Хроника космического
взлета
Если вы выиграли чемпионат Формулы-3,
то вряд ли захотите остановиться на этом. Вы будете стремиться к большему.
Весной 1991 г. казалось, Шумахер проведет весь сезон в Группе С, где за
«Мерседес» выступали Масс со Шлессером, и он с Вендлингером. В первой гонке в Сузуке, как сообщал
журнал Autosport, на изношенных шинах
Карл на 21-м круге направился в боксы, открыв первую волну пит-стопов. И гонка
в течение нескольких секунд оказалась испорченной. Когда Шумахер заменил
партнера в С291, клапан топливного фильтра не смогли как следует закрыть, и
бензин выплеснулся на горячий двигатель. Вспыхнул огонь, но машина покинула
боксы. Это захватывающее зрелище предстало перед глазами испуганных зрителей на
трибунах и членов команды, наблюдавших за гонкой в боксах по мониторам.
Шумахеру по радио приказали остановиться. Он вылез из машины, охваченной
огнем, и ему даже пришлось руководить нерасторопными пожарными, чтобы они
направляли струи пены из огнетушителей в нужном направлении. В следующей гонке в Монце после 20
кругов отказал двигатель; в Силверстоуне они финишировали вторыми, проиграв Тео
Фаби и Дереку Уоррику («Ягуар»); в Ле Мане – пятыми, при этом Шумахер показал
самый быстрый круг. Тем временем все ближе и ближе были те самые лихорадочные
шесть недель, которые удивили мир автоспорта. В течение этого периода Михаэлю
довелось водить «Ральт-Мюген», «Мерседес» и два различных болида Формулы-1. В карьере наступил самый важный
момент. 28 июля Шумахер выступил за
«Ральт-Мюген» в Суго в гонке японской Формулы-3000. Он никогда прежде не
принимал участия в гонках Формулы-3000. Михаэль ехал пятым в гонке. Ему понадобилось
не очень много времени, чтобы выйти на четвертую позицию, обойдя Юкио Катаяму
по внешнему радиусу в первом повороте, а за 4 круга до финиша он вышел на
второе место. «Гонка оказалась необычайно трудной.
Мне впервые пришлось выложиться на 100 процентов, а иногда и более. Автомобиль
не очень легок в управлении, тебя внезапно заносит, или вдруг пробуксовываешь.
Машина действительно крайне неустойчива». Шумахер и Вендлингер выступали на
пятом этапе чемпионата мира на «Нюрбургринге», зная, что за Шумахером в этот
день наблюдают. У Эдди Джордана, первый сезон управляющего собственной
командой Формулы-1, возникла проблема. Его пилот – француз Бертран Гашо – попал
в тюрьму за драку с лондонским таксистом. Джордан уже предварительно пообщался с
Вебером – они были соперниками еще в Формуле-3. «Я всегда был дружен с Гертом
Крамером из «Мерседеса», – говорит Джордан, – который потратил много времени,
рассказывая мне, насколько великолепен Шумахер. Я также говорил с Дэйвом
Прайсом». На «Нюрбургринге» Джордан встретился с Вебером и Неерпашем, и для Гран-при
Бельгии «все детали были согласованы». «Я очень часто рисковал и рассматривал
различные варианты, но, конечно же, до тех пор никому не приходило в голову,
что кто-то может попасть в Формулу-1 прямо из гонок спортпрототипов, никогда
перед этим не водив болид Формулы-1, – говорит Эдди Джордан. – Тесты состоялись
в Сильверстоуне во вторник. Его пару раз развернуло, но, несомненно, он был
талантлив. Я думаю, не так трудно извне определить взаимоотношения гонщика с машиной».
