Гран При Австрии

← к содержанию № 47 (06.2002)

Гран При Австрии

 

10-12.05.2002

Комедия абсурда

 

Величие победы измеряется степенью ее трудности.

М. Монтень

 

Довести что-либо до абсурда - это нужно уметь. Тем, кто принял решение «тормознуть» Рубенса Баррикелло перед самым финишем ГП Австрии, приказав ему пропустить вперед Михаэля Шумахера, это удалось с блеском. Вот только блеск этот оказался в глазах миллионов наблюдавших за гонкой любителей Формулы-1 более чем сомнительным. И первому это пришлось осознать, увы, самому Михаэлю - когда он увидел адресованные ему жесты возмущения на трибунах, услышал улюлюканье и свист, заглянул в полные слез и невыразимой обиды глаза Баррикелло и попытался хотя бы символически воздать своему партнеру должное, уступив ему высшую ступень пьедестала и отдав главный приз. И тут дело даже не в том, что несправедливо поступили с Баррикелло. Но ведь и четырехкратный чемпион мира явно не заслужил такого к себе отношения - как к марионетке.

На гонку, как на праздник!

Общий фон

Пожалуй, нигде больше в местах проведения Гран При окрестности не впечатляют столь сильно. «Декорации» трассы «А1» - это совершенно безмятежное, покрытое зелеными лугами и «игрушечными» деревушками предгорье Альп с заснеженными вершинами вдали. Когда едешь к автодрому, это зрелище наряду с идеальным качеством дорог настолько завораживает, что забываешь обо всем на свете, в том числе и о надлежащем скоростном режиме.

В реальный мир тебя возвращает полосатый жезл жандарма, вежливо, но непреклонно налагающего на тебя внушительный штраф за превышение скорости и этак по-доброму, в шутку подбадривающего тебя: «Ничего-ничего! Это пустяки. Вот за превышение скорости еще километров на 20 в час мы бы вас - пиф-паф! - расстреляли бы на месте. А так - счастливого пути, и поосторожнее в горах». После такого напутствия уже как-то и не очень расстраиваешься. Тем более что, к примеру, и Ральфа Шумахера, живущего ныне в Австрии, жандармы и полицейские штрафуют столь же немилосердно, поясняя: «Нарушение в его «исполнении» особенно злостно. Ведь при проезде по пит-лейн, где штрафы за превышение скорости несравненно выше, он почему-то соблюдает правила, а на обычных дорогах часто не считает нужным это делать». Впрочем, эти мелочи не могли испортить прекрасный праздник под названием Гран При Австрии.

Это в самом деле подлинный праздник - Шпильберг, Штирия, вся Австрия в течение всего гоночного уик-энда буквально, как говорится, «стоят на ушах», радиостанции и телеканалы вещают о Формуле-1 без умолку, жизнь в окрестных кемпингах кипит со страшной силой, пиво льется рекой, народ ликует... Самый настоящий праздник! Жаль, что под самый конец кое-кто все же его испортил.

Главным событием внутри замкнутого в живописнейших предгорьях пространства Формулы-1 в ходе «альпийского уик-энда» стало объявление о продлении контракта Ferrari с Рубенсом Баррикелло еще на два года. Тем самым был положен конец всем слухам и разговорам о судьбе места второго пилота в чемпионской команде. И тем же самым было положено начало той комедии абсурда, которая разыгралась на трассе «А1» в воскресенье.

Красные дерутся - только тешатся?

Растановка сил

В техническом плане гонка по трассе «А1» тоже представляет из себя прямую противоположность предыдущей, испанской. Покрытие австрийской трассы скользкое, с тенденцией к недостаточной поворачиваемости, машинам на ней не хватает «цепкости», что требует применения более мягкого состава резины. В то же время крутые повороты, соединяющие длинные прямые, не щадят колеса, особенно передние: центробежная сила настолько велика, что резина с внешней стороны канавок стирается очень активно, покрываясь волдырями, еще больше ухудшающими сцепление колес с покрытием трассы. При этом около 70% дистанции гонщики проходят в режиме «педаль в пол», трасса изобилует подъемами и спусками, и посему также очень требовательна и к тормозам. Надо сказать, что часто вся эта «теория» на практике остается незаметной для неискушенных зрителей. Однако на сей раз все «прелести» альпийской трассы получили в гонке более чем наглядное воплощение.

