что фактически Магнуссен остался без работы - патрон красно-белых Рон Деннис поспешил прибрать к рукам юное дарование, видимо, не до конца понимая, зачем это ему нужно. Полноценно заниматься тестированием машины Ян явно не мог - не было никакого опыта, да и числился уже в McLaren штатным тестером англичанин Марк Бланделл. Шансов же оказаться в кокпите призового болида у Магнуссена не было практически никаких - на старте сезона на контрактах были сам Найджел Мэнселл и финн Мика Хаккинен. Когда же знаменитый англичанин, быстро разочаровавшись в McLaren, покинул команду, его естественной заменой стал Бланделл. Однако шанс попробовать силы в гонке Формулы-1 ему все же представился. Хаккинен прихворнул (финну пришлось делать операцию по удалению аппендикса), и на Гран При Pacific датчанин вышел на трассу Больших Призов, спустя всего 3 года после того, как прибыл в Великобританию реализовывать гонщицкие амбиции. Магнуссен финишировал десятым и вновь был отправлен в «свободный полет». Но специалистам стало ясно, что когда-нибудь он снова вернется.

Mercedes, оценив потенциал молодого гонщика, мигом пристроил его в свою команду в «супертуризме», а в 1996 г. опробовал его в IndyCar, где в Penske Mercedes потребовалась замена сначала травмированному Полу Трейси, а затем попавшему в тяжелейшую аварию Эмерсону Фиттипальди. Были у Магнуссена шансы даже на подписание контракта с McLaren на 1997 г. Сложись все так, а не иначе, и нынешнего чемпиона мира звали бы, возможно, Ян Магнуссен. Но тогда Рон Деннис предпочел перезаключить контракт с финном. В итоге на память о McLaren у неунывающего датчанина остались лишь часы TAG Heuer, которые он носит до сих пор.

Дебютирующий на арене Больших Призов Stewart - лучшее, что могло подвернуться уже слегка подзабытому за два года пилоту. Но тут и аукнулись выступления в ITC.

«У Яна есть животный инстинкт, особое гонщицкое чутье,- говорил в начале 1997 г. Джеки Stewart - Но его уход в IТС был огромной ошибкой. Если же копнуть поглубже - еще в 1995 г. ему не следовало покидать младшие Формулы, надо было набираться необходимого опыта. Оптимально было бы провести сезон 1995 г. в чемпионате Формулы-3000 и выиграть его. Даже в титуле необходимости не было - он и без того получил бы ценные уроки. Любая команда «формулы» гораздо лучше, а главное, строже организована. Там за ним был бы постоянный присмотр, и несколько фривольное поведение, с точки зрения спортивной дисциплины, было бы невозможно. И все же я уверен, что мы сделали правильный выбор, ангажировав Яна на ближайшие годы. Вот только если он хочет стать настоящим гонщиком Формулы-1, пересмотреть себя ему придется полностью».

Ян Магнуссен и сам понимал, что «супертуризм» подействовал на него расхолаживающе, - там с его подготовкой можно было рулить и одной левой.

«Возможно, в IТС я не показывал всего, на что был способен. Но у меня есть оправдание - я не был уж слишком увлечен самими гонками и. естественно, не отдавался им полностью. Кузова - великолепны, но мне по душе «формулы». Я в этом деле почти эксперт - гонялся и там, и там. Для кого как, но для меня «формула» проще и естественнее, чем любой другой вид машин. Наверное, подсознательно я чувствовал - то, что я делал в ITC, не имело никакого значения. То, чем я начал заниматься сейчас, значит гораздо больше. Поэтому я принялся работать над улучшением физической формы: никогда не думал, что мне это понадобится, сейчас же чувствую - мне это действительно необходимо! Оглядываясь назад, я понимаю - неправильно было относиться к «супертуризму» менее серьезно, чем в свое время к Формуле-3. Но думать, что я был разочарован и гонялся в ITC с тяжелым сердцем, было бы неправильно. С чего бы это - в Mercedes я провел два прекрасных, полных радости сезона».

