Новости

← к содержанию № 46 (05.2002)

Ричардс начинает чистку

По прошествии трех месяцев после назначения на пост руководителя команды British American Racing Дэвид Ричардс приступил к реформированию вверенной ему «конюшни» Формулы-1, добившись отставки директора по инженерным вопросам Малькольма Оустлера и главного конструктора Энди Грина. Новый шеф BAR не стал обвинять двух отставников в том, что они сделали ни на что не годный автомобиль, а лишь дипломатично заметил, что «Малькольм и Энди сами признают, что результаты их работы не оправдали ожиданий». Судьба Оустлера, под руководством которого создавались все машины BAR, начиная с 1999 года, была предрешена еще до прихода Ричардса, когда стало известно, что на посту технического директора команды Малькольма сменит Джефф Уиллис из Williams. Помимо Оустлера и Грина под сокращение попали около 15 процентов рядовых сотрудников BAR.

Ричардс с самого начала работы в Брэкли заявил, что намерен активно использовать ресурсы своей компании Prodrive, и, возможно, проведенную им кадровую чистку следует рассматривать именно в таком ракурсе. При этом бывшему раллийному боссу удалось заручиться поддержкой совета директоров BAR и даже Жака Вильнева, еще недавно грозившегося уйти из команды вслед за своим личным менеджером и предшественником Ричардса Крейгом Поллоком.

Что до самого Поллока, то он, похоже, окончательно разочаровался в BAR, у истоков создания которой он в свое время стоял, и даже заявил, что готов продать принадлежащий ему пакет акций команды. Возможно, покупателем «поллоковской» доли акций BAR станет именно Ричардс, который пока является лишь наемным работником команды.

Жак Вильнев: «В действиях Дэвида Ричардса видна рука гонщика, а не босса гигантской корпорации, и это позволяет рассчитывать на то, что вслед за последними переменами придет и прогресс».

Крейг Поллок: «Принять эти решения нужно было еще полтора года назад. Сейчас у Дэвида Ричардса развязаны руки, а я в мою бытность руководителем команды не имел такой свободы».

Reynard объявлена банкротом

Череда банкротств в мировом автоспорте продолжается. Вслед за командой Prost о своей финансовой несостоятельности была вынуждена объявить компания Reynard, занимающаяся изготовлением шасси для целого ряда гоночных классов и, в частности, для команды Ф-1 BAR, а также для будущей «футбольной» серии Premier 1 Grand Prix. «Это худший день в моей деловой жизни», - признался шеф компании Эдриан Рейнард, назвавший в качестве причин банкротства не самую благоприятную рыночную конъюнктуру и слишком частые смены стратегии и менеджмента.

Теперь компании необходим новый инвестор, готовый вложить средства в ее развитие, иначе она будет ликвидирована. Значимость Reynard для автоспортивной «индустрии» позволяет надеяться на то, что компания не повторит печальную судьбу Prost. Несмотря на увольнение более ста сотрудников, Reynard продолжает работу под руководством назначенных судом внешних управляющих.

Кими собрался жениться

Пилот команды McLaren Кими Райкконен сделал предложение своей подруге Дженни Дальман. Кими знаком с 20-летней моделью и победительницей конкурса красоты Мисс Скандинавия с осени прошлого года.

В погоне за асимметрией

Поддавшись давлению FIA, компания Michelin не осмелилась предоставить своим клиентам покрышки с асимметричными канавками в начале нынешнего сезона, но рассчитывает добиться разрешения на использование подобных шин в будущем. По словам пресс-атташе Michelin Энди Поупа, в Клермон-Ферране по-прежнему не считают асимметричные канавки не соответствующими правилам, но не хотят идти на конфронтацию с FIA по ходу чемпионата, дабы не ставить в неловкое положение своих партнеров. Тем не менее, к следующему сезону французские шинники намерены добиться однозначной формулировки на этот счет в техническом регламенте Ф-1. Между тем конкуренты из Bridgestone дали понять, что не намерены даже приступать к разработке покрышек с асимметричными канавками, «пока правила остаются такими, какие они есть сейчас».

 

FIA МЕНЯЕТ БУДУЩЕЕ ФОРМУЛЫ-1

На состоявшемся 20 марта в Париже очередном заседании Всемирного совета по автоспорту Международной автомобильной федерации (FIA) было принято сразу несколько решений, которые обещают существенно повлиять на зрелищность гонок чемпионата мира Формулы-1. Ряд давно ожидавшихся шагов призван сократить расходы гоночных «конюшен», однако реакция со стороны представителей различных команд была далеко не однозначной...

