Дисквалификация
В сезоне 1997 года Шумахер выступал
при великолепном сочетании умственного и физического мастерства, постоянно
компенсируя что-то из того, что «Феррари» не могла дать. Он обеспечил
зрелищность гонок и так или иначе приносил удовлетворение: можно было
наслаждаться тем, как он предвидел события, разворачивающиеся в гонке, как он
применял логику, как он превращал ужасную свирепость гонки в совершенно
спокойное упражнение в умственной арифметике. Это был больше чем человек на
пике его возможностей, больше чем человек, остановивший распад «Феррари».
Многие его просто стали обожествлять и поверили, что «у него все получится». Это стало ясно с первой гонки, с
Мельбурна, где новый автомобиль – F310B – продемонстрировал очевидный прогресс по сравнению с 1996 года. Шумахер
поместил его на второй ряд решетки и финишировал вторым позади «Макларена»
Култхарда. Но это не означало, что «Уильямс Рено» Вильнева и (теперь)
Хайнца-Харальда Френтцена – машины, которые не будут сражаться. Вильнев победил
в Бразилии – Шумахер пятый, причем это было все, что он мог сделать. Вильнев также победил в Аргентине.
Шумахер был на втором ряду решетки и плохо стартовал, провалившись в потоке
машин в первом повороте. Он зацепил машину Оливье Паниса из новой команды
«Прост» – колесо к колесу, шина против шины, но оба продолжили гонку. Затем в первом
повороте он достал Рубенса Баррикелло из новой команды «Стюарт». И одного
касания было достаточно, чтобы повредить «Феррари» окончательно. Вильнев лидировал в чемпионате с 20
очками, Шумахер пятый с 8. Френтцен победил в Имоле – Шумахер второй. И он вновь
приехал в Монако. Дождь шел время от времени, и за 20
минут до начала гонки он принял решение рискнуть, выбирая между основной
машиной, настроенной на сухую погоду, и запасной с дождевыми настройками.
Вокруг него в тесном, душном боксе так близко к гавани и яхтам царила
нарастающая суматоха деятельности, когда команды делали заключительные
приготовления на остальных машинах; а он все еще стоял в раздумьях.
Неправильное решение разрушило бы все. Часы приближались к 13.50 в
воскресенье, 11 мая. В пределах пяти минут машины должны были выйти на трассу,
а пит-лейн закрыться. Тодт видел, что Шумахер «сильно колеблется». Наконец он принял решение и пошел к
запасной машине. «Дождь стал, возможно, немного сильнее, но метеорологи предсказывали,
что он перестанет, и гонка будет сопровождаться не более чем легким дождиком.
Команда «Уильямс», рассчитывая на это, подготовили Френтцена и Вильнева для
сухой гонки. Машины выстроились на невидимой
решетке, Френтцен (поул) встал перед Шумахером, который заметил, что Френтцен
собирается стартовать на «слике». «Я был очень удивлен, и это меня немного
тревожило. Даже если я не чувствовал, что трасса может быстро высохнуть, ничто
не доказывает, что я сделал правильное решение. Если я принял неправильное
решение, я буду вынужден сделать еще одну остановку в боксах, чтобы «переобуться»
в «слик». На прогревочном круге морось
превратилась в легкий дождь. Вообще-то это усиление произошло, когда караван
автомобилей достиг участка «Казино». Шумахер чувствовал, что выбрал правильную
тактику, а «Уильямс» выбрал свою неверно. Начало стартовой решетки: Френтцен
справа, Шумахер по диагонали рядом, Вильнев позади Френтцена и на четвертом
месте Джанкарло Физикелла («Джордан») на «миксте». Они предстали перед этим
узким и знакомым горлом поворота Sainte Devote. Машины замерли, и по одному появился
ряд пяти красных огней. Через две секунды огни одновременно погасли, и можно