Еще бы - ведь гонки в «туризме» не требовали от Магнуссена полной отдачи сил, предельной концентрации, строгой дисциплины, давали возможности для поблажек в виде кружки пива, сигареты или лишнего биг-мака,

«Я понимал, что надо было изменить стиль жизни, в особенности в том, что касается улучшения физической формы. В первый раз после перерыва сев за руль Формулы-1, я смог на максимуме проехать только один круг... А на трассе типа Сузуки, возможно, и этого бы не получилось. Но Джеки знал, как я могу работать, и проблем между нами не было. Мне надо было стать лучшим гонщиком, чем я был в 1994 г. И доказать, что Stewart выбрал меня не напрасно».

К Магнуссену был приставлен персональный тренер, следивший не только за физической формой пилота, но и за его режимом. Ибо у Яна была репутация человека, привыкшего гораздо больше времени проводить в пабах, чем в спортивном зале. К тому времени за Магнуссеном закрепился имидж рубахи-парня и начинающего плейбоя. Яну сейчас 25 лет, а его сыну Кевину уже минуло шесть!

«Кругом пишут, что у меня большие проблемы с алкоголем. Это так глупо - я даже не люблю выпивку!- оправдывался Ян.- Для меня наслаждение - гонки, они занимают практически все мое внимание, заставляют сердце биться чаще и быстрее струиться кровь. Это своеобразный адреналиновый допинг, отведав которого, уже невозможно остановиться. Каждый раз, как я слышу звук мотора, замирает что-то внутри. И я счастлив, поскольку мне повезло заниматься любимым делом и получать за это деньги. Смешно, но лишь пару лет назад сестра спросила меня: «Когда наконец ты найдешь настоящую работу?»

В 1997 г. его зарплата в Stewart составила 500 тыс. фунтов.

«Я всегда верил в себя, и мне посчастливилось встретить нужных людей в нужное время».

Под нужными людьми Ян, наверное, имел в виду семью Стюартов. И действительно, с ними в его жизни связано почти все - и блистательное начало карьеры, и первый контракт призового гонщика Формулы-1. и бесславный уход из мира Гран При.

«Он парень с головой, - декларировал знаменитый шотландец,- и я уверен, что команда сможет мотивировать его и создать наиболее благоприятные условия для развития его таланта».

Увы, нескольких лет простоя оказалось достаточно, чтобы все дарования «второго Сенны» испарились. Он регулярно проигрывал квалификации своему партнеру по команде Рубенсу Баррикелло и, в то время как бразилец набрал в зачете чемпионата 6 очков, не получил ни одного. В середине 1998 г. его карьера в Stewart завершилась. Ford, эксклюзивный партнер команды, настойчиво требовал результата, а приносил его - вернее, пытался приносить - лишь один Баррикелло.

Первые слухи поползли еще на Гран При Сан-Марино, и датчанин ходил под этим дамокловым мечом в Барселоне, Монако, Канаде, хотя Джеки Стюарт продолжал твердить - позиции Магнуссена в команде незыблемы. По иронии судьбы именно в Монреале датчанин показал свой лучший результат за время выступлений за Stewart - 6-е место. Все радостно улыбались, хлопали его по плечу, но кто-то уже знал - в Маньи- Кур «Датского динамита» в Stewart уже не будет, ибо контракт с Йосом Ферстаппеном был уже готов.

«Что мне по-настоящему не понравилось в той ситуации, так это то, как команда вела себя по отношению ко мне. Они никогда не говорили всего. До самого конца. Я ни в чем не обвиняю Йоса - он хороший парень и в Маньи-Кур добился большего, чем я за полтора года!»

С тех пор, как Магнуссен получил неутешительную новость об увольнении, он находится в Дании и почти каждый день ездит на карте.

«Потерять место в Формуле-1 - это еще не конец жизни. Но что буду делать дальше, не представляю. Я чувствую, что могу выигрывать. У меня не получилось этого в Stewart, но гоняться я не прекращу. В этом я абсолютно уверен. Я еще так хочу этого!»

Представится ли Яну еще один шанс? Сложно сказать. Будем надеяться, что судьба даст ему еще одну попытку и, самое главное, что «второму Сенне» хватит сил когда-либо снова стать первым.

Лина Холина

«СЭ» - специально для Ф 1


Категория: №7 (02.1999) | Добавил: LiRiK3t (12.04.2012)
Просмотров: 1143 | Теги: №7 (02.1999), один на один
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t