Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №9 (04.1999)

Гран При Австралии

Гран При Австралии

 

5-7 марта 1999 г.

«Я думаю, это будет гонка на выживание», - заявил Крейг Поллок накануне первого этапа чемпионата мира 1999 года. Руководитель команды BAR оказался прав. Причем выжили в этой гонке, судя по всему, далеко не сильнейшие. В первую очередь это касается McLaren. Оба автомобиля этой команды сошли, едва одолев треть дистанции.

Жалел ли Рон Деннис о своем решении взять в Австралию «сырой» МР4/14 вместо проверенного чемпионского МР4/13, который на тестах был ненамного медленнее? Наверняка, да! Ехать на первый Гран При с машиной, которая за всю зиму ни разу не смогла одолеть и 40 кругов подряд без поломки, было чистым безумием. «Конечно, мы не были бы людьми, если бы мысленно не возвращались вспять и не оценивали принятые решения заново, - философствовал Деннис. - Мы действительно потратили некоторое время на то, чтобы привести прошлогоднее шасси в соответствие с правилами 1999 года. Мы сделали это для подстраховки. Трудно было решить, какую машину везти в Австралию. В конце концов, мы выбрали самую быструю. Естественно, как и все новые конструкции, этот автомобиль оказался не слишком надежен. Но он чертовски хорош!»

Эти слова были произнесены уже после гонки. А в четверг накануне Гран При все были полны энтузиазма. И в первую очередь - Шумахер. «Мы в Ferrari хорошо поработали в эту зиму. Я не могу дождаться завтрашнего дня!» - заявил Михаэль на первой пресс-конференции.

И вот этот день наступил.

Пятница. 5 марта. Свободные заезды

11.00-12.00   13.00-14.00

Словно предваряя грядущие неудачи лидеров, заезды в пятницу начались с двух малоприятных для McLaren и Ferrari эпизодов. Едва часы отсчитали первые минуты тренировок, как автомобиль лидера итальянской «конюшни» заглох прямо у выезда из боксов - опять, как это было в Японии-98 (и как это будет в гонке двумя днями позже), отказала первая передача. И хотя закатить Ferrari в боксы было бы делом одной минуты, согласно правилам Михаэль остановился уже на трассе, а значит его машина должна была торчать у обочины до перерыва в тренировках. В результате Шумахер в этот день не сумел показать ничего лучше 7-го времени.

Что касается Мики Хаккинена, то действующий чемпион мира, стремясь почувствовать предел возможностей нового автомобиля на трассе в Австралии, через 12 минут после начала 2-го часа тренировок невольно этот предел перешел. Он слишком быстро зашел в один из поворотов, в результате его McLaren вылетел с трассы и ударился об отбойники. Серьезно пострадала правая подвеска (как передняя, так и задняя), коробка передач и заднее антикрыло. Однако монокок остался невредим, как и сам Мика, воздавший хвалу небесам и новым требованиям к боковой защите головы гонщика. Ведь именно отсутствие этих средств чуть не стоило Хаккинену жизни во время аварии в той же Австралии в 1995 году.

Впрочем, неприятностями Мики смог воспользоваться лишь его партнер по команде Дэвид Култхард, показавший лучшее время дня. Отставание ближайшего из всех прочих соперников от пары «серебряных стрел» равнялось почти секунде. Этим «ближайшим» оказался Рубенс Баррикелло из Stewart, чье 3-е место в первый день еще воспринималось как неожиданность.

Суббота. 6 марта. Свободные заезды

9.00-9.45       10.15-11.00

В субботу жаждавший наверстать упущенное Шумахер первым вырулил из боксов. И сделал это очень вовремя, поскольку все остальные застряли на выезде с пит-лейн позади заглохшего Arrows Такаги.

Но вот машины вырвались на трассу, и началось! Настоящая карусель вылетов: Зонта, Жене, Хилл, Вильнев, Занарди, Бадоер побывали на обочине только в первые 15 минут. В конце концов, у Benetton Вурца прямо на трассе отвалилась какая-то деталь, и он вылетел уже по-настоящему, разбив машину об отбойник, после чего тренировка была остановлена на 5 минут.

Заезды возобновились, и на трассе началась все та же чехарда: один за другим вылетают Френтцен, де ла Роса, снова Жене и Хилл (и снова в том же месте, что и прежде), Диниц, Алези, Култхард, Бадоер, Вильнев, Такаги и т. д. Ответственность за столь неуверенное поведение автомобилей на трассе большинство пилотов возложили на новые 4-канавочные протекторы шин. «Нам говорили, что целью нововведения является создание условий, похожих на дождевые, - негодовал Култхард. - На деле мы сталкиваемся с внезапной потерей сцепления в поворотах».