Если же говорить о соотношении сил по итогам тренировочных и квалификационных заездов, то здесь особых сюрпризов не случилось. Хотя, конечно, вновь обратил на себя внимание тот факт, что в «зачете моторов Cosworth» гонщики еще недавно «никакой» команды Arrows снова далеко оторвались от соперников из «навороченной» Jaguar, заняв очень достойные места в самой середине стартовой решетки, в то время как «дикие кошки» опять оказались отброшенными в самый хвост, сумев опередить лишь Minardi. Как говорится, слабого каждый обидеть может.

Зато Sauber, выведя на трассу ГП Австрии машины с новой спецификацией мотора (хотя и по-прежнему прошлогодней - Ferrari «выдает» их по одной, постепенно), выглядели еще увереннее, что, быть может, в какой-то мере и подвело в гонке обоих гонщиков, настроив их на легкий успех.

Что же касается команд-лидеров, то ожидалось, что, несмотря на более прохладную, нежели в Испании, австрийскую погоду (на самом деле, между прочим, в Шпильберге в дни уик-энда было даже жарче, чем в иные дни в Барселоне), «обутые» в более теплолюбивую резину машины Williams смогут на равных биться с Ferrari с их «морозоустойчивыми» шинами. В принципе, эти ожидания оправдались, хотя и не в такой мере, как могли бы. В частности, из-за серьезных неполадок в двигателе основной машины Монтоя вынужден был, как и в Барселоне, пересаживаться в ходе квалификационных заездов в запасную, настроенную под Ральфа, что в определенной степени, конечно же, повлияло на конечный результат.

В схожей ситуации оказался и лидер чемпионата. Отчаявшись добиться привычного превосходства за рулем своей основной машины (шасси № 219), Михаэль поспешно пересел в запасную (шасси № 221), ту самую, на которой он двумя неделями раньше выиграл ГП Испании, но и это не помогло: Баррикелло все равно был быстрее. То ли техника вдруг почему-то «обиделась» на лидера Ferrari, то ли его пресловутое мастерство оказалось все же не всесильным в сравнении с явно возросшим мастерством Рубенса.

Вообще же стартовое поле обещало самое драматичнейшее развитие событий в воскресенье. Перед «великим и ужасным» Михаэлем Шумахером расположились два «вторых номера», командный и семейный, позади - основной соперник из Williams. И то и другое должно было заставить его «рвать когти». За спиной у Баррикелло, а у Монтои, наоборот, впереди, оказались оба основных соперника - оба Шумахера, что тоже обещало нешуточные коллизии. Дальше в интригующем соседстве оказались бывшие партнеры-соперники, а теперь принципиальные соперники Ник Хайдфельд и Кими Райкконен, который, в свою очередь, опередил на две позиции не менее принципиального соперника-партнера в лице «ветерана» McLaren Дэвида Култхарда. А за Райкконеном пристроился Фелипе Масса, и без того уже наступающий ему на пятки в качестве подающего наибольшие надежды молодого пилота. Одним словом, оставалось надеяться лишь на то, что эта адская смесь, настоянная на очень серьезном соперничестве, а то и на очевидно сложных не слишком благожелательных взаимоотношениях, не взорвется в первые секунды и минуты гонки.

10.05.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. Солнечно и жарко - асфальт уже прогрелся до 25℃. Тренировку открывают пятеро дебютантов А1-Ринга, а также Физикелла. Йонг проезжает круг за 1’21.232, но это время тут же улучшают Сато и Уэббер. У японца 1’14.871. Пилоты не торопятся выезжать на пыльную и скользкую трассу.