Об этих тестах Шумахер говорит: «Первые три круга были очень впечатляющими, но
потом все стало вполне обычным. Конечно, это было нечто особенное, но не более
того». Джордан объясняет: «Полный контракт
был предоставлен Шумахеру и его советникам в понедельник накануне Спа, после гонки
на «Нюрбургринге» в Группе С в присутствии Вилли Вебера, Йохана Неерпаша и
меня. Все детали были согласованы. Перед Гран-при Джордан получил от Шумахера
два письма о намерениях, одно на немецком и другое на английском, которые были
подписаны перед бельгийским этапом и подтверждали готовность подписать полный
контракт с командой перед Гран-при Италии в Монце. Этот контракт должен был
распространяться на остаток сезона 1991 г. и целиком на 1992 и 1993 гг. В 1994
г. же право выбора было у «Мерседеса». За неделю до Гран-при Бельгии директор
«Мерседес-Бенц-Спорт» Йохан Неерпаш подтвердил по телефону, что согласен с
условиями и сроками контракта. Он добавил, что приедет в Сильверстоун вместе с
Шумахером в 11 утра в понедельник 2 сентября, чтобы подписать контракт». В один из дней этапа в Спа Джордан
заметил, как «Неерпаш отвел Шумахера поговорить с представителями IMG (крупной
международной компании, которая является менеджером многих ведущих
спортсменов). Я задавался вопросом, почему?» Во время свободных заездов в четверг в
Сна Шумахер проехал пару ознакомительных кругов с лучшим временем 2:12,382; во
время своей второй попытки он проделал шесть кругов и показал 1:59,254; в
третий раз он проехал пять кругов, разогреваясь на первом, и показал 1:59,511,
затем 1:59,265, потом 1:58,318, и, наконец, 1:57,333. Он уже был быстрее 13
гонщиков, участвовавших в заездах, в том числе очень опытного пилота Тьерри
Бутсена, который, как бельгиец, знал трассу Спа как свои пять пальцев. Шумахер
же никогда не был здесь прежде. Во время четвертой попытки он проехал
три круга, разогреваясь на первом, и после 1:57,593 показал 1:57,654. В пятой
попытке он проехал два круга, и на втором – быстром – показал 1:55,322. Это
переместило его на одиннадцатую позицию – впереди трехкратного чемпиона мира
бразильца Нельсона Пике. В первой квалификации он проехал 26 кругов, показав
окончательное время 1:51,071 на двадцать пятом круге, оказавшись восьмым на
стартовой решетке и все еще опережая Пике (1:53,371). Шумахер сказал: «В пятницу я ни разу
не попробовал пройти Eau Rouge с ходу. Сначала я прошел его на пятой передаче, затем шестой. Было сложно
привыкнуть к этому участку трассы, который можно пройти с ходу, но без опыта
делаешь это медленно и постепенно. В первой квалификации я только начал свой быстрый
круг, как Эрик ван де Пуле вылетел с трассы, и заезды были остановлены. Во
второй раз я попробовал проехать на том же комплекте шин, но мне испортил круг
Ален Прост. Он начинал свой быстрый круг. Я тормозил в последний момент, а он
затормозил слишком рано, оставив мне только две возможности: врезаться в него
или вылететь на обочину. Я выбрал второе. Во второй квалификации я выложился
если не на 100 процентов, то по крайней мере на хорошие 98. Я сделал это
спокойно, потому что хотел пройти квалификацию, и не более. Я не хотел
рисковать». В субботу Шумахер улучшил свой
результат до 1:51,212 (Пике – 1:50,540), что поместило его на четвертый ряд, а
в воскресенье утром во время уорм-апа он был четвертым. В гонке он стартовал раньше времени,
но сжег сцепление и остановился, не завершив и круга. Следующий этап – Гран-при
Италии в Монце – должен был состояться через две недели, в воскресенье 8
сентября. После Спа Шумахер тестировал машину в Сильверстоуне. Его результаты
впечатляли. Все, казалось, шло своим чередом. Пятница, 30 августа. Неерпаш
подтвердил намерение встретиться с представителем «Джордана» Яном Филлипсом в
понедельник, 2 сентября. Позже Неерпаш позвонил Эдди Джордану и спросил,
нельзя ли перенести встречу в Лондон, но у Джордана в тот день была назначена
еще одна встреча – с представителями Cosworth, и он отказался ехать в Лондон. Суббота, 31 августа – воскресенье, 1
сентября. Неерпаш позвонил менеджеру команды «Бенеттон» Тому Уокиншоу, который
позже рассказывал, что его спросили, «были ли мы каким-то образом
заинтересованы в Шумахере на 1992 год. Я удивился. Я знал, что он подписал
контракт с «Джорданом», и я сказал: «Если у него нет обязательств перед
«Джорданом», то я заинтересован в переговорах». Я хотел попробовать его в машине.
