Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Разное » Трассы Формулы-1

История одного Гран При. Гран При Австралии.



Гран-при Австралии — один из этапов чемпионата Мира по автогонкам в классе Формула-1. С 1996 года по настоящее время проводится на трассе Альберт-Парк в Мельбурне, Австралия, в 1985-1995 проходил на трассе в Аделаиде. История Гран-при Австралии начинается с 1928 года, однако только с сезона 1985 года Гран-при официально включёно в чемпионат мира Формулы-1. В ноябре 2006 титульным спонсором этапа стала финансовая группа ING. ING Groep N.V. (англ. ING Group, Группа компаний ING) — нидерландский финансовый конгломерат, предоставляющий услуги в сфере банковской деятельности, страхования и управления собственностью.

До Формулы-1

За многолетнюю историю Формулы-1 австралийские пилоты не раз выходили на старт Гран-При. Более того, Джэк Брэбем и Алан Джонс завоевали на двоих четыре чемпионских титула. Однако собственного этапа Формулы-1 Австралия не имела вплоть до 1985 года. До этого на «зелёном континенте» проводились гонки других серий, а также знаменитый «Кубок Тасмании», в котором принимали участие такие титулованные гонщики, как: Джим Кларк, Джеки Стюарт, Джэк Брэбем, Грэм Хилл, Брюс МакЛарен.

В период 1928—1984 годов было проведено 49 Гран-при Австралии, не включённых в чемпионат мира. Однако, это были как правило Гран-при «в стиле Формулы-1» (на машинах с открытыми колёсами, open wheels), в которых часто принимали участие сильные пилоты с о всего мира, соревнуясь с местными участниками из Австралии и Новой Зеландии. В числе победителей тех лет значатся такие знаменитые пилоты, как Ален Прост, Джим Кларк, Джеки Стюарт, Джек Брэбэм, Брюс МакЛарен, Грэм Хилл, Алан Джонс.
Несмотря на немалое количество трасс в Австралии, одним из постоянных мест для проведения гонок был трек в Колдер-Парке, неподалёку от Мельбурна. Однако поначалу трасса была довольно скучна, пока к середине 70-х она не была радикально перестроена. Автодром долго пытался «приманить» к себе Формулу-1, и в 1980-м году на нём даже была проведена внезачётная гонка, победителем которой стал чемпион мира Алан Джонс на своём Williams. Но не хватало, пожалуй, лишь одного — поддержки властей

Формула-1

Такой поддержки добились организаторы гонки в Аделаиде, и в 1985-м году Гран-При Австралии впервые состоялся именно на этой трассе, проложенной по улицам центра города, всё время находившегося в тени Сиднея и Мельбурна. Этап считался одним из лучших по организации. Трасса представляла собой несколько сложных шикан, а также, ставшую вскоре знаменитым местом, длинную прямую Brabham Straight, где болиды достигали максимальной скорости. Гран-При Австралии традиционно завершал долгий и трудный сезон Формулы-1, результатом чего стали невероятные по накалу борьбы гонки, остроту которым нередко добавляли и сюрпризы погоды. И хотя зачастую судьба чемпионского титула была решена заранее, Аделаида дважды стала свидетелем драматической развязки чемпионата.

Финал чемпионата мира 1986 года надолго запомнился всем болельщикам Формулы-1. Тогда, перед последней гонкой сезона, трёх претендентов на титул разделяло всего 7 очков. Пилоты Williams Найджел Мэнселл и Нельсон Пике считались фаворитами, и, казалось, ничего не обещает «сладкой» жизни Алену Просту. Однако за 19 кругов до финиша на самом быстром участке трассы у Мэнселла взорвалась покрышка, что едва не стало причиной серьёзной аварии. Опасаясь той же участи, на пит-стоп вынужденно заехал Пике, и титул чемпиона оказался в руках у Алена Проста, у которого сразу после финиша закончилось топливо.