15-30 мин. Р. Шумахер и пилоты Sauber сменяют друг друга на первой строчке. Швейцарская команда использует в этой гонке новую версию мотора и аэродинамический пакет. Хайдфельд, которому сегодня исполняется 25 лет, проходит круг за 1’14.033. Затем первую строчку поочередно занимают Бернольди, Мак-Ниш, Ральф и Монтоя. Обе Ferrari покидают боксы и тут же выходят вперед - 1’12.876 у Баррикелло и 1’12.271 у М. Шумахера.

30-45 мин. Панис 3-й, а Вильнев лишь 21-й - канадцу никак не удается найти верные настройки. У Хайдфельда лучшее время на втором секторе, а затем немец и вовсе опережает М. Шумахера - 1’12.129! Сато 5-й. Ральф пробует разные типы резины.

45-60 мин. Уэббер ошибается в Rindt. Машина вылетает на гравий, разворачивается и вновь выскакивает на трассу. Новые мягкие шины позволяют М. Шумахеру сбросить больше секунды - 1’11.072! У Бернольди прокол. Вильнев поднимается до 9-го места. Баррикелло блокирует на торможении передние колеса, выскакивает на гравий в Gosser и глохнет. Там же ошибается Масса. Желтые флаги.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. Сато ошибается, едва покинув боксы, и резко тормозит, чтобы вытрясти камешки из воздухозаборников. Ральф промахивается в Castrol, там же крутит Мак-Ниша. Физикелла отклоняется от траектории и соскальзывает на гравий. Монтоя выскакивает с трассы в Remus, М. Шумахер ошибается несколько раз по ходу одного круга, но затем показывает время 1’10.597. Бернольди 4-й.

15-30 мин. Монтоя и Райкконен по очереди показывают 2-е время, Баррикелло тут же покидает боксы и выходит в лидеры - 1’10.549. Arrows Френтцена вылетает в Remus, повредив днище - механикам требуется около четверти часа на устранение неисправности. Не везет Хайдфельду - отказ генератора. М. Шумахер вновь на гравии. Физикелла теряет управление в первом повороте и превращается в зрителя. Череду вылетов продолжают Култхард, Р. Шумахер и Френтцен (на запасной машине).

30-45 мин. Ошибается Масса. Лидируют Баррикелло, М. Шумахер, Монтоя, Райкконен, Бернольди, Култхард. Баррикелло тренирует старт на выезде с пит-лейн. Панис выскакивает в гравий, М. Шумахера крутит на выходе из Remus.

45-60 мин. Мак-Ниш с пустым баком 5-й - 1’11.158. Бернольди ошибается в Castrol. Баррикелло ставит рекорд на первом секторе, но не заканчивает круг, уткнувшись в Сало (19-й), у которого всю тренировку барахлит рулевое управление. Монтоя из-за сбоя электроники блокирует колеса и выскакивает с трассы в Remus. Френтцен покидает боксы на основной машине и почти сразу ошибается. Последним вылетает на гравий Вильнев.

11.05.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. После установочного круга трасса пустеет. Одним из первых тренировку начинает Физикелла - вчера он был лишь 18-м после ошибки в середине второго часа. Однако итальянец недолго остается в лидерах, М. Шумахер - 1’11.959. Немца поддерживают Ральф - 1’11.180 и Френтцен - 1’11.651.

20-35 мин. Баррикелло быстрейший - 1’10.902! Масса, Бернольди и Култхард сменяют друг друга на третьей строчке. Гонщики McLaren выходят вперед - 1’10.593 у Райкконена и 1’10.795 у Култхарда. М. Шумахер отвечает - 1’09.499, это быстрее рекорда трассы! Френтцен 6-й.

35-45 мин. Масса слишком широко входит в последний поворот. М. Шумахер еще быстрее - 1’09.001. Баррикелло устанавливает лучшее время на втором секторе, но сворачивает в боксы. Френтцен под клетчатым флагом 4-й - 1’10.764. Он уступает Баррикелло и Райкконену, но опережает Массу и Култхарда. В 9:43 судьи штрафуют Уэббера на $1000 за превышение скорости на пит-лейн (+3,6 км/ч).

