Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №7 (02.1999)

Гонка вокруг казино

Гонка вокруг казино

 

Я построю здесь город, который покорит всю Европу...

Франсуа Блан

 

«Я построю здесь город, который покорит всю Европу. В наше казино будут приезжать миллионеры со всего мира. Мне нужно только ваше согласие и немного земли у залива».

Карл III надолго задумался. Все- таки 10% от прибыли, которые предлагает этот француз, - слишком мало.

«Соглашайтесь, монсеньер, - не унимался Франсуа Блан, - я назову этот город вашим именем, и потомки никогда вас не забудут». Последний довод оказался решающим и, еще немного для виду поколебавшись, князь, наконец, согласился.

Так около 130 лет назад в крошечном княжестве Монако, примостившемся у подножья Альп на самом берегу Средиземного моря, родилась знаменитая легенда по имени Монте-Карло. Город мечты вырос как в сказке. Шикарные отели, дорогие рестораны и, самое главное, знаменитое казино, - с успехом привлекали сюда миллионеров, авантюристов и искателей приключений со всего мира. Касса хозяйки казино - акционерной компании, названной для конспирации «Обществом морских купаний», ломилась от доходов. Но, оказалось, что одного казино Монако было мало, и в конце 20-х годов нашего века в Монте-Карло родилась еще одна легенда.

«Это великолепный проект, он принесет Монако много славы, соглашайтесь, ваше высочество», - Антони почти дословно повторил слова, произнесенные когда-то Бланом, и принялся вычерчивать перед князем схему трассы. «Старт будет в порту: небольшая прямая и крутой поворот, затем изгиб к монастырю Сен-Девот, подъем к казино и несколько виражей у отеля «Де Пари», спуск к «Мирабо», петля у станции, потом трасса проходит под железнодорожным мостом, и мы попадаем на набережную, а затем снова в порт. Еще один вираж у табачной лавки, и гонщики вновь на старте». Гримальди улыбнулся и одобрительно кивнул: «Конечно, месье, я вижу, вы правы - это действительно хорошая идея. Приступайте к работе».

14 апреля 1929 г. Антони Ноге - президент и основатель местного Автомобильного клуба открыл розыгрыш первого Grand Prix automobile de Monaco. Карликовое княжество наполнилось ревом моторов. И у Монте-Карло появилась еще одна легенда - о «гонке вокруг казино».

Отчасти настойчивое желание Ноге провести гонку Гран При на улицах Монте-Карло было продиктовано стремлением добиться от AIACR международного признания Автомобильного клуба Монако, который федерация долгое время упорно считала филиалом Автомобильного клуба Ниццы. Но так ли важно сегодня, какие именно идеи сподвигли Антони Ноге на организацию этой гонки. Главное, что с тех пор прошло уже почти семь десятилетий, но каждый год в последний месяц весны такие улочки Монте-Карло вновь и вновь наполняются ревом моторов, а сотни тысяч зрителей на трибунах и десятки миллионов болельщиков у телеэкранов на несколько часов погружаются в чарующую атмосферу гонки вокруг казино. За 70 лет Большой Приз Монако стал самым престижным и желанным для всех пилотов, садящихся за руль гоночного автомобиля по эту сторону Атлантики.

Поначалу многие гонщики жаловались, что на узких улочках Монте- Карло практически невозможно обгонять медленно едущие машины, и в 1931 г. Антони Ноге впервые решил расставить пилотов на старте по итогам предварительных заездов, которые позднее стали именовать квалификациями. Хотя не очень быстрые и проворные гоночные машины довоенных лет выглядели слишком мощными и неуклюжими на улицах княжества, новая гонка быстро очаровала как зрителей, так и пилотов. «Это безумное наслаждение и наслаждение безумцев», - так охарактеризовал гонку у казино Тацио Нуволари, победивший здесь в 1932 г. Ну а первым триумфатором Монте-Карло стал в 1929 г. 26-летний англичанин Уильям Гровер, выступавший в Гран При под своей второй фамилией - Уильямс. Постепенно автомобильные гонки стали такой же неотъемлемой частью княжества, как и казино.

В конце 30-х в Европе вспыхнула война. Вторая мировая не только положила конец гонкам, но и развела недавних триумфаторов Монте- Карло по разным лагерям. На гоночной трассе они были все вместе: немцы, итальянцы, англичане, французы... Война разделила их. В августе 1943 г. в парижское отделение гестапо был доставлен 40-летний англичанин. После нескольких допросов нацисты, недолго думая, расстреляли арестованного. Его звали Уильям Гровер...

Страшная война, захлестнувшая Европу, отгремела, почти не коснувшись тихого княжества на Лазурном берегу. К концу 40-х годов жизнь постепенно наладилась, и в Монако вспомнили о гонках Гран При. В 1948 г. улицы Монте-Карло впервые после войны огласились ревом гоночных автомобилей, а в 1950 г. Большой Приз Монако стал этапом чемпионата мира, но ненадолго. Через два года на тренировке перед Гран При за рулем спортивной машины насмерть разбился итальянец Луиджи Фаджиоли, и гонку на время прикрыли. Узкие улочки Монте-Карло представлялись многим слишком опасными для гоночных автомобилей. Но будем справедливы: за 70 лет в Монако погибли всего два гонщика, что совсем немного по сравнению с другими автодромами мира.

Гонки в княжестве возобновились в 1955 г., и почти сразу у скептиков появился повод вновь поднять вопрос о безопасности. Правда, на этот раз повод оказался больше курьезным, нежели трагическим. Во время гонки Альберто Аскари пробил ограждение на набережной, и его Lancia на полной скорости рухнула в залив. Приводнение прошло удачно, и, выписываясь из больницы, Альберто даже нашел в себе силы пошутить, посетовав на утопленный в порту шлем. Ровно через 9 лет - в 1965 г. - в бухте Монако искупался пилот Lotus Пол Хоукинс, и вновь все обошлось.