Однако и на этот раз ничто не помешало McLaren возглавить итоговый протокол. Механики за ночь полностью перебрали разбитую накануне машину Мики Хаккинена, и чемпион мира без проблем показал лучшее время. Вторым был Култхард. Но самое главное, что преимущество финна над занявшим 3-е место Хербертом составило более 2 секунд! Что касается Шумахера, то он по итогам тренировки оказался лишь шестым. Внесенные в настройку машины изменения почти никак не повлияли на характеристики машины: Ferrari по-прежнему была медленной и слишком неустойчивой в управлении. Сказать, что Михаэль был разочарован, значит не сказать ничего.

3-е место Stewart уже никого не удивляло.

Суббота. 6 марта. Квалификация

13.00-14.00

Первые 10 минут квалификации над трассой в Альберт-парке царила тишина. Нервы не выдержали у многоопытного Херберта. Тут же к его Stewart присоединились новички: Занарди на Williams и Зонта на BAR. Последующие 20 минут шла борьба за промежуточную поул-позишн между Stewart и Williams. В спину им дышали BAR и Benetton. «Большие ребята» в серебряных костюмах наблюдали за всей этой возней по мониторам. Не было заметно суеты и в боксах Ferrari.

На 27-й минуте на трассу вальяжно выкатил Мика Хаккинен. Вскоре его примеру последовал и Дэвид Култхард. «Серебряные стрелы» тут же оккупируют две верхние строчки протокола: Мика значительно впереди Дэвида. Култхард не сдался и под занавес обошел своего партнера на 0.001 с. Хаккинен мелочиться не стал и в последней попытке опередил своего товарища по счастью выступать за McLaren чуть ли не на пол секунды. На этот удар Дэвид ответить уже не смог. Время истекло.

Господству англо-немецкой команды на австралийской земле не угрожал никто. Шумахер был жутко разочарован поведением своей машины. Пытаясь улучшить сцепление шин с трассой, он использовал агрессивную аэродинамику, что значительно снизило скорость на прямой. И это еще счастье для Ferrari, что немец сумел отодвинуть Рубенса Баррикелло со ставшего уже привычным для Stewart 3-го места.

В стане McLaren восприняли победу в квалификации как нечто само собой разумеющееся. Рон Деннис позволил себе заметить, что «как ни неприятно это будет услышать Мике, мне безразлично, кто из моих гонщиков победит в завтрашней гонке». Хаккинен дышал спокойствием, а Дэвид держался молодцом, пытаясь скрыть разочарование после выскользнувшей из рук поул-позишн. На пресс-конференции гонщики «серебряных стрел» выглядели особенно довольными на фоне сумрачного Шумахера, и даже позволили себе сомнительные шуточки насчет нового договора о «первом повороте».

Так закончился этот день, самым большим неудачником которого едва не стал Марк Жене. Он так и не смог уложиться в положенные 107% от времени лидера. Однако, учитывая его результаты, показанные в свободных заездах накануне, испанского новичка Minardi все-таки допустили к завтрашней гонке.

Воскресенье. 7 марта. Warm-up.

9.30-10.00

Утро в день гонки выдалось по-австралийски холодным (16 ºС) и облачным. Накануне ночью прошел дождь. Большинство гонщиков воспользовались случаем проверить запасные машины. Готовившийся к своему юбилейному - 100-му - Гран При Хилл влетел в стену из отработанных покрышек, а дерзкий новичок Зонта не уступил дорогу самому Жану Алези, из-за чего их машины слегка соприкоснулись на трассе. Спокойствием Мики Хаккинена сумел воспользоваться неугомонный Култхард, оттеснив товарища по команде на 2-ю позицию. Но даже в этих условиях Михаэль Шумахер не сумел приблизиться к гонщикам McLaren даже на секунду.

Воскресенье. 7 марта. Гонка.

14.00

Гонка, обещавшая стать повторением триумфа McLaren годичной давности, началась для «серебряных стрел» так же нелепо, как и завершилась. Выезжая из боксов, чтобы занять место на стартовом поле, машина Мики Хаккинена увлекла за собой один из электрических кабелей, в результате чего на головы механиков рухнула с потолка рама с многокилограммовым оборудованием. Два человека получили ранения.