Мы решили, что он проведет тесты, на основании которых мы заключим определенное
соглашение». Заезд был назначен в Сильверстоуне на среду. Понедельник, 2 сентября. Утром Джордан
ждал на своей фабрике неподалеку от Сильверстоуна, пока часы не показали 11
утра. Неерпаш не приехал, как и Шумахер. «Он был в «Бенеттоне», где ему
подгоняли сиденье, – рассказывает Джордан. – Когда Йохан (Неерпаш) не появился
в назначенное время, я навел справки и нашел его в IMG». Новую встречу назначили на понедельник в 17.40,
на фабрике «Джордана». Встреча началась. «Когда он (Неерпаш)
появился с Джулианом Джэйкоби из IMG вместо Михаэля и Вилли, я очень удивился и теперь знаю,
почему. Михаэлю запретили присутствовать. Неерпаш написал контракт и попросил
нас подписать его. Это было крайне необычно, потому что обычно подписывают контракт
с командой, а не с гонщиком. В любом случае, контракт был на имя Михаэля и
делал ответственным за деньги его, а не «Мерседес». Мы не могли подписать
договор в таком виде. Он нуждался в некоторых поправках, а со мной не было
юриста. Я не думал, что он мне понадобится. Мы договорились продолжить работу в
10 утра на следующий день». Понедельник, вечер. Уокиншоу позвонили
(Неерпаш, Джэйкоби) «по телефону и сообщили о встрече с Джорданом и о том, что
они не смогли прийти к соглашению, а также спросили, не были ли мы
заинтересованы. Мы встретились поздно вечером в понедельник». Они договорились
встретиться снова утром. Вторник, 3 сентября. «Почти минута в
минуту в назначенное время – в 10 утра – на своей фабрике Эдди Джордан получил
факс от Неерпаша с сообщением о том, что «переговоры с «Джорданом» прерваны». Сам Неерпаш не явился. В факсе
говорилось, что все гарантии «Мерседеса» по субсидированию Шумахера и контракт
были аннулированы. Джордан получил еще один факс – на этот раз это был
юридический документ, под которым подписался Шумахер, информируя команду о том,
что он не будет выступать за них. Уокиншоу и Неерпаш встретились, и
Уокиншоу сказал, что это «наконец-то подписанное соглашение стало
подтверждением того, что Шумахер был свободен во всех отношениях, как мы того и
хотели». Вторник, полдень. Уокиншоу был на
совещании с бизнесменами «Мидлэндс», а затем полетел на своем вертолете в
Сильверстоун, чтобы поговорить с Эдди Джорданом. «Я объяснил ему, что
происходит. И нет необходимости говорить, как он был возбужден. Я сказал: «Вы
вправе делать то, что считаете нужным». Я могу только просить о гарантиях (от
Неерпаша), и я могу возместить их номинальную стоимость. Я не могу поверить,
что такая корпорация, как «Мерседес», сделала бы заявление о том, что парень
свободен, если бы это не имело место. Я подписал с ним контракт, исходя из
того, что он свободен». Флавио Бриатторе, коммерческий
директор «Бенеттона», встретился со своим вторым гонщиком, бразильцем Роберто
Морено (у которого был контракт с командой до конца сезона), в аэропорту Ниццы
и уволил его, чтобы освободить место для Шумахера. Морено обратился за помощью
в суд, чтобы «защитить свои права». Среда, 4 сентября. Шумахер тестировал
«Бенеттон» в Сильверстоуне и проехал на долю секунды быстрее, чем во время первых
тестов на «Джордане». Уокиншоу вспоминает: «Мы подписали контракт в среду в
полдень». Четверг, 5 сентября. Эдди Джордан
обратился в Верховный Суд, чтобы запретить Шумахеру выступать за какую-либо другую
команду. Ему отказали. В то время как заявление команды «Джордан» слушалось в
суде, команды приехали в Монцу, чтобы готовиться к Гран-при Италии. Морено, в
свою очередь, обратился в суд в Милане, чтобы отстоять свое право на второй
«Бенеттон». Иск был поддержан. Решение суда стало известно в паддоке Монцы в
6.30 утра. Пятница, 6 сентября. Адвокаты сновали
от команды к команде до полудня в поисках компромисса, когда пришло известие о
том, что «Джордан» получил отказ, и стало известно предписание «Бенеттону» от FISA назвать своего
второго гонщика до 8 утра – не позднее чем за два часа до начала свободной
сессии тренировок. Компромисс был все-таки достигнут:
Морено гарантировал (за компенсацию в $500 000 от «Бенеттона»), что откажется
от судебного иска, а «Джордан» получил Морено вместо Шумахера. Неерпаш сказал: «Михаэль Шумахер
