Урановая проблема

Урановая проблема

 

Как знать, возможно, арсеналы контрольно-измерительных приборов FIA скоро пополнятся счетчиками Гейгера. Да-да, новым суперматериалом для машин Формулы-1 обещает стать уран. Речь, конечно, не о его разновидности, применяемой в атомных боезарядах, а о так называемом обедненном уране, который является побочным продуктом деятельности АЭС. Для конструкторов гоночных болидов он представляет интерес в силу своего исключительно большого удельного веса - от 18,7 г/см3 до 19,7 г/см3, т.е. обедненный уран на 65% плотнее свинца. Он превосходит по этому показателю и используемый для изготовления брусков балласта вольфрам (в сплаве с другими металлами его удельный вес достигает максимум 18 г/см3). Что из этого следует? Балластные плашки, будь они изготовлены из урана, получились бы самыми компактными, а значит их легче было бы разместить в «стратегически важных» точках на днище машины.

Обедненный уран может использоваться также в двигателестроении. Учитывая крайне малые габариты моторов Формулы-1, он стал бы идеальным материалом для изготовления, например, противовесов коленвалов.

Но не фантастика ли все это? Похоже, что нет. По словам некоторых экс-инженеров Benetton, в Энстоне экспериментировали с обедненным ураном еще десять лет назад. Эти работы не остались незамеченными для технических специалистов и других команд «большого цирка»... Так что урановая эра в Формуле-1, вероятно, уже началась, во всяком случае, на лабораторном уровне.

Более активному применению нового супермaтеpиaлa препятствуют два обстоятельства. Во-первых, его колоссальная стоимость, а во-вторых, существуют опасения, что обедненный уран может сохранять остаточную радиоактивность. Есть информация, что ее жертвами стали военнослужащие НАТО, которые во время военной операции в Боснии имели дело с боеприпасами с сердечниками из обедненного урана. Впрочем, подобные вещи редко останавливают людей.

Михаил Козлов

 
Просмотров: 1080