было видеть оба «Уильямса» впереди. Френтцен проехал 20 метров, и Шумахер
опередил его и быстро ускорялся. Так же сделал и Физикелла. В Sainte Devote Шумахер был далеко
впереди Физикеллы, который сам непосредственно был впереди обоих «Уильямсов». Подъем к «Казино» Шумахер пролетел,
опережал Физикеллу более чем на 50 метров. Выходя из поворота, «Феррари»
дергалась, но Шумахер поймал ее. В медленном Loews Физикелла, возможно, немного отыгрался. После Loews, минуя следующий правый поворот и стену, в
которую год назад, и тоже в дождь, он врезался, Шумахер снова нарастил
мощность, так что когда он въехал в туннель, Физикелла был в сотне метров
позади. Новая «шикана» чуть удлинила спуск из туннеля к порту. Отрыв продолжал
увеличиваться секунда за секундой, неважно, что на выходе из La Rascasse «Феррари» снова
дергалась и Шумахеру нужно было «ловить» ее. Когда он пересек финишный створ,
Физикелла еще не появился из (сравнительно) отдаленного района Rascasse. Отрыв по завершении круга составил
6,654 секунды. Первый круг Шумахера является одним из наиболее удивительных,
когда-либо пройденных здесь. По существу, он уже выиграл гонку, потому что на
втором круге Физикелла исчез из виду, оказавшись слишком далеко позади. После
этого Шумахер ехал один, хотя «между Mirabeau и туннелем я испытывал большие трудности по ходу всей
гонки. С одной стороны, я ехал так медленно, что чувствовал, что мог бы выйти
из машины и идти рядом с ней, с другой стороны, я ехал недостаточно медленно». В «шпильке» Loews двигатель продолжал толкать настолько
сильно, что Шумахер должен был быть еще более осторожным на торможении. Он пережил момент, который очевидцам
показался так или иначе подлинно опасным. На 53-м круге он был вынужден
использовать запасную дорожку в Sainte Devote. «У меня уже были небольшие неприятности с торможением, и на этом круге я
заблокировал передние колеса. Вообще-то я думаю, что смог бы повернуть, но я
не хотел рисковать касанием барьера, так что решил, что безопасней уйти прямо
на запасную дорожку. Не было никаких проблем». Он даже пошутил по этому поводу.
Дескать, он видел большое количество фанатов «Феррари», размахивающих флагами,
и подумал, что сделает что-нибудь, чтобы доставить им немного радости... Некоторая необходимая статистика. Он
опередил Физикеллу на 53 секунды, когда гонка была остановлена, потому что условия
стали совсем плохими, и двухчасовой лимит был исчерпан. Михаэль показал среднюю
скорость 104 км/ч на протяжении 62 кругов и проехал самый быстрый круг.
(Интересно, что его младший брат Ральф, проводивший первый сезон в команде
«Джордан», показал следующий результат.) Это была гонка из числа тех, что
надолго остаются в памяти. Подвиги Михаэля заслонили то, что Физикелле было
только 24 года, и это был его тринадцатый Гран-при, и он, возможно, был больше
занят тем, чтобы просто закончить круг благополучно, чем оспариванием позиции
Шумахера, и что Физикелла ехал так разумно, что другие соперники не могли его
настигнуть – в узком и скользком Монако. Сравните промежуток 6,654, например, с
Монако в мокрой известной гонке 1984 г., когда к финишу молодой Сенна почти догнал
Проста. На первом круге тогда Прост опережал Мэнселла на 0,943. Заглянув
дальше, мы видим, как Джона Сертис опережает Джэка Брэбэма на 10,1 секунды в
Бельгии в 1966 г. в дождь; Джеки Стюарт опережал Грэхэма Хилла на 8,3 в
Германии в 1968 г. в дождь; Джим Кларк опережал Стюарта на 3,5 во Франции в
1965 г. (сухая гонка); Кларк опережал Хилла на 3,4 в Германии в 1965 г.