Драма, развернувшаяся в Аделаиде в 1994-м году, стала одной из самых обсуждаемых за последние пару десятилетий. Претенденты на титул Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл столкнулись в борьбе за лидерство после ошибки немца. Споры о виновности Шумахера ведутся до сих пор, однако титул тогда достался именно будущему «Красному барону». 
Большое внимание, уделявшееся безопасности гонок в середине 90-х годов, поставило организаторов Гран-При в затруднительное положение — расширить зоны безопасности на городской трассе оказалось делом невозможным. Впрочем, ещё задолго до финала чемпионата мира 1995 года стало известно о том, что Гран-При Австралии переезжает в Мельбурн. А инцидент с Микой Хаккиненым на квалификационных заездах, едва не стоивший финну жизни, лишь подтвердил, что трасса не соответствует современным требованиям безопасности. Прощальная гонка в Аделаиде получилась на редкость курьёзной. В тот тёплый ноябрьский день творилось нечто невообразимое, один за другим ошибались фавориты, техника не выдерживала даже у надёжных болидов. В результате финишировало лишь 8 участников, а победивший Дэймон Хилл опередил ставшего вторым Оливье Паниса аж на два круга.


Трасса в Аделаиде проложена по улицам города. Пит-лейн расположен внутри ипподрома Виктория Парк, сооружения и трибуны являются временными и монтируются во время проведения гонок. Стартовая прямая выходит на поворот Senna Chicane, затем следуют 3 поворота практически под прямым углом. После идёт небольшая прямая с изломом и ещё один практически 90-градусный поворот между Hutt Street и Rundle Road. Затем начинается скоростная часть трассы - Rundle Road через скоростной поворот Malthouse переходит в прямую Brabham Straight, которая упирается в шпильку Daquetteville, и трасса возвращается в Виктория Парк.

Трасса является не такой узкой и более скоростной, чем городская трасса в Монако, но очень требовательной к водителям и коробкам передач.

Победители Гран-при Австралии на трассе Аделаида

Сезон Пилот Команда
1995  Деймон Хилл Williams-Renault
1994  Найджел Мэнселл Williams-Renault
1993  Айртон Сенна McLaren-Ford
1992  Герхард Бергер McLaren-Honda
1991  Айртон Сенна McLaren-Honda
1990  Нельсон Пике Benetton-Ford
1989  Тьерри Бутсен Williams-Renault
1988  Ален Прост McLaren-Honda
1987  Герхард Бергер Ferrari
1986  Ален Прост McLaren-TAG
1985  Кеке Росберг Williams-Honda

С 1996-го года Гран-При Австралии переехал в Альберт-Парк.На новую трассу, расположенную в самом центре Мельбурна. Большим изменением стало и то, что отныне австралийский этап открывал чемпионат мира. Проведению гонок в столь живописном местечке активно препятствовали «зелёные», тем не менее, ничто не помешало началу нового сезона. Не получилось сорвать старт даже сообщением о заложенной бомбе. Всех тогда успокоил Берни Экклстоун: «Если нам предстоит стартовать дважды, это лишь добавит зрелищности». Но стартовать действительно пришлось дважды — на первом старте в серьёзную аварию угодил Мартин Брандл. Второй же раз всё прошло гладко, и гонка изобиловала борьбой, в том числе и среди лидеров. Победить новичку сезона Жаку Вильнёву помешали проблемы с утечкой масла, в результате чего, Дэймон Хилл одержал вторую за 4 месяца победу в Гран-При Австралии.С тех пор Гран-При Австралии неизменно открывал очередной чемпионат мира Формулы-1. Исключением стал лишь 2006-й год, когда этап пришлось перенести, из-за проведения в Мельбурне Игр Содружества. Альберт-Парк стал памятным местом и открыл дорогу дебютантам чемпионата, многие из которых стали в последствии известными гонщиками. 
Гонки в Мельбурне традиционно непредсказуемы и преподносят зрителям, которых на трибунах собирается до 300 тысяч, немало сюрпризов. Так, в 1997-м году победу одержал Дэвид Култхард, что стало для McLaren первым подобным успехом с 1993 года, когда Сенна победил в Аделаиде, что примечательно. В 1998-м году за пару кругов до финиша пилоты «серебряных стрел» поменялись местами на главной прямой, что принесло победу Хаккинену и бурю критики в адрес команды. Годом спустя в гонке, до финиша которой добрались лишь 8 пилотов, победил Эдди Ирвайн, и эта победа стала для него первой.
Однако насколько бы не были зрелищными гонки, не стоит забывать о безопасности их проведения. Об этом трагически напомнила о себе гонка 2001-года. Тогда, жертвой столкновения Жака Вильнёва и Ральфа Шумахера стал маршал, которого смертельно ранило отлетевшее колесо. Гран-При Австралии 2002 года также изобиловал авариями, достаточно сказать, что лишь в первом повороте после старта завершили гонку 8 машин.