Решения Всемирного совета по автоспорту:

Спортивный регламент

Ограничение количества двигателей, используемых на Гран При. С 1 января 2004 года каждому гонщику разрешается использовать только один двигатель в течение трех дней уик-энда Гран При. Каждая замена двигателя в ходе уик-энда Гран При влечет за собой перемещение на 10 позиций вниз на стартовой решетке. FIA проведет консультации с командами, чтобы определить критерии понятия «замена двигателя» и исключить сборку двигателей на автодромах в ходе уик-энда Гран При. Использование запасного автомобиля приравнивается к использованию второго двигателя.

Шасси. FIA не намерена вносить какие-либо изменения в требования к шасси Формулы-1 на два ближайших года, 2003 и 2004.

Наказания, применяемые главными судьями. Главным судьям дано право наказывать пилота, виновного в том или ином инциденте, перемещением на 10 позиций вниз на стартовой решетке последующего этапа чемпионата (правило вступает в силу немедленно).

Старт прогревочного круга. Автомобиль, который не смог без вмешательства со стороны покинуть стартовую решетку в течение 30 секунд после того, как зажглись зеленые сигналы светофора, следует эвакуировать на пит-лейн (правило вступает в силу немедленно).

Нумерация. Нумерация гоночных автомобилей соответствует позициям команд в зачете Кубка конструкторов в предыдущем сезоне, за исключением номеров 1 и 2, права на которые имеет команда, за которую выступает чемпион мира.

Безопасность

Устройство поддержки головы и шеи пилота (HANS). Использование устройства поддержки головы и шеи пилота (HANS) в чемпионате мира FIA Формулы-1 (а также Формулы-3000) является обязательным с 1 января 2003 года при условии, что все команды уведомят FIA, что никто из пилотов не считает это устройство мешающим ему выступать в гонках. FIA должна заключить лицензионное соглашение с компанией DaimlerChrysler, которое позволит использовать это устройство во всех международных гоночных категориях и классах.

Жан-Жак Ис (Renault): «Разрешат ли нам заменить свечу в двигателе? Или подтекающую помпу? Нужно как можно скорее внести ясность в эти вопросы, потому что начало работы над силовыми агрегатами образца 2004 года не за горами».

Патрик Хед: «Мое отношение к этому достаточно нейтральное, потому что, как я считаю, в конечном итоге статус-кво не изменится. Сильные команды все равно останутся впереди».

Эдди Ирвайн: «Формула-1 - это спорт, а не Голливуд. Нам действительно нужно зрелище, но оно должно быть настоящее, а не искусственное».

Эдди Джордан: «Это хорошее начало: одним махом мы сокращаем расходы и повышаем зрелищность».

 

Дэвид Култхард: «Идя на обгон, пилот в последнюю очередь будет думать о том, что, если у него все получится, значит, ему повезло, а если нет - придется стартовать на десять позиций ниже в следующей гонке».

Энрике Бернольди: «Оказавшийся в конце пелотона гонщик на сильной машине обязательно будет обгонять соперников. Но, например, в Монте-Карло обгонять намного сложнее, чем на других трассах, и это не совсем справедливо».

Деннис борется со шпионами

Едва не ставшая поводом для драки попытка одного из сотрудников команды Ferrari «шпионить» у боксов McLaren в один из дней Гран При Малайзии заставила шефа «конюшни» из Уокинга Рона Денниса вновь обратить внимание на актуальную для Формулы-1 проблему «шпионажа». «Сам я не видел произошедшего, но знаю, о ком идет речь, - заявил Деннис. - Обычно пытаются подсмотреть за тем, какую резину используют соперники. Однако это был специалист по аэродинамике, который уже не первый раз приходит к нашим гаражам и наблюдает за работой». Когда во время свободных заездов механики закатывали в боксы один из автомобилей, тщательно укрывая его всевозможными защитными экранами и кожухами, «шпион» как раз находился рядом. После отказа покинуть «территориальные воды» McLaren сотрудники команды попытались оттеснить чужака силой. К счастью, обошлось без серьезной потасовки. «В правилах не содержится никаких запретов на этот счет, но ребята и так были не в лучшем настроении из-за смены часовых поясов, а тут еще он, - оправдывает своих подчиненных шеф McLaren. - Нечего совать нос в чужие дела».