В 1966 г. в Монако снимался эпизод знаменитого фильма Джона Франкенхеймера «Гран При». Два автомобиля - англичанина Скотта Стоддарда и американца Пита Эрона - сталкиваются в шикане на набережной, и BRM Эрона, пробив ограждение, падает в море. Мимо проносятся Ferrari Жан-Пьера Сарти и Нино Барлини. В гоночных эпизодах роль сицилийца Нино Барлини играл реальный пилот Scudcria Лоренцо Бандини. Этот фильм оказал зловещее влияние на судьбу почти всех гонщиков, принимавших в нем участие: из без малого двух десятков пилотов, снимавшихся в фильме, более половины вскоре погибли на гоночных трассах мира. Одним из первых в этом скорбном списке стоит имя Лоренцо Бандини. Через год после съемок, в 1967 г., во время гонки в Монако, в тон самой шикане Лоренцо потерял контроль над своей Ferrari и ударился об отбойник. Если бы машина перелетела через бетонный парапет набережной и упала в море, Бандини, вероятно, остался бы жив. Но вместо этого Ferrari, сделав несколько кульбитов, замерла на асфальте и загорелась. Секунды тянулись, как часы, клубы черного дыма поднимались над заливом, а люди, суетившиеся у пылавшей в порту машины, никак не могли сбить пламя...

Этот эпизод стал самой страшной, но, по счастью, последней трагедией Монте-Карло. К концу 60-х чемпионат мира уже невозможно было представить без гонки в Монако. Победить здесь считалось особой честью, ведь на извилистых улочках княжества успех в большей степени зависел от мастерства водителя, нежели от совершенства автомобиля. Наверное, именно поэтому никому не удавалось выигрывать в Монако более трех раз. Никому, кроме одного человека - двукратного чемпиона мира Грэма Хилла. В 1969 г. Грэм установил рекорд, продержавшийся почти четверть века, - пять побед в княжестве.

Шли годы, у Монако появлялись новые триумфаторы и неудачники. И все меньше оставалось на свете людей, которые еще помнили тот первый Гран При Монако, что выиграл в 1929 г. несчастный Уильям Гровер. В 1978 г. умер и «крестный отец» гонки вокруг казино - Антони Ноге.

27 мая 1979 г., совершив круг перед переполненными трибунами Монте-Карло, черный лимузин остановился у последнего поворота трассы. Князь Ренье и княгиня Грейс вышли из машины, чтобы отдать последний долг человеку, полвека назад подарившему Монако легендарную гонку вокруг казино. Через несколько секунд покрывало, скрывавшее мемориальную доску, упало к ногам Ренье III, и последний поворот трассы получил новое имя - Antony Nogues. За пять десятилетий трасса сильно изменилась. На набережной, где раньше давали старт, вырос огромный плавательный бассейн. На месте одного 180-градусного поворота у заправочной станции газовых автобусов возникла целая связка виражей La Rascasse и Antony Nogues. Старт теперь давался с бульвара Альберта I, а Ste Devote поменял градусность: в повороте появилась знаменитая «треугольная клумба». Правда, следующий участок трассы - от подъема Beau Rivage («Прекрасный берег»), мимо отеля «Де Пари» и «Казино Сквер» к отелю «Мирабо» - практически не изменился. Но на месте бывшей железнодорожной станции вырос шикарный отель «Левс», и шпильку теперь чаще называли по имени отеля. Вместо небольшой арки на набережной возник длинный туннель, а поворот у бывшей табачной лавки стал намного круче, чем прежде. Легендарный Гран При Монако теперь по праву называли «гонкой тысячи виражей». Легенда продолжала жить.

Но по законам жанра у каждой легенды должен быть свой герой. В 1984 г. такой герой появился и у гоночной трассы в Монте-Карло. Звали юного «рыцаря» Айртон Сенна да Силва. Под проливным дождем, обрушившимся на Монако, бразильский мальчишка, стартовав с 13-го места, умудрился прорваться на 2-е, но гонку остановили в конце 31-го круга. Стоя на подиуме, Сенна не скрывал слез: между ним и лидировавшим Простом было всего 7,5 с, а ведь он отыгрывал у Алена по 3-4 с (!) на круге. Еще пять минут гонки, и... Но у Айртона все было впереди. В 1987 г. он впервые выиграл гонку вокруг казино, а в 1989 начал свою великолепную серию из пяти (!) побед подряд. Вплоть до самой смерти Сенна уже никому не уступал на улицах Монте-Карло. Он подарил Монако много незабываемых гонок, а в 1994 г., уже после гибели, в последний раз «занял здесь поул»… В память об Айртоне организаторы оставили поул-позишн пустой и нарисовали на ней бразильский флаг. Флаг, который Сенна шесть раз за семь лет поднимал над головой, совершая круг почета по узким улочкам Монте-Карло.

Антони Ноге и Айртон Сенна. Они были людьми разных эпох, их жизненные пути ни разу не пересекались, но именно им Формула-1 обязана чарующей легендой «гонки тысячи виражей». Один создал эту легенду, а другой сам стал ее частью. Обоих уже нет с нами, но «гоночная рулетка» на улицах тихого княжества продолжает крутиться, и каждый поворот узкой трассы хранит память об Айртоне Сенне и Антони Ноге - творцах великой легенды о «гонке вокруг казино».

Владимир Маккавеев


← к содержанию № 7 (02.1999)

Категория: №7 (02.1999) | Добавил: LiRiK3t (12.04.2012)
Просмотров: 1310 | Теги: история, №7 (02.1999)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t