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Как и в пятницу, вторая часть тренировки изобилует вылетами. Первым ошибается Йонг в повороте Rindt. Бернольди сидит на стене пит-лейн - на его Arrows проблемы с КП. Скачет по гравию McLaren Райкконена. М. Шумахер - 1’08.864. Гонщики Williams пока за пределами первой десятки. Сато ошибается в Berger - на трассе желтые флаги. Новая версия двигателя Honda позволяет Панису показать время 1’10.216 (4-й).

15-30 мин. Преимущество М. Шумахера по-прежнему бесспорно - 1’08.433. Монтоя вылетает в повороте Berger. Йонг улучшает свое время, но уступает Уэбберу более секунды. Марк также ошибается в последнем повороте.

30-45 мин. М. Шумахер слишком широко заходит в последний поворот и выскакивает на гравий. Также вылетает с трассы Култхард. Френтцен и М. Шумахер едва не сталкиваются. Бернольди разворачивает на выходе из последнего поворота. Arrows замирает поперек трассы. Желтые флаги.

11.05.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.10

00-20 мин. Трасса нагрелась до 30℃. Через 10 минут после начала квалификации Уэббер ставит первый ориентир - 1’13.794, на 2 секунды медленнее, чем утром. На трассе Йонг и, неожиданно рано, Монтоя. Оба не завершают быстрый круг - у колумбийца барахлит двигатель, малайзийца разворачивает в Berger. Механики Williams перенастраивают под Монтою запасную машину, первоначально предназначенную Ральфу. Сато - 1’10.841.

20-30 мин. Вильнев быстрейший на двух первых секторах, но ошибается в последнем повороте и не улучшает времени Сато. Зато это по очереди удается Бернольди, Ральфу, Райкконену и Култхарду (1’09.413). Физикелла, на Jordan которого ночью установили новый двигатель, вылетает в первом повороте и едва избегает контакта с барьером из шин. Масса ошибается и прерывает попытку. Двигатель на Renault Трулли взрывается в Rindt и заливает трассу маслом, на котором поскальзываются Баррикелло и Френтцен (немец повреждает машину). Красные флаги. Десять минут судьи убирали с трассы масло. М. Шумахер до сих пор не покидал боксов, а еще семеро пилотов не попадают в 107%. Механикам Arrows удалось починить машину Френтцена, их коллеги из Renault готовят Трулли запасной болид.

30-45 мин. Р. Шумахер выходит вперед - 1’09.354. Обе Ferrari на быстром круге. Баррикелло - 1’08.676. М. Шумахер ошибается в Remus и показывает 1’08.859. Немец начинает второй быстрый круг подряд, но его Ferrari крутит в Castrol. Рубенс же не ошибается - 1’08.261! Панис также вылетает в Castrol, гонщики McLaren не могут улучшить свое время.

45-55 мин. Уэббер 21-й (1’11.388) - теперь все пилоты попадают в 107%. Р. Шумахер сбрасывает секунду - 1’08.364, но уступает Баррикелло одну десятую. Гонщики Sauber опережают соперников из McLaren. Сало из-за недостаточной поворачиваемости ошибается в первом повороте. Панис и Френтцен прорываются в первую десятку. Монтоя лишь 12-й (барахлит электроника), к тому же колумбийца зазывают на техкомиссию. М. Шумахер выезжает на запасной машине. Бернольди натыкается на Френтцена.

55-60 мин. Вильнев (20-й) ошибается в Mobilkom и не улучшает позицию. Баттон мешает Хайдфельду на быстром круге. Баррикелло, пытаясь опередить Сало в Remus, выскакивает на гравий. Братья Шумахеры не могут улучшить позицию. Монтоя, изменив давление в шинах, 4-й. Райкконен обгоняет Массу (6-й), а Баррикелло уже под клетчатым флагом показывает невероятные 1’08.082. Ирвайн и Бернольди сталкиваются в третьем повороте - ирландец теряет переднее антикрыло. Баррикелло - быстрейший на всех секторах и в конце прямой (309,2 км/ч).