Слух сезона

Слухом сезона или первоапрельской шуткой номер один в мире Ф-1 безо всяких сомнений можно признать появившуюся к День смеха информацию о том, что компания Honda намерена возобновить сотрудничество с командой McLaren. Представители японского автогиганта решительно опровергли подобные слухи, а чопорные боссы McLaren, которая использовала моторы Honda до 1992 года, и вовсе сочли ненужным давать какие-либо комментарии.

 

Ральф «попал» на 10 тысяч

Ральф Шумахер был признан виновным в дорожно-транспортном происшествии на одном из немецких автобанов в конце ноября прошлого года. На скользкой от дождя дороге пилот Ф-1 врезался в стоявший в хвосте пробки автомобиль, в результате чего пострадала пассажирка еще одной машины. «Типичное попутное столкновение», - таким был вердикт немецкой дорожной полиции, наложившей на гонщика штраф в 10 тысяч евро.

 

 

А судьи кто?

Спорные решения (либо отсутствие таковых) главных судей в ряде инцидентов на первых гонках чемпионата мира 2002 года заставили многих действующих пилотов Ф-1 заговорить о необходимости привлечь к «судейству» опытных профессионалов, на роль которых как нельзя лучше подошли бы бывшие пилоты Ф-1. Больше всех был возмущен Хуан-Пабло Монтоя, считающий себя дважды пострадавшим от неграмотного судейства: в Малайзии его оштрафовали за столкновение с Михаэлем Шумахером в первом повороте, а в Бразилии все того же Шумахера никак не наказали за то, что он «обломал» колумбийцу переднее антикрыло. «Нужны люди, достаточно смелые для того, чтобы одинаково наказывать любого пилота, вне зависимости от того, за какую команду он выступает», - подчеркивает Хуан-Пабло.

В настоящее время порядок рекрутирования главных судей на Гран При не предусматривает привлечения экс-пилотов Ф-1, однако первый претендент на эту работу среди «бывших» уже объявился. Жан Алези, завершивший свою карьеру в Ф-1 в прошлом году, назвал возможность поработать вместе с FIA «большой честью», а менеджер 37-летнего француза Марио Миякава сообщил, что его подопечный имеет возможность работать на Гран При чемпионата мира, даже несмотря на то, что в этом сезоне он выступает в первенстве DTM.

TEXACO. 100 лет истории

В этом году компания Texaco отмечает 100-летний юбилей. В 1902 году в штате Техас вода стоила 10 центов за кружку, а нефть - 3 цента за баррель. Золотую лихорадку сменяет нефтяная. Те, кому повезло, сколачивали состояние за считанные дни. Именно звезду - символ штата Техас - с вписанной в нее буквой Т молодая компания стала использовать в качестве логотипа. Так взошла над миром звезда Texaco.

С 1903 по 1914 годы активы компании увеличиваются в 20 раз - с 3,5 до 75 млн долларов. В 1910 году открывается первая заправочная станция Texaco в Брукленде (Нью-Йорк). С тех пор их число во всем мире увеличилось до десятков тысяч. Texaco не останавливается в своем развитии даже в годы Великой депрессии. Texaco приобретает компанию Havoline, обладающую правами на производство моторного масла, свободного от вредных примесей.

С конца 70-х годов звезды Texaco становятся привычной частью окраски гоночных автомобилей серий CART, NASCAR, Indy 500, Формула-1. Первым профессиональным гонщиком, личным спонсором которого стала Texaco, был Эмерсон Фиттипальди, двукратный чемпион мира Формулы-1. В 1978 году Дженет Гетри становится первой женщиной, одолевшей полную дистанцию Indy 500. Ее спонсором также была Texaco.

В 2001 году в результате слияния двух нефтяных гигантов - Texaco и Chevron - родилась компания ChevronTexaco, которая сразу же заняла доминирующее положение на мировом рынке производства горюче-смазочных материалов. Так за 100 лет из небольшой конторы, 12 служащих которой занимали три комнаты в железном бараке, Texaco превратилась в крупнейшую транснациональную корпорацию.