(пасмурно, но сухо); Кларк опережал Стюарта на 3,1 в Бельгии в 1965 г. (очень
сильный дождь); Стюарт опережал Джеки Икса на 3,0 в Германии в 1971 г. (сухая
гонка). Все эти результаты были показаны на
длинных трассах, которые, но определению, предлагали больше времени и возможностей,
чтобы получить большое преимущество: Спа тогда была более чем 14 км,
«Нюрбургринг» более чем 22, Клермон-Ферран более чем 8 и только Монако – 3,3
км. Никакие выводы не могут быть сделаны из таких сравнений, но вы также не
можете игнорировать их, особенно 6,654. Только очень хороший водитель мог бы
сделать это, и после Монако таблица чемпионата подтвердила это. В машине, которая,
по всеобщему мнению, не была столь же хороша, как «Уильямс», Шумахер лидировал
с 24 очками, а у Вильнева было только 20. Вильнев восстановил лидерство в
чемпионате в следующей гонке, в Испании, – Шумахер финишировал четвертым после
долгой борьбы с изношенными шинами, но даже это не изменило основного ощущения,
что Шумахер оказался «в своей тарелке». Он выиграл поул-позишн в Канаде,
опередив Вильнева на 0,13 секунды. Шумахер 1:18,095. Вильнев 1:18,108. Шумахер сказал, что он мог бы проехать
даже быстрее, но на своем заключительном круге потерял 0,1 секунды в «шпильке».
«Я был слишком осторожен там, потому что я был на лучшем круге (чем
круг, принесший поул) и не хотел испортить его». Култхард обязательно выиграл
бы гонку, но столкнулся с проблемами во время пит-стопа, уступив гонку
Шумахеру. Наполеон спрашивал у своих генералов: являются ли они удачливыми?
Шумахер, казалось, имел солнца удачи больше, чем все остальные. Кроме того, это
вернуло ему лидерство в чемпионате: 37:30 против Вильнева. Он увеличил преимущество во Франции,
опередив в квалификации Френтцена и брата Ральфа, «давая Германии первые три
места на старте. Это никогда прежде не случилась в современной истории
Гран-при». «Па одном круге машина, кажется, ведет себя довольно хорошо, –
говорил Шумахер, – но я думаю, что это будет трудно в гонке, если она сухая. Я
был удивлен, потому что во всех тестах, которые мы провели здесь, я боролся,
чтобы сохранять темп. На тестах мы делали 1:15,6, и я не знаю, почему мы почти
на секунду быстрее теперь (1:14,548). Мы прошли гоночные расстояния (на
тестах), и у меня были большие проблемы с шинами, а команда «Уильямс» была на
одну-полторы секунды быстрее, чем я. Они даже проезжали дистанцию гонки с
одной остановкой, что производит впечатление, и я не могу не думать об этом. Я
всегда был реалистом относительно моей ситуации». Эти послеквалификационные слова
демонстрируют размышления Шумахера, а кроме того, таким образом он находил
решения для тех ограничений, которые давала ему машина. Это напоминало
ситуацию Сенны в 1993 г., когда он лидировал в чемпионате до 5-го этапа на
«Макларен Форд» впереди Проста на могучем «Уильямс Рено». Гран-при Франции
проходил то в дождевых, то в сухих условиях, идеальных для того, чтобы дать
«Шумахеру шанс на применение умственной арифметики». Это – то, что он сделал,
опередив Френтцена на 24 секунды. В чемпионате он еще больше оторвался от
Вильнева: 47:33. Вильнев выиграл в Сильверстоуне поул-позишн. Шумахер лидировал
в гонке, но сломалось крепление колеса. Он был очень счастлив занять второе
место в Германии – при потере пятой передачи, потому что Вильнев вылетел после
33 кругов, и в результате у Шумахера стало 53 очка, а у Вильнева 43. Шумахер
занял поул в Венгрии. В некотором роде «Хунгароринг» похож на Монако – это тоже
система узких поворотов, за исключением стартовой прямой, – и поэтому очень
«техничный трек». Мощность лучшего двигателя – не
обязательно фактор решающий. В этих обстоятельствах Шумахер полностью доминировал
в квалификации. «У меня нет никаких проблем с мотивацией, и я могу делать с
первого круга то же, что я могу делать на последнем круге. Я занял поул в
начале квалификации и уже его не уступил. Я сделал небольшую ошибку на самом
быстром круге, но, к счастью, показанного результата оказалось достаточно». В