Первая попытка старта была аннулирована всего за две секунды до окончания предстартового отсчета: синхронно вспыхнули моторы на двух болидах Stewart. Причиной столь нежелательной «слаженности» стали идентичные повреждения в системе смазки: потекла одна из прокладок, масло попало на выхлопную систему и загорелось. Более того, такая же неполадка по ходу гонки обнаружилась и на запасном автомобиле Stewart, и это чудо, что Рубенсу Баррикелло удалось на нем закончить гонку: в момент пересечения финишной черты на белых бортах Stewart уже отчетливо виднелись следы прогара. Для Джонни Херберта сгоревший на старте Ford означал окончание гоночного уик-энда, для Рубенса Баррикелло - старт на запасном шасси из боксов (вместо великолепного 4-го места, завоеванного в квалификации). Кстати, бразилец был далеко не единственным, кто стартовал в гонке на запасной машине. Среди его товарищей по несчастью оказались Дэмон Хилл и Алекс Занарди. А непосредственно перед стартом за руль резервного автомобиля пришлось пересесть и Хаккинену, так как в двигателе его основного болида обнаружились проблемы с зажиганием.

Дальше - больше. Перед началом второго прогревечного круга глохнут моторы Шумахера и Такаги. А механики McLaren еще возились возле машины Хаккинена после того, как зажглись зеленые огни светофора. Но поскольку финн все-таки успел тронуться с места прежде, чем последняя движущаяся машина пересекла стартовую линию, согласно правилам он имел полное право в течение прогревочного круга восстановить свою позицию лидера. Что касается Шумахера и Такаги, то им пришлось занять места на последней линии стартового поля. Гонщика Ferrari и в этот раз (как и в Японин-98) подвела 1-я передача, которую он не сумел «найти». Но если на Сузуке в прошлом году «виноватой» оказалась новая конструкция сцепления, которую в Ferrari решились поставить перед последней гонкой сезона, то в этот раз причина крылась в банальном контакте переключателя на руле, пластина которого сдвинулась с места.

Но вот наконец - старт! «Серебряные стрелы» уходят вперед так, будто кроме них на трассе больше никого не существует. На третье место, опередив Френтцена, вырывается Ирвайн (что и предопределило в его пользу исход гонки). На первых же метрах выходит из строя трансмиссия на Sauber Жана Алези (сломался вал сцепления, совершенно новый, поставленный на машину француза после warm-up), а 100-й Гран При Дэмона Хилла заканчивается для англичанина уже во втором повороте после контакта с Трулли.

После этого, как и положено, Граи При постепенно успокаивается. Два McLaren Хаккинена и Култхарда все дальше и дальше уезжают от пелотона. (К 10-му кругу их преимущество достигает 17.6 с.) Дэвид чувствует, что Мике не слишком комфортно в запасном автомобиле, и пытается наседать, но не слишком активно. Вплоть до 14-го круга единственными возмутителями спокойствия были Шумахер и Баррикелло, тандемом пробивающиеся с последних мест. Зато потом самые неожиданные события следуют в гонке с калейдоскопической быстротой.

На 14-м круге заползает в боксы Култхард. Его коробку заклинило на 6-й передаче из-за вышедшей из строя гидравлики (утечка). Тут же у Вильнева в конце прямой возле озера на скорости под 300 км/ч эффектно отлетает задний спойлер. Автомобиль Жака влетает в отбойники, разбрасывая обломки по трассе. Появляется пейс-кар, «съедающий» все достигнутое к этому моменту преимущество Хаккинена. А стоит автомобилю безопасности освободить дорогу, как вперед вырывается Эдди Ирвайн: на McLaren чемпиона мира возникают проблемы с акселератором (еще до появления на трассе пейс-кара Мика заметил, что его автомобиль не ускоряется так, как надо), и его один за другим обходят все, кому не лень. Все это создает некоторую сумятицу на стартовой прямой, в результате чего разогнавшийся Баррикелло обгоняет успевшего притормозить Шумахера до пересечения финишной черты. Вскоре Рубенс возвращает Михаэлю незаконно отобранную позицию, но судьи неумолимы, и бразилец получает 10-секундный штраф. Вдобавок ко всем бедам во время пит-стопа у него начались проблемы с заправочной горловиной, что вынудило Рубенса повторно заехать в боксы. Да еще и Ford CR1 на его машине отказался работать на максимальных оборотах. Все это вместе стоило ему 4-го места.

