Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №9 (04.1999)

Большие надежды

Большие надежды

 

Предисловие, или как в Бразилии зажигаются «звезды»

В Формуле-1 было немало бразильцев. И несмотря на их не всегда выразительные выступления, Бразилию по праву считали не только страной футбола, кофе и телесериалов, но и страной автоспорта. Первым бразильским чемпионом мира в 1972 году стал Эмерсон Фиттипальди. Прошло семь лет после его второго титула, прежде чем другой бразилец смог стать первым. Это был Нельсон Пике. Его славу наследовал и преумножил самый великий из всех бразильских чемпионов - Айртон Сенна.

Потеряв в 1994 году своего кумира, Бразилия заскучала. Карьера Баррикелло, которого сам бразильский Волшебник называл своим наследником, по разным причинам застопорилась. Что же касается остальных уроженцев Бразилии, то на них рассчитывать всерьез было трудно. Талантливые бразильские мальчишки из небогатых семей не могли подняться по автоспортивной лестнице выше картинга, а отпрыски состоятельных родителей, как показывало время, вовсе не всегда оказывались так талантливы, как Сенна и Пике. Вспомните, к примеру, недавние выступления «ракеты» Рикардо Россета. Стоит ли удивляться, что взоры всей Бразилии ныне с надеждой обратились на другого Рикардо - Зонту.

Первые шаги в автоспорте

Родился Рикардо Зонта в городке Куритиба, что в провинции Парана, 23 марта 1976 года. (Двухдневная разница в датах рождения с Сенной - чем не знак свыше!) Отца Рикардо - Педро Жонира Зонту - на момент увлечения сына картингом трудно было назвать состоятельным человеком. В то время он только открывал свое дело и больше помогал парню полезными советами, чем финансовой поддержкой. «Я всегда был вместе со своим отцом, который приучал меня с детства понимать спорт, - вспоминает Рикардо. - Бразилия в 80-х годах была просто помешана на гонках и гонщиках, таких как Пике, Фиттипальди, Сенна, колесивших по Европе, Северной Америке и по всему миру».

В 1987 году, когда Рикардо исполнилось одиннадцать лет, Педро Жонир купил сыну подержанный карт и отправил его на местные соревнования. Рикардо посчастливилось выиграть свою первую в жизни гонку. И с этого момента дела юного гонщика, так же, как и дела его отца-предпринимателя (вот совпадение!), пошли в гору. Сеньор Зонта стал открывать по стране супермаркеты один за другим и все больше помогать Рикардо материально, а сын его набирался опыта в картинговых чемпионатах. На пятый год выступлений в чемпионате Бразилии по картингу Рикардо в первый раз стал чемпионом. Потом был успешный год выступлений в го-карте. А уже на следующий сезон он умудрился принять участие сразу в двух крупных соревнованиях у себя на родине: чемпионате Формулы Chevrolet и в гонках Формулы Opel.

Тогда же молодой гонщик по совету отца предпринимает попытку перейти в бразильский чемпионат Формулы-3. Первый сезон для Зонты был не слишком удачным. Лишь 5-е место смог завоевать Рикардо несмотря на наличие хорошего финансирования и не самой плохой техники. «Для меня этот год был своего рода годом притирки, - признается Рикардо, - мы рассчитывали с отцом на некоторый результат. Вот его мы и получили. Но важнее всего было приглядеться к соперникам, к уровню конкуренции». Спустя ровно год с момента перехода в Формулу-3 Зонта стал чемпионом не только в Бразилии, но и на всем южноамериканском континенте, одержав победы на семи этапах.

Разумное решение

С момента выигрыша чемпионата Формулы-3 Рикардо мучили сомнения. С одной стороны, прослеживая путь своих знаменитых соотечественников, он понимал, что первой «остановкой» при переезде в Европу по идее должна стать британская серия Формулы-3. Но с другой стороны, Зонта прекрасно осознавал и то, что латиноамериканский и европейский чемпионаты одного и того же класса автомобилей - практически идентичны. Проведя лишний год за рулем хоть и более престижного, но «по качеству» ненамного превосходящего его «домашние» гонки европейского первенства, он попросту потеряет время. Вот почему, получив одобрение отца на переезд в Европу и переход в более мощную Формулу-3000, гонщик заключил контракт с командой Draco Engineering.

Переезду в Европу сопутствовала покупка квартиры в Англии и курсы изучения английского языка. Что же касается спортивных результатов, то сезон сложился для пилота лучше, чем можно было ожидать. Рикардо Зонта первенствовал на этапах в Мюджелло и Эшториле, установил два быстрейших круга и один раз стартовал с поул-позишн, что позволило ему, дебютанту далеко не самой сильной команды, зарекомендовать себя самым лучшим образом.

Выступая за Draco Engineering, Рикардо смог произвести впечатление на Дэвида Сирса, босса самой преуспевающей «конюшни» чемпионата. «Меня поразило в этом парне гремучее сочетание необработанной, сырой скорости и концентрации на тестах и в квалификациях, - говорит Сирс. - Я разговаривал со многими специалистами, и все были единодушны: этот парень должен стать чемпионом». Апофеозом первого сезона, таким образом, стало приглашение от британской Super Nova Team - лучшей команды международной Формулы-3000, Сомнений быть не могло, команда-победительница ждала от своего новобранца только чемпионского титула.