гонке было сложнее, и, несмотря на лидерство, его шины начали пузыриться уже на
5-м круге. Пелетон машин позади никак не мог обойти его до 11-го круга. Хилл на
«Эрроузе» первым сделал это. После Шумахер заехал в боксы, вернулся
двенадцатым, и быстро ехал до второй остановки – он поднялся до четвертого
места, – но шины, которые он получил на втором пит-стопе, тоже вздулись. Ближе
к финишу он зацепился за четвертое место. Вильнев подхватил победу,
ускользнувшую от Хилла, на машине которого на последнем круге (!) возникли
проблемы с гидравликой. Шумахер – 56 очков, Вильнев – 53. В Спа он квалифицировался третьим на
втором ряду, а после горячего сухого гоночного утра погода испортилась. Рваное
черное облако обрушилось на трассу проливным дождем, который хоть и закончился
до начала гонки, но поверхность трассы была покрыта водой. Гонка фактически
началась позади пейс-кара, шины выбрасывали фонтаны воды в воздух, даже на
такой медленной скорости. Шумахер признал, что присутствие пейс-кара помогло
ему, потому что он был на промежуточных шинах, и до тех пор, пока трасса не
подсохла, он мог бы сильно проиграть по сравнению с другими гонщиками, которые
ехали на дождевых. Они ехали за пейс-каром в стартовом
порядке, конечно, – Вильнев, Алези и Шумахер – в течение трех кругов, а затем
пейс-кар отпустил их в Les Combes. Вверх по холму от Eau Rouge и дальше по трассе Алези попробовал атаковать Вильнева, но это ни к чему
не привело. Шумахер наблюдал за ними с безопасного расстояния. В правом
повороте он попробовал обойти Алези по внутреннему радиусу, но не смог. Шины
подняли столб водяных брызг, которые окутали машины, и они вырисовывались среди
них призрачно, мимолетно. Приближаясь к La Source, Шумахер направился
влево на внешний радиус – ив мгновение Алези перекрыл его, и он направил
«Феррари» вправо – внутрь. Он удержал машину в «шпильке», минуя Алези. В Les Combes Шумахер догнал
Вильнева и стал атаковать. В правом изгибе он протиснулся внутрь
и опередил его. Это было сделано с абсолютной точностью и тактикой. Шумахер лидировал до самого финиша,
Вильнев оказался пятым из-за того, что он неправильно выбрал тип шин. Положение
в чемпионате: Шумахер – 66 очков, Вильнев – 55. В изменяющихся условиях,
полных опасности, на великолепнейшей трассе, вам надо ехать быстрее, чем вы
можете, и ваша машина кажется такой устойчивой, но фактически так перегружена,
что одно движение может выбросить вас с трассы. Шумахер выказал такие
спокойствие и уверенность, что в конечном счете стало восприниматься как
божественное озарение. Он был единственным человеком на
Земле, который может сделать это. Согласно одному из парадоксов, после
такой великолепной гонки следующая обычно оказывается неудачной; и это был случай
Монцы – пятый ряд стартовой решетки и прыжок на шестое место (Вильнев, однако,
только пятый). Гран-при Австрии проходил на новой
трассе, построенной на территории старого автодрома, последний раз
использовавшегося 10 лет назад и очень похожего по конфигурации на Спа. Это
кольцо соответствовало всем современным требованиям и, как кто-то сказал,
походило на трек для картинга. Шумахер боролся в квалификации за девятое
место, столкнувшись с проблемами управляемости «Феррари». Со старта он погнал
«Феррари» и вырвался на шестое место, а к середине гонки стал лидером, хотя это
и было до пит-стопа. Казалось, что он будет вторым на финише, но он обогнал
Френтцена под желтым флагом – на месте чьей-то аварии – и получил 10-секундный
штраф стоп-энд-гоу, что отбросило его на шестое место на финише. «Флаги должны
быть более заметными, – сказал он, – и ими должны размахивать по обе стороны
трассы. Если бы я заметил их, очевидно, я не обогнал бы Хайнца-Харальда. Я
знаю, каковы штрафы». Чемпионат мог бы переломиться на этом, потому что Вильнев
победил, и счет стал 68:67 в пользу Шумахера, тогда как без штрафа было бы
73:67. Оставалось только три гонки, и
маленькие промежутки превращались в пропасти. Это правда, что гонки Гран-при
полны неожиданностей и невероятностей; и за это они более высоко ценятся,