подписал соглашение с Эдди Джорданом в четверг перед гонкой в Спа. Но было лишь
согласие на ведение переговоров. То, что он подписал, по сути, было заявлением
о намерениях. Эдди Джордан предложил Шумахеру выступать в его команде, но ему
за это нужны были деньги. «Мерседес-Бенц» согласился заплатить эту сумму через
спонсора. Мы говорили с Эдди об оставшейся части сезона, а также о будущем, но
только при условии, что наши деньги будут гарантировать гонщику определенное
положение в команде. Я поехал на встречу с Эдди Джорданом в
понедельник утром, но мы не смогли прийти к соглашению. Множество команд интересовались
Михаэлем, и мы обратились к «Бенеттону». Они проявили интерес, и это была
честная сделка. Он оплачиваемый гонщик. Я думаю, что «Джордан» – очень хорошая
машина в этом году. Не было никакой необходимости что-либо менять. Михаэль
мечтал остаться в «Джордане», но Эдди не согласился с нашими требованиями к
спонсору и не был готов обсуждать наш контракт. Он хотел, чтобы Михаэль
подписал его перед Монцей». В пятницу 6 сентября в свободных
заездах Шумахер был шестым (1:23,662), а его партнер Пике одиннадцатым
(1:24,146). На следующий день Шумахер квалифицировался седьмым (Пике восьмым),
а гонку закончил пятым (Пике шестым). Газета его родного города Kolner Stadt-Anzeiger напечатала статью
под следующим заголовком:
«Найджел Мэнселл
побеждает, но все говорят о Шумахере»
В Португалии он финишировал шестым
(Пике пятым), в Испании шестым (Пике 11-м), затем последовали сход с трассы на
«Мерседесе» в Мехико, сход в Гран-при Японии, победа в паре с Вендлингером на
последнем этапе Чемпионата по автоспорту в Аутополисе, сход в Гран-при
Австралии. Карьера в Формуле-1 стремительно
развивалась. Шумахер поехал отдыхать на Сейшелы и «слишком хорошо питался. Я немного
прибавил в весе и стал весить 71 килограмм, на четыре больше моего обычного
веса. Мне надо было похудеть. Я действительно нуждался в другом виде отдыха,
когда поехал в специальную клинику Вилли Дангла (Дангл, австрийский специалист
по физической подготовке) перед поездкой в Южную Африку, где должна была
проходить первая гонка 1992 года». Шумахер провел несколько дней под
лучами солнца, поддерживая форму и наслаждаясь отдыхом рядом со своим новым товарищем
по команде Мартином Брандлом, перешедшим в «Бенеттон» из «Брэбэма». Брандл
заменил Пике, который уехал за океан для участия в гонках «Индикар». «Мартин, вероятно, не так комфортно
чувствует себя в воде, как я, так что это не стало ни для кого неожиданностью,
когда он совершил по крайней мере одно незапланированное падение, когда не был
одет подобающим образом – а я был! Конечно, он пытался отыграться...» Это
лучшее свидетельство лучезарного, шутливого, оптимистического настроения
Михаэля перед сезоном-92. И вот Кьялями. В Южной Африке «я
проводил по крайней мере два часа в день на тренировках, до того дня, пока мы
не выехали на трассу. Я тренируюсь даже в дни квалификационных заездов – так
мой организм лучше привыкает к этому. Наконец забавы закончились, и мы перешли
к серьезным делам, и прежде всего к подгону сиденья. Мы проделали это раньше,
но я хотел попробовать некоторые регулировки на вторник и среду. Это очень
важная часть подготовки для всего сезона, и все должно быть сделано правильно с
самого начала. Я проехал круг для знакомства с трассой. Никто ничего не знал о
ней. Я был в Южной Африке перед чемпионатом по картингу 1987 года, но не видел
новый Кьялями». (В Южной Африке Гран-при Формулы-1 не проводились с 1985 года,
а до того проходили на старом Кьялями.) Брандл ощущал большую психологическую
нагрузку – его постоянно сравнивали с Шумахером. Первая квалификация решила
(хотя тогда этого еще никто не знал) исход всего сезона. Мэнселл занял
временную поул-позишн (1:15,576), Герхард Бергер – 1:16,672, Сенна – 1:16,815,
Рикардо Патрезе – 1:17,571 и Шумахер – 1:18,251. Брандл был семнадцатым
(1:19,885). Мэнселл лидировал в гонке, и в то
время, как он все больше и больше отрывался от преследователей, а Патрезе
сдерживал Сенну, Шумахер круг за кругом преследовал Жана Алези, но на этой
трассе обгоны крайне затруднены. Пелетон растянулся, Мэнселл оторвался от