12.05.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. Солнце уже высушило трассу после ночного дождя. Гонщики проверяют основные и запасные автомобили. Вильнев, который с самого начала уик-энда не может отыскать правильные настройки, остается на трассе. Култхард и Ирвайн присоединяются к канадцу и поочередно занимают первую строчку. Все трое пока медленнее 1’13. У Физикеллы отказывает датчик выхлопной системы - итальянцу приходится пересесть в запасную машину.

10-20 мин.    В середине тренировки лидируют Ferrari: 1’12.026 у М. Шумахера, который поочередно обкатывает основную и запасную машины, и 1’12.355 у Баррикелло. Монтоя пока остается в боксах, зато в первой шестерке оба Arrows и Вильнев. Канадец готовит к гонке запасную машину. Трулли, наоборот, использует восстановленную основную.

20-30 мин. Френтцен устанавливает лучшее время на втором секторе. Баррикелло 1’10.876. Ральф выскакивает на гравий в Gosser. Гонщики Williams тренируются на дождевых шинах и поэтому занимают места лишь в конце второй десятки, а в первой шестерке представители Ferrari (Баррикелло вновь лучший - 1’10.876), Sauber и Arrows. Лучший гонщик Michelin - Култхард (7-й).

Жертвоприношение

Красная линия гонки

Если в пьесе на стене висит ружье, оно непременно должно выстрелить - уверял классик. В австрийской комедии абсурда «ружье» выстрелило дважды.

Причем первый «выстрел» - столкновение Такумы Сато и Ника Хайдфельда - едва не превратил красивый автогоночный спектакль в трагедию. Стоит заметить, что технический директор Sauber Вилли Рампф заведомо предупреждал еще в четверг: «Шпилька Remus - отличное место для обгона на торможении, но тормозить надо очень аккуратно, чтобы машина непременно крепко «держалась» колесами за трассу». Жаль, что Ника Хайдфельда в этот момент, наверное, не было поблизости... Либо же во время гонки он был слишком возбужден по случаю только что отпразднованного дня рождения и приобретения «мечты детства» - новейшего Porsche 911 GT2, либо просто элементарно ошибся. Любопытно, что сам Ник в тот же четверг «пообещал»: «Трасса «А1» отличается довольно длинными прямыми, перемежаемыми весьма медленными поворотами, так что, думаю, во втором повороте может случиться что-то очень интересное».

Ник оказался человеком слова: сказано - сделано. В отчаянной и запоздалой попытке резко снизить скорость с 300 км/час на высшей передаче до 65 км/час на первой Хайдфельд утратил контроль над машиной, ее занесло, выбросило с трассы внутрь шпильки, а затем бросило прямо наперерез уже выходящему из поворота Такуме Сато, и в небо взметнулся «фейерверк» из желтых и голубых обломков. Ничего себе, отметил Ник день рождения!

Впрочем, в тот момент всем было не до иронии: сердца замерли в ожидании самого худшего. Хайдфельд остался цел и невредим. Но на нем просто лица не было, столь сильно переживал он за Сато, вокруг которого, сначала долго остававшегося в кокпите, а потом неподвижно лежащего на носилках, продолжали суетиться медики. Да и нам, стоящим в нескольких метрах от происходящего рядом с раскромсанным Jordan, было, что и говорить, не по себе. Но, слава богу, для японского гонщика все обошлось лишь сильнейшим потрясением. Автомобиль безопасности ушел с трассы, и гонка продолжилась.

Авария, безусловно, внесла в гонку особую остроту. Хотя зрители в районе первого поворота с самого начала «жмурились» в предвкушении чего-то подобного. Но, несмотря на «конфликтный пасьянс» на стартовом поле, «традиционного» в последние годы столкновения в послестартовом повороте не случилось, хотя новому пилоту Sauber пришлось для этого уступить прежнему и «добровольно-принудительно» прокатиться по траве. Когда же в следующем повороте за пределы трассы оказался «выдавлен» Хайнц-Харальд Френтцен, это стоило ему множества потерянных позиций, но и его обидчика, Жака Вильнева, судьи наказали «модным» в этом сезоне штрафом - безостановочным проездом по пит-лейн.