потому что это происходит без предупреждения, ты вдруг оказываешься вне
продвижения машин, идущих по кругу. Вся карьера Михаэля Шумахера
подтверждает это, это было с ним на разных этапах его жизни. Но ничто – ничто –
не могло подготовить его к первым нескольким секундам Гран-при Люксембурга на
«Нюрбургринге», когда, как мы видели со стартовой прямой, он и его брат
потерпели аварию. И третий чемпионат уже вышел из-под его контроля. «Вы никогда
не сдаетесь», – сказал тогда он. И не сдался, до 48-го круга Гран-при Европы в
Хересе – решающей гонки того сезона. А до того была Япония, куда Вильнев
приехал с 77 очками против 68 у Михаэля. Если бы Вильнев закончил гонку в
Сузуке впереди Шумахера в пределах зачетной шестерки, он становился чемпионом,
так как даже в случае равного количества очков у него больше побед. Но,
возможно, ничего непредвиденного в тот уик-энд в Сузуке и не произошло бы –
ведь и начался он вполне обычно и даже немного «заторможенное. В пятницу Шумахер заявил: «Мы работали
над подготовкой болида к гонке, и я остановился довольно рано, потому что выполнил
запланированную на день программу и не хотел использовать другой комплект
резины». В субботу Вильнев занял поул-позишн, Шумахер – второй. «Возможно, я
мог бы быть быстрее, но на последнем круге меня часто заносило. Я думаю, мы,
как обычно, выступим довольно сильно в гонке». Давление обрушилось на Вильнева,
которого не допустили к гонке за то, что во время утренней тренировки он не
увидел желтые флаги. В результате он все же вышел на старт, но лишь после
подачи протеста. Более того, партнер Шумахера по команде, Эдди Эрвайн, занял
третью позицию и «был не прочь помочь своему товарищу». Вильнев повел в гонке, но его и
Шумахера обошел Эрвайн. После первого пит-стопа гонщики выстроились в следующем
порядке: Эрвайн – первый, Шумахер – второй и Вильнев – третий. Эдди пропустил
Михаэля вперед и теперь сдерживал Вильнева. Выиграв гонку, Шумахер сказал: «Уже
давно я так не радовался первому месту, ведь именно сейчас оно приближает меня
к победе в чемпионате. Мы знали, что Жак попытается осложнить мне жизнь и дать
другим машинам обойти меня. Я неплохо стартовал, но потом слишком сильно нажал
на газ. Жак тормозил несколько раз сильнее, чем обычно, и мы чуть не
столкнулись. Перед гонкой Эдди предупредил, что попытается обойти меня в том
самом месте, где и сделал это, и когда это случилось, было даже смешно. Это был
великолепный маневр! Благодаря Эдди мы оказались в хорошем положении, и он
позаботился обо всем, когда позволил мне себя обойти». Вильнев финишировал пятым, но команда
«Уильямс», опасаясь, что спортивные власти могут увеличить меру наказания
вследствие подачи апелляции, решила отказаться от нее, «учитывая сложившиеся
обстоятельства». Вильнев потерял два очка за пятое
место, и накануне гонки в Хересе у Шумахера было 78, а у Вильнева 77 очков. Это
была как бы «Сузука наоборот». Шумахеру необходимо было лишь опередить
Вильнева, чтобы выиграть чемпионат, хотя канадец сохранил бы преимущество по
победам в случае равного количества очков. Решающий момент сезона – два
соперника, один станет победителем, другой проиграет. Подобное уже происходило
прежде в Формуле 1: в Японии'89 и '90 Айртон Сенна и Ален Прост потерпели
аварию, в Аделаиде'94 столкнулись Михаэль Шумахер и Деймон Хилл. Макс Мосли, президент FIA, заявил: «Все должны
знать, что на сей раз мы сделаем все для того, чтобы на трассе гонщики вели
себя надлежащим образом и соблюдали справедливость соревнований. На заседании
пилотов мы попросим их не ввязываться в борьбу. Это относится не только к
Шумахеру и Вильневу. Любой из гонщиков может быть вовлечен в это соперничество
– ведь у них есть друзья, и любой теоретически может вмешаться – и помешать
борьбе за первенство». Шумахер просто сказал: «Мы только
хотим участвовать в гонках. Я хочу, чтобы между мной и Жаком была честная
открытая борьба». Вильнев сказал примерно то же самое. В пятницу Шумахер был девятым. «Мы
сконцентрировались на подготовке автомобиля к гонке. В целом я доволен.