«Под шумок» рестарта Трулли обгоняет Физикеллу. Пару поворотов спустя Джанкарло, пытаясь контратаковать, ломает себе передний спойлер, а соотечественнику - диффузор. Старт с ходу чуть было не стоил 2-го места Френтцену. Он откровенно зазевался, и Шумахер-младший обошел его на прямой. Однако Хайнц-Харальд буквально через пару поворотов неожиданно легко обгоняет Ральфа и восстанавливает статус-кво. Хаккинен добирается до боксов, где к его машине подключают компьютер, чтобы попытаться наладить работу электроники. Но все напрасно. (Позже выяснилось, что причиной неисправности стал заклинивший подшипник.) Сделав несколько унылых кругов по трассе и устав уворачиваться от обгоняющих его автомобилей, Мика окончательно выбывает из гонки.

Вскоре совершает ошибку и вылетает с трассы Алессандро Занарди. Обломки спойлера его машины «на проезжей части» вынуждают дирекцию гонки вновь выпустить машину безопасности. Попытка пит-стопа Ярно Трулли, решившего воспользоваться ситуацией, заканчивается провалом из-за заклинившего заправочного лючка на его Prost. Кругом позже механикам удастся взломать крышку и заправить машину. Но оказавшись в хвосте пелотона итальянец после рестарта сталкивается с Minardi Марка Жене и выбывает из гонки. Причину же, по которой сошел Панис, Ален Прост впоследствии назвал «идиотской»: у Оливье заклинило гайку, фиксирующую колесо.

Скучать болельщикам не пришлось и во второй части Гран При. Прежде всего к их услугам были многочисленные проблемы Шумахера: для начала на его Ferrari одновременно взорвалось правое заднее колесо и сломался передний спойлер (что было причиной, а что следствием - должны установить специалисты Bridgestone). Немецкий гонщик сумел добраться до боксов и продолжить гонку. Однако проблемы преследовали его идальше: при прохождении поворотов коробка все из-за того же злополучного контакта самопроизвольно переключалась на нейтраль, что вынудило Михаэля в конце концов потребовать замены руля. Но и эта операция не прошла без приключений. Первая попытка закончилась проездом по пит-лейн мимо боксов, и только на следующем круге Михаэлю благополучно поменяли все пять колес, включая рулевое. После этого все вошло в норму, и Шумахер установил быстрейшее время прохождения круга.

Великолепным зрелищем стал синхронный пит-стоп лидеров гонки, Ирвайна и Френтцена, и их синхронный выезд из боксов все в том же порядке, в каком они и добрались до подиума. В дальнейшем Френтцен даже не пытался преследовать Ирвайна, поскольку неисправный датчик температуры воздуха в воздухозаборнике его Jordan выдавал команду на обогащение топливной смеси, из-за чего немцу пришлось экономить топливо, теряя по секунде на каждом круге.

Лопнувшие тяги задней подвески не позволили Вурцу увидеть клетчатый флаг в этой гонке. Кстати, несколько слов о наделавших столько шума дифференциальных тормозах Benetton. На машине Вурца FTT в гонке не было вовсе, так как Александр, весящий на 15 кг больше Джанкарло, рассудил, что в Австралии, где большинство торможений происходит на прямых, преимущества новой системы не могут компенсировать дополнительного веса. Что касается Физикеллы, которому новые тормоза понравились, то после столкновения с Трулли на 17-м круге и замены носового обтекателя, у механиков просто не было времени, чтобы заменить еще и разбитый дифференциал.

Привлекла внимание зрителей напряженная борьба двух Arrows - Педро де ла Росы и Торы Такаги - с BAR Рикардо Зонты. Кстати, Рикардо Зонта чуть было не вмешался в борьбу за высшую ступень пьедестала, правда, несколько своеобразным образом. Бразилец по неизвестной причине в течение 4 кругов, игнорируя синие флаги, не пропускал Ирвайна, пытавшегося обойти его на круг. При этом его BAR уже начал подозрительно дымиться и брызгать маслом. И едва Эдди обошел Рикардо, коробка на машине последнего ломается. Интересна причина, по которой бразилец выбыл из гонки: перегрев масла из-за трех, по крайней мере, защитных пленок с забрала шлема, попавших в радиатор. В итоге очко за 6-е место досталось испанскому новичку Педро де ла Росе. Чем не супердебют!