Стоит сказать, что постоянную интригу в гонке поддерживает автомобиль безопасности, нередко выезжающий на трассу из-за происшествий. Так было и в 2003 году, в результате чего за победу в гонке боролись Михаэль Шумахер, Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтоя. Однако все они допустили ошибки, и победу одержал находившийся в тени Дэвид Култхард. Скорость и желание выжать максимум из своей машины часто приводят к ошибкам и потере концентрации даже среди опытных пилотов. Подтверждением тому можно считать гонку в Альберт-Парке в 2006-м году, когда Михаэль Шумахер разбил свою машину в хитром последнем повороте, а спустя несколько кругов аналогичную ошибку допустил и Монтоя. Стоит сказать, что последний поворот стал ключевым местом для обзора камер в тот год. Именно там на самом последнем круге у Дженсона Баттона не выдержал двигатель, что преподнесло преследовавшему его Джанкарло Физикелле неожиданный сюрприз.

После переноса этапа Формулы-1 из Аделаиды в Альберт-Парк резко снизилась зрительская посещаемость — в 1996 году гонку посетило лишь 4/5 от числа зрителей, приезжавших годом ранее в Аделаиду. С тех пор посещаемость Гран-при Австралии практически неуклонно падала, и в 2009 году число зрителей составило чуть больше половины от объёма 1995 года (285 000 против 510 000), после чего стал часто подниматься вопрос о причинах падения локальной популярности Гран-при. В числе таких причин, наряду с глобальным финансовым кризисом, называются также особенности конструкции трассы в Альберт-Парке. Неоднократно обсуждалась коммерческая целесообразность перемещения Гран-при Австралии в 1996 году в Мельбурн. Однако в 2010 году посещаемость выросла на 20 000 человек, то есть выше уровня 2006 года, вероятнее всего, вследствие успехов австралийского пилота Марка Уэббера в чемпионате мира.

Чтобы принять Гран При Австралии, трасса в "Альберт-Парке" была серьезно реконструирована. Это вызвало ярые протесты со стороны защитников окружающей среды, полагающих, что строительные работы нанесут серьезный ущерб естественному ландшафту парка, а выхлопные газы формульных десяток навредят экологии города. И все это, несмотря на то, что автодром здесь - ровно как и в Монако - сооружение временное. Протестующими был даже создан веб-сайт, на страницах которого они призывают спасти "Альберт-Парк" и перенести проведение Гран При в другое место. Однако, несмотря на протесты неутомимых "зеленых", которые в меньшем масштабе продолжаются и по сей день, трасса все же успешно дебютировала в сезоне - 1996 и сразу завоевала симпатии как болельщиков, так и самих гонщиков.

Список победителей Гран При Австрилии в Мельбурне:

2012 — Дженсон Баттон, McLaren.

2011 — Себастьяна Феттель, Red Bull.

2010 — Дженсон Баттон, McLaren.

2009 — Дженсон Баттон, Mercedes.

2008 — Льюис Хэмильотн, McLaren.

2007 — Кими Райкконен, Ferrari.

2006 — Фернандо Алонсо, Renault.

2005 — Джанкарло Фисичелла, Renault.

2004 — Михаэль Шумахер, Ferrari.

2003 — Дэвид Култхард, McLaren.

2002 — Михаэль Шумахер, Ferrari.

2001 — Михаэль Шумахер, Ferrari.

2000 — Михаэль Шумахер, Ferrari.

1999 — Эдди Ирвин, Ferrari.

1998 — Мика Хаккинен, McLaren.

1997 — Дэвид Култхард, McLaren.

1996 — Дэймон Хилл, Williams.



Описание

Первый после стартовой прямой поворот находится на территории города и называется Fangio Stand. Гонщики достигают его на скорости 290 км/ч, а потом резко снижают ее до 120 км/ч на входе в поворот Fangio Stand, который проходят на третьей передаче. На повороте Jones Stand включают 1-ю передачу и увеличивают скорость до 150 км/ч. На выходе скорость продолжает расти до 180 км/ч. А уже перед Chicane скорость достигает 280 км/ч, после чего скорость резко падает до 80 км/ч. Следующий вираж проходят на 3-й передаче со скоростью 125 км/ч. Поворот Whintford Stand гонщики берут на 170 км/ч, здесь возможны вылеты. Трасса, проходящая на территории парка, более медленная. Она трудна для управления болидом. Средняя скорость на этом участке - 105 км/ч. Поворот Marina Stand проходят на 4-й передаче на скорости 150 км/ч, а следующий за ним поворот Lauda Stand - в среднем со скоростью - 250 км/ч. В поворот Clark Stand входят на 195 км/ч, на выходе скорость - 150 км/ч. К одному из самых опасных поворотов трассы Waite Stand по дъезжают на 4-й передаче со скоростью 180 км/ч. Вторую его часть проходят более медленно - 160 км/ч. Поворот Hill Stand очень труден: скорость c 250 км/ч резко увеличивается до 285 км/ч. Ascari Stand - 90 градусный поворот. Скорость внутри него 130 км/ч. Вираж Stewart Stand проходят со скоростью 170 км/ч. На повороте Prost Stand скорость с 215 км/ч снижается до 90 км/ч. Senna Stand - последний поворот перед финишной прямой. Его берут на скорости 160 км/ч.