Но начался сезон, и на голову молодого пилота, словно из рога изобилия, посыпались неудачи. На первом этапе в Сильверстоуне Рикардо первым увидел клетчатый флаг. Но тот факт, что какое-то время во время гонки Зонта не пользовался первой передачей, посеял определенные сомнения в головах его противников. Практически сразу же после финиша они подали протест в комиссию FIA о том, что в коробке передач автомобиля бразильца не хватало первой шестеренки. Проверка не была проведена, но, тем не менее, протест не отклонили. Зонта был дисквалифицирован, и тем самым лишен законной победы. В Германии, на трассе Нюрбургринг, во время четвертого этапа наш герой попал в не менее обидную ситуацию. После старта гонки он вышел в лидеры, все больше и больше наращивал отрыв от конкурентов. И все было бы хорошо, но... В конце пелотона попал в страшнейшую аварию ирландец Дино Морелли. Гонку остановили, а после тщательного изучения трассы, автомобиля пострадавшего и места аварии, вынесли решение: заезд не возобновлять.

Короче, по прошествии четырех этапов по тем или иным причинам у так называемого потенциального чемпиона и предсезонного фаворита было на счету всего пять очков! Бразилец был близок к депрессии, так сильно он ощущал на себе давление, как со стороны собственной команды, так и со стороны соперников. Но именно после этих неудач дела у Рикардо стали налаживаться. Его менеджер Жералдо Родригес, который и помог ему заключить выгодный контракт с Super Nova, договорился с Эдди Джорданом о тестах. Рикардо впервые сел в кокпит болида Формулы-1 и в то же время, начиная с четвертого этапа, стал зарабатывать очки, а потом и вовсе захватил лидерство в чемпионате Ф-3000. С победами в трех этапах в свой второй сезон в Европе Зонта сумел стать чемпионом международной Формулы-3000. «Чемпионат 1997 года был невероятно важным в моей карьере, - говорил он, принимая поздравления. - В первых трех гонках у меня были проблемы, так что сезон для меня начался только с четвертого этапа. А за один раунд до окончания чемпионата я стал победителем. Это было тяжелым испытанием для меня и для всей команды. Приходилось вновь завоевывать доверие и уважение тех, кто работал со мной, кто рассчитывал на мой результат. Мне было нелегко в работе с моими механиками и со всем персоналом команды, поскольку я имел проблемы с машиной во время квалификации».

Протеже McLaren-Mercedes, или путь в Формулу-1 через GT

Победы в чемпионате международной Формулы-3000 оказалось достаточно для того, чтобы Рон Деннис и Норберт Хауг, глава спортивного отдела Mercedes, обратили на талантливого бразильца свое внимание и пригласили Рикардо Зонту принять участие в программе поддержки молодых гонщиков McLaren-Mercedes. Это был шанс попасть в Ф-1! Вот что сам Рикардо говорит по этому поводу: «Многие пилоты, заканчивая гоняться в младших чемпионатах и не получая предложений от команд Ф-1, заходят в тупик. Кто-то решает бросить автоспорт, кто-то продолжает гоняться во «второсортных», так сказать, гонках, кто-то выбирает Америку. Я, признаться, был тоже близок к тому, чтобы уйти в CART, но мне повезло, и теперь я пилот Формулы-1, а это значит, я буду выступать там, где мечтал».

Однако сезон 1998 года Рикардо, уже участник программы Mercedes, провел, не только тестируя болиды Формулы-1, но и (опять-таки в рамках проекта) выступая за команду AMG Mercedes-Benz в классе GT, составив компанию знаменитому Клаусу Людвигу. «Это бесценный для меня опыт, - говорит Рикардо о своем партнере по команде, - работать вместе с Клаусом Людвигом. Весь сезон он был моим наставником, а в конце отметил, что в профессиональном плане я очень вырос за этот год». Вместе с Людвигом Зонта с 77 очками выиграл чемпионский титул в гонках GT, опередив на 8 очков другую команду Mercedes, безусловного фаворита сезона, которую представлял экипаж Шнайдер-Веббер.

Этот год для Рикардо совпал с еще одним большим «тестом»: знаменитой гонкой спортивных прототипов «24 часа Ле Мана». Увы, здесь Рикардо постигла неудача. После 31-го круга сошли с дистанции оба Mercedes. «В предгоночных испытаниях автомобили были очень надежны, - говорит Зонта. - Но уже после старта у обеих машин обнаружились одинаковые проблемы. Серьезная неудача, ведь вся команда много работала, затратила уйму сил, времени и денег ради небольшого отрезка времени, проведенного на трассе. Обидно…»

После провала в Ле Мане Зонта отправился выполнять обязательства перед McLaren. Он тестировал болиды в Хересе, Сильверстоуне и Монце. «Я всегда пытаюсь делать лучшее, на что способен. Вот почему я не хочу переходить в другой чемпионат прежде, чем наработаю опыт там, где я гоняюсь сейчас. На меня оказывает большое давление возможный переход в Формулу-1, но я думаю, что буду ждать лучшей возможности». Эти слова Зонта произнес до переговоров с Крейгом Поллоком, а уже после, подписав контракт пилота BAR, заявил: «Совсем не важно, что я буду выступать в команде вторым пилотом. Главное, что я буду выступать».

Илья Смирнов


Категория: №9 (04.1999) | Добавил: LiRiK3t (13.04.2012)
Просмотров: 992 | Теги: №9(04.1999), один на один
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t