Сегодняшнее положение вещей ничего не значит, потому что я использовал только
один комплект шин». Утром на субботней тренировке Эрвайн
вытолкнул Вильнева с трассы. Канадец прошел по пит-лейн к боксу «Феррари»,
чтобы выяснить отношения. Эрвайн выслушал все, что сказал Жак, и позже
публично заявил, что он «уже знал все это прежде, спасибо». Квалификация Гран-при Европы стала
самой удивительной за всю историю Формулы-1. Так как расстояние от стартовой решетки
до первого поворота там довольно короткое, обладатель поул-позишн получал
огромное преимущество над остальными. Прошло 14 минут квалификации. Вильнев
вышел из заключительного поворота, удержал автомобиль в вираже, надавил ногой
на педаль газа – и секундомер показал: 1:21,072. На 28-й минуте Шумахер,
используя всю ширину бордюра на выходе из того же самого поворота, удержал
«Феррари» на середине трассы, неистово ускорился и вновь – 1:21,072. Раньше
такого никогда не случалось в борьбе за поул-позишн, а редчайшие случаи, когда
гонщики все-таки показывали в квалификации одинаковое время, расценивались как
исключение. «Я знал, что показал 1:21, – говорил
Шумахер, – но не был уверен, что опередил Жака. Я не мог поверить своим глазам,
когда посмотрел на монитор...» Вильнев, оставаясь в кокпите «Уильямса» в
глубине бокса, недоверчиво усмехнулся. Позже – на 51-й минуте – товарищ
Вильнева по команде, Хайнц-Харальд Френтцен, на своем «Уильямсе» вышел из того
же самого поворота, не используя полную ширину бордюра, неистово ускорился
и... – вновь 1:21,072. Шумахер, наблюдавший из своей «Феррари» в глубине бокса,
протер глаза. Это было невероятно! Места на старте были распределены в
соответствии с порядком, в котором были установлены результаты – Вильнев –
поул, Шумахер рядом, Френтцен третий во втором ряду. В то воскресное утро родной город
Шумахера, Керпен, был похож на Италию. Флаги «Феррари» развевались на
флагштоках, висели на стенах обычных зданий, предлагалось вино «Феррари» и
продавалось все «а-ля Шумахер». Даже некоторые кустарники напоминали его по
форме. Маранелло, родина «Феррари» в Италии, находился в состоянии
возбужденного ожидания. Многие тысячи болельщиков ждали,
объединенные общей мечтой. Вильнев неудачно стартовал. Шумахер
второй, ведомый Френтценом, Вильнев третий. Френтцен сместился в сторону,
уступив дорогу дуэту, начавшему свой танец: иногда ближе, иногда дальше, то
выигрывая, то теряя. Так продолжалось до 48-го круга, когда
они миновали спуск и достигли правого поворота «Драй Сек». Через мгновение
первенство одним было потеряно, другим – выиграно. Они начали 48-й круг –
кроваво-красная «Феррари» Шумахера в роли добычи и сине-белый «Уильямс»
Вильнева в роли охотника. Они прошли один правый поворот, еще один, затем
левый, еще раз левый – атака за атакой, – короткая прямая, правый поворот, еще
один и затем длинная прямая в конце круга. Входя в правый поворот, Вильнев
бросил свой «Уильямс» на внутренний радиус, Шумахер двигался параллельно по
внешнему. Вильнев так прижался к краю, что
переднее колесо его машины соскочило с бордюрного камня на гравий. В это
мгновение Шумахер повернул руль в его сторону, правое переднее колесо «Феррари»
ударило в борт «Уильямса», словно рога разъяренного быка. От удара болид
Шумахера отбросило далеко на гравийную полосу безопасности, где он и замер –
такой немой и такой неподвижный. Какое-то время задние колеса «Феррари» вращались
с остервенением, но болид так и не сдвинулся с места. Вильнев продолжил гонку. Это было 26 октября 1997 года.