Jaguar ставит на аэродинамику

В руководстве команды Jaguar Racing справедливо считают аэродинамику главным фактором конкурентоспособности современного автомобиля Ф-1, и потому именно с работой на данном направлении связывают надежды на общий прогресс «конюшни». Следуя этому курсу, в середине марта Jaguar, наконец, ввела в эксплуатацию свою новую аэродинамическую трубу в Бистере: теперь там, а не в далекой Калифорнии будут проводиться продувки. Этой работой будет руководить Бен Агатангелу, назначенный на пост руководителя отдела аэродинамики. Как отметил в этой связи управляющий и технический директор Jaguar Гюнтер Стейнер, отныне у Милтон-Кейнса будет возможность «играть на одном поле с ведущими командами Ф-1».

«Дикой кошке» удалось переманить британца, который трудится в Формуле-1 с 1994 года и, как и многие его коллеги в современной Ф-1, является специалистом по гидродинамике, из Renault. 30-летний Агатангелу станет курировать работу главного специалиста по аэродинамике Марка Хэндфорда и главного конструктора Джона Расселла: при этом первый, возможно, и вовсе покинет команду.

Гюнтер Стейнер: «Аэродинамика является, пожалуй, единственным аспектом нашей подготовки, который действительно оставляет желать лучшего. Назначение Бена - это еще один шаг на пути к созданию надежной технической базы для достижения долгосрочных целей Jaguar Racing».

 

Невелика разница

О том, что Агатангелу придется изрядно попотеть над совершенствованием автомобиля R3, свидетельствует хотя бы тот факт, что в Jaguar всерьез подумывали об использовании в нескольких гонках нынешнего сезона (начиная с Гран При Сан-Марино) прошлогодней машины R2. В конечном итоге от этого шага было решено отказаться. По мнению шефа команды Ники Лауды, разница оказалась не столь велика, чтобы городить огород. Однако Ники Лауда и его пилоты перед каждым Гран При остаются, наверное, ​​​​​​​самыми большими пессимистами в паддоке Ф-1.

Джонни Херберт (выступал за Jaguar в 2000 году): «Jaguar не только не добилась прогресса - такое ощущение, что команда сделала шаг назад. Это совершенно непостижимо, особенно если вспомнить о том, какие ресурсы имеет в своем распоряжении команда».

 

Формула-1 с частотой 2 гигагерца

31 марта в Сибири стартовал первый Гран При сезона - на трассу вышли более 400 гонщиков, а первым оказался местный школьник. «Не может быть!» - воскликнете вы. Вовсе нет - это чистая правда. Необходимо внести лишь маленькое уточнение - речь идет о Гран При Pentium 4.

Этот удивительный гибрид реальных автомобильных гонок и виртуальных состязаний за экраном монитора журналистам удалось опробовать 19 марта в московской гостинице «Аэростар», а первый настоящий этап состоялся в последний день марта в Новосибирске. Каждый из участников состязания занимал место в кокпите настоящего гоночного автомобиля и управлял им с помощью руля и педалей.

Но машина при этом стояла на месте, а все перипетии гонки развивались на огромном экране, расположенном прямо перед носовым обтекателем. Полную реалистичность происходящему придавал суперсовременный компьютер - даже малейшее движение рулем или касание педали сказывалось на «движении» автомобиля, а если вылететь в гравийную зону безопасности, по корпусу машины пробегала мелкая дрожь. Кстати, «рассекали» участники Граи При за рулем действительно чемпионского автомобиля, правда, из соревнований классом пониже - «Эстонии-26», на котором в прошлом сезоне Дмитрий Щеглов выиграл чемпионат России в Формуле-1600.

К участию в гонке допускался любой желающий, пришедший в новосибирский театр «Глобус» - доставали бы ноги до педалей. Усевшись в кокпит, спортсмен получал возможность дважды проехать круг по трассе, лучший результат заносился в протокол. Традиционно такие соревнования проводятся на «виртуальном А1-Ринге» (в данном случае трасса воссоздавалась во всех подробностях программой Grand Prix 3 компании Microprose/Hasbro). Австрийское кольцо несложно запомнить - всего семь поворотов, зато достаточно разнообразных - от скоростного Johen Rindt до коварных «шпилек» Castrol и Remus. В итоге лучшим стал 17-летний Владислав Демченко, показавший результат 1’15.841 - хотя это время и не позволило бы пробиться на старт прошлогодней гонки Ф-1, в новосибирском этапе Гран При Pentium 4 Владислав первенствовал более чем уверенно, ближайшие соперники - Михаил Поченков и Максим Аксанов - проиграли победителю почти полсекунды.