Результаты этой гонки примечательны не в последнюю очередь тем, что впервые за очень-очень долгий срок очки разделили представители шести разных команд. Порадовал финиш австралийского Гран При и Эдди Джордана. И не только 2-м местом Френтцена. 6 гонщиков, ранее ездивших на болидах его команды, 6 его «учеников» заняли 6 первых мест, а 7-й - Шумахер - проехал быстрейший круг в гонке, подтвердив репутацию ирландца, как первооткрывателя талантов.

И все же эта гонка, скорее всего, войдет в историю благодаря Эдди Ирвайну и его великолепной победе - 120-й в истории Ferrari, но первой для ирландца после 82 Гран При. Особенно впечатляющим этот результат выглядит, если учесть, что впервые Эдди сел за руль нового шасси F 399 только 24 февраля, т. е. за пару дней до его отправки в Мельбурн и проехал на нем лишь 70 кругов. Естественно, после финиша Эдди первым делом поблагодарил (не без ехидной улыбки) Шумахера «за огромную тестовую работу, проделанную для меня в межсезонье». «Михаэлю пришлось попотеть, а мне досталась вся слава!» - добавил Эдди.

Артем Бунин, Леонид Ситник

Пресс-конференция после гонки

Эдди Ирвайн, Хайнц-Харальд Френтцен, Ральф Шумахер

Эдди, поздравляем Вас с первой после 82 гонок победой! Каковы Ваши ощущения?

ЭИ: Потрясающе! Сделать это вместе с Ferrari! Очень много людей, начиная с Формулы Ford, помогали мне на этом пути. Нужна очень хорошая поддержка, чтобы оказаться здесь. Поверьте мне!

Вы выбрали настройку, отличную от той, что использовал Михаэль?

ЭИ: Мы начали с одного и того же и потом внесли в настройку автомобиля фундаментальные изменения, которые я опробовал еще во Фьорано. Но после того как мы опробовали их здесь, я сразу почувствовал, что они не работают. Михаэль не был уверен в этом, однако я предпочел вернуться к тому, что мне нравилось. Тут же автомобиль пошел значительно лучше, хотя я так и не смог понять, почему он был таким медленным. Он был хорош и сегодня, но чуть-чуть неустойчив и резок при смене направления движения. Но фундаментальная настройка была просто замечательной. Если честно, то это лучший автомобиль, которым я когда-либо управлял.

Хайнц-Харальд, 2-е место - это неплохой результат. Расскажите нам свою версию гонки...

ХХФ: Решающим моментом было появление на трассе автомобиля безопасности. Внезапно Мика Хаккинен поехал медленно, что стало причиной небольшой неразберихи. Я не заметил зеленых флагов на круге перед рестартом и был уверен, что автомобиль безопасности останется на трассе. И вдруг я увидел Ральфа сбоку. Ага! - подумал я, - он собирается обогнать меня до линии. Ральф, к счастью для себя, не сделал этого, однако прошел меня в конце прямой. Мне удалось обойти его во втором повороте, и это решило все. Должен сказать, что Эдди провел самую лучшую гонку за все время, что я его знаю. Он гнал адски быстро, однако я пытался удержаться за ним. Он мчался так быстро, что я подумал: он непременно едет на мягкой резине, и она должна износиться за пару кругов. Но он продолжал гнать и гнать, и в конце концов я понял, что побить его сегодня будет невероятно сложно. Так что я просто сосредоточился на собственной гонке, стараясь беречь шины и оставаясь позади Эдди.

Ральф, начало Ваших выступлений за новую команду весьма обнадеживает. В конце гонки мы увидели деталь, отлетевшую от Вашего автомобиля. Что случилось?

РШ: Я потерял один из дефлекторов. На моем автомобиле возникли неисправности, так что я вынужден был замедлиться к концу гонки. За исключением этого, все прошло замечательно. Я хорошо стартовал, выиграл несколько мест благодаря автомобилю безопасности и даже обогнал на какое-то время Хайнца, после чего он снова ушел вперед. Обещаю, что это последний раз, когда подобное случается со мной. Я доволен своей командой. Возвращаясь к результатам заездов в пятницу и субботу, вряд ли можно было предположить, что все закончится так хорошо.

Эдди. Вы лидируете в чемпионате. Что теперь?

ЭИ: Я буду говорить об этом с Жаном Тодтом сегодня вечером. Это хорошее начало: мне повезло, а Михаэлю - нет. И еще я рад, что здесь нет моего отца. Он никогда не присутствует при моих первых победах!




Категория: №9 (04.1999) | Добавил: LiRiK3t (17.04.2014)
Просмотров: 669 | Теги: №9(04.1999), Гран при
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t