Альберт-Парк в чемпионате Формулы 1 имеет одну из самых больших дистанций. Конфигурация трека не позволяет гонщикам особо разогнаться – короткие прямые чередуются с затяжными поворотами. Длина круга составляет 5303 м, в общей сложности их 58, а общая длина дистанции составляет 307,504 км. Состязания пилотов Формулы-1 здесь продолжаются три дня, трибуны рассчитаны на появление примерно 400 тысяч зрителей. Трасса находится к югу от административного центра штата Виктория – Мельбурна. 

Лучшее место для обгона - конец стартовой прямой, гонщики разгоняются до 300 км/ч и могут отыграть позицию на торможении в Jones, закрепив успех на выходе из второго поворота. Один из самых интересный поворотов - 12-й, Waite - почти 250 км/ч, атака поребрика, а следом скоростной участок - малейшая неточность приводит к большой потере времени.

Трасса достаточно быстрая, не требующая особых аэродинамических изысков, но из-за грязи, обычной для нестационарных автодромов, характеристики асфальта меняются по ходу уик-энда, затрудняя поиск компромисса между эффективностью машины на прямых и в медленных поворотах.

Время на круге серьезно зависит от веса машины, лишние 10 кг топлива  приводят к потери 0.4 секунды. Трасса требовательна к моторам, по нагрузке на двигатель она уступает лишь Монце - 60% круга гонщики проезжают, нажав педаль газа до упора. Обычно команды используют стратегию двух пит-стопов, в районе 22 и 42 круга...

Аэродинамика настраивается на средне-высокий уровень прижимной силы, по настройкам трасса в Мельбурне напоминает Сепанг или Сильверстоун, как и там, по ходу уик-энда инженеры ищут компромисс между прижимной силой и скоростью.

Для эффективного прохождения круга в Альберт-Парке нужна максимально отзывчивая, управляемая машина, при настройке подвески важно найти оптимальное сочетание её жесткости и стабильности на торможении. Трасса требовательна к системе охлаждения тормозов.

Посещаемость Гран-при Австралии в Мельбурне:

  • 2010—305 000
  • 2009—286 900
  • 2008—303 000
  • 2007—301 000
  • 2006—301 500
  • 2005—359 000
  • 1996—401 000

Посещаемость Гран-при Австралии в Аделаиде:

  • 1995—510 000

 

Изменения трассы в Альберт-парке к Гран При 2012 года F1News.Ru

Перед каждым Гран При организаторы этапов Формулы 1 обязательно проводят серию мероприятий, призванных ещё больше повысить безопасность трассы. Они не носят радикального характера, однако, опираясь на накопленный FIA опыт, позволяют избежать нежелательного развития событий по ходу гонки. Вот что было сделано в Альберт-парке в этот раз:

- За поребриком в четвёртом повороте установлены «лежачие полицейские», призванные не допустить срезок – если гонщик заберет слишком широко на выходе из третьего поворота, то больше не сможет, сократив себе дистанцию, вернуться на трассу между четвёртым и пятым.

- Установлены дополнительные секции поребриков на выходе из четвёртого поворота

- Поребрик на апексе пятого поворота расширен примерно на десять метров

- Поребрик на апексе 13-го поворота расширен примерно на шесть метров

- Бетонная стенка, расположенная слева от трассы на выходе из четвертого и 12-го поворотов, установлена под меньшим углом к траектории

- Барьер из шин, расположенный слева от 12-го поворота, укорочен в том месте, где бетонная стенка параллельна трассе

- Барьер из шин, расположенный справа от 12-го поворота, расширен.

Категория: Трассы Формулы-1 | Добавил: SeMeN_F1 (08.04.2012)
Просмотров: 1949 | Теги: Гран При Австралии
вход выход Created by SeldonSF