Патрезе, Патрезе – от Сенны, Алези и Шумахер продолжали ехать вместе. Шумахер обошел
француза на тридцать девятом круге и продержался четвертым до финиша. «Моя
единственная проблема в этой гонке – это прозрачные пленки на забрале шлема. Я
случайно сорвал три сразу, а так как мотор автомобиля Алези выбрасывал большое
количество масла, я с трудом видел трассу, но все же это лучший результат в
моей короткой карьере в Формуле-1». Затем была Мексика, где он дважды
бывал прежде. «Я знал, чего ожидать. Чем меньше я скажу о своих чувствах к
Мехико, тем лучше. Я всегда останавливаюсь в отеле «Фиеста Американа» около
аэропорта. Когда я приехал, мне дали комнату, окна которой выходили на
взлетно-посадочную полосу, а за стеной постоянно играла громкая музыка. К
счастью, мне поменяли номер. Хороший ночной сон имеет огромное значение». В
первой квалификации только Мэнселл проехал быстрее его, и, хотя Патрезе
улучшил свой результат во второй попытке, Шумахер оставался на втором ряду
стартовой решетки, Брандл – рядом с ним. Шумахер впервые опередил Сенну, хотя
справедливости ради надо заметить, что через 18 минут после начала квалификации
Сенна потерпел аварию в повороте «Перальта». «Я только выехал на трассу, когда
это случилось, – говорит Шумахер, – и видел это. По моему мнению, там
недостаточно места, и этот отрезок трассы очень опасен из-за бетонной стены». В
гонке Шумахер спокойно финишировал третьим и попал на подиум. В Бразилии Сенна квалифицировался
третьим, Шумахер – пятым. На зеленый свет Шумахер круто взял влево, на свободное
место на трассе, пристраиваясь за «Уильямсами». Сенна ответил немедленной
атакой в первом левом повороте. «Меня очень сильно подрезали в гонке,
и я очень сердит на Айртона Сенну, трехкратного чемпиона мира, и я должен объяснить
почему, – сказал Шумахер. – Я действительно хорошо стартовал и опередил его, но
он прошел по внешней стороне (они почти столкнулись) в первом повороте. После
этого я был быстрее, но даже при том, что он был медленнее, он решил поиграть,
и я не знаю, в какую игру он играл. Он тормозил в медленных поворотах, где я не
мог его обойти, а затем на прямых ускорялся и уходил вперед. Я расстроен. Я не
ожидал такого от трехкратного чемпиона мира. В этом не было необходимости». Шумахер произносил эти слова,
возможно, не зная, что у Сенны на это были определенные причины. «На ранней
стадии гонки, – сказал Сенна, – двигатель моей машины страдал от серьезных
непостоянных перебоев в работе, результат которых был абсолютно непредсказуем.
Они могли произойти четыре или пять раз на одном круге и ни разу на следующем.
Иногда перебои были настолько сильными, что казалось, будто я тормозил. Я продолжал
гонку, несмотря на эту проблему, в надежде, что это в конечном счете пройдет».
Сенна уже махнул Шумахеру рукой, сигнализируя, что у него неприятности, махал,
одновременно надеясь, «что проблема уйдет. Я поднял руку, чтобы предупредить
гонщиков позади меня о своих проблемах. Но это не прекратилось и в результате
привело к сходу в гонке». На это можно было бы не обратить
внимания, но то, что Шумахер в своей восьмой гонке чувствовал себя настолько
самоуверенно, чтобы критиковать великого Айртона Сенну да Силва, остается
фактом. Шумахер как бы говорил: «Я никого не боюсь, не боюсь дурной репутации,
я – такой, какой я есть». Гонка в Испании могла сложиться отвратительно. В конце первой квалификации «Бенеттон» вышел из-под контроля, приближаясь к правому повороту. Заднюю часть машины занесло, и она вылетела с трассы, подпрыгивая и вертясь на сером гравии, и, окутанная пылью, сильно ударилась о стену. «Утром я пробовал различные настройки на своей гоночной и запасной машинах и в конце концов выбрал запасную. Проблема возникла, когда я попробовал пройти слишком много кругов на одном и том же комплекте резины. Левая задняя шина стерлась. Мы поменяли правое и левое колеса местами для еще одного круга, но это стало последней каплей. Левая задняя покрышка стерлась снова, я потерял ее, и машину занесло. Это была моя ошибка. По крайней мере, я остался невредим, машину восстановить было уже нельзя. Это разозлило меня, потому что я был уверен, что могу ехать быстрее». | |
Просмотров: 975 |
Хроника космического взлета. (Часть 1)