Непосредственно же старт удачно сложился для Михаэля Шумахера, который (равно как и Баррикелло) выбрал тактику двух пит-стопов и на заведомо более легкой машине без проблем сразу же отобрал вторую позицию у своего брата. И тем самым уже изначально заложил возможность финишной «аферы»: ведь если бы Ральфу удалось защитить свою позицию, то Баррикелло не пришлось бы жертвовать своими десятью очками «в пользу богатых».

Вторым же героем старта стал как раз Хайдфельд, опередивший не только Монтою, но и, вслед за Шумахером-старшим - Шумахера-младшего, разбив, таким образом, четверку топ-пилотов на одноцветные пары. Но уже на следующем круге, чересчур увлекшись скоростью, зашел в первый поворот слишком широко и пропустил обоих гонщиков Williams обратно. А заодно пропустил мимо ушей этот предупредительный «звоночек», к которому стоило бы прислушаться.

Тем временем его бывший партнер по команде и один из героев ГП Австрии прошлого года после короткой и яркой, но безрезультативной борьбы с Култхардом вынужден был припарковать свой McLaren у отбойника: в очередной раз подвел мотор Mercedes.

После этого на протяжении полутора десятка кругов гонка проходила спокойно, а самыми заметными ее эпизодами были эффектные обгоны Жаком Вильневом на заправленной под два пит-стопа машине одного гонщика за другим.

Но затем Жаку пришло время отбыть наказание, и все его труды оказались напрасными. Но проблемы канадца - сущая ерунда по сравнению с бедой его товарища: полыхнувший посреди трассы BAR Оливье Паниса потребовал выезда машины безопасности. И гонщики один за другим спокойно поехали на пит-стоп.

Те же, кто не успел или не захотел заехать в боксы вслед за первым выездом машины безопасности, смогли комфортно сделать это во время ее вторичного появления. Именно это, как обычно в таких случаях и бывает, во многом и предопределило последующий исход гонки, в том числе и судьбу третьего призового места: оба гонщика Williams в отличие от большинства решили не проводить пит-стопы под желтыми флагами, но Хуан-Пабло оказался хитрее - экономия бензина при движении за машиной безопасности позволила ему «пересидеть» на трассе Ральфа, а резина жесткого типа - провести гонку на одном комплекте шин от старта до финиша!

Помимо упомянутого выше, самыми острыми эпизодами ГП Австрии стали также эффектные взрывы моторов на машинах Алекса Йонга и все того же Вильнева и упорная борьба Физикеллы с Култхардом: неужели у McLaren дела с мотором обстоят настолько плохо, что даже на этой трассе Дэвиду с трудом удавалось сдерживать атаки гонщика Jordan.

Наконец, как и полагается в хорошей постановке, перед самым ее финалом пресловутое ружье грохнуло вновь, на этот раз с куда большим «шумом». На курок нажал Росс Браун (который потом отдувался перед журналистами с лицом убитого горем человека). А жертвой стал прекрасно проведший весь уик-энд Баррикелло. М. Шумахеру в ходе гонки так и не удалось обогнать своего «помощника». Но за считанные метры до финиша под всеобщий возмущенный гул бразилец пропускает вперед своего «вельможного» партнера. Красивая «пьеса» закончилась одиозной комедией абсурда, переплетенной с классической мелодрамой «маленького человека». Тысячи зрителей встретили финал свистом. В приличных театрах, между прочим, в подобных случаях принято возвращать деньги за билеты. Хотя вряд ли это может компенсировать моральный ущерб. И нет сомнений, что «эхо» прогремевшего в австрийских Альпах выстрела еще не раз аукнется. Занавес!

Борис Мурадов

Продолжение здесь...

← к содержанию № 47 (06.2002)

Просмотров: 67