Надо сказать, что «виртуальная» гоночная серия получила поддержку и российской автофедерации, и федерации компьютерного спорта России, что, несомненно, повышает ее статус. Следующие этапы Гран При Pentium 4 пройдут в Москве (26 апреля, во время выставки Comtek), Самаре (май), Ростове-на-Дону (июнь), Екатеринбурге (август), Нижнем Новгороде (октябрь) и Санкт-Петербурге (ноябрь). Кроме того, учитывая огромный интерес к этим соревнованиям, их организатор - московское представительство компании Intel - приняло решение провести виртуальные гонки еще в ряде городов России. Каждый из победителей получит в награду компьютер на базе процессора Intel Pentium 4, а также приглашение участвовать в суперфинале, который состоится в столице в канун нового года.

Дело в шляпе

«Место сдается» - такую надпись теперь может поместить на свою знаменитую красную кепку глава команды Jaguar Racing Ники Лауда. Компания Parmalat, логотип которой долгое время украшал головной убор австрийца, расторгла спонсорский контракт с трехкратным чемпионом мира. Итальянский производитель мясо-молочных продуктов и Лауда были неразлучны с конца семидесятых годов: компания не прекратила сотрудничества с Ники даже после того, как в 1985 году он завершил карьеру пилота Ф-1. Однако на Гран При Бразилии в конце марта руководитель Jaguar расхаживал по паддоку в кепке уже без привычной надписи. По какой причине Parmalat отказалась от рекламной площади на кепке Ники, неизвестно. Одно время ходили слухи, что надписи на головном уборе шефа «дикой кошки» вызывали недовольство вышестоящего руководства Jaguar.

 

Неугомонный Джонни

Завершив карьеру в Формуле-1 еще в 2000 году, Джонни Херберт привлекает к своей персоне внимания больше, чем иной действующий гонщик Гран При. В середине марта 37-летний британец одержал свою первую победу после ухода из «большого цирка», выиграв престижную гонку спортпрототипов «12 часов Себринга» за рулем автомобиля Audi R8. До этого в последний раз Джонни поднимался на верхнюю ступеньку пьедестала почета на Гран При Европы 1999 года. В июне Херберт примет участие в «24 часах Ле-Мана», а 26 мая впервые выйдет на старт самой знаменитой гонки Америки - «500 миль Индианаполиса». Заручившись спонсорской поддержкой компании Western Union, Херберт подписал контракт с легендарной командой Duesenberg Brothers Racing, которая побеждала на «Старой кирпичнице» еще в двадцатые годы прошлого века. Джонни намерен добавить победу в «Инди-500» к имеющемся в его активе трем выигранным Гран При Ф-1 и триумфу в Ле-Мане в 1991 году. «Я мечтаю об этом хет-трике - победах в Ф-1, Ле-Мане и «Инди-500» - с десяти лет, - признался Херберт. - До мечты остался всего один шаг».

Награда нашла героя

В результате традиционного опроса спортивных журналистов, проведенного журналом «За рулем», лучшим автогонщиком России 2001 года был назван Александр Львов, чемпион страны в кольцевом классе «Туринг» (на счету петербуржца три победы в семи гонках прошлого сезона). Совсем немного уступил Львову раллист Станислав Грязин - также чемпион России и призер этапов ЧМ. Третьим стал бронзовый призер чемпионата Европы по кроссу на легковых автомобилях Илья Резниченко.

Дорогое удовольствие

Бразилия славится своими красавицами. Но в этом году для организаторов Гран При Бразилии оказалось слишком дорогим удовольствием приглашение на гонку девушек-моделей, которых можно увидеть у каждого из 22 автомобилей на стартовом поле. Больше, чем кто-либо, были разочарованы фотографы, надеявшиеся запечатлеть бразильских красавиц на пленку. Кто-то из фотографов даже предложил к следующему году «скинуться» и профинансировать присутствие «стартовых девушек» на «Интерлагосе».

​​​​​​​

Williams Сенны на свободе

Итальянские власти вернули команде Williams автомобиль FW16, за рулем которого на Гран При Сан-Марино 1994 года разбился трехкратный чемпион мира Ф-1 Айртон Сенна. Напомним, что еще несколько лет назад были сняты обвинения в непреднамеренном убийстве с создателей FW16 - технического директора Williams Патрика Хеда и ее тогдашнего главного конструктора Эдриана Ньюи. Снятие ареста с машины Сенны, - пожалуй, последняя точка в расследовании обстоятельств его трагической гибели.

← к содержанию № 46 (05.2002)

Просмотров: 54