Знакомое ощущение неожиданного перехода от порядка к великому хаосу. Шумахер сидел в кокпите своего болида,
жестикулируя маршалам. Возможно, прося подтолкнуть. Кто знает? Наконец он вылез
из машины и теперь стоял на стене ограждения – такой немой и такой неподвижный,
– глядя на трассу, ожидая, появится ли на следующем круге Вильнев. Если он не
появится, если его «Уильямс» поврежден, то Шумахер выиграл чемпионат – с
преимуществом лишь в очко, как у Хилла в 1994 году! Вильнев появился на следующем круге,
затем на следующем, следующем, следующем... Шумахер сказал впоследствии: «В моей
жизни бывали и более счастливые времена, но это – гонки, где у вас могут быть
как хорошие, так и плохие дни. Мой автомобиль вел себя прекрасно, и я был
способен оставаться впереди первые пять кругов. После того как я сменил шины,
Жак оказался сильнее меня, но я чувствовал, что могу сдерживать его позади.
Тогда он попробовал довольно рискованный маневр. Для него это сработало прекрасно
– но не для меня. Я хочу поздравить его, потому что он провел очень хороший
сезон. В конце концов, он достиг желаемого результата, и мы должны принять это. Я считаю, что у нас достаточно причин,
чтобы быть счастливыми по поводу выполненной в этом году работы. Как команда
мы были, по моему мнению, «номер один» в Формуле-1, и это кое-что значит.
«Феррари» может этим очень гордиться. Что касается инцидента, Жаку было нечего
терять, и ему пришлось пойти на это. Будучи позади меня, он в любом случае
потерял бы первенство, так что он должен был сделать это. Откровенно говоря,
я, вероятно, сделал бы то же самое. Я затормозил слишком поздно, а он
затормозил еще позже, так что я не чувствую, что сделал ошибку. После гонки меня вызвали судьи. Это
обычная процедура, так как маршалы должны «вынести вердикт» относительно
инцидента. Как и ожидалось, против меня не было принято никаких санкций. Я
хочу сказать «Grazia» всем тиффози за их
поддержку». В те дни вряд ли можно было услышать
разговоры о том, что этот молодой человек, по мнению многих, входит в число
самых выдающихся гонщиков всех времен. Он дважды становился чемпионом мира, а
в Хересе мог бы добавить к ним еще один титул – только Хуану-Мануэлю Фанхио и
Просту удалось большее. Вместо этого распространилось
негодование. Судьи расценили аварию как «гоночный инцидент» – и это решение
было осмеяно всем миром. Шумахеру было предписано явиться в Париж, чтобы
объяснить свои действия в момент аварии Международному совету по автоспорту.
Деймон Хилл заявил, что «существует серьезная проблема, касающаяся доверия
Формуле-1 и способу осуществления контроля, когда происходит инцидент, подобный
этому». Кроме того, итальянская пресса начала травлю своего бывшего героя. Corriere dello Sport заявил, что Шумахер
должен быть уволен из «Феррари», если он не извинится. Так же поступила и немецкая
пресса. Все говорили, что у него «дикие западные манеры». В итоге в наказание «за умышленное
создание аварийной ситуации» все набранные Шумахером-старшим в чемпионате очки
были у него отняты и он был исключен из итогового протокола сезона.
«Общественность» паддока встретила это решение с «чувством глубокого
морального удовлетворения», тиффози с негодованием. «Обиженного» любимца стали
почитать с еще большей силой. | |
Просмотров: 2720 |